agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Стамбул. Мозаики храма Богородицы Паммакаристы

"Салтан разграбил церковь и все церковное строение,  все  достояние разграблено, кельи обвалились. Мне строить  нечем; что было казны, все расхищено".

(вместо эпиграфа, объясню потом)

1DSC_0622           

Привет всем!

А расскажу-ка я вам кратенько (страниц на пять), пока у меня зреет очередной пост про древнее искусство, про один чудесный музей в Стамбуле. Расположен он в нынешней мечети Фетхие-Джами, или бывшем византийском храме Богородицы Паммакаристы. Он лежит несколько в стороне от туристических маршрутов, более того, расположен он в районе компактного проживания радикальных мусульман Чаршамба.

DSC_0572

DSC_0571

Фрагментов фресок осталось совсем мало

Так что, если вы девушка, и собираетесь туда пойти с другой девушкой, лучше одеться поскромнее. На улицах района все женщины закутаны в черные мусульманские одеяния, мужчины ходят в шапочках и небольших чалмах, подавляющее большинство носят бороды. Большинство магазинов – книжные лавки с богословскими книгами и такие специальные заведения, где толкуют Коран. Если вы будете вести себя пристойно, то с вами будут обходиться вполне дружелюбно, даже водички дадут бесплатно в кафе.

DSC_0573

Частично сохранился пол из приконнесского мрамора

А если вы еще проявите искренний интерес к местным достопримечательностям, то вам с готовностью все покажут и расскажут – мусульмане мусульманами, а они все-таки в первую очередь турки, а турки своей родиной гордятся! И какая историческая ирония судьбы – когда-то в этом районе была масса православных храмов! Здания двух из них сохранились до сих про – храм Богородицы Паммакаристы («Радующейся») и крошечная церковь Иоанна Предтечи (мечеть Ахмет Паши).

DSC_0575

Как я уже сказала, туристы сюда добираются нечасто. Мне очень повезло – в Интернете указано, что по средам в музее выходной, а у меня получалось попасть сюда только в среду. Шла наобум, в надежде посмотреть хотя бы снаружи, и о, чудо! – музей был открыт, мне удалось осмотреть мозаики. Не все знают, что это третий по площади и сохранности мозаик храм Константинополя, который сейчас можно осмотреть – после Святой Софии и Керхие (Хора). История храма довольно интересна. Относится он к позднему Византийскому периоду, строился почти сразу после изгнания крестоносцев – в 1290-х. Видимо, его возводили в честь победы и воцарения династии Палеологов. Храмы того периода довольно характерные – небольшие, но красивые и даже вычурные – обильно декорированные, как для византийских церквей, с причудливо чередующимися объемами, узорной кладкой и т.д.

DSC_0577

DSC_0576

Построил храм некий военный чиновник протостратор Михаил Глабос (Голова) Тарханиот (судя по прозвищу – родом из славян, да и по сохранившимся документам видно, что с миссиями его отправляли в славянские земли). Михаил был человеком не особо знатным, а вот супруга его Мария была родственницей самих Палеологов и Комнинов (сестра Алексея Комнина). На службе у семьи пребывал умеренно одаренный поэт Михаил Фил, который славословил своих покровителей почем зря, выдержки из его цветистых од увековечены на стенах храма – их части до сих пор можно видеть. Из этих поэм исследователи узнали, что та часть, в которой сохранились мозаики, часовня-пареклесия, пристроенная с южной стороны, возведена по приказу жены, а вернее, к тому времени уже вдовы Михаила в честь умершего мужа – там его и погребли. Позднее здесь нашли упокоение несколько других знатных особ (захоронения не сохранились).

DSC_0579

Придел посвящен Иисусу Христу, поэтому на мозаиках мы можем видеть сцены крещения, в куполе – Христа с пророками, каждый из которых держит в руках свитки с надписями:


  1. Исайя. Надпись на свитке: «Вот, Господь восседает на облаке быстром» (Ис.19:1)

  2. Моисей. «Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык» (Вт. 10:17)

  3. Иеремия. «Вот наш Господь, ничто с ним не сравнится»

  4. Софония. «Огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля» (Сф.1:18)

  5. Михей. «Гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами» (Мх. 4:1)

  6. Иоиль. «Бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это» (Иоиль 2:21)

  7. Захария. «Господа Саваофа — горою святыни» (Зх. 8:3)

  8. Авдий. «на горе Сионе будет спасение» (Авдий 1:17)

  9. Аввакум. «Господи! Услышал я слух Твой » (Авв. 3:2)

  10. Иона. «Молитва моя дошла до Тебя» (Иона 2:8)

  11. Малахий. «Вот, Я посылаю Ангела Моего» (Малахий 3:1)

  12. Иезекииль. «И тогда все верующие исчезнут»

DSC_0582

Христос Вседержитель с пророками

Раньше храм весь был украшен мозаиками и расписан. Фрески сохранились только фрагментарно, совсем чуть-чуть, а вот мозаик побольше. Интересно в храме и то, что здесь долгое время находилась кафедра Патриарха, после того, как его «выселили» из Святой Софии турки. Правда, сюда кафедра попала не сразу, а через три года после захвата Константинополя, поначалу она «квартировалась» в храме Святых Апостолов (на его фундаменте позже была построена мечеть Фатих). Кафедра здесь находилась более ста лет, здесь же был монастырь. Только в 1590 году храм отобрали под мечеть.

Помните слова, которые я вынесла в эпиграф? Они были записаны русским монахом-писарем со слов патриарха Иеремии, который пришел в Москву, к царю Борису Годунову , просить денег. Уже тогда начались притеснения со стороны султана, через два года патриархат выселили из Паммакаристы. А помните, что Годунов получил от патриарха взамен? А получил он независимый престол Московского Патриархата! Благодаря тому, что вот эта небольшая церковка прохудилась.

Мечеть здесь есть и сейчас, очень, очень скромная и даже слегка обшарпанная. В нее тоже можно попасть, но только во время намаза. Разувайтесь, покрывайте голову и заходите. Только снимать можно уже после окончания молитвы. Турки убрали большинство внутренних перекрытий и стен, так что внутренний облик храма значительно изменился. Мозаики в основном объеме сбили, а вот в пареклесии – поленились, и только замазали штукатуркой. Читала, что под храмом имеется довольно большая цистерна, чуть в стороне – еще две, но для туристов они не доступны.


DSC_0580
Характерные византийские капители.

DSC_0581

DSC_0583
Христос Иперагаф ("Наидобрейший")

DSC_0587

DSC_0590

DSC_0591
Видны остатки раскрашенного мраморного орнамента

DSC_0593

DSC_0598
Это группа греческих туристов. Священник-турист смотрится весьма органично в стенах храма.

DSC_0599
Пророки в куполе

DSC_0601
Скупые остатки некогда богато орнаментированного пола

DSC_0602

DSC_0603
Сцена Крещения

DSC_0604
Надпись: " Сей дар Богу от Марфы монахини за упокой супруга, Михаила Главы, который был доблестным и славным протостратором"

DSC_0605

DSC_0606

DSC_0608

DSC_0609

DSC_0613
Красный крест-граффити

DSC_0614

DSC_0615

DSC_0616

DSC_0619
Это вход в музей. Если обойти все это вокруг, мы попадем к другому входу - в ныне действующую мечеть.

DSC_0623
Надпись: "Михаил Дука Глава Тарханиот прототратор и ктитор"

DSC_0624

DSC_0625

DSC_0626

DSC_0628

DSC_0629

DSC_0630

DSC_0631
А это основной объем бывшего храма. Здесь теперь мечеть. Небогатая, по всей видимости.

DSC_0632
Трудно представить, как это выглядело при Палеологах

DSC_0633

DSC_0634

Если вы любите византийские мозаики, ни были у меня в рассказах про Святую Софию и про Хору.

Спасибо за внимание!
Tags: Стамбул, Турция, мечети, мозаики, храмы
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments