agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

"Прекрасные Мадонны"


Скульптурное украшение Ульмского собора

Всем большое спасибо за вчерашние поздравления! Очень приятно, вот правда!

Неловко стало, что так давно бездельничаю, ничего вам не показываю, не рассказываю, но у меня просто времени из-за работы совсем нет, так что простите. "Ответку" же вам, конечно, надо сделать, поэтому быстренькая такая подборочка.


"Мария с Младенцем". Клаус Слютер. Джон, монастырь Шаммоль. 1391-97
Слютер - бургундский мастер нидерландского происхождения.


Я недавно во время командировки на букинистическом развале в Полтаве купила несколько прекрасных книг, одна из них - "Немецкая скульптура 1350-1550". Удивительной тонкости и красоты вещи показаны и описаны, жаль, что фото черно-белые, но все равно замечательно. Бросились мне в глаза несколько Мадонн, поражающих своей живостью, непосредственностью и изяществом (она из них - на верхнем фото). Некоторые из них держат младенцев с очевидным трудом, так как те явно... выворачиваются и балуются, мать же при этом смеется или слегка ухмыляется.


Невероятной красоты Донголсгхеймская Мадонна. 1470-е



Деталь.

Никакой вам скорби и предвидения ужасного будущего ребеночка, никакой возвышенности - только иногда не совсем уместная корона на голове, да и та явно для украшения, а не для возвеличивания. Мадонны при этом выполнены с удивительной для такого раннего периода искусностью. Странно, что чуть севернее в живописи того же времени (нидерландской, немецкой, да и французской) мы наблюдаем некоторую статичность и угловатость фигур, не зря художников того времени называли "примитивами", скульптора же достигла небывалых высот изобразительности и изящества.


Алтарь из Шонгау, 1470-е. Чаще Мадонну изображали стоящей.

Такая трактовка образа Богоматери с младенцем меня заинтересовала, стала искать в Сети, что это такие за дела. Оказалось, в эпоху поздней готики ("мягкой" или "интернациональной") действительно существовала такая традиция изображения Мадонн - изысканно-красивыми, облаченными в пышные одеяния, но в то же время очень непосредственными, нередко веселыми и явно получающими удовольствие от общения со своими младенцами. Вероятно, такие изображения призваны были "приблизить" зрителя, вызвать родственные чувства - нежность и умиление, и, естественно, еще больше укрепить веру.


Богемия (Прага), 1395

Скульптуры эти довольно разнообразны, но единый тип все-таки четко прослеживается, так что их современные искусствоведы условно объединили под общим названием "прекрасные Мадонны". Хоть и обнаружила я таких Мадонн в книге о немецкой скульптуре, оказалось, что такой вид изображений Богоматери был довольно широко распространен по всей Северной и даже Восточной Европе - современные Франция, Германия, Австрия, Польша и Чехия.


Лотарингия, 1325-20е (91,4 см)

Встречаются такие фигуры в каменном воплощении на фасадах соборов (в Ульме, например), но намного больше мы их видим на алтарях, вырезанными из дерева и раскрашенными. Существовали и отдельные скульптуры Марии для молельного поклонения, они и сейчас широко распространены в католицизме, правда, теперь их художественная ценность весьма условна и они совсем небольшие, настольные.


Мадонна из Сен-Дени, одна из самых древних - 1260-80. Слоновая кость, серебро.

Тогда же их вырезали из дерева (в основном из липы) или известняка и раскрашивали. Размер самый разный: понятно, что на фасаде собора скульптуру делали крупнее - около 2-х метров могла быть, в алтарях - от метра до почти натурального человеческого роста, настольные и напольные фигуры (или для установки в нишах) - 30-60 см и больше.


Франция. 1320 (91 см) известняк со следами краски и золочения.

В книге, которую я купила, утверждается, что вероятным "источником" подобным скульптур стал географический треугольник между Прагой, Веной и Мюнхеном, однако они широко "водились" и во Франции, и намного ранее, причем в довольно оригинальном исполнении - из слоновой кости:


Франция, 13 (!) век.
"Прекрасность", конечно, пока условная, но вот непосредственность, с какой изображены Мария и младенец, явно бросается в глаза. Посмотрите, как он ухватился за край ее косынки!


Франция, 1320-е
Малыш играет с птичкой, а мама нежно придерживает его ножку.


Франция, 1350-е (Музей "Метрополитен").
Здесь уже четко виден изящный S-образный изгиб фигуры Богородицы. Позднее он будет все более выражен, делая позу все более изысканной (и менее естественной, если честно). Уж не потому ли такую готику в наше время назовут "мягкой"? Похоже, на голове Марии когда-то была корона, не исключено, что ювелирное украшение, но со временем она "кудись поділась".


Франция, 14 век.
Тоже что-то было на голове.

Мода на изделия из слоновой кости пошла из Византии и Рима, довольно широко применялся этот драгоценный материал при дворе Каролингов. Во Франции мода на такие фигурки возникла при Людовике Святом и распространилась в 13-14 веках довольно широко. Известно, что в середине 13 века в одном только Париже было несколько десятков мастерских по изготовлению изделий из слоновой кости. Помимо скульптур делали еще и барельефы. Предметами роскоши считались четки из слоновой кости, шахматы, шкатулки, детали мебели и посуды, светильники, ювелирные украшения.


Франция, 14 век.


Франция, 1275-1300.
А вот этот фрагмент костяной фигуры просто очарователен, хоть и выполнена она сами смотрите когда!
Вот целиком:




Так что кто там и где первым стал делать "прекрасных Мадонн" не ясно, да и условное это название, сами понимаете.


"Торуньская Мадонна". Прим. 1400.
Это довоенная фотография. Скульптура считалась национальным достоянием Польши, была похищена во время Второй Мировой, и ныне ее местонахождение неизвестно.


У "Вроцлавской Мадонны" похожая корона. 1390-96, 113 см. Варшава, Национальный музей.


И еще несколько Мадонн:



Мадонна из Загражан (Прага), 84 см, липа.
В Богемии очень много таких Мадонн было сделано.


Шампань, 1350-е. Мрамор со следами краски, 91 см.


Австрия, 1370-е. 51,5 см, раскрашенная липа.


Франция, 1400-1420 (69 см)


Австрия, 1440-50-е


Богемия, 1440-е



Богемия, 1410-е


Вроцлавская Мадонна, 1390-95


Прелестная Крумловская Мадонна, 1400-е (Вена)


Лангедок, 1470-е


Мадонна из Виттингау, нач. 15-го века


Мадонна из Кружлёва


Богемия, 1410-20


Пилзенская Мадонна, Богемия, 1470-е


Мадонна из Карлсруе, 1395


Мадонна из Алтенмаркта, 1395


Георг Эрхарт, 1490-е


Умбрия (Италия), кон. 14 века (чем южнее, тем статичнее)


Мастер Мраморных Мадонн, Нидерланды, 1345


Михаэль Пахер, Германия, 1460-е


Михаэль Эрхарт, Германия, 1480-е


Петер Парлер, Богемия 1380-е


Австрия, 1450-е


Зальцбург, 1420


Якоб Кашауэр, 1450-е. Австрия

Вот такие они, на самом деле прекрасные.

А вам - прекрасных же выходных!
Tags: готика, разговоры об искусстве
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments