agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Поэзия минойской глины



Самое время перебрать фотографии.
Начнем с не самых старых - летних, с Крита. Обещала показать вам керамику камарес, вот, показываю.


Настоящая типичная камарес выглядит так - белый, красные и желтые линии и орнаменты на черном фоне.

Она аутентична для Крита и является характерным продуктом яркой и самобытной Минойской цивилизации.

Мы с вами уже разбирали технологию изготовления такой керамики: делали ее на гончарном круге, до обжига покрывали глазурью-шликером, содержащей железо. При высокой температуре железосодержащий слой "запекался" и темнел. Остальные краски тоже содержали железо, но для того, чтобы добиться полихромности, керамику обжигали в три приема, с разными режимами обжига.

Интересно, что первые подобные изделия были обнаружены не на Крите, а вдалеком Египте. Первые находки из египетского города Лахун хранятся сейчас в Бритском музее.


Ваза-плошка камарес из Египта (Британский музей)

Такая удаленность от места производства говорит  о том, что камарес была очень популярна за приделами Крита, это был атрибут роскоши и предмет оживленной международной торговли.

"На родине" такую керамику нашли в 1903 году в пещере Камарес на южном склоне горы Ида.


Фотография пещеры Камарес, умыкнутая мною у некого Стефанакиса.

Потом таких находок становилось все больше и больше, особенно много ее было найдено на территории раскопанных дворцов, в поселениях Экоми, Курион, Китион, Амнисос, Пиргос, Закрос и др.. Расцвет керамического производства пришелся на период Старых дворцов. Изделия были настолько разнообразны, что со временем появилась нужда их как-то классифицировать. Во-первых, их можно условно делить по формам. Вот самые распространенные:




В классический период в Греции было принято другое деление, можете сравнить:



Некоторые сосуды остались идентичными, только названия изменились, хотя исторические периоды разделяет 1000 лет. Например, огромные пифосы - кувшины в половину человеческого роста для длительного хранения продуктов. Мы их позднее увидим.

Также есть деление на стиль росписи, на орнаменовку. Интересно, что художнику-керамисту с Кипра в самый ранний период были чужды извитые линии и сложные узоры, которые потом были так популярны на материковой Греции. Рисунков довольно много, но характерыми являются широко распространенные продольные линии - иногда кажется, что сосуд вылеплен из кусков, а не сделан на гончарном круге. Исследователи считают, что ранние мастера имитировали швы кожаных сосудов для воды, масла и вина.



Типы росписи


Неолитическая керамика в районе Кносса, 7000-3000 д.н.э.


То же. Как видите, росписи еще отсутствуют, детали грубые, стенки толстые.


То же. В то время еще встречались изделия из "листовой" керамики, без гончарного круга.


Глиняная модель лодки 3600-3000 д.н. эры. Использовалась, вероятно, в ритуальных целях.


Видите, какие интересные чайники (2400-2200 д.н.э). Их находили в поселении Василики.

Чая, правда, тогда у них еще не было. Ну, привычного нам, китайского чая. Был, наверное, какой-нибудь свой, из трав. Мне подруга из Греции как-то привезла греческий горный чай (или железницуа горную), мне понравился, и болезнь Альцгеймера предотвращает. У нас, вроде, тоже такая есть, но я везла из Крита, пополнила запас.


Железница горная



Удивительные и загадочные сдвоенные и строенные сосудики. Их находили в погребениях.


Вот эти бело-красные сосуды (сверху) отражают ахейские влияния (похожая керамика была традиционна для Микен)


Простые, грубоватые формы - отличительные признаки ранне-минойского периода (3000-2200 д.н.э., Лебена)


Появляются характерные признаки - белый рисунок на черном, но сами изделия еще грубоваты (2200-1900 д.н.э.)


Фруктовница и кувшины (похоже, молочники) 2100-1800 д.н.э.


Чашки и стаканчики из Палекастро, 2100-1800 д.н.э.




Белые рыбки на стенках сосудов - морской орнамент станет очень характерным для минойской керамики. Василики, 1900-2300 д.н.э.


Этот необычный сосуд в форме короны с рифленым краем демонстрирует, как выросло мастерство минойских гончаров - он имитирует металлическую вазу, стенки очень тонкие, внутри мы видим несколько похожих по форме меньших розеточек.


Эти маленькие сосуды использовались для подношений умершим. Гурния, 2300-1900 д.н.э.


Сдвоенные сосуды смахивают на трипольские. Сравните:



Средне-Минойский период Справа, видите - появляются пупырышки






Стенки сосудов совсем тоненькие


Дивная парадная посуда камарес для пиров. Потрясающий кратер с лилиями посередине! (Фест, Старый дворец)








Пифос камарес из Старого дворца в Фесте.


Камарес!




Огромные пифосы.












Чудная амфора с ромашкой!


Такой вот рельефный стиль называется "барбатино".
















Появляются сосуды со светлым фоном. Чем более поздний перид, тем светлее.


Лабрисы (двусторонние топоры) были, скорее не оружием, а культовыми предметами.Они были очень популярны на Крите, ими и сосуды украшали.










Роспись со стилизованными наутилусами. Ок. 1700 д.н.э.


Слева - пифос с букриниями (бычьими головами, 1700 д.н.э.), правее - роспись спиралями, о.Псира, 1600 д.н.э


Очень жаль, что фото с этой флягой с осминогом вышло так себе! Если на него долго смотреть, кажется, что он шевелит щупальцами. Палейкастро, 1700 д.н.э


Слева - сосуд не керамический, а каменный


Морской стиль!












Почти полностью белые стали...














Пифосы из Старого дворца






























Пифосы еще и для таких мрачных целей предназначались.


















Сначала думала, что эти глиняные штуки - гробы. Но потом подумалось: уж очень разные по форме, и росписи веселенькие. Думаю, это мебель и лари.





Вот такая красота.

Про минойцев у меня еще есть ЗДЕСЬ.
Спасибо за внимание!
Tags: Греция, древние цивилизации, керамика, разговоры об искусстве
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments