agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

"Дева среди дев" (Virgo inter virgines)

1280px-Virgo_inter_Virgines_IMG_1383

Популярный в европейской живописи 15 века сюжет, который сейчас упоминается нечасто: Богородица с младенцем в окружении дев-святых. Давайте познакомимся с одной работой кисти неизвестного нидерландского мастера. Заодно разберем, какие святые изображены на ней. Надеюсь, где Мария с младенцем, вы сами догадались.

1. Святая Апполония. На картинах ее изображают девушкой, но по некоторым источникам мучениям она подверглась в уже преклонном возрасте, оставаясь пожилой девственницей. Язычники вырвали ей клещами зубы (надеюсь, у пожилой леди их уже оставалось не много) и угрожали бросить ее в огонь, если она не восславит языческих божеств, но Апполония произнесла молитву Христу и сама прыгнула в костер. Ее часто изображают с клещами в руках, и она считается покровительницей дантистов.

2. Под роскошным подолом платья девушки мы видим стрелу. Это святая Урсула. Это была дочь британского короля, принявшая христианство вместе с огромным числом своих спутниц. По дороге из Рима на Урсулу и ее подруг напали гунны-язычники (в момент, когда они сходили на берег с корабля) и всех перебили разными варварскими способами. Саму Урсулу засыпали стрелами из луков.

3. Глаза на подносе - атрибут святой Люции, которой, собственно, эти глаза и вырвали перед казнью за веру. Она, по понятным причинам, покровительница слепых.

4. Долго не могла найти информацию, кто это. Нашла на немецко-язычном сайте. Это святая Гудула, покровительница города Брюсселя. Она была герцогской дочерью (поэтому в руках корона), хранила обет девственности и раздавала милостыню бедным (кошелек в другой руке)

5. Девушка в короне и с колесами на алом плаще - святая Екатерина Александрийская, мистическая супруга Христа. Язычники хотели казнить ее на специально предназначенном для пыток колесе, но оно было разрушено ангелом перед самой казнью. Тогда ей отсекли голову мечом. Святая была из знатной семьи, и сам император предлагал ей стать своей женой, поэтому ее изображают в роскошных одеждах и короне. Видите, младенец-Христос надевает ей на пальчик колечко - у девушки было такое мистическое откровение. Еще часто на ее изображении мы видим меч, которым ее обезглавили, здесь только часть рукоятки видна.

6. Мария Магдалина с традиционным сосудом с миром. По некоторым источникам до встречи с Христом она была блудницей, так что здесь она единственная "не дева".

7. Башни на плаще - символ святой Варвары. Отец заключил ее в башню, чтобы сберечь ее девство до свадьбы, но и в заточении девушка пришла к христианству, в чем призналась родителям-язычникам. Отец отдал ее палачам, ее долго страшно пытали и отсекли голову.

8. Святая Агнесса. Самая юная святая-мученица, принявшая смерть за веру. Изображают с ягненком (агнцем) - перекликается с ее именем.

9. Святая Маргарита Антиохская, отданная на съедение дракону, но вышедшая из его чрева невредимой. В подтверждении на заднем плане мы видим святого Георгия, убивающего дракона. Покровительница беременности и родов.

10. Святая Агата. Бедняжке мучители перед казнью отсекли грудь. Поэтому ее часто изображают с грудью в клещах, а еще чаще - на подносе.

11. Тоже долго не могла ее дифференцировать, но потом нашла разгадку. Это святая Кристина. Ее очень долго пытали разными способами, в т.ч. клали на раскаленное металлическое ложе, затем застрелили из лука. Поэтому мы в одной руке видим кровать, а в другой - стрелу.

ЕЩЕ ВАМ ТАКИХ СЮЖЕТОВ:

1499_virgo_inter_virgines
"Дева среди дев", Мастер из Брюгге, 1499

David_Rouen_Virgo_inter_virgines
"Дева среди дев", Герард Давид, ок. 1509

kateyoon_20100608113033_12877281_2
Герард Давид, ок. 1500

master-of-virgo-inter-virgines-madonna
Мастер Девы среди дев, около 1470 г. – около 1520 г

virgin-among-virgins-in-the-rose-garden-1997
"Дева среди дев в Запретном саду" Мастер Легенды святой Люции, 1475-80

Триптих 'Мадонна с младенцем, святыми и ангелами в саду' (Лондон, Нац.галерея)3
"Мадонна с младенцем, ангелами и святыми девами в саду", неизв. автор

Virgo inter virgines 1
Неизв. автор


Мастер Ортенбергского алтаря. Святое Семейство. Ок. 1430. Дармштрадт. Ландсмузеум

Кельн
1430. Кёльн

Безымянный
Мастер Старейшего алтаря Святого Семейства, 1410-20

Tags: Северный ренессанс, разговоры об искусстве, разное, ренессанс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments