agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Романская архитектура

Жюмьеж абб  (ныне руинирован)


Церковь аббатства Жюмьеж (ныне руинирована)

Что вы представляете себе при слове «средневековье»? Скорее всего, образный ряд стандартный: Босх, чума, Крестовые походы, костры инквизиции, готика. Естественно, готика! Ведь это один из самых ярких и монументальных символов средневековья. Прекрасные соборы, украшающие знаменитые города Европы, устремленные в небеса шпилями многочисленных башен и стрелами вытянутых окон. Однако, на мой взгляд, есть еще один архитектурный стиль, незаслуженно обойденный вниманием обывателей и не выделяемый в отдельный тип объектов обычными туристами – романская архитектура.

6782426

"Романский словарь"

Я сама обратила внимание на этот стиль совсем недавно и поняла, что то, что я раньше принимала за готику, чаще всего таковой не является. Меня оправдывает то, что по Европе я разъезжала в своей жизни не так много, как мне хотелось бы, образцов как готической, так и романской архитектуры своими глазами повидать практически не довелось – так, парочка буквально.  Так что, вы уж извините, своих фотографий таких объектов у меня нет. Фотографий романских зданий в Сети очень много, но использовать для своего поста чужие фото я не решилась. Мою самолекцию я решила украсить гравюрами и рисунками (из старых путеводителей, например), найденных мною на разных общедоступных сайтах. Этот стиль архитектуры очень живописный, поэтому в рисованном виде он смотрится ничуть не хуже, чем на фотографиях.

План типичной романской базилики
План типичной романской церкви

Итак, что же определяет романский стиль? Начнем с  самого термина. Его использовать стали поздно – в 19 веке. Придумал его археолог  Арсисс де Комон. Надо сказать, термин  весьма условен. «Романский» - значит, подобный римскому. Однако, по большому счету,  от настоящего римского стиля он отличается также, как и от греческого или, скажем, древне-китайского. Те элементы, которые взяты из римского стиля,  преобразованы до неузнаваемости. Например, колонны стали приземистыми и утратили всю свою декоративность.

1 Сан-Феликс де Барруэра Валь де Бой
Церковь Сан-Феликс де Барруэра, долина Валь-де-Бои, Испания
2 Сен-Хуан-де-Бой Валь-де-Бой
Церковь Сен-Хуан-де-Бои, долина Валь-де-Бои, Испания

3 Санта Мария де Таюли Валь де Бой
Церковь Санта-Мария-де-Таюли, долина Валь-де-Бои, Испания (этот и два предыдущих рисунка - работы неизвестного мне испанского художника с ЭТОГО САЙТА).

За редкими, уточним, исключениями – например, Пизанский собор Пресвятой Девы Марии со знаменитой Падающей башней – вот уж где колонн в изобилии!  В подавляющем большинстве других строений колонны были маловыразительными – короткими, толстыми, не особо выразительными.  Капители поначалу вообще были лишены декора и имели сугубо утилитарную, т.е. поддерживающую функцию.  В период зрелости стиля и его расцвета их стали украшать  растительным орнаментом и скульптурными композициями, однако выглядело это настолько своеобразно и самобытно, что сравнивать эти капители с капителями римских колонн  в голову не приходит.

Пиза
Пизанский собор

Отбрасывать римское влияние полностью мы все-таки не будем. Так, основной и самый типичный элемент – полуциркульная арка – все-таки позаимствована из римского строительства, этот элемент можно встретить везде – в сводах, в дверных и оконных проемах и т.д.  Тут, однако, надо уточнить, что если и говорить о римском влиянии, то это было скорее поздне-римское влияние, а еще точнее – византийское. Это особенно видно по итальянским образцам романской архитектуры. Ведь расположенная на адриатическом побережье Равенна была второй, западной, столицей Византийской империи. Безусловно, мы видим некоторые византийские черты в ряде построек романского периода – это и своеобразное чередование второстепенных объемов и приделов, и многоярусные аркады,  и даже наличие куполов – это, правда, встречается очень редко.

Лонпон абб. Жан-Пьер Леопольд

Лонпон абб
Аббатство Лонпон, Франция (худ. Жан-Пьер Леопольд)

Из римско-византийского наследия и доминирующий план построек (речь идет о храмовых в первую очередь) – базилика. В подавляющем большинстве случаев основной объем храмов – прямоугольный. В поздних крупных  храмах – очень вытянутый от портала к апсиде. В первую очередь, это связано с теми простейшими технологиями, которые в те времена были доступны. Строительство было каменное, скрепляющие растворы примитивные, строительные знания и опыт – минимальные. Кроме того, вытянутый в плане храм, удлиняющий путь от входа к алтарной части, символизировал торжественный и длительный путь грешного человеческого существа к Богу. Вот так вот: под недостаток мастерства всегда можно подвести эффектную идею. Итак, мы определились, что византийские влияния, несомненно, имели место. Кроме того, в ряде построек можно проследить и исконные  местные влияния. Видимо, также проявлялись и вкусы заказчика, и мастерство строителей. Таким образом, готические постройки, щедро усыпавшие Европу с конца 10 по конец 13 века, весьма разнообразны и неоднородны, имеют территориальные черты, однако ряд признаков их все же объединяет.

Ангулем 1850 Поль Абади

Собор в Ангулеме, Франция (рек. Поля Абади)

Рассмотрим отдельные типичные элементы.
Тяжелая кровля опиралась на стены, вес ее распределялся сверху вниз, опоры практически не использовались. Наружные опоры – широкие контрфорсы и аркбутаны – стали применять позже, это как раз элементы готической, каркасной, архитектуры. В романский период иногда применяли внутренние, «встроенные» контрфорсы, куцые и не особенно эстетичные, смахивающие на ребра батареи центрального отопления. По причине отсутствия дополнительных опор стены делали толстыми, массивными. Оконные проемы были небольшими, чтобы не ослаблять конструкцию. Завершение окон было также арочно-полуциркульное – это укрепляло проем. Если вы видите высокие окна со стрельчатым завершением – это, скорее всего, уже готика, либо собор, изначально романский,  но перестроенный в готическом стиле. А пока все было монументально, прочно и практично, хоть по-своему и живописно.
Не стоит забывать и о том, что холодный климат Европы и постоянные междоусобицы вынуждали строителей возводить такие массивные надежные здания. В случае набегов агрессивных соседей в церкви могла укрыться большая часть селения.

Ангулем Сент-Пьер
Ангулем

Собор в Ангулеме

Поначалу большой проблемой была кровля. В первых постройках перекрытия делали деревянным, а крыши - двускатными. Правда, при частых пожарах кровля непременно обваливалась. Затем научились выкладывать полубочковидный свод – тоже римский прием. Использовали и стрельчатые,  и даже купольные своды. Также использовался стрельчато-крестовый свод. Такой тип свода использовали в крестовых в плане постройках, когда основной прямоугольный неф перекрещивался с поперечным трансептом. В готический период такие своды научились делать виртуозно; перекрестия стали парусными, многокомпонентными, появились очень эффектно выглядящие нервюры (изогнутые ребра каркасной каркасно-крестовой кровли). В романский период первичные крестовые элементы кровли выглядели проще и скромнее.

ARCROMPLGENERAL012

При всем при этом скатные крыши, как и прежде, использовались очень широко.
Во многих храмовых постройках присутствовали башни-колокольни, иногда по две и больше. Законодателем «башневой» моды в свое время стало аббатство Клюни во Франции. Эта бенедиктинская обитель имела громадное влияние в Европе 10-13 веков, пожалуй, следующее по значимости после папского Рима. Главная церковь аббатства вполне соответствовала этому влиянию. Храм был просто исполинским по тем временам  – в длину 187 метров,  ширина трансепта – 17 метров, высота 30 метров, а украшали ее целых 5 башен! С 13 века аббатство, правда, стало приходить в упадок, а к 19 было практически разрушено. Кровля обрушилась, а между стенами пролегла улица. Потом эти стены и вовсе разобрали. Сейчас на месте некогда влиятельнейшей обители можно увидеть лишь сохранившуюся часть северного трансепта и одну из башен.

Клюни абб грав 19 века
Аббатство Клюни
Клюни
Аббатство Клюни

Клюни2
Аббатство Клюни

Клюни3
Одна из построек в Клюни на этикетки с шоколадной упаковки

Не все аббатства увлекались зодчеством с таким размахом. Известной личностью, повлиявшей на романскую архитектуру Европы, стал Бернард Клервоский.  Он знаменит тем, что стал вдохновителей Крестовых походов, в том числе и на славян. Из относительно полезных вещей, сделанных им, было создание ордена цистерцианцев (позже их стали называть бернардинцами) . Основанная им обитель в Клерво ключевым образом отличалась от Клюнийского аббатства. Устав Бернарда был очень строг, основными добродетелями считалось смирение и скромность, что и отразилось на церковных монастырских постройках. Храмы были небольшими, приземистыми. Их венчала обычно единственная башня, служившая колокольней.

Никакой гигантомании, никакого декора – этому Бернард противопоставил чистоту и строгость линий и тщательность  отделки камня. Романских построек в самом Клерво не сохранилось, зато их можно видеть в Фонтене, еще одной обители, основанной Бернардом.  Орден рос со стремительной быстротой – примерно 400 обителей за неполных 100 лет! До сих пор во Франции можно увидеть массу сохранившихся построек такого типа.

Фонтене аббатсинтерьегр
Своды монастырской постройки в Фонтене

Романские церкви есть и в других европейских странах. Практически одновременно с  Францией и в  Германии появились  грандиозные и чудесные храмы – знаменитый собор в Шпеере, церковь аббатства Мария Лаах, церковь Санкт-Михаель в Гильдсгейме и т.д. В Испании их также было немало – до сих пор сохранились сразу девять небольших сельских церквей в долине Валь-де-Бои. И в Италии, и в Дании, и Чехии.

Довольно короткий период европейской истории породил выразительный стиль архитектуры, который отражался самобытностью, и, кроме того, стал основой для развития нового, не менее яркого стиля – готики. Но об этом должен быть отдельный рассказ.
Не буду вас перегружать информацией, думаю, для общего ознакомления достаточно.  Дальше посмотрите картинки.

Анже аббатство Сент-Обен
Аббатство Сент-Обен, Анже

Бамбергский собор
Бамбергский собор, Германия

Бове Нотр-Дам де ла БасОвр
Бове. Нотр-Дам-де-ла-БосОвр

Везле2сабб
Аббатство Везле

Винчестерский собор
Винчестерский собор,

Виньори церк Сен-Этьен
Сен-Этьен, Виньори

Вормский собор
Вормский собор, Германия

Гернрод церковь Кириака
Гернрод, церковь Кириака, Германия

Даремский собор Стюарт Фишер
Даремский собор, Великобритания (худ. Стюарт Фишер)

Дурханский собор from-court-iinn
Даремский собор, (худ. Стюарт Фишер)



Замор
Саморский собор, Испания

Колегиата де Торо Замора
Он же

Интерьер монастырской церкви в Поблете, Испания
Монастырская церковь в Поблете, Испания

Иссуар Сен-Остремон
Храм Сен-Остермон в Иссуаре

Каллумборг Дания Церковь Богородицы
Церковь Святой Богородицы в Каллумборге, Дания

Каллумборг
Церковь Святой Богородицы в Каллумборге, Дания

Кан аббатство 1684
Аббатство в Кане

Каор2
Аббатство в Кагоре

Келльн церковь Матиаса
Кельн, ц-вь Матиса

Кельн St-Kunibert-Woensan-1531-57
Кельн, Санкт-Кюниберт

Кельн Базилика св. Андрея
Кельн, ц-вь св. Андрея

Кельн большой св мартин джон генрих митце2
Кельн, ц-вь св. Большой Мартин (худ. Джон Генрих Митце)

Кельн большой св мартин
Кельн, ц-вь св. Большой Мартин

Кельн большой св мартин2
Кельн, ц-вь св. Большой Мартин

КЕЛЬН СВ Пантлемон абб
Кельн, аббатство св. Пантелеймона

Кельн св Якоб
Кельн. Ц-вь св. Якоба

Кельн СентСеверин
Кельн. Санкт-Северин

Кельн церковь св. апостолов
Кельн. Ц-вь св. Апостолов

Кельн. Св. Андрей
Кельн. Ц-вь св. Андрея



Конк аббатство Сент-Фе де Конк
Конк, аббатство Сент-Фе-де-Конк


Курси
Храм в Курси
Лимбург
Лимбург
Лимбургский собор 1880-е
Лимбург, Бельгия



Льеж Базилика Сен-Мартен
Льеж, Сен-Мартен

Майнц собор
Майнц

Майнц собор2
Майнц

Мария Лаах абб  1840
Мария Лаах, Германия
Милан

Милан

Монастырская кухня в Фонтевро
Монастырская кухня в Фонтевро

Монт Сен Мишель2
Мон-Сент-Мишель

Монт Сен Мишель3
Мон-Сент-Мишель

Сен-Мишель д.Гилье
Мон-Сент-Мишель

Монте касино
Монте-Касино

Монте-Касино2
Монте-Касино


Монте-Касино3
Монте-Касино

Муассак
Муассак

Нотер-Дам-дю-Порт
Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон

Нотер-Дам-дю-Порт2 Клермон
Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон

Оверни Сент-Острамон
Оверни, Сен-Острамон

Окемский замок
Окемский замок

Ольне абб А.Валлю
Ольне

Ольне2 абб  Луи Лонжу
Ольне

Паре ле Мониаль 2
Паре-ле-Мониаль

Паре ле Мониаль
Паре-ле-Мониаль

Пригор saint-etinne2
Перигор

Пуасси церковь Нотр-Дам 1190
Пуасси

Пуату Нотр-Дам-де-ла-Гран
Пуатье, Нотр-Дам-де-ла-Гран

Пуатье сен-савен-сюр-гартамп пуатье2 1861
Пуатье, Сен-Савен-сюр-Гартамп

Пюи
Пюи
Ратуша в Сент-Антонен-Нобле-Валь
Сент-Антонен-Нобле-Валь (ратуша)

Регенсбургский собор_1816
Регенсбургский собор

Саагун Испания2
Саагун, Испания

Сан Мартин де Тур
Сан-Мартин-де-Тур

Сан-Мартин де Фромиста ПАЛЕНСИЯ
Сен-Мартен де Фромиста

Санта-Мария в Корнея-де Конфлан
Санта-Мария, Корнеа-де-Конфлан

Сен-Алли де Клермон

Сен-Алле-де-Клермон

Сен-Бенуа-сюр-Луаре абб Флери
Сен-Бенуа-сюр-Луаре, Флери

Сен-Виктор
Сен-Виктор

Сен-Жермен-де Пре 1014 2
Сен-Жермен-де-Пре

Сен-Жермен-де Пре 1014
Сен-Жермен-де-Пре

Сен-Жиль абб Гар
Сен-Жиль-де-Гар

Сен-Жорж-де-Бошервилль 1117-1125
Сен-Жорж-де-Босшервилль

Сен-Жульен-де Кан
Сен-Жульен-де-Кан

Сен-Капре церк Анжен
Сен-Капрен-де-Анжен

Сен-Капре2 церк
Сен-Капрен-де-Анжен

Сен-Мартен-де-Тур
Сен-Мартен-де-Тур


Сен-Нектер Овернь

Сен-Нектер, Овернь

Сен-Николя-Окс-Буа абб
Сен-Николя-Окс-Буа


СенСернен де Тулуз
Сен-Серне-де-Тулуз

Сен-Трофим в Арле
Сен-Трофим-де-Арле

Сент-Филь=ибер-де-Турню
Сен-Филибер-де-Турню

Сент-Этьен-де-Невер 1087 18 век
Сен-Этьен-де-Невер

Сент-Этьен-де-Невер2
Сен-Этьен-де-Невер

Сен-Фрон в Перигё2
Сен-Фрон-де-Перигё

Сен-Фрон в Перигё3
Сен-Фрон-де-Перигё

Сен-Фрон Перигё -nicolas-marie-joseph-chapuy
Сен-Фрон-де-Перигё

Сен-Фрон Перигё3
Сен-Фрон-де-Перигё

Серези ла Форе
Серези ла Форе

Серези ла Форе2
Серези ла Форе


Тулуза Сан Сернен де Тулуз

Сен-Сернен-де-Тулуз



Церковь Сент-Эмпвре
Сен-Эвмпре

Шпеерский собор
Шпеерский собор

Шпеерский собор2
Шпеерский собор

Эли Alfred_Dawson_Ely_Cathedral
Собор в Эли (Альберт Доусон)

Эли Cathedral-1830
Собор в Эли

Эрво аббатство Сен-Пьер
Сен-Пьер в Эрво


Картинок натырила в Википедии, а еще вот тут вот:

http://www.encyclopedie.bseditions.fr/article.php?pArticleId=5&pChapitreId=33272&pSousChapitreId=33275&pArticleLib=Le+%AB%A0syst%E8me%A0%BB+roman+%5BAlsace%A0%3A+l%92art+roman+en+Alsace-%3EG%E9n%E9ralit%E9s%5D
http://www.heleneseguin.net/christianisation-de-loccident---liens.html
http://p8.storage.canalblog.com/86/49/675347/46586570.jpg

и еще где-то, точно не помню.

А еще поищите док. фильм "Шедевры романского искусства" и фильм "Романский стиль" из серии

"Великие эпохи европейского искусства".

,

Спасибо за внимание!
Tags: разговоры об искусстве
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments