agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Готика. История с географией.

Villaamil2
Видите окна? Это - типичная "пламенеющая" готика.

Итак, с чего же начать?

Материала столько, что хватит поста на два. Похоже, два и напишу, к концу этого будет видно.

Готика! Само слово загадочное и мрачноватое. Так и видятся страшный горбун между шпилями и черные тени от зловещих химер Нотр-Дам. Однако, как заметили комментаторы к моему посту о романской архитектуре, мрачность и тяжеловесность, символизирующая темное средневековье, больше присуща романским соборам и замкам; кружевная готика – это, скорее, нечто возвышенное и романтичное, как песнь влюбленного трубадура.
Как же все началось?

Франция СенДени
Франция. Монастырская церковь аббатства Сен-Дени (1137-1144). Первая готическая постройка. С нее все и началось!

Понятное дело, средневековые зодчие к тому моменту поднакопили опыта. Стало понятно, что удерживать кровлю можно разными способами; есть более эффектные, чем попросту громоздить ее на толстенные стены. Эту проблему решали еще во времена романской архитектуры, когда делали крестовые своды над перекрестом центрального нефа и трансепта. Иногда таким образом оформляли перекрытия в боковых нефах и галереях. Таких «крестиков» стали делать все больше и больше,  соединяя их небольшими парусами-пандативами, точки наибольшей нагрузки опирались на узкие колоны, а не на стены, как ранее. Ребра-перекрестья стали называть нервюрами, а подобный свод – крестово-нервюрным (а я думала, что «нервюра» - это я, когда пытаюсь в течение часа накормить сына супом!).

Франция Альби Сен-Сессисль
Франция, Альби. Собор Сен-Сессиль

Франция Альби Сен-Сессисль3jpg
Франция, Альби. Собор Сен-Сессиль, 1282—1512

Таким образом, строители научились распределять нагрузку на множество точек опоры, как бы разделяя вес. Отпала необходимость в монолитных толстых стенах, стало возможным делать большие окна. Со временем промежутки между окнами становились все меньше, их стали разделять совсем узкими кружевными перегородками. Каркас здания, поддерживающий крышу, теперь не был похож на глухую коробку, он более смахивал на скелет.

Франция Амьен
Франция Амьен2
Франция, Амьен, Собор Нотр-Дам,  1220-1269

 Я уже упоминала, что контрфорсы применяли уже в романском строительстве, теперь без них не обходился практически ни один проект. Была изобретена еще одна опорная конструкция, подпирающая сооружение извне – аркбутан, это уже «инновация», характерная именно для готики - похоже на растопыренные клешни краба. Другое изобретение, широко применяемая в готическом строительстве – стрельчатые проемы, которые пришли на смену полуцирулярных романских. Они и в плане нагрузки были боле совершенны, и смотрелись эффектнее, словно стрелки, указывающие вверх. И вообще, вся конструкция собора была словно устремлена ввысь, к божественному Небу.

Франция Байё собор
Франция, Байё, собор Нотр-Дам  (11-13 век)


Соборы были теперь похожи на колчан со стрелами, направленными наконечниками вверх. Теперь храмы стали строить огромными, высокими. Попадая внутрь, верующий ощущал благоговейный трепет. Если ранее, в романском храме, вам могло казаться, что вы идете по мрачному подземелью, то в храме готическом вы могли бы представить, что бредете по волшебному лесу.


Франция Бове
Франция, Бове, Собор св. Петра (1225). Огромная 153-метровая башня в 16 веке обвалилась

Франция Бове2
Франция, Бове, Собор св. Петра (1225)

Франция Бове3

Франция, Бове, Собор св. Петра (1225)


Новые конструктивные особенности полностью отвечали духовным потребностям того времени. Роль церкви к 12-13 веку возросла необычайно! Отправив воинственные армии на Восток, снаряжая один Крестовый поход за другим, отцы церкви воцарились в Западной Европе; теперь они были сильнее мирских королей! Нужны были новые храмы – похожие на небесные чертоги, а не на мрачные крепости. Это были настоящие Дворцы Господа! Именно такие храмы и стали строить по всей Европе.


Франция Бурж
Франция. Бурж. Собор св. Стефана. 1192-1390

Франция Бурж2
Франция. Бурж. Собор св. Стефана

Франция Бурж3
Франция. Бурж. Собор св. Стефана

Франция и тогда была законодательницей моды, во всяком случае, моды архитектурной. В Средние века она являлась самым мощным государством Европы. И романских церквей во Франции понастроили больше, чем во всех остальных странах вместе взятых, то же случилось и с готическими. Первый по-настоящему готический собор (ранее  уже были смешанные романско-готические) возвели в аббатстве Сен-Дени возле Парижа. Инициатором постройки был всемогущий бенедиктинский аббат Сугерий (Суджер).

Строительство начали в 1137 году, а завершили в 1144 – внушительная скорость, учитывая размеры постройки! Главным строителем был некий Гийом из Санса. Храм имел довольно крупные размеры. Со временем грандиозное сооружение стало самым популярным храмом Франции. Французские короли, не будь дураками, живенько облюбовали его под усыпальницу и ну хоронить там себя и своих родственничков!  Всех, буквально всех до последнего там и схоронили!

4587

Часовня Девы в церкви аббатства Сен-Дени


Во Франции соборы нового типа стали расти, как грибы после дождя. Это было время относительного спокойствия и процветания – ни тебе ни чумы, ни голода, ни войны. Один тучный урожай следовал за другим, деньга в церковную казну сыпалась водопадом. За 50 лет на территории одной только Франции возвели более 20 больших соборов.

Строили такие храмы в течении почти 300 лет, а потом опять начались войны и разрухи, готика захирела и обмельчала, а потом и вовсе выродилась.  К слову, во Франции этапы ее развития назывались «стрельчатая готика», «лучистая» и «пламенеющая»  - по форме декора. Одно время был моден своеобразный орнамент, который называют «рыбий пузырь».

Чуть картиночки посмотрите, и дальше идем.
ЕЩЕ ФРАНЦУЗСКИЕ ХРАМЫ:

Франция Бордо

Бордо. Собор св. Андрея

Франция Вандом ц-вь св. Троицы 2
Вандом. Церковь св. Троицы, 12 век

Франция Вандом ц-вь св. Троицы
Вандом. Церковь св. Троицы, 12 век

Франция Дьепп
Дьепп. Собор Сен-Жак, 1280
Франция Клермон-Ферран
Клермон-Ферран, собор Нотр-Дам, 1248

Франция Кутанс Нотр-Дам
Кутанс, собор Нотр-Дам, 13 век

Франция Кутанс
Кутанс, собор Нотр-Дам, 13 век

Франция Ле-Ман
Ле-Ман, собор св. Юлиана (смешение романского и готического стилей)

Франция Ле-Ман2
Ле-Ман, собор св. Юлиана

Франция Льеж СенЛамбер
Льеж. Церковь Сен-Ламбер

Франция Мец СентЭтьен Мец
Мец. Собор Сен-Этьен, 1220-1520


Франция Мец
Мец. Собор Сен-Этьен

Франция Мец2
Мец. Собор Сен-Этьен

Франция Мец4
Мец. Собор Сен-Этьен


Франция Нуайон1
Нуайон

Франция Осер Сен-Этьен
Осер. Собор Сен-Этьен. 1145—1235

Франция Париж НотрДам2
Париж. Собор Нотр-Дам, 1163-1345

Франция Пуатье Сен Пьер
Пуатье. Собор Сен-Пьер, 1162

Франция Реймский собор
Реймс. Нотр-Дам. 1211-1275

Франция Ронде НотрДам
Собор Нотр-Дам де Ронде

Франция Руан2
Руан. Собор Нотр-Дам, 1145

Франция Сен-Клод
?,  но картинка красивая


Франция Страсбург
Страсбург. Собор Нотр-Дам, с 11 века

Франция Тулуза церковь Якобинцев
Тулуза. Церковь Якобинцев

Франция Часовня Резерве в Авйоте
Авьйот. Часовня Резерве

Франция Шалонский собор
Шалон, собор св. Стефана

Франция Шартр
Шартр, Собор Нотр-Дам, 1194-1220

Франция Шартр2
Шартр, Собор Нотр-Дам

Идем дальше?

Не отставала и другая Европа. Чуть запоздала Германия. Немцам тоже пришелся по вкусу новый стиль. Сейчас немецкие историки архитектуры утверждают, что устремленные ввысь шпили и башни – архитектурное эхо мистических лесов,  которыми густо поросла Германия,  и что готика – сама душа Фатерлянда. (Кто бы сомневался? Один из таких вот, годков эдак 75 назад, пытался брататься с Далай-Ламой, называя его чуть ли не немцем. Ведь все, что круто – хоть чуть-чуть, да немецкое!).

Германия Бад-Доберан монастырская церковь кирпич
Германия. Монастырская церковь в Бад-Доберан, 1368

Тем не менее, с качественным камнем у немцев было не густо и хитрые белокурые бестии стали возводить соборы из кирпича. Правда, без массверково-нервюрных извращений пришлось обойтись, но в целом получалось довольно неплохо и своеобразно. Строили и из камня, там, где удавалось его насобирать.  Имперский размах не давал покоя моим почти что землякам давно, второе после французов место их не устраивало и они решили поразить мир гигантоманией. Первым по высоте среди готических соборов стал Ульмский – 161,5 м, вторым – Кёльнский (157 м). Третьим идет Руанский собор во Франции (151), а четвертое место опять у немца – Гамбургский (147) (а  потом в 1980-х пришел марокканский король и построил свою мечеть Хассана в 210 метров, а немцы убилисьапстену!).

Еще смотрим картинки, а потом читаем дальше.

НЕМЕЦКИЕ СОБОРЫ:

Германия Гамбург церк СвНиколая
Гамбург. Церковь св. Николая. 1335

Германия Дуйсбург СвСальвадор
Дуйсбрург. Церковь св. Сальвадора

Германия Кельнский собор
Кельн. 1248

Германия Крестовоздвиженский собор Ротвейлер
Ротвейлер. Крестовоздвиженский собор

Германия Пренцлау Мариенкирхе
Пренцлау. Мариенкирхе

Германия Ульмский собор2
Ульм. 1377

Германия Фрейбург
Фрайбург. 1120-1218

Германия Хаина монастырь Германия
Хаина. Монастырь

Германия Херфордский собор
Херфорд, церковь св. Иоанна

Германия Эрфурте
Эрфурт. Кафедральный собор и церковь св. Севера

Германия Эрфурте2
Эрфурт

Германия. Вецларский собор
Вецлар.

Германия Наумбургский собор
Наумбург

Едем дальше.

Англичане были не менее плодотворны, чем  французы: за время существования стиля в Британии было построено около 10 000 церквей и соборов (с дуба упали что ли?! Совсем на "телек" времени не оставили?!).

В Англии готика была своеобразной.  Во-первых, англичане не любили закругленные или «граненные» апсиды, у них они встречаются довольно редко. Зато они с лихвой компенсировали эту конструктивную упрощенность другими «архитектурными» излишествами: их соборы изобилуют нагромождениями объемов,  сложностью оформления, многочисленностью деталей декора.

Англия Бристоль
Англия. Бристоль. Аббатство св. Августина. 1140

Во-вторых, при всей изощренности и загроможденности, английские строители не далеко ушли от романских предшественников : они не особенно игрались в «каркасные игры», продолжая возводить тяжелые толстые стены.  Не отказались они и от обходных галерей-клуатров, которых во французских готических соборах практически не встретишь, только в романских -  ну, консервативный они народ, англичане;  что с них возьмешь?!

Англия Вустерский собор
Вустер. 1220-1368

 Зодчие не «закидывались» конструктивными изысками, зато вовсю отрывались на украшательстве. Это объясняется тем, что в Англии подобные соборы строились обычно за городской чертой, в загородных монастырях, на фоне живописных пейзажей; у строителей так и чесались руки не просто «вписать» свое творение в пасторальную картинку, но и приукрасить ее. Получалось, к слову, довольно эффектно!

Англия Глазго СентЭндрь
Шотландия. Глазго. Собор Сент-Эндрю

У английской готики было множество направлений,  характерных тем или иным видом декора (окон, в основном) – «ланцетовидная» готика, «украшенная» (делится на «геометрическую» и «криволинейную»), «перпендикулярная». Есть такое условное понятие, как «тюдоровская готика» - поздняя британская готика.

Вот, посмотрите еще

АНГЛИЙСКИЕ СОБОРЫ:

Англия Глостерский собор
Глостер. Бывш. Аббатство св. Петра.  1098-1493

Англия Даремский собор
Даремский собор. 1093-1490

Англия Или
Собор в Или, 1090-1536

Англия Йорк СенПоль в Йорке
Йорк, собор Сен-Пол. 1154-1500

Англия Кембридж Старый готический собор
Кембридж. Старый готический собор

Англия Кентербери СенПол
Кентербери. Собор Сен-Пол

Англия Кентербери
Кентербери

Англия Ливерпуль
Ливерпульский собор

Англия Личфилд
Личфилдский собор

Англия Личфилд1
Личфилдский собор

Англия Норидж
Нориджский собор

Англия Питерборо
Собор в Питерборо

Англия Питерборо2
Собор в Питерборо

Англия Рипон
Рипон

Англия Сейлсбери
Солсберийский собор

Англия Сент-Девид
Сен-Девид

Англия Сифорд
Сифордский собор


Англия Солсбери2
Солсберийский собор

Англия Уинчестер
Уинчестерский собор

Англия Уэльский собор
Уэльский собор

Англия Херефордский собор
Херефордский собор

Англия Храм Ионы
Шотландия. Храм Ионы (?)

Англия Честерский собор
Честерский собор

Англия Эксетерский собор
Эксетерский собор

А еще готику (всякую) принято разделять на раннюю, высокую (зрелую) и позднюю.

И ЕЩЕ СОБОРЫ РАЗНЫХ СТРАН:

Австрия Вена Сент Стефан
Австрия. Вена. Собор св. Стефана

DSC_0378

Он же в моем исполнении и в непотребных тряпках

Duomo-de-Milan-gravure-1856
Италия. Милан. Итальянские строители хоть и приняли некоторые готические приемы, но все же упрямо следовали романским традициям монументальности и тектоничности. Миланский собор - один из самых крупных в Европе.

Испания Валенсия2
Испания. Валенсия

Испания Севилья
Испания. Севилья

Чехия Кутна Гора ц-вь св. Варвары
Чехия. Кутна Гора. Церковь св. Варвары

Чехия Ольмюц СвМарурициус
Чехия. Ольмюц. Церковь св. Маурициуса

Чехия-Моравия Брно Св Яков
Чехия (Моравия). Брно. Собор св. Якова

DSC_0238

Чехия. Прага. Собор св. Вита. 1344-1929. Фото моё.

В своем посте я использовала гравюры, картины, иллюстрации из старых путеводителей, найденных в свободном доступе в Сети, так как готических соборов почти не видела, фотографий, соответственно, не имею - парочку всего. Расположила картинки в географически-алфавитном порядке. Следующий мой пост о готической архитектуре более подробно осветит конструктивные особенности стиля. Мы с вами изучим азбуку готики. Если хотите.

Спасибо!

И не переключайте канал!
Tags: Разговоры об искусстве, соборы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments