agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Даневка, Седнев и еще кусочек Чернигова

До Даневки добираемся в считанные минуты. Это небольшое село на 970 жителей. Здесь располагается действующий Георгиевский женский монастырь. По прибытию нас ждало разочарование – с 12 до 16.00 вход закрыт, «сестры на богоугодных работах». А мы ведь даже по просьбе, изложенной на табличке на дверях, выключили мобильные телефоны! Приходится любоваться массивными стенами и коваными воротами. Обходим монастырь вокруг и фотографируем его издалека. Хоть что-то! Собор, судя по тому, что мы увидели, самый обычный – вездесущее

украинское барокко; он, конечно, в значительной мере уступает Собору Рождества Богородицы. Я, правда, читала, что на территории имеется старинная деревянная церковь, а в самом соборе – знаменитая чудотворная икона. Придется ехать сюда еще раз…
А места вокруг красивейшие! Изумрудные луга, ивы, аистиные гнезда на столбах…Монастырь расположен на окраине села, на границе живописного луга.
Теперь мы держим путь в Седнев через Чернигов. В Чернигове делаем остановку, чтобы наконец-то сфотографировать

Екатерининскую церковь, встречающую путников на въезде в город – в прошлый приезд мы этого не сделали. Поехали дальше.

Седнев располагается в 25 км севернее Чернигова, проживает в поселке 1220 человек. Городок древний, известен с 11 века под названием Сновск, по имени речки Снов. В свое время князь черниговский Святослав Ярославович разбил здесь половцев. Позже его разрушили татары, потом завоевал Данила Галицкий. Седнев – вотчина уже упоминавшихся мною Лизогубов, черниговских старшин. Здесь находится их родовая усадьба, каменица, Свято-Воскресенская церковь, построенная на средства Якова Лизогуба, героического полковника. Все это мы и хотим осмотреть. Начнем с усадьбы. Местные жители, как ни странно, верно указывают нам дорогу к ней. За литыми ажурными воротами – аллея,

ведущая к одноэтажному старинному зданию. Перед входом виднеется чей-то бюст. Это, естественно, Шевченко. Он, конечно же, бывал здесь, о чем свидетельствует надпись на воротах. Такое впечатление, что Кобзарю хронически не сиделось дома, он страдал, по-видимому, жесточайшей формой дромомании и без устали скитался по Украине. Практически в каждом захолустном городишке можно обнаружить следы его пребывания, украшенные памятными досками. Кажется, Тарас Григорьевич только и делал, что сидел на камнях, отдыхал в беседках, любил поразмышлять под многовековыми деревьями, сочиняя на ходу поэмки и делая наброски. Причем чуть ли не все помещичьи семьи числились в близких друзьях у бывшего «крипака» - у кого он только не останавливался! Вот и с одним из Лизогубов – Андреем Ивановичем, он, оказывается, был на короткой ноге и даже написал его портрет.



Андрей Лизогуб. Портрет работы Т.Г.Шевченко
Среди Лизогубов водились герои Бородино, музыканты, народники и просто хорошие люди.

Усадьба Лизогубов немного обветшала со временем, пребывает в состоянии поблекшем, но не аварийном. В ней располагается школа-трехлетка. Здание одноэтажное, на два крыла. Декорировано скромно, но в тени и зелени смотрится симпатично. Занятия уже закончились, малышня на каникулах, в школе ремонт. Зашли, посмотрели помещения изнутри – по-сельски бедно. Вокруг усадьбы раскинулся старинный парк вековыми с деревьями. Слева в глубине – футбольный стадион. В парке тихо, опрятно, трава скошена. Мы тут, похоже, одни. По тропинке углубляемся в тень деревьев. Дорожка приводит нас к краю обрыва, на краю которого прилепилась беседка в стиле классицизма.

Надпись на камне у входа вещает, что здесь любил отдыхать и творить Леонид Глебов, баснописец. Так и видится картина: прогуливается Тарас Григорьевич аллеями, страдая от творческого зуда, так у него, бедного, руки чешутся пару строчек черкануть. Нервничает, все по сторонам поглядывает – где бы присесть поскорее; не в траву же валиться?! Глядь, а в тенечке беседка виднеется преживописнейшая, так и манит пиита в свои недра, так и зазывает… Приблизился Тарас Григорьевич и аж руками всплеснул от досады – беседку-то уж занял юный Леонид Иванович. Строчит он свои басенки язвительные одну за одной, рассеянно на облака поглядывает да пером гусиным за ухом почесывает…
Беседка действительно расположена в очень красивом месте – на горе, откуда открывается милый вид: широкие поля, обрамленные леском, внизу поблескивают воды реки Снова. Все, и правда, сонное и умиротворенное. Ехидные басни писать совсем не хочется. Немного побродив по парку, покидаем усадьбу. Теперь нам нужно отыскать Свято-Воскресенскую церковь (1690г). Славится она тем, что здесь умеют довольно успешно изгонять бесов. Говорят, внутри есть даже подробная инструкция, как это делается. Бесноватых привозят со всей Украины. Нам, конечно, нужно туда

позарез: я, к примеру, хочу избавиться от желтоглазого демона Ревности, да и вечно голодного беса Обжорства попугать не мешало бы. Дорогу нам указывают местные жители, это совсем недалеко. Церковь находится на поляне посереди села. Вокруг – одноэтажные домики, заросли, пыльные дорожки, все заросло травкой. К сожалению, церковь закрыта. Местный житель сообщает, что службы правят по субботам и воскресеньям и предлагает сбегать за батюшкой, но мы отказываемся – не хочется тревожить уважаеого человека из праздного любопытства. Церковь симпатичная, в стиле Украинского барокко; украшена деревянной лепниной. Рядом – колоколенка, выполняющая помимо прямого назначения функцию ворот. После того, как любезный прохожий скрылся, мы остаемся одни. Как-то жутковато – солнечный день, центр селения, а вокруг пустота и гнетущая тишина. Похоже, изгнанные бесы далеко не убегают, а прячутся в придорожной траве и камнях. Обходим церковь вокруг, в надежде обнаружить лазейку. Тщетно. Кроме могил ничего нет. Приходится удовлетвориться ограниченным видом в замочной скважине и темнотой в подвальных бойницах. Они, кстати колоритные – наискось уходят вглубь церковных подземелий, перекрыты ржавыми решетками, разит из них склепом – жуть, да и только! Выходя из ограды церкви, натыкаемся на рогатую-бородатую морду, высунувшуюся из кустов. Бес?! Нет, это козочка, а вон и ее подружки.

Пройдя по тропинке через заросли кустарника, выходим к еще одному белому строению в псевдоготическом стиле. Это камяница

Лизогубов, возведенная в 17 веке. Тут была их родовая усыпальница. Здание недавно отреставрировано на средства Черниговоблэнерго, о чем мы читаем на памятной доске у входа. Пространство вокруг постройки обнесено частоколом, отсюда открывается удивительный вид на долину речушки Снов. Красиво так, что дух захватывает! Камяница закрыта, что в ней сейчас – непонятно.
Седнев на рисунке Шевченко
"В Седневе" рис. Т.Г.Шевченко
Покидаем это живописное место и возвращаемся к автомобилю, оставленному возле Воскресенской церкви. У коллег перекур. Неожиданно из-за деревьев показывается телега, влекомая резвой лошадкой. На козлах – седой патлатый возница весьма демонической наружности. На полном скаку они проносятся мимо нас и скрываются за поворотом в клубах пыли. Аж мороз по коже! Что-то тут все-таки есть... С этого места видны деревянные купола деревянной Георгиевской церкви, выглядывающие из-за жилых домов. Нам – туда. Небольшое расстояние преодолеваем на машине. А вот и церковь. Георгиевской церкви 300 лет, строилась она без гвоздей! На более старых

фото в Интернете она выглядит заброшенной, пристроечки совсем покосились. Сейчас вид у нее вполне презентабельный – церковь как раз ремонтируют. Нам «везет» несказанно – конечно же, и здесь закрыто! Делаем фото из-за ограды. Говорят, здесь снимался старый фильм «Вий», где Варлей пугала Куравлева. Неудивительно – место подходящее, с нечистью в округе явно сложилось!
Нам пора возвращаться в Чернигов.
Доехали быстро. В наших планах сегодня еще одно мероприятие – посещение Елецкого монастыря. По преданию, главный собор монастыря основан в 1060г Святославом Ярославовичем на месте, где чудесным образом на одной из елей сама собой вдруг объявилась икона

Богоматери. Уже первый храм (Успенский собор) был сложен из кирпичей. Основа постройки сохранилась до наших дней, хоть собор и неоднократно достраивался и перестраивался. Монастырь, как и большинство построек города, был сильно поврежден татарами в 13 веке, но в 14 веке его отремонтирован и здесь поселились пришедшие из самой Москвы монахи. В 1611г его сжег воевода Горностай (жечь ему, что ли было нечего?!), монахи вернулись в Москву. Через несколько лет при польских униатах собор совсем обветшал, купола обрушились, остались только стены. Католики отремонтировали его и зделали здесь костел. В 1650 г после изгнания поляков его еще раз перестроили. Инициатором его православного возрождения был некий Иоаникий Голятовский. Довольно быстро монастырь разбогател и стал крупным землевладельцем, что не могло не привлечь внимание императрицы Екатерины Второй – дама она была хозяйственная, домовитая, поэтому быстренько прибрала к рукам монастырские владения («секуляризировала»). В 1921г большевики монастырь закрыли, монахов выгнали; вернули собор и монастырские постройки православной церкви только в девяностых годах прошлого века. Теперь тут женский монастырь

Он находится рядом с Черниговским СИЗО (к слову, казематы и стены тюрьмы тоже старинные). Монастырь обнесен толстенными белеными стенами, из-за них выглядывает величественное здание собора, украшенное гирляндой куполов. Входим через ворота.

В ограде собора пусто, посетителей почти нет. Сам Успенский собор закрыт, внутри, кажется реставрация, службы проводят рядом, в небольшом Петропавловском храме. Вокруг собора вытянулось одноэтажное строение со множеством входов. Это – кельи. Возле небольшого хозяйственного помещения прямо на улице вокруг больших кастрюль сгрудились сестры, готовящие себе трапезу. Вокруг собора разбит чудесный роскошный палисадник. Море цветов! В основном – цветущие пеоны. Их нежный запах витает в воздухе. Говорят, китайцы считают пеон цветком любовной страсти. Уместен ли он здесь, тем более в таком количестве? Хотя, что они понимают, эти китайцы, в монастырском укладе наших православных горлиц-сестер?! Проходящая мимо нас тощая тетка в нейлоновом платье и в цветастой косынке сообщает, что фотографировать – грех. Эх, мать, если бы этот грех был самый страшный из нам присущих!
Поскольку демона обжорства мы так и не изгнали, все отчетливее ощущается настоятельное желание подкрепиться. Отправляемся в наш любимый «Сомелье». После ужина – домой, в Киев.
До новых встреч, древний Чернигов! Готовься открывать нам очередные секреты!

Tags: Седнев, Чернигов, Черниговская область, Шевченко, беседки, деревянные храмы, монастыри, парки, усадьбы, храмы
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments