agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Vanitas!

А что это мы с вами пятницу, 13 пропустили? Не поужасались и неподрожали? Это не дело, надо сегодня наверстывать.


1620 немец
Неизвестный немецкий художник 1620

Vanitas vanitatum et omnia vanitas" ("Суета сует - всё суета!").

Я тут болтала намедни в камментах с ув. lenarudenko, обсуждали мы натюрморт с черепами Жерико, вывешенный мною ЗДЕСЬ. И решила я, найти еще таких натюрмортов, вроде бы попадались на глаза. Оказалось, что их просто масса! И жанр такой отдельный есть, называется «Vаnitas». Представляете – я этого на знала!!! Целый ряд художников практиковались в этом жанре, даже целыми семьями – как братья Питер и Харвен Стенвики. На натюрморты с черепами была просто повальная мода. Пошло это дело в 17 веке из Голландии – родины классического натюрморта, а затем переметнулось во Францию, Британию и другие страны.


Альберт Ван дер Шур 1660
Альберт ван дер Шур 1660-е

Антонио де Пареда
Антонио де Пареда

Что же это за сомнительное удовольствие – украшать цветочками и ленточками черепа? Никак страсть к шокированию публики и тяга ко всему ужасному и неизведанному двигала художниками? А вот и нет! Жанр не зря называется «Vаnitas» - «суета, тщеславие». Такие картины призваны были поучать, напомнить о бренности всего материального. Поводов не забывать о смерти у людей, живших в 17 веке в Европе, было немало: 30-летняя война, война между Англией и Францией, чума в Лондоне, Нидерландская революция, диктатура Кромвеля и казнь короля Карла Первого, наша Смута и т.д.

Арнольд Карл Балдингер 1872
Арнольд Карл Балдингер 1872     Крест - символ духовности и религиозности, даже прямое на них указание, появился в ВАНИТАС довольно поздно. А вот сургучная печать - знак тайны, приверженности к тайным знаниям либо невозможность к ним приобщиться - использовалась еще на заре жанра

После отгремевших религиозных воин особо популярной была идея возрожденной  духовности на фоне смертности, бренности всего материального и главенства религиозной мысли.

Вначале черепа рисовали на оборотной стороне обычных светских портретов, затем они перешли в самостоятельный жанр. В первое время их изображали в центре картины, крупными, нередко в нишах, остальных предметов было немного. В дальнейшем композиции становились все менее лаконичными, символы – все более глубокими и многозначительными. В период своего расцвета ВАНИТАС превратились в пышные и красочные полотна, изобилующие символикой и атрибутами, иногда даже чересчур перегруженные множеством деталей. Чтобы разобраться в этих символах и научиться читать их, я предлагаю посмотреть сами работы.

Бортоломеус Брейн старший 16
Бартоломеус Брейн Старший, кон. 16 века

Это одно из первых изображений в жанре ВАНИТАС. Предметов мало. На поучительный характер изображения указывает надпись на листке справа - что-то вроде "моменто мори", помни о смерти. Череп помещен в нишу, так делали в ранних работах. Погасшая свеча указывает на угасание жизни. Муха на черепе - знак зла, нечистоты, тлена.

Ван Утрехт Адриан 1642
Ван "Утрехт" Адриан, 1642

В более поздних работах череп смещается в сторону, деталей становится больше. В букете мы видим как живые и свежие цветы, так и увядающие - намек на недолговечность цветения и юности. Символами увядания служили и гниющие фрукты. Роза - символ телесной страсти, тюльпан - воплощение необдуманной расточительности (в Голландии за несколько луковиц тюльпанов редкого сорта можно было купить приличный дом).

Венцель Лоренс Рейнер 1710
Венцель Лоренц Райнер, 1710

Книги и писчее перо - символ наук.

Вильям Клас Хеда 1628
Вильям Клас Хеда 1628

Курительная трубка - очень частый атрибут, а также опрокинутый пустой бокал - символы кратковременности и эфемерности земных удовольствий. Нож - символ уязвимости, также иногда мог символизировать мужское начало. Слева - угасающая жаровня, в которой еле теплятся угли. Она, также как и погасшие светильники и затушенные свечи, означает угасание жизни.



Девид Бейли автопортрет 1651
Девид Бейли "Ванитас с автопортретом", 1651

Автопортреты - не такое частое явление жанра, но оно иногда встречаются. ВАНИТАС иногда были частью исторических полотен, аллегорий и жанровых сцен.

Жак де Гейн старший
Якоб (Жак) де Гейн старший

Тоже ранняя работа. Насколько я могу судить, шар над черепом может быть мыльным пузырем - символом уязвимости, хрупкости и недолговечности. Деньги на полке - символ богатства, которое нельзя забрать с собой в могилу. Тюльпан в вазе - вы уже знаете, прощальный дымок из погасшего светильника - жизнь истлела, душа, как дым покидает этот мир.

Жак Линар 1644
Жак Линар 1644

Гвоздики - брак, материнство.

Жан Давид де Хим
Жан Давид ле Хим

Слева мы видим часть доспехов - "оружие и воинская мощь так же тленны, как и все материальное"



Хим
Он же

Лопнувший гранат - символ плодородия или искупительной жертвы Христа (усиливается наличием распятия справа)

Жан Давид де Хим2
Он же

Музыкальные инструменты - символ вечного  искусства, опрокинутая чаша - то же, что и бокал. Пустые раковины означают то же, что и череп - здесь раньше была жизнь, но теперь ее нет! Слева от раковины - механические часы, которые напоминают о скоротечности времени. Дым из жаровни иногда символизировал улетающую душу, а иногда - призрачность надежд.

Жан Давид де Хим 3
Он же

Символы искусства (скульптуры), наук (книги) и поучительная надпись. Лавровый венок - символ поэзии.

Жан де Хим 1685
Он же 1685

Здесь мы видим множество символов - книга, угасшая свеча, курительная трубка, но черепа нет. Но это тоже ВАНИТАС. Символика жанра позже еще долгое время использовалась в обычном натюрморте. В левой части букета мак - символ смерти и забвения. Мы видим устрицы рядом с лимоном - это символы сексуальных наслаждений. Правда, устрицы могли иметь и другой смысл - вскрытая раковина символизировала обнаженную душу.

Корнелий Норберт
Корнелиус Норберт Гейсбрехт.
Справа - блюдце и трубочка для выдувания мыльных пузырей.
А вот еще, очень похоже:


Обманка

Перевернутые песочные часы - время вышло. Колосья обозначают возрождение, бессмертие души. Вообще, Гейсбрехт очень любил вот такие "обманки" - "ВАНИТАС вдвойне" - иллюзорность жизни подчеркивается тем, что изображение написано на написанном холсте. Еще его работы:

Корнелиус Гийсбрехт 1650
Корнелиус Гейнсбрехт, 1650

Тут тоже колосья. Зубами череп, кажется, держит флакон с румянами или пудрой (или часы). Косметика означала кратковременность физической красоты. Розовый шарф тоже подчеркивает, что эта аллегория - женская.


Обманка 2
Он же

обманка3

Он же

Н.Л. Пешье
Н.Л.Пешье

Портреты, письма символизируют человеческие взаимоотношения.

Н.Л. Пешье3
Он же

Деньги и синий кошелек, колосья, погасший факел, ноты (символ искусства), песочные часы, сургучная печать - все это вы уже знаете.

Н.Л. Пешье 1650-е
Он же 1650-е

Неизв
Не знаю кто, но чудесно!
ПС. Уже узнала - Антонио де Пареда, и это только часть его большой картины (полностью будет в следующем посте)

Маска подчеркивает, что она осталась, а лица уже нет. Оружие, как и доспехи - армейская мощь - ничто перед лицом смерти. Украшения - то же, что и деньги - они остались в этом мире, а человек не сможет остаться навсегда.

Неизв 4
Хендрик Андерсон 1650

Короны, тиары и другие символы власти в ВАНИТАС показывают, что перед смертью все равны. Глобус - символ наук. Мыльные пузыри - мы уже знаем.

Неизв 5
?
Бутылка, как и курительная трубка указывают на тягу к земным удовольствиям, пьянству. Дымящийся шнур здесь то же, что и фитилек светильника или свечи. Плющ, как и колосья - символ возрождения, вечной жизни после смерти.

неизв 17
Неизвестный автор

Петер ван Лир Мистическая сцена с Автопортретом 1638
Петер ван Лир "Мистическая сцена с автопортретом", 1638

Жуткая вещь, правда?

Петер Клас
Питер Клас

Зеркала и зеркальные шары - символ тщеславия. А еще они говорят - земная жизнь так же эфемерна, как отражение. Разбитый грецкий орех - символ бедности, а в религиозном плане - символ распятия.

Петер Клас2
Он же

Ключ  - раскрытие тайн (жизни). Если ключ сломан - тайна так и не раскрыта.
Здесь изображен изогнутый ключ - ключ к часам, с которыми он соединен лентой, они были вот такой формы (подсказал ув.
petrrrovich)

Петер Клас 1630
Питр Клас 1630
Тут тоже такой ключ.

Петер Клас 1630-е
Питер Клас 1630-е

И здесь.

Питер Клас 1636
Он же 1636
Любимый бокал Питера Класа - он фигурирует во многих его ВЕНИТАС. Он был отличный натюрмортист, даже без черепов - посмотрите в Сети!

Питер ван Рестретен втор пол 17-го
Петер ван Рестретен, втор.пол 17го

Посередине - видимо, погребальная урна. Шишка - символ бессмертия.

Питер Сион старший 1650-е-60-е
Петер Симон старший 1650-60-е
Сразу два вида часов - механические и песочные. Портрет и роза рядом - символ страсти к вполне определенной женщине.

Питер Стенвик 1640
Питер Стенвик 1640

Питер Стенвик 1650е
Питер Стенвик, 1650-е
Берет, лавровая ветвь, поэма - аллегория поэзии.

Хармен Стенвик 1640
Хармен Стенвик 1640

Хармен Стенвик 1640...
Он же

Себастьян Стокопф 1641
Себастьян Стокопф, 1641

Тут мы тоже уже все знаем: лютня (не тыква это!), глобус, доспехи, чаши, бутылка, книги. На заднем плане открыта форточка - окно в загробный мир.

Себастьян Стоскопф 1627
Он же 1627

Лекарства и медицинские инструменты - символ болезней.

Симон Лютикус 1645
Симон Лютихус, 1650-е

Кажется, это изображен Карл Первый. Его казнили в середине 17 века, после чего его портрет стало модным вставлять в ВАНИТАС

Симон Лютихус 1630-е
Он же 1630-е

Анатомические рисунки, как и портреты, и письма - символ человеческих отношений.

Симон Ренар де Сен Андре
Симон Ренар де Сен-Андре

Игральные карты и игральные кости  - неправильно избранные жизненные ориентиры. Бабочка (на розе) - символ спасения души.

Симон Ренар де Сен-Андре 1650
Он же, 1650-е

Симон Ренар Сан-Андре Франц
Он же
Череп с лежащей отдельно нижней челюстью, выглядит особенно сиротливо и печально.

Симон Ренар Сен-Андре 1650
Он же

Филипп  Сауерленд
Филипп Сауэрленд

Вишни и инжир - эротические удовольствия.

Филипп де Шампань 1650
Филипп де Шампань, 1650

Францискус Гисбрехтс
Франциск Гисбрехтс

Золотые и серебряные чаши - земные блага. Красная лента - грехи людские


Францискус грейсбрехтс 1660-70-е

Он же 1660-70-е


Хендрик Андресен 1650
Хендрик Андерсон, 1650

Хенрик Андресенн 1650-е
Он же


Шарль Эмануэль Бизе
Шарль Эмануэль Бизе

Эдвард  Колье1
Эдвард Колье

Эдвард Колье
Он же

Персики справа - плод грехопадения, блуда, как и виноград

Эдвард Колье2
Он же

Справа, чуть ниже глобуса некий странный предмет - сумка, фляга? Он кочует из натюрморта к натюрморту Колье. Что это, я не знаю, но если увижу, буду знать, кто написал картину.

Эдвард Колье 1704 Генрих четвертый
Он же. 1704

Королевские регалии, портрет Карла Первого и череп, выглядывающий из-за книги как бы украдкой.


Эдвард Колье авто
Эдвард Колье, автопортрет

Эдвард Колье со статуей атлета и принтом Микеланджело
Он же

На переднем плане - офорт с изображением Микеланджело

Эдвард Кольер
Он же.

И бокальчик у Колье тоже был любимый.


Энтони Вейтс 1824
Энтони Вейс, 1824

Стилизация под старое изображение

Юлиан ван Стейк 1670

Юлиан ван Стейк, 1670

Якоб Марель 1637
Якоб Марель, 1637
Бабочка - вы знаете, а вот стрекоз, как и муха - символ зла и темных сил. Очень часто на барочных натюрмортах мы встречаем полуочищенный лимон - символ телесной красоты и вожделения, внутри которого горечь и разочарование.  Ящерица - хитрость, увертки, дьявольское животное, как и мышь.

Ян ван Дален Второй 1663
Ян ван Дален Второй, 1663

Попробуйте здесь
еще найдите череп!

Ян ван Кесель де Од 1670-е
Ян ван Кесель де Од, 1670

Очень мне нравится! Может, из-за розочек, символов страсти и вожделения? Слева внизу по столу карабкается гусеница, и еще можно видеть бабочек - стадии жизненного цикла насекомого символизируют возрождение.

А теперь я вам покажу относительно современные работы. Их сложно назвать ВАНИТАС в полном смысле слова, хотя...

яя Анди Ворхол 1976
Энди Уорхол, 1976

яя Ван-Гог_1887
Винсент Ван-Гог, 1887

яя Илья Машков 1914
Илья Машков, 1914

К слову, лошадиные черепа так же использовали в ВАНИТАС в эпоху расцвета. Пикассо тоже их любил.


яя Пикассо
А вот и Пикассо

яя Сезан
Поль Сезанн - горячий поклонник жанра!

яя Сезан 18701868-1870
Он же

яя Сезанн1

Он же

Сейчас художники тоже нередко прибегают к этому жанру, стараясь придерживаться стилистики либо трансформируя формы по своему усмотрению. На мой взгляд, тема бренности и суетности существования вечна, однако в отрыве от исторического контекста она лишается особого аромата эпохи.

Пересмотрите картинки еще раз - они стоят этого. Рада, что мы о них поболтали. Во первых, если тема для вас нова, вы теперь уже никогда не будете смотреть на натюрморт эпохи барокко, просто как на кучу фруктов, вазочек и цветов, отныне вам станет понятен их тайный смысл. Во-вторых, если вы уже знали про этот интересный жанр, никогда не лишне задуматься о вечном!

Спасибо за внимание!
Tags: разговоры об искусстве
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments