agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Женщина и Смерть. Лукреция


Гвидо Рени. 1626 год

Я расскажу еще об одной "любимице" художников Ренессанса и барокко - Лукреции. Эротизм и смерть опять крепко переплелись в этой истории, и Женщина - снова убийца, хоть на этот раз она убила себя. Почему подобные сюжеты были так популярны в живописи: молодость, красота, секс, обнаженность, насилие и смерть "в одном флаконе"? Думаю, дело не только в назидательности сюжета и восхищении благодетельностью, явно затрагиваются некоторые потаенные струны человеческой сексуальности. Что-то есть смутно волнующее в опасной близости нежной женской плоти и острия стального клинка... Ну, а чем еще объяснить такое настойчивое обращение к сюжету?

Я поместила сразу под заголовком картину Гвидо Рени, так как мы "знакомы лично" - я видела ее в галерее Сансуси в Потсдаме, и было мне тогда лет 10. Еще тогда она глубоко впечатлила меня, хотя пока на уровне "а чёйта тётя делает?". Помню, экскурсовод рассказывала, что для достижения эффекта вот этой жемчужной, мерцающей белизны кожи, художники накладывали полупрозрачные слои краски - много-много раз, слой за слоем; у Гвидо это получалось мастерски. Там же в Потсдаме запомнилась мне еще одна очаровательная работа Рени "Смерть Клеопатры" - похоже, даже моделью была одна и та же дама. Картины исполнены нежностью и щемящей грустью - очень жаль прекрасных молодых женщин, вынужденных лишить себя жизни. Я потом множества раз пересматривала буклет с репродукциями, купленный родителями в галерее, и вот сейчас пришло время о них вспомнить.



Теперь гениальный Тициан. Картина написана примерно в 1571 году.
Прекрасная работа, очень волнующая. Мастер изобразил несчастную Лукрецию бессильной жертвой, на ее лице ужас, тоска и смятение. Эмоции переданы так мастерски, что у сочувствующего зрителя наворачиваются слезы.

Так что же здесь происходит, давайте вспомним.

Лукреция была римской патрицианкой, замужней женщиной, преданной своему супругу, консулу Тарквинию Коллатину. В их доме нередко бывал сын царя Тарквиния Гордого, тоже Тарквиний (второе имя - Секст). Во время одной из пьянок вдали от дома приятели Коллатин и Секст и еще парочка собутыльников поспорили, у кого жена лучше и добродетельнее. Проверить решили, заехав к каждому по-очереди домой и посмотрев, чем занимаются их "половины".



Еще один Тициан, чуть другой ракурс.

Оказалось, что одна Лукреция усердно занималась домашней работой, остальные в праздности валяли дурака. Завистливый Тарквиний Секст затаил злобу и решил отомстить, тем более, что Лукреция была красива, и он давно ее тайно вожделел. Ночью, когда муж Лукреции был в дальней отлучке, Тарквиний прокрался к ней в спальню и, угрожая ножом, изнасиловал.

Лукреция послала гонцов к отцу и мужу, и когда родственники собрались, обо всем рассказала и на глазах у всех заколола себя ножом.


Еще одна работа Тициана

Картина Тициана считалась шедевром уже в его время. Она вдохновила многих других художников.


Рубенс, например, написал свою версию в 1606 году, увидев работу Тициана  в Испании за три года до этого, даже композиция сходна. Барочные атрибуты - мифологические персонажи (Гарпия слева и Амур над головой Лукреции) - символизируют зло и вожделение.

Тициан не первым "раскрыл тему". Еще в XV веке художники обращались к этому сюжету - добродетель и целомудрие всегда были в цене.


Лукас Кранах Старший - настоящий певец Лукреции - более десятка подобных работ! Обожаю Северный ренессанс!


Еще Кранах


...и еще


Последователь Кранаха



Филиппо Липпи (1480), фрагмент
Здесь запечатлен момент, когда друг мужа Лукреции, Луций Юний Брут, над телом погибшей женщины дает клятву отомстить Тарквинию и преступной власти. Он возглавили восстание против царя этруссков и победил, и это дало основу для создания Римской республики.



Неизв. немецкий мастер, 1500



Джампетрино, прим. 1510
Ученик Леонардо да Винчи, любил изображать вот такие женские полуфигуры. Удачно копировал стиль учителя.
Смотришь на нее, и хочется крикнуть: "Не делай этого! Делов-то!", но она непреклонна: этой женщине важно было спасти не столько свою честь, сколько честь мужа!



Нач. 16 века, неизв. фламандский мастер.
Несовершенство техники придает драматической сцене комический характер.


Большая работа Сандро Боттичелли (1504), фрагмент. Клятва над гробом.


Другой фрагмент той же работы. Здесь сюжет немного изменен - Тарквиний настигает жертву на пороге ее дома, а не в спальне.



Две работы Мастера Святой Крови (прим. 1510)
Черты лица женщины исказила маска смерти, поэтому выглядит она пугающе.


Мастер Святой Крови, 1520


Работа итальянского художника с красноречивым прозвищем Содома (прим. 1516). Отец и муж пытаются остановить самоубийцу, но поздно.


Еще одна работа Содомы.


Франческо Франча, 1515
Этот художник был еще и скульптором и гравером, а также изготавливал медали и ювелирные украшения. Служил при дворе в Мантуе.


Альбрехт Дюрер, 1518 - слева, живописная работа и 1508 - графическая справа.
Давно его не вспоминали, любимого моего. Женщины у него все немного специфические, на жену его смахивают, а она была далека от канонов красоты.


Маркантонио Раймонди, 1516
Это был довольно неплохой итальянский гравер из Болоньи, ученик упомянутого Франческо Франча. Сделал несколько гравюр с картин Рафаэля, делал гравюры в стиле Дюрера и даже иногда подписывался его именем. Дюрер был так  возмущен, что подал на Маркантонио в суд, но тому только запретили использовать чужое имя.


Ханс Бальдунг, 1515
Очень классный и любимый мной немецки художник, лучший ученик Дюрера. У него много картин в стиле "Моменто мори", "Три возраста женщины" и т.п. - где нередко присутствуют жуткие старухи, мумии и скелеты. Здесь же Лукреция просто пышет здоровьем и цветущей красотой. Эх...


Йос ван Клеве, 1520.
Две практически идентичные картины.
Нидерландский живописец, член гильдии святого Луки. Считается, что он побывал в Италии и очень впечатлился работами да Винчи, но, как по мне, он очень "Северный".


Йос ван Клеве, 1515, более ранняя работа.
Ну, да, страшилище у него получилось.



Это две работы неизвестного нидерландского художника, которого условно называют "Мастером Попугаев", прим. 1520-е
Довольно забавно, как мастера Северного Ренессанса пытаются изобразить экзальтацию - эмоции явно не их конек.


Ян Сандерс ван Хемессен, 1530
Еще один парень из Нидерландов. Сначала я думала, что это сцена изнасилования, но это, скорее, уже самоубийство - отец (или муж) пытается удержать ее - нож-то в руке женщины.


Ян ван Скорел, 1535
Здесь Лукреция убивает себя не ножом, а мечом.


Винсет Селер, 1538.
Здесь тоже меч, скорее.


Микеле Тозини, 1540
Это Позднее Возрождение, или маньеризм. Чем от барокко отичается? Мало чем. Некоторые искусствоведы считают, что нет никакого маньеризма, сразу барокко шло. Как мне кажется, маньеризм плосковат и более схематичен, в нем меньше гармонии, больше театральности и аляповатости. Барокко более выпуклое, и уже красивое до невозможности. Пафосные оба стиля. Хотя, очень зависит от автора. Вот Караваджо, например, - барокко, но такое реалистичное! Иногда ужас берет!


Франческо Пармиджано, 1540
А вот это маньеризм, но неплохо, правда? У Пармиджано довольно красивые работы были.


Якопо дель Конте, 1550

Художник наиболее известен своим знаменитым портретом Микеланджело. Мне нравится его Лукреция - такая нежная и уязвимая.


Франс Флорис, 1560
Голландец, учившийся у итальянцев. Типичный маньерист.



Бернард де Рикейре, 1561
Антверпенский художник, мало известный.


Лука Комбьязо, 1575.
Маньерист, не очень известный. Одна из удачных его работ. Вообще у него колорит мрачноватый, умброй явно злоупотреблял.


1575. Неизвестный немецкий художник.
Мне кажется, слишком радужная палитра для такой сцены.


Тинторетто, 1578
Безобразие какое-то происходит! А написано отлично.


Веронезе, 1580
Очень красивый колорит, просто гимн жизни, и на контрасте - ужас происходящего.


Франс фон Аахен, 1580


Гезуальдо де Веноза, 1580


Пальма иль Джованни, 1600


Жак Бланшар, 1630

Очень талантливый художник, несправедливо забытый


Феличе Фичерелли, 1640


А это Артемизия наша Джентилески (1620). И себя, как обычно, изобразила. Корпулентная была, судя по всему, дама.


Артемизия Джентилески


Тоже, вроде, Артемизия Джентилески


Франческо Рустичи, 1620
Не путать со скульптором Джованни Франческо Рустичи, которому Лина Костенко посвятила поэму "Снег во Флоренции". Наш Франческо из Сиены, караваджист, отец его, Винченцо, тоже был известным художником, их работы даже путали.


Симон Вуэ, 1629
Посмотрите, как красиво выписана ткань одежд - это фишка Вуэ. Француз, много работал в Италии. Он был сыном художника, очень талантлив, рано начал рисовать, уже с 14 лет брал заказы. Был так популярен, что от клиентов не было отбоя, так, что стал со временем немного халтурить. Одно время был совсем забыт, в 19 век о нем опять вспомнили.


Симон Вуэ, 1625


Я начала с Гвидо Рени, потом пошла по хронологии, и теперь опять пришло его время (1626).


Гвидо Рени


Гвидо Рени


Гвидо Рени


Гвидо Каньяччи, 1627
Скандальный художник, пьяница, любитель сомнительных забав с переодеваниями в женскую одежду, но, несомненно, талантливый. Дружил с Гвидо Рени и Симоном Вуэ. Такая выразительная у него Лукреция, страдающая.


Гвидо Каньяччи, 1636
Здесь совсем другая - сосредоточенная и отрешенная.


Джованни Андреа Сирани, 1640
Ученик Гвидо Рени. Достойный ученик.


Лука Феррари де Реджио, 1640


 А это писала дочь Джованни Андреа Сирани, Элизабетта, 1660


 Лука Джордано, 17 век. Неудачная репродукция.



Это лучшая версия сюжета у Луки Джордано - такой напряженный драматизм


Тоже Лука Джордано или копия, не очень удачная


Джордано Лука, 1695


Тоже Джордано Лука, поздний - 1696


А это Рембранд. Очень страшно - она уже себя пронзила кинжалом, но еще жива, и судорожно хватается за шнур с кистью...


Тоже Рембранд


Это тоже приписывают Рембранду, хотя не уверена


Гевин Гамильтон, 1674


Джузеппе Мариа Креспи 1695


Себастьяно Риччи, 1685



Антонио Белуччи 1700


Виллем ван Мерис 1702


Годфрид Кнеллер 1710


Людовико Мазанти 1737


Джанбаттиста Тьеполо 1750


Жан Оноре Фрагонар, прим. 1760


Жак-Антуан Бофор 1771


Неизвестный, 1799


 Эдуардо Розалес 1871



Генри Луи Мариос Пинта 1884



Эдвард Берн-Джонс, прим 1880


Вот такая история искусства в одном сюжете.

А я наконец-то исполнила давнюю мечту - купила набор гипсовых геометрических фигур и полдня отрабатывала штриховку. Рука заболела, так что пришлось временно бросить это занятие, поэтому дописала пост. Вот.
Tags: разговоры об искусстве
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments