agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Качановка-2

Продолжение. Начало ЗДЕСЬ

При Василии Васильевиче Тарновском-старшем никаких переделок и достроек в имении практически не производилось.
После смерти отца усадьбой владел его сын Василий Васильевич Тарновский-младший (1839-1899). Новый хозяин был человеком образованным, как и отец
Василий Васильевич Тарновский-младший                                                                                 

окончил Петербургский университет историко-филологический факультет. Историк Яворницкий, написавший историю Запорожского казачества в трех томах и хорошо знавший нового хозяина Качановки, так кратко охарактеризовал Василия Васильевича Тарновского-младшего: «У него было три настоящие страсти: парк, его коллекция и женщины». Был Василий фигурой весьма колоритной: в подражание запорожцам носил свитки и кафтаны,
Гетман (И.Репин)                                                                                                                          

широкие шаровары и пояса-шарфы. Был он сухощав, невысок ростом и носил живописные казацкие усы. Василий-младший в отличие от отца был увлечен Качановским парком и немало усилий приложил для его сохранения и усовершенствования. Он занялся акклиматизацией растений, высадил в парке множество сосен редких пород, несколько перепланировал ландшафты. В подражание соседскому Тростянцу Скоропадских в уголке с неровным рельефом создали «Швейцарию», появилась «Горка Любви», «Холм Верности», «Хвойная Горка». Аллеи украсили малыми архитектурными формами, коваными скамьями, мраморными скульптурами. На одной из фотографий тех времен видно, как уютно и изящно выглядела тогда усадьба: многочисленные вазы и
Лепнина потолка                                                                    

колонны увиты виноградом и плющом, аккуратно подстриженные кустики на идеальных газонах, легкая садовая мебель. Парк при Тарновском-младшем занимал около 700 га, был создан каскад из 12 озер, самым крупным из которых было Майорское с двумя островами, насыпанными еще при Румянцеве. На сегодняшний день в парке Качановского имения растут 50 видов деревьев и 36 видов кустов.

Став хозяином имения, Василий Васильевич возродил традиции, которые бытовали здесь при Григории Тарновском. Немного перестроили дворец, сделав выше барабан купола и достроив второй этаж правого и левого крыла. Опять здесь стало собираться много гостей (иногда – до пятидесяти человек!),  устраивались литературно-театральные вечера, бывали интересные знаменитости.
В моей детской спальне долгое время висела репродукция картины «Дети спасаются от грозы». Эту картину написал художник Константин Маковский (смотри здесь: http://www.liveinternet.ru/users/alexis7/post79474712/) , один из самых талантливых и модных мастеров своего времени. Его
Дети спасаются от грозы (К. Маковский)                                                                           

называли «салонным» или «придворным» живописцем, некоторым его ранним работам присуща чрезмерная «красивость», но он, несомненно, является «знаковым» художником и одним из самых видных мастеров эпохи. Маковский
Автопортрет К.Маковского                                                                                                    
несколько лет подряд проводил лето в Качановке по приглашению Тарновского. Он писал картины, а его жена-красавица Юлия Петровна кружила головы
Юлия Петровна Маковская                                                                             

остальным гостям. Есть у Маковского картина «Запорожский казак». Сходство с хозяином Качановки, буквально «болеющим» темой казачества, очевидно. Написал Маковский и картину «Помещица», на которой изображена старушка-мать
Запорожский казак (К.Маковский)
Помещица (К.Маковский)                                                                                                    

Тарновского и ее старый слуга.

Несколько недель тут гостил и гениальный Илья Репин, привезя с собой молодого ученика В.Серова. Он приехал в Качановку не только для развлечений. Его интересовала коллекция Тарновского, в которой было собрано множество предметов, связанных с любимым хозяином запорожским казачеством: оружие, доспехи, знамена, предметы быта, портреты
Фрагмент картины И.Репина "Запорожцы пишут письмо...". Слева в черной шапке - В.В. Тарновский-младший                                                                         

гетманов и знаменитых казацких вожаков. Под эти портреты была отведена целая комната дворца, картинами были полностью увешены все стены до потолка. Репин тогда вынашивал новую идею: написать картину о запорожцах, ему нужен был материал для работы; в результате мир увидело полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Запечатлен на знаменитой картине и сам Василий Васильевич Тарновский-младший – в образе усатого казака в черной шапке, стоящего по левую руку от писаря. Изобразил Репин Тарновского на еще одном своем полотне «Гетман». Ученик Репина Серов тоже напишет хозяйку Качановки, но много поже, когда имение уже будет принадлежать Оливам.

Бывал в имении и Михаил Врубель, и Марко Вовчек, и историк Яворницкий, и Тарас Шевченко (эх, и любил же бедный поэт погостить у ненавистного панства!). Хозяин обожал творчество Кобзаря, коллекционировал его
Один из флигелей                                                                                  

рукописи и черновики, скупал картины и наброски, знал наизусть многие стихи. Именно Тарновский дал деньги на издание альбома офортов Тараса Григорьевича. После смерти поэта Василий Васильевич выделил средства на установку памятного знака на могиле Кобзаря – медной таблички с надписью на деревянном кресте. Он же выхлопотал отмену запрета чествований поэта в годовщину его рождения. Огромную сумму пожертвовал меценат, когда собирались деньги на установку памятника Хмельницкому в Киеве.   

Как говорилось, еще одной страстью Тарновского была его коллекция. Она пополнялась по трем направлениям: шевченкиниана, украинские древности и казачество,


Интерьеры                                                                                                                                

живопись. Василий Васильевич завещал после своей смерти создать Музей украинских древностей в Чернигове, что и было сделано. Сейчас его коллекция составляет основу собрания Черниговского исторического
В.В. Тарновский-младший с супругой                                                                                      

 
музея, носящего его имя. Шевченковская коллекция составляет основу экспозиции Музея Тараса Шевченко в Киеве. Построил Тарновский и несколько сельских школ, где иногда сам давал уроки вместе с сыновьями. Василий Тарновский стал инициатором создания и «спонсором» журнала «Киевский свит». Возможно, увлеченный
Балкон садового фасада                                                                                                              

меценат сделал бы еще много чего хорошего и полезного, но у него внезапно закончились деньги. «Вишневый сад» помните? Вот и здесь
Садовый фасад
Вид на дворец сбоку слева. На переднем плане - водонапорная башня                      

произошло что-то подобное. Эра помещиков-аристократов закончилась, наступила эпоха энергичных промышленников. Качановку купил богатейший сахарозаводчик Павел Харитоненко, выложив за нее не задумываясь миллион рублей. Усадьба была
Павел Иванович Харитоненко                                                                                            

знаменитой на всю Черниговскую, да и Киевскую губернию, да и один из сахарных заводиков миллионера удобно расположился  неподалеку – почему бы и не прикупить именьице разорившегося помещика? Кстати, сахарный завод Харитоненко в Парафиевке мы видели на выезде. Не маленький. Работает до сих пор. Тарновский продал Харитоненко и часть своей художественной
Сахарный завод в Парафиевке                                                                                           

коллекции, так как не нашлось подходящих апартаментов для ее хранения, и переехал в свой киевский дом. Через год после потери своего любимого парка и усадьбы Тарновский умер. Похоронили его на Аскольдовой могиле в Киеве.

Надо отдать должное и новому хозяину имения – он тоже был меценат, везло на них Качановке. У семьи Харитоненко была богатейшая коллекция предметов искусств, ему принадлежала знаменитая «Неизвестная» Крамского, полотна передвижников. Он платил стипендию 20 студентам консерватории в Москве; как и Тарновский, пожертвовал большую сумму денег на памятник Хмельницкому, профинансировал постройку бетонного моста в Сумах, жертвовал средства  Румянцевскому Художественному музею в Москве (ныне Музей имени Пушкина).   Качановку он приобрел для своей дочери Елены. Здесь сыграли ее грандиозную свадьбу, когда она выходила замуж за графа Урусова. Семейное счастье длилось недолго, располагающая к
Е.П. Олив (В.Серов)                                                                                                                   

проказам атмосфера Качановки сделала свое черное дело. У графини вспыхнул страстный роман с бароном Оливом. Урусов и Олив дрались на дуэли прямо возле Георгиевской церкви, правда, никто не пострадал. Урусов покинул жену и подал на развод, а Елена вторично вышла замуж и стала баронессой
"Осень", единственная уцелевшая садовая скульптура. Поэтому такая грустная         

Олив. Я почему-то представляю очень живо, как несчастный Урусов бредет прочь от прекрасного дворца по тенистой аллее качановского парка и всхлипывает, волоча за собой наспех упакованный чемодан с жалко торчащими из него галстуками и носками. Оливы осуществили последнюю перестройку имения, уделив внимание, в основном, интерьерам. Перепланировкой занимался архитектор Андрей Евгеньевич Билогруд, часть интерьеров расписывал художник Добужинский. Выстроили новую оранжерею, установили кегельбан и крокетную площадку. Построили домик садовника и несколько хозяйственных
Дом управляющего                                                                                                                 

 построек. Появилась электростанция и телефонная линия с 10 телефонными аппаратами, начали строить новый мост, установили несколько дополнительных беседок. Живи и радуйся! Так и жили, но только до 1918 года. Когда стало понятно, что большевики пришли надолго, семья Оливов спешно иммигрировала, оставив в
Шоколадная гостинная
Гостинная-"фонарик"
Балкончик "фонарика" снаружи                                                                                        

Качановке большую часть коллекции. А ведь собрание Оливов в Петербурге считалось богатейшим, качановское немногим уступало ему! Думаю, излишне говорить, что произошло с коллекцией. В усадьбе поначалу устроили детский городок для беспризорников, именно тогда дворец и пострадал больше всего. Все легкие беседки были уничтожены, разбит и растащен на куски фонтан, исчезли все скульптуры – сохранилась только «Осень». Картины и мебель разворовали крестьяне окрестных сел. Когда немцы во время войны приказали сдать все

ценности, крестьяне, опасаясь наказания, просто уничтожили многие драгоценные полотна.  Позже здесь помещался туберкулезный санаторий. В конце семидесятых сотрудники санатория стали бить тревогу и написали письмо в реставрационное бюро – дворец разваливался на глазах, его нужно было спасать. К несчастью, многие детали интерьера, росписи и лепнина погибли безвозвратно, однако то, что нам довелось увидеть, все-таки выглядит более оптимистично, чем состояние дворца в Сокиринцах. Реставраторы действительно совершили подвиг. Сейчас во дворце музей. На втором этаже частично воссозданы интерьеры, по крупицам собраны предметы быта и некоторая мебель, вывешены копии некоторых картин. Некоторые помещения пока закрыты, продолжается реставрация. Можно выйти на балкон второго этажа и полюбоваться прудом, мы это сделали. На первом этаже экспозиция, посвященная хозяевам Качановки и их знаменитым гостям. Само здание сейчас в хорошем состоянии, хотя левая колоннада садового фасада пока ободрана, ее реставрируют. В одном из флигелей сделали небольшую гостиницу для посетителей, здесь можно заказать номер, если вы решили побыть в Качановке пару дней. Если вам повезет, и вы когда-нибудь посетите это чудесное место, обязательно погуляйте не спеша по парку, он просто волшебный! Загляните в Беседку Глинки (убедитесь, что она пуста), спуститесь по амфитеатру с ровным газоном к Майорскому пруду. Если очень захочется, можете даже искупаться – это не запрещено. Разрешается даже поставить палатку. Только, пожалуйста, не надо мусорить!

Tags: Качановка, Тарновские, Черниговская область, усадьбы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments