agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Петрус Кристус (2)




Давайте же закончим НАЧАТОЕ, я продолжу свой рассказ про Петруса Кристуса, кратенько так, страниц на 15.

Хотелось бы еще раз вернуться к дискутабельной теме - был ли Кристус учеником ван Эйка, или даже не встречался с ним, а просто подражал ему. Я уже упоминала, что долгое время считалось, что часть начатых Яном ван Эйком картин закончил после его смерти Петрус Кристус. Одна из них - "Святой Иероним в келье". Вот она:


Мастерская Яна ван Эйка "Святой Иероним в келье". Институт искусств, Детройт.

Спешу сообщить, что большинство исследователей с недавнего времени больше не связывают эту работу с именем Кристуса. И, конечно же, это был и не ван Эйк. Он, скорее всего, наметил общий план картины, композицию, начал выписывать детали интерьера (книги на полках, например, очень хороши), но не закончил работу по упомянутой причине.

А Иероним похож на моего любимого актера Рутгера Хауэра (нидерландца, что характерно). А что, от Брюгге до родного города Хауэра Утрехта всего 230 км, так что позировать вполне мог дальний предок артиста!

И еще одна работа:


Мастерская Яна ван Эйка, "Мадонна с Младенцем, святой Варварой, святой Елизаветой Венгерской и донатором", 1443, коллекция Фрика, Нью-Йорк

По поводу этой картины есть следующая запись в архивах: "Изображение Марии, сиятельнейшей Матери Божьей, со святыми Варварой и Елизаветой, было торжественно освящено в память благочестия Дома Ян Воса, 3 сентября 1443 года в монастыре Валь-де-Грас возле Брюгге". Далее сообщается, что преподобный отец Дом - епископ Майо. Предшественник Дома, Герард Хаммон (как следует из другой записи в этом же архиве), умер 30 марта 1441 года,  сам ван Эйк умер в июле того же года. Так что он мог только начать работу (не в первый же день своего вступления в должность епископа Дом Ян Вос заказал работу), вряд ли за 4 месяца закончил со всеми этими его полупрозрачными слоями краски.

Смотрим на картину. Ну, просто с ходу, моментально на память приходит ванэйковская "Мадонна канцлера Ролена":


Ян ван Эйк "Мадонна канцлера Ролена", 1435, Париж, Лувр.

Здесь общим является немного сплюснутое, вытянутое вдоль, пространство, пейзаж, открывающийся с колоннады помещения, романские полукруглые арки на порфировых колоннах, декор полуарок в виде завитков и виноградных лоз. Ребенок совсем другой - у Мадонны Фрика он "детский", игривый, у Ролена - маленький старичок. Но стеклянная сферка с крестом в руке (символ Вселенной) идентичны. И конечно же, в Мадонне Фрика мы не видим эйковского внутреннего теплого сияния, эффекта глубины цвета, получавшегося из-за примнения его фирменной многослойной техники.


Мадонна Ролена. Деталь.
Пейзаж можете сравнить с тем, что на верхней картинке поста. Многие детали пейзажа, похоже, просто скопированы.



Арки и капители (Ролен)


Арки и капители (Фрика)

Упрощены объемы, особенно драпировки простенько выглядят. Еще бархат на мантии Мадонны - туда-сюда, а вот складки на одеяниях святых совсем халтура. Есть "претензии" и к архитектуре - странные пропорции у башни святой Варвары и слегка "подгулял" парапет позади Елизаветы. Не верится, что это работа ван Эйка - если он и начал картину, то до исполнения этих деталей не дошел - пейзаж только его, "фирменный".

Хотя некоторые исследователи поначалу даже считали, что он мог выполнить сам значительную часть работы, просто сказалось творческое истощение из-за рутинного повторения многократно воспроизводимых и копируемых собственных композиций, и болезнь могла повлиять - напоминаю, картина начата накануне смерти мастера. Теперь признают, что он все-таки вряд ли мог так "упроститься". Скорее всего, работу он, действительно начал, но заканчивал кто-то из его мастерской - тот, кто имел доступ к эскизам и наброскам мастера.

Есть много сходств и с другой "Мадонной" ван Эйка:


Ян ван Эйк "Мадонна Лука", 1436,  Институт Штаделя, Франфуркт

Здесь похожи балдахин, тканевой задник и ковер у ног, но у Фрика ткань выглядит проще, грубее. Диадема на голове Богоматери, кажется, попросту скопирована, причем, довольно грубо:


Три Мадонны - слева - Фрика, посередине - Дрезденский алтарь (он крохотный совсем, напомню) и Мадонна Лукка.

С украшениями у Мадонны Фрика все скромненько - такую простецкую корону, кк в руках Елизаветы, разработчик ювелирных украшений ван Эйк вряд ли написал бы. Сравните с роленовской!

У Дрезденской Мадонны совсем юное лицо, у двух других - чуть постарше, но все они, конечно, очень похожи, особенно первая и третья. Смотрите, какое у Лукки утонченные черты, какая мягкая лепка объемов лица, какие теплые тени!

У Мадонны Фрика, к и у остальных участников сцены на картине, лица плосковаты, немного условны - в этом критики нередко обвиняют Кристуса, но подобное несовершенство техники могло быть присуще и другим не самым умелым мастерам того круга.

Можно было бы с уверенностью сказать, что нет никаких поводов считать вторым автором "Мадонны Фрика" Петруса Кристуса (Почему именно он? Да и с гражданством там темная история, как мы уже знаем, см. первую часть), если бы не это!:


Петрус Кристус (с большой долей вероятности) "Мадонна со святой Варварой и донатором" ("Мадонна Экстер"), Берлинская галерея, 1450

А мордуленция-то у донатора знакомая! Уж больно он смахивает на того, что у "Мадонны Фрика". Здесь, кстати, ткани смотрятся получше, чем у Фрика, и лица не такие плоские. Набрался мастерства за 7 лет? Или все-таки к двум картинам приложили руки совсем разные мастера? Возможно, это копия (скорее, реплика), превзошедшая оригинал. А еще композиция совсем другая, и пейзаж не так удачен, как на предыдущих двух упомянутых картинах (облака вообще выписаны схематично).  Обратите внимание, тут художник использовал тот же прием, что и ван Эйк в "Ролене" - смертного и Богоматерь разделяет условная граница - полоса плиток на полу. И похожи же плитки! Вполне может быть, что это проссто еще один заказ Дома Яна Воса, и Кристус просто позаимствовал некоторые идеи с уже имеющейся картины.

Вот такой ребус. Кто кому-  где, теперь уж точно не понять!


Все-все! Быстренько-быстренько-быстренько досматриваем картины и идем спать!


Петрус Кристус "Рождество" , 1465

Знакомый уже нам сюжет - Мистическое Рождество из откровения святой Бригитты: мальчик появился как бы сам собой, чудесным образом, просто взялся откуда-то из воздуха - голый, прямо на земле, сияя и радуясь. Оформление, со всеми этими псевдоарками и резным "декором", слегка смахивает на  Алтарь Мирафлорес Рогира ван дер Вейдена:


Рогир ван дер Вейден "Алтарь Мирафлорес", 1440, Нью-Йорк, Метрополитен и собор в Гранаде.


Тапочки Иосифа справа ничего не напоминают? Это, например:


Ян ван Эйк "Портрет четы Арнольфини", деталь

"Сними сандалии свои ибо ты на святой земле" (Исход 3:5)

Эта работа по-своему уникальна. Иконография вполне типичная, заметно сильное влияние другого мастера того времени - Рогира ван дер Вейдена. Очень мне нравятся колонны и арка, украшенная скульптурной резьбой. Колонны поддерживают "атланты" - человечество, согбенное под тяжестью грехов. Мы видим на капителях статуи Адама и Евы - грехи Старого Адама искупает Христос - Новый Адам. Совершенно удивительная арка - на ней мы видим скульптурные группы, изображающие сцены из бытия Адама с Евой и Авеля с Каином. Вот они крупнее:



И самое главное, на что стоит обратить внимание. Посмотрите на детали кровли над головой героев. Это же линейная перспектива! Впервые в нидерландской живописи! Итальянцы этим владели виртуозно, а северяне пользовались только оптической перспективной, эмпирически! Кристус был новатором и в этом.

В архивах Урбино есть упоминание 15 века о неком нидерландском "живописце Пьеро" - может, Петрус бывал в Италии?



Петрус Кристус "Мадонна Сухого древа", 1460-е

Напомню, Кристус с женой состоял в религиозном братстве "Мадонны сухого древа", для него он, видимо, и написал эту работу. Очень интересная иконография, больше ни у кого не повторяющаяся. Сухое дерево с колючими ветвями похоже на терновый венец, колючки угрожающее окружили нежную мать с крошкой на руках. Аналогия также с Древом жизни, которое усохло из-за грехов людей. Новый Адам (Христос) искуплением своим возродит жизнь. Фигуры матери с младенцем словно растут из ствола, являясь частью древа. На ветвях 15 золотых букв "А" - это заглавная буква молитвы "Ave". У католиков очень популярна "Молитва роз" или "Розарий", в которой "Аве" повторяется 15 раз. Начало: "Áve, María, grátia pléna..." (Радуйся, Мария, благодати полная).


Портрет Эдварда Гримстона, 1446, Национальная галерея, Лондон

Эдвард был английским послом при Бургундском дворе.



Такие вот есть еще створочки от алтаря (центральная часть утрачена)
Петрус Кристус "Благовещение", "Рождество", "Страшный суд", 1451-52, Берлинская галерея
Отдельно створка:




"Благовещение"

Очень своеобразно автор обыгрывает фоновый пейзаж, он придает пространству свет и глубину, хоть композиция похожа на многие работы предшественников.


Еще одно "Рождество" Петруса Кристуса.

Здесь мы видим еще и повитуху (это, скорее всего, Майя, была еще Саломея, она не сразу уверовала в божественное происхождение Христа, и у нее отсохла рука).


А вот "Страшный суд" очень похож на "Суд" ван Эйка:


Ван Эйк - слева, Кристус - справа.

Как по мне, у Кристуса композиционное решение более удачное, картина более "читабельна" что ли, не перегружена. Сходства очевидны.


Петрус Кристус "Мария с Младенцем в комнатах"

Пространство решено очень смело и новаторски для того времени. Амфилада комнат и свет в глубине необыкновенно оживляет картину, придавая ей бытовую непринужденность (а там Иосиф в двери, видите?). Очень смахивают на это многие работы Питера де Хоха, мастера "Золотого века" голландцев 17 века:


Питер де Хох "Спальня", Национальная галерея, Вашингтон

Читающая Мария с Христом возрождают в памяти слова:

"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков...
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца." (Иоанна 1:1-4,14).




Петрус Кристус "Чета донаторов"

И снова тапочки! Такие все состоятельные люди тогда носили, чтобы не испортить хорошую обувь в непогоду, но ведь в картину их вставлять совсем не обязательно, так что точно они имеют скрытый смысл.


Петрус Кристус (?) "Изабелла Португальская со Святой Елизаветой Венгерской"

Насытились прекрасным?

Отлично, мы заслужили здоровый детский сон.

Информацию беру в книгах, интернете, лекции dr. Vida Hull в ютубе.

Tags: Петрус Кристус, Северный ренессанс, нидерландские примитивы, разговоры об искусстве, ренессанс, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments