agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

"Негалерейное" искусство (часть 1)

6 Фредерик Казервуд, Чичен- Ица
Фредерик Казервуд. Зарисовка из города Майя Чичен-Ица (19 век)

Получив множество комментариев к предыдущему посту об искусстве от моих «френдов», я поняла, что поднятая тема не вмещается в объем одного поста. Некоторые вопросы для новой беседы подсказали вы, мои добрые друзья, кое-что всплыло при просмотре некоторых материалов в Сети.

1 Тиранозавр рекс нападает на утконосых динозавров Зденек Буриан

Зденек Буриан. "Тиранозавр Рекс нападает на утконосых динозавров"

Что-то такое вертится в голове необъятное и неоднозначное, к чему тек и просится скучное казенное название «Роль изобразительного искусства в повседневной жизни». И, понятно, о патрикиевской росписи и холмогорской резьбе по кости говорить не хочется, народное творчество – тема для отдельной беседы. Очередная куча вопросов, на которые нам вместе предстоит ответить, и, как и в прошлый раз, они риторические, то есть ответа, по сути, не требуют.

2 Константин Флёров Токсодон
Константин Флеров "Токсодон"

Какова же роль художника в мировом прогрессе?

И зачем же все-таки нам нужно искусство и так ли оно нужно в наше время?

Замечаем ли мы роль художников в своей жизни и жизни общества, в котором мы живем?

Знаете ли вы современных художников и нравятся ли вам их работы?

Правда ли, что прикладную роль искусства сегодня на себя взяли машины и компьютеры, и в создании полезных красивостей роль человека-художника незначительна?

Есть ли у вас ощущение, что современное искусство, если оно и существует, перекочевало в некую снобистско-элитарную область, малодоступную даже тем, кому оно интересно?

В чем же разница между произведением искусства и ширпотребом, даже самым дорогим?

Во как! На целую диссертацию темка!

Некоторые ответы мне подсказал художник Валерий Аркадьевич Корабельников в интервью «Изобразительное искусство: быть или не быть? Русский вопрос » (не кидайтесь сразу смотреть, там очень долго и нудно, сначала пост дочитайте!).

Предупреждаю, что работая над этим постом, я практически пересказываю его мысли, добавляя то, что считаю нужным и упуская то, с чем не согласна.

3 Чарльз Найт Драка дриптозавров
Чарльз Найт "Драка дриптозавров"

Я размышляла, какие же силы движут развитием изобразительного искусства, и на ум мне пришли такие: власть (в смысле – государство), религия, деньги и утилитарные потребности – ну, хочется красивого, даже на чашке нарисованного! И, конечно, вдохновение художника, ведь я сама знаю, что бывает такое состояние, что если не нарисуешь вот прямо сейчас то, что задумал, то спать не сможешь. Корабельников все разложил по косточкам более аккуратно. Он предлагает следующие области, в которых изобразительное искусство важно и нужно:

-Познание мира

-Образование и науки

-Религия

-Политика

-Индустрия

-Бизнес

-Финансы

-Рекреационная роль (отдых)

-Эстетическая.

Последнюю мы обсуждать как раз не будем, тут и так все понятно – на картины и скульптуры смотреть приятно или неприятно, они вызывают чувства, будят фантазию, греют сердце, наворачивают слезы и т.д. Это как раз то, что мы видим в галереях, тут можно обсуждать вкусы. Поговорим как раз о «негалерейном» изобразительном искусстве.

3а Носитель Ананьинской культуры

Михаил Герасимов "Носитель Ананьинской культуры"

Марфа
Сергей Никитин "Марфа Собакина". Эта та несчастная царица, третья жена Ивана Грозного, которая прожила всего несколько дней после свадьбы

Итак, как же художник может участвовать в познавании мира?

Был такой интересный чех, Зденек Буриан, который… создал динозавров. Именно такими, какими их нарисовал Буриан, мы привыкли их себе представлять. Зденеку достаточно было предоставить кости динозавра, и он, после тщательного изучения, измерений и создания множества эскизов воссоздавал его облик. Его интерес к естествознанию, а в частности, к палеонтологии, удачно совмещался с удивительным талантом художника. И удивительной же плодовитостью – он оставил наследие огромное: 14 000 рисунков, более 1000 картин маслом. Его работы можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Еще один художник-реконструктивист работал в Советском Союзе – Константин Флеров. Его картины можно увидеть и в Зоологическом музее в Санкт-Петербурге, и в Дарвиновском музее в Москве и других музеях. Очень талантливый человек! В юности он получил азы академической школы живописи, но вот образование и профессию выбрал научную – биолог-палеонтолог.

И еще один выдающийся мастер в этой области – американец Чарльз Найт. Помимо виртуозной техники, его работы отличаются напряженным драматизмом: просто голливудский «Парк Юрского Периода», только застывший на холсте! ЗДЕСЬ много его.

Сегодня даже трехмерные фильмы снимают про динозавров ("Прогулки с чудовищами", например). Наивный человек и подвоха не различит: "Где они их нашли?". А в основе всей этой сложнейшей графики лежит именно тот образ динозавров, какими их представили себе когда-то родоначальники реконструктивной палеонтологии.

5 Тутанхомон
Тутанхамон. Компьютерная реконструкция

Еще одна схожая область – анатомическая реконструкция внешности. Тут даже я поучаствовала ЗДЕСЬ))). Все вы, конечно, знаете реконструкции Михаила Герасимова, которые он делал по черепам - очень правдоподобные и выразительные. Киевляне могут видеть бюст Ярослава Мудрого, выставленный в Софиевском соборе – его работа. Основным делом его жизни была археология, он с 11  лет участвовл в экспидициях, и статьи об этом позже писал, но прославился он именно реконструкциями, для которых талант скульптора просто необходим.

4

Воображаемый портрет Марии Стюарт, синтезированный на компьютере на основе ее прижизненных изображений. Не очень, правда?

Его последователем можно считать Сергея Никитина, работает до сих пор, не старый еще дядька. Он, вообще-то, криминалист, но и историческими реконструкциями тоже занимается. Ему мы обязаны рядом женских скульптурных портретов, с черепов, обнаруженных в женском некрополе Кремля; в частности, моей любимой Софьи Палеолог. А еще семья Николая Второго, Андрей Рублев, Илья Муромец. Его работы, на мой взгляд, более схематичные, чем у Герасимова. А может быть, у него просто другой художественный стиль. Все-таки рука художника многое значит именно для "оживления" облика персонажа. Этого никакой компьютер воспроизвести не может.

s640x480
Знаменитый "Носорог" Альбрехта Дюрера (1515). Долгое время использовался, как достоверное изображение животного, хотя Дюрер никогда не видел носорогов - он сделал гравюру по мотивам чьего-то рисунка. Фантазия художника иногда угадывает реальность и фиксирует ее очень выразительно!

Нынче неплохие реконструкции научились делать на компьютере, они очень яркие и, наверное, не менее достоверные, но вот об их художественных достоинствах можно спорить. С другой стороны, для работы в подобных графических программах также нужны навыки рисования, иначе вряд ли удастся создать «жизненное» изображение. Возвращаясь к скульптурным рекнструкциям, сравните кривенького старикашку-ананьинца, сделанного Герасимовым, с компьютерным Тутанхомоном, безукоризненным по-своему. Оба производят довольно сильное впечатление, но первый - это все-таки больше скульптура, это куда-то ближе к душе, а второй - сверкающий бонус для ученых. Смотришь на него и думаешь: "Как живой!". "Как", но не живой! А глянешь на старикашку, и тут же думаешь: "Надо же, как на нашего "трудовика" похож!" Что-же там все-таки таиться, там, на кончике кисти живописца и резца скульптора?

6 Идол из Коптана Казервуд

Фредерик Казервуд "Идол из Коптана"

В прежние времена исследователи новых земель и открыватели биологических видов нередко обладали большим художественным талантом. Не зря их рисунки и гравюры, сделанные по ним, сейчас ценятся, как полновесные произведения искусства и украшают гламурные гостиные. Одним из таких мастеров был англичанин Фредерик Каthервуд. В 19 веке он открыл руины цивилизации майя и зарисовал их. И не известно, за что человечество должно быть ему благодарно больше. Его рисунки – просто шедевры! Нате вам еще Казервуда.

Рисунки Маклая

Рисунки русского путешественника Николая Миклухо-Маклая

Важным был художественный талант и для ботаников – ведь новые открытые растения нельзя было довести через океан, к примеру, свежими и яркими, приходилось их прямо на месте зарисовывать. Я не стала рыться в Сети в поисках таких шедевров, а решила привести вам копии акварелей В.Миллера из альбома «Садовые многолетники», он у меня имеется (переиздание альбома, выпущенного в 1911 году) – вот красивы цветы на фотографиях, а все равно что-то в этих акварельках есть такое, чего «за деньги не купишь»! Кстати, еще совсем недавно составители книг о лекарственных растениях предпочитали использовать не фотографии, а рисунки, не знаю, как сейчас. У меня, например, есть такая книга «Лекарственные растения СССР».

8 img488
В. Миллер, из альбома "Садовые многолетники"

И зоологи туда же! Вернее, сейчас я вам напомню про орнитолога одного. Речь идет об американце Джоне Джеймсе Одюбоне. В первой половине 19 века он создал уникальную книгу «Птицы Америки» в нескольких томах. Вся она была нарисована от руки! Страницы были огромного размера – 99 см на 66!!! Точность воспроизведения просто ювелирная! Неприятным было только то, что для того, чтобы заставить птичку позировать, Джон должен был ее пристрелить (думаю, многие нынешние фотографы с моделями поступали бы также с превеликим удовольствием!). А что вы хотели?! – над каждым рисунком он корпел по два месяца, кто же столько выдержит. Не знаю, в чем уж он их там мариновал…Где-то в Сети о нем фильм документальный валяется, поищите. Многих видов, которые он запечатлел, сейчас уже и не существует.

5 Джон Джеймс Одибон Птицы Америки

7 Одюбон

Работы Джона Джеймса Одюбона из серии "Птицы Америки"

А история? А этнография? А краеведение?  Откуда бы мы знали, как выглядели многие исторические персонажи, во что были одеты, чем питались, какие предметы их окружали, если бы не художники? Благодаря многочисленным деталям быта, старательно изображенным неленивыми живописцами, мы сейчас имеем представление, как жили люди самых разных эпох. Вот как бы я представляла, как выглядел мой город в 17 веке, если бы не Абрагам ван Вестерфельд? Или, каими были постройки во множестве городов к западу от Киева, если бы не Наполеон Орда? И даже Тарас Шевченко! Про Орду я уже писала когда-то. Был такой удивительный белорусский математик, музыкант, путешественник и художник. Все любители познавательных путешествий по Украине на его рисунки и гравюры не надышатся: ведь он запечатлел множество замков и поместий такими, как они были 150-170 лет назад! Я очень часто использую его работы в своих блогах. Замечательный мужик, просто "человек эпохи Возрождения"!

Наполеон_Орда._Острог
Наплеон Орда. "Городок Острог неподалеку от Ровно"

Вербки
Т.Г.Шевченко. "Церковь в селе Вербки". Считалось, что в ней похоронен Андрей Курбский.


Вестерфельд
А.Вестерфельд "Замковая гора в Киеве". Сейчас она более покатая и почти пустая, на ней совсем недавно было кладбище, от замка не осталось и следа - он был деревянный.

Это мы так плавно к наукам и образованию перешли. Про медицину поговорим. Темы «Художник для анатомии» и «Анатомия для художника» обширны и безбрежны. Всем известны анатомические рисунки Леонардо да Винчи, да и другие художники средневековья занимались изысканиями в этой области, иногда рискую жизнью. Думаю, и в наши дни без этого не обойтись. Ну, ужасно это все выглядит в сфотографированном виде, поверьте, я знаю!

I-E-2-04a
Жак Фабьен Готье Даготи "Анатомический рисунок", 1773, Париж

И теперь все еще пользуются анатомическими атласами (я в свое время училась по Синельникову) с художественными иллюстрациями. И не только анатомия – гистология, биология и т.д. Даже самих заставляли  перерисовывать типы тканей в альбомчики карандашами.

клетки
Внутренний мир клетки. Это, представьте себе, фотография, немного подкрашенная и подретушированная. Чем вам не искусство?
Взято Здесь, там  есть еще.

Сейчас прогресс шагнул далеко вперед, думаю, дело за компьюторными 3D-изображениями, а мы с вами договорились, что и в этом деле тоже нужен художественный талант. Медицинская наука, а вернее, анатомия, так тесно связана с искусством, так тесно с ним переплелась, что сейчас уже просто используют анатомические препараты в качестве выставочных экспонатов.

тела
Жутковатый экспонат анатомической выставки

В Киеве совсем недавно закончилась китайская выставка «Тайны тела», где вместо скульптур были выставлены тщательно отпрепарированные тела умерших китайцев (завещавших свои тушки для этого экстравагантного проекта), хотя ее организаторы утверждают, что ее цель не эстетическая, а познавательная. А еще - деньговыкачивательная - 15 евро за вход?!

Adolf_Wölfli_Schähren-Hall_und_Schährer-Skt_Adolf-Ring
Работа художника Адольфа Вёльфли, страдавшего шизофренией

Если уж коснулись медицины, то нужно упомянуть и такую ее молодую область, как арт-терапия. Ее используют для реабилитации пациентов с психическими отклонениями. К слову, среди людей с психическими проблемами было немало по-настоящему талантливых художников: Ван Гог, Серафина Луи, Врубель, Северин Педер Крёйер, Эдвард Мунк, Павел Федотов. Я здесь вам показываю еще одного – Адольфа Вёльфли, швейцарца, большую часть жизни проведшего в психиатрической лечебнице. Врачи поощряли его занятия рисованием, ведь это благоприятно влияло на его состояние. Работы очень занятные, можете посмотреть ЗДЕСЬ.

Евгений Рачёв 2Евгений рачев
Иллюстрации Евгения Рачёва

Скажите, а вам нравятся школьные учебники ваших детей, их оформление? Мне - не очень. Как-то уныленько. Хотя, нам сейчас не понять: ведь мы смотрим на эти картинки "взрослыми" глазами. А первый русский букварь (вернее, азбука) был просто революцией для своего времени! Случилось это в конце 17 века, и создал его Карион Истомин, рисунки(вернее гравюры), сделал гравер Оружейной палаты Леонтий Бунин. А вот в начале 20 века была  такая азбука, иллюстрации для которой создал сам Васнецов!

13 Букварь Кариона Истомина 1691

Страница "Азбуки" Истомина

И вообще знаменитые художники не брезговали иллюстрациями, чтобы сделать для подрастающего поколения чтение и познавательным, и приятным. Чудесные иллюстрации, к примеру, создал Врубель («Анна Каренина» Толстого и «Демон» Лермонтова), Билибин («Русские сказки»), Серов («Басни Крылова») и т.д. Позже была целая когорта художников, специализировавшихся на детских иллюстрациях – очаровательный Владимир Сутеев (он и сказки сам писал), и Евгений Рачёв с его человекоподобными зверушками, и Татьяна Маврина с немного сумасшедшими рисунками, и многие другие.

14 Амурские сказки
Потрясающая иллюстрация Геннадия Павлишина к "Амурским Сказкам"

Для меня лично верхом оформительского искусства стали работы Геннадия Павлишина, иллюстрации к «Амурским сказкам». Это была моя самая любимая книга! Куда же она подевалась во время разъездов-переездов?! Массу его работ нашла в одном ЖЖ ЗДЕСЬ и прям прослезилась от узнавания и умиления!

Еще немного об образовании. Помню в медучилище и институте нам показывали такие унылые таблицы типа: « Виды высыпаний при детских инфекциях» или «Классификация желтух» и т.д., страшные такие, на желтоватом картоне, еще Пирогов по ним учился. В школах такие тоже используют – всякие там «Грызуны» и « Членистоногие», может, хоть сейчас уже посимпатичнее они. Так вот, был такой замечательный немецкий человек, Эрнст Генрих Геккель (1834—1919), просто гений в своем роде, он делал подобные таблицы, но это были самые настоящие произведения искусства!

9

10 Эрнст Геккель2

Невероятные схемы Эрнста Геккеля

Судите сами. По образованию он был врач, но по специальности никогда не работал. Был ярым дарвинистом и увлекался всякими биологическими классификациями. Правда, его обвиняли во многих неточностях и чрезмерной «художественности» его работ, но выглядят они просто потрясающе! Понятно теперь, почему в те времена такая куча естествознателей образовалась - насмотрятся таких картинок, и потянет в неизведанное...  Тут еще он есть.

На сайте «Сноба» нашла одну интересную статью, где говорится о вручении наград на конкурсе научных изображений компьютерных дизайнеров. Одна из них явно перекликается с шедеврами Геккеля. Некоторые другие тоже симпатичные, например «портрет» вируса ВИЧ.

11 Инфографика
Победитель в разделе "Инфографика" на конкурсе научных изображений в компьютерной графике. Работа "Классификация грибов". Шедевр в своем роде.
Авторы: Кендис Эллиот и Мо Файяз, Висконсин



12 3х мерная модель вируса ВИЧmage courtesy of Ivan Konstantinov, Yury Stefanov, Aleksander Kovalevsky, Yegor Voronin — Visual Science Company.
Первое место в категории "Иллюстрация" - "портрет" вируса ВИЧ, автроры: российская группа "Вижуал Сайнз Компани", Иван Константинов, Юрий Стефанов, Егор Воронин, Александр Ковалевский

Ой, все, уже пальцы болят по клавиатуре щелкать.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Спокойной ночи!

Tags: разговоры об искусстве
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments