agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Прилуки (Черниговская область)

Денек выдался жаркий, одна из летних суббот.

Я долго искала себе компанию, чтобы осуществить давно намеченную поездку – посетить Качановку и Сокиринцы. Ездить в Качановку сейчас стало хорошим тоном у «продвинутых» киевлян. «Вы уже побывали в Качановке? Нет?! Фи!». Насколько мне известно, предстоящий мне экскурсионный маршрут проходит по помещичьим усадьбам, где сохранились части садово-парковых ансамблей и памятники архитектуры.


Наконец я вызвонила давнюю знакомую, бывшую коллегу, которой тоже нечего было делать в выходные. Часов в девять утра двинулись в путь.

Все наши намеченные объекты расположены в соседней Черниговской области. До дальней точки – Качановки – ехать около 270 километров.

Дорога туда ведет неплохая, однако нужно знать тонкости. Едут туда обычно через Прилуки, затем лучше свернуть в Сокиринцы, а уже оттуда – в Качановку. По дороге еще есть известный дендропарк Тростянец, но в наши планы он не входит, мы туда, скорее всего, не успеем.

Первая наша остановка в Прилуках. Я слышала это название во времена беспокойной юности, когда я еще курила.











В эпоху дикого табачного дефицита в самом конце восьмидесятых нежные создания из медицинского училища не брезговали сигаретами без фильтра. Самыми популярными были «Ватра». Тогда еще ходил анекдот:
Собрались как-то технологи с Киевской и Прилукской табачных фабрик опытом обмениваться. Прилучане спрашивают:
-А вот почему, все-таки, ваша киевская «Ватра» так популярна, а от нашей, прилукской все плюются? В чем секрет? Может быть, какие-то особенности рецептуры?
-Да нет, кажись, никаких секретов. Обычная технология: берем бочку дерьма, бочку табака...
-А-а-а-а! Так вы еще и табак туда добавляете?!

Ну вот, это все, что я ранее знала о Прилуках. Перед поездкой я немного порылась в Интернете и прочитала, что в Прилуках есть очень много старых церквей и еще какая-то загадочная старинная постройка – здание полковой казны.
История старинного города на реке Удай начинается во глубине веков. Еще до нашей эры в этих местах селились представители Черняховской культуры. Предполагается, что город здесь заложил еще киевский князь Владимир Великий, как одно из звеньев цепи укреплений по берегам Десны, Остра, Суллы, Трубежа и Стугны. Первые упоминания встречаются еще в летописях 1085г. Владимир Мономах в своем «Поучении» рассказывает сыновьям, как он укрывался и собирал войска в стенах крепости «Прилук-города», после чего выступил против осаждавших крепость ордынцев и разбил их. В Прилуках есть памятник Мономаху. Князь изображен со своим «Поучением» и с рукой, менторски
поднятой вверх.



Памятник Владимиру Мономаху

Памятник – так себе. В 1092г летописи говорят, что городок был разрушен половцами. В 1138г оно опять сильно пострадал во время междоусобной княжеской вражды, а в 1232 был разнесен почти до основания во время нашествия Батыя. С 1482 года Прилуки уже упоминаются как часть Великого Княжества Литовского. Это не защитило город от разрушительного набега Менгли-Гирея в 1482г. Только через сто лет, в 1592 году князья Вишневецкие сделали попытку возродить поселение, и «поставили слободу» на бывшем пожарище. Как ни странно, город возродился очень быстро. Однако, в 1604 году перевернута была еще







Ворота Спасо-Преображенского собора

одна кровавая страница истории Прилук. Их захватили войска московского царя Бориса Годунова. Одних только домов было сожжено более шести сотен, и вырезано практически все население. В середине 17 века Прилуки стали одним из казацких городов. Здесь была возведена крепость, а во время Освободительной войны в годе сформировали Прилуцкий казачий полк. Крепость представляла собой довольно мощное укрепление с высокими земляными валами, пятью воротами; на территории крепости стояли полковая канцелярия, казна, две церкви, острог, пороховой погреб усадьбы полковников, бывший дворец князя Яремы Вишневецкого, построенный в 1647г.

В рассказе о Вишневце я уже писала, что Ярема во время войны с казаками потерял практически все свои имения. Вот, как раз Прилуки и были в их числе. Из всех крепостных построек до наших дней сохранилась только казна и часть валов. В 1692 по 1708 г городом управлял казацкий полковник Дмитрий Лазаревич Горленко, при котором было возведено много новых построек, еще больше укреплены бастионы, город достиг небывалого развития. Гордленко выделил средства на постройку Петропавловской и Николаевской церквей при монастыре в соседней Густыни (монастырь, как говорилось, основала когда-то Ройна Могилянка). При нем был возведен в 1697г собор Рождества. Кроме того, полковник учредил правило: проводить в городе дважды в год ярмарки. На эти ярмарки съезжались торговцы со множества соседних городов и сел.

Еще с одной казацкой фамилией связана судьба Прилук: Галаганы. Полковники Игнатий (Гнат) и Григорий Галаганы внесли существенный вклад в историю городка. На деньги Гната в 1720г была







Игнатий Петрович Галаган

возведена Спасо-Преображенская церковь и ее своеобразная высокая звонница. Рядом чуть позже возвели очень необычная церковь Николая Чудотворца – именно с ней у меня теперь неразрывно ассоциируется облик Прилук.
Уже после казацкого периода, в 19 веке – в эпоху классицизма, в Прилуках была построена церковь Рождества Богородицы (1817г)в . Приблизительно в это же время осуществлялась застройка купеческих







Справа виднеется купол церкви Рождества Богородицы


районов – одно-двухэтажные кирпичные дома. Еще на Галагановской улице имеется Сретенский собор, построенный в 1889г в память о погибшем российском императоре Александре Втором. Большинство исторических построек (и особенно соборов) находится на главной площади города как раз в районе улицы Галагановской.
Е это было Первым в городе нас встречает район Квашинцы. Ранее это было отдельное село, ставшее со временем частью города. Название «Квашинцы» возникло в честь виртуозного умения жителей делать квас и пиво. В честь пивоваров назван и другой район Прилук – Бровари («пивоварня» по-украински –








Ивановская церковь

«броварня»). Еще при Вишневецком село обязано было регулярно поставлять квас, мед и пиво к его двору и платить этими продуктами оброк. Почти сразу при въезде в Прилуки нас встречает большой храм довольно скромного вида. Это Ивановская церковь 1780







Ивановская церковь на старинной открытке

года постройки. Вообще в 1781г в городе насчитывалось шесть храмов, только два из которых были каменными, остальные деревянными. Изначально и Ивановская церковь строилась из дерева. После сильного городского пожара в самом конце 18 века все церкви, кроме Варваринской, сгорели. На месте сгоревшей, тогда еще деревянной Ивановской церкви в 1865г выстроили новый, каменный храм. Деревянная прародительница нынешнего храма строилась на средства все того же Горленко, который тогда еще не был градоначальником. Названа она в честь гетмана Ивана Мазепы.

Не могу сказать, что церковь поражает воображение чем-то особенным. Крупный главный купол, высокая звонница, серые стены... Похожих храмов немало на Украине, да и в России, наверное, тоже. Напротив церкви в ряд вытянулись забавные кирпичные домики с резными наличниками. Некоторые из них выкрашены в совершенно невозможные цвета. Сейчас перед входом







Домик напротив церкви, выкрашенный "зеленкой"

толпятся люди, много женщин в платочках – только что закончилась служба.
Из храма выходит молодой священник в бежевой сутане с дипломатом в руках, прихожане кланяются батюшке и прощаются. Ну, и нам пора прощаться, не самая это главная достопримечательность, надо спешить к другим.

Мы доезжаем до центра города, машину оставляем у дороги, переходим трассу и через сквер направляемся к виднеющимся среди листвы куполам. Первая на нашем пути – Стретенская церковь. Она сложена из кирпича и выкрашена коричневой краской. Когда-то на церкви было три купола, но два из них не







Сретенская церковь

сохранились. Форма ее довольно редкая, выглядит она странновато. С 1919г здесь размещался краеведческий музей, в котором до 1957г хранились картины, перевезенные из имения Галаганов в Сокиринцах; потом галерею вывезли в Чернигов. Недавно церковь отдали верующим, сейчас она почему-то закрыта. Первая Стретенская







Не верится, что когда-то так выглядела Стретенская церковь

церковь была возведена еще в 1886г. На ее постройку ушло 60 тысяч рублей золотом, большую долю из которых пожертвовал тогдашний градоначальник Иван Васильевич Дедин. В одном из документов тех лет писали о строительстве храма: "своею красотою, благолепием и удобствами будет прекрасным памятником усердия жителей города Прилук, в каковом городской голова Дедин имеет почетную долю участия и как жертвователь, и как ходатай и представитель общества".

Левее и чуть дальше от дороги виднеется еще один купол – крупный, полусферический. Это собор Рождества Богородицы. Здание в плохом состоянии, однако, сейчас здесь действующий храм. Две эти







Собор Рождества Богородицы

соседние церкви принадлежат Украинской православной церкви. Храм Рождества Богородицы строил черниговский архитектор Федор Заболотный. Это типичный пример позднего классицизма, подобные храмы встречаются на Юге, строить такие церкви начали на территории Украины еще в екатерининские времена. Когда-то рядом была еще и







Купол собора

звонница, но ее разобрали на кирпич в 1930г. Долгое время в церкви располагался городское архив, кажется, в некоторых помещениях до сих сберегается его часть. Церковь была открыта, и мы имели возможность зайти внутрь. Интерьерчик оказался бедноват, а если быть точным, - нищ. В храме пока очень неуютно, в углах свален всякий хлам, иконостас наскоро собран практически из подручных средств. Все стены покрыты известью, похоже, церковь готовят к ремонту. Под куполом сохранились росписи начала 19 века. Рассматривая утонченные изгибы поблекших святых и нежный растительный орнамент в виде букетов, можно предположить, что в лучшие свои времена церковь выглядела торжественно и роскошно. Может, после реставрации вид у нее будет менее плачевный.

В более пристойном состоянии пребывает Спасо-Преображенский собор, главный храм Прилук. Галаган пригласил своих лучших мастеров для постройки церкви и приказал выстроить ее по образу и подобию густыньского Троицкого собора. Мастера не стали бездумно копировать храм, а придали ему собственные







Спасо-Преображенский собор

неповторимые черты. В основании церкви заложены огромные камни, перевезенные с реки Перевод. Там когда-то стоял древнерусский Китай-город, а камни были быками моста, разрушенного татарами. До 1930г храм действовал, а потом стоял заброшенный и полуразрушенный почти до наших дней. Недавно его капитально отремонтировали и привели в порядок. Пятиглавый собор является настоящим украшением города, даже просто посмотреть на него приятно. Можно зайти и внутрь. Сохранились росписи, старинные иконы, другие религиозные














Иконостас и росписи собора

реликвии. Иконостас тоже не дурен. В одном из притворов погребен основатель храма, Гнат Галаган. Мы застали в церкви подготовку к крестинам: в ожидании священника по стенам жались молодые родители и родственники визжащего свертка, который, по всей видимости, и являлся виновником торжества. Перепуганные молодые дамы, повязанные нелепыми непривычными косынками, испуганно озирались по сторонам – совершенно очевидно, что в церкви они гости нечастые.

Мы вышли наружу и осмотрели церквушку, понравившуюся мне больше всего: небольшую Николаевскую церковь; она тоже находится на улице Галагановской. Ее выделяет очень интересная двухъярусная







Николаевская церковь

звонница с куполом, украшенным люкарнами. Когда-то в них были вделаны куранты с боем. После большого пожара начала 19 века церковь, как и большинство построек города, была сильно повреждена, после чего ее перестроили в модном тогда стиле ампир; первый ярус колокольни украсили пилястрами и фронтонами. Церковь была повреждена в начале двадцатого века, ее восстановили только в 1986г.

Осмотр основных храмов Прилук закончен, теперь нам надо найти еще одну достопримечательность: полковую казну. Я видела эту маленькую построечку в Интернете. Этому по своему уникальному домику более 280 лет. Гнат Галаган построил ее для хранения полковых сбережений, оружия, клейнодов и знамен. Толщина стен небольшой постройки достигает метра, имеется глубокое сводчатое подземелье.














Полковая казна

Совсем не простым делом было отыскать казну. Никто из встреченных горожан не знал, где она находится, некоторые даже не знали, что это такое. Поиски заняли минут сорок – и это на 35-градусной жаре! Наконец, одна из женщин средних лет опознала постройку на показанной нами картинке. Она указала нам, где ее искать. Ни за что не угадаете! Искомое находилось прямо у нас под носом - возле роскошного Спасо-Преображенского собора в зарослях. Территория собора обнесена забором, в котором имеется проход в узенький коридор. Пройдя по коридору, метрах в десяти на небольшом пяточке, окруженном оградой, мы и обнаружили казну.

Это действительно очень небольшое квадратное строеньице, выбеленное белым мелом. Оно скромно украшено характерным для украинского барокко фронтоном, некоторые окна-бойницы замурованы. Пару лет назад возле казны захоронена недавно обнаруженная при строительных работах мумия неизвестного казака. Говорят, на мумии даже сохранилась одежда. Вообще, думаю, в домике до сих пор можно смело хранить деньги – постройку, спрятанную в кустах, все равно никто не найдет!


Центр города осмотрен, больше особых исторических памятников здесь нет, разве что несколько занятных образцов купеческих домов и общественных построек 19 века, но у нас уже нет возможности на них тратить время. Возвращаемся к машине и выезжаем. По дороге нам встречается еще одна небольшая кирпичная церковь – Святого Пантелеймона. Она прехорошенькая, хоть и выкрашенная в ядовито-







Церковь Св.Пантелеймона в 2003г...



...и в 2008 (без комментариев!)

зеленый цвет (ох, и любят они здесь это!). Подобные постройки разводились в начале 20 века. Пять лет назад церквушка была выкрашена во вполне подобающий храму бледно-голубой цвет. Кому пришло в голову теперь сделать ее похожей на шатер цирка-шапито, не понятно. Ну да ладно.


Выехав за приделы города, мы вскоре увидели примерно в километре от дороги блеск куполов. Это Густынь и ее знаменитый женский монастырь. Мы легкомысленно проскочили святыню, решив посетить ее на обратном пути. Подобные предположения обычно никогда не сбываются. Вот и в этот раз нам не удалось осмотреть монастырь – обратно мы ехали уже в сумерках, да и устали очень.

Дальше - Сокиринцы.
Tags: Галаганы, Прилуки, Черниговская область, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments