agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Доктор Рёйсдал и колдовская мельница

"Якоб Рейсдаль, родившийся в Гарлеме в 1635 году
и усердно трудившийся до 1681 года,
признан одним из превосходнейших пейзажистов. Картины его
удовлетворяют всем требованиям, которые самый
изощренный ум может предъявить к произведениям искусства".
И.В. ф.Гете



Я уже публиковала копию, написанную мной с картины Якоба ван Рёйсдала "Мельница в Вейке", обещала рассказать об оригинале и авторе. Выполняю.


Якоб ван Рейсдал "Мельница в Вейке", прим. 1670 Масло, холст, 83х101 см. Государственный музей в Амстердаме

Ну, и моя копия еще раз:




Как-то она рядом с оригиналом не очень. Только сейчас рассмотрела, что забыла дорисовать птичек.

Копировать было очень сложно, так как
1) оригинал в 2 раза больше, а Рейсдал, похоже, писал кисточкой из 2-х волосков. Мне бы пришлось писать 1 волоском, но я так еще не умею;
2) Рейсдал гений, а я пока нет; это, по большому счету моя 4-я серьезная картина. К слову, Рейсдала копировал Джон Констэбл, правда не эту, а другую мельницу.

Так, теперь про саму картину.

Я просто обожаю «малых голландцев» и им у меня посвящено довольно много статей. Хотелось бы поговорить о голландском пейзаже «Золотого века». И, естественно, без Якоба ван Рёйсдала это рассказ не возможен.


Вейк-бей-Дурстаде на рисунке неизвестного художника, 1650-е

То, что мы до сих пор условно называем «голландским пейзажем», связано с именами трех художников: Ян ван Гойен, Питер де Молин и Якоб ван Рейсдал. Последний, на мой взгляд, самый талантливый. Потом еще был его ученик Хоббема, писавший в таком же стиле их работы потом часто путали. И вообще, все лучшие голландские пейзажисты были из Харлема.

Мне так много хотелось рассказать в связи с затронутой темой (а началось все с одной картины), что вполне получилась бы очередная «диссертация от «А» до «Я»», но на этот раз я решила сдержать себя и рассказать все по порядку, хоть и слегка «задом-наперед»: картина-художник-голландский пейзаж. Начнем с картины, тем более, что я ее буквально «прожила» вместе с Рейсдалом – над копией я работала 12 дней по 5-6 (а иногда и больше) часов в день.


Современный Вейк-бей-Дурстаде (кликните, стрелкой укаана нынешняя мельница)
Все фотографии взяты со страницы города в Нидерландской Википедии.

Она нравилась мне всегда. Естественно, оригинал я не видела, он находится в Голландии, где я никогда не бывала, но на репродукции вид всегда производил на меня впечатление.

Я «осенний» человек, не люблю жару, совершенно спокойно отношусь к пасмурной погоде и дождю, поэтому свинцовые тучи над мельницей мне не кажутся мрачными и депрессивными, хотя многие знакомые считают, что картина мрачновата. В этом случае мои вкусы совпадают с Ван Гогом и Эженом Фромантеном – они тоже были большими поклонниками этой дивной картины. Рейсдала очень любил Гете, он посвятил его работам отдельную статью.


Современный Вейк-бей-Дурстаде. И крупнее:



И вообще, мельницы – это очень красиво, величественно и загадочно. Наверное, не на меня одну они производят такое впечатление, ведь не даром в старину считалось, что на заброшенных мельницах водится нечисть, а все мельники – колдуны. У меня голландским мельницам в живописи посвящен отдельный пост.

Рейсдал изобразил мельницу, которая когда-то стояла возле замка Дурстаде, сейчас это небольшой городок Вейк-бей-Дурстаде, что на реке Лек. В этом месте с рекой пересекается канал, тут же был в свое время крупнейший речной порт в самом сердце Голландии. Мельницы, которую мы видим на картине, уже, к сожалению, нет, она разрушена. Та, что на современной фотографии – реконструкция. Фундамент старой мельницы сохранился, он находится в нескольких кварталах по соседству от новой.

Раньше я считала, что вода на переднем плане – море, но, оказалось, это не так.

На картине мы как раз видим водный перекресток реки и канала, он далеко на заднем плане. Перед нашими глазами река Лек, приток Рейна, вправо от нее уходит рукав, скрытый от наших глаз поросшим травой возвышенным отрогом берега. Нам видны только мачты корабля, стоящего на причале в этом рукаве, и копошащиеся на корме люди. Пристань как раз с той стороны, куда обращены крылья мельницы.


Современный Вейк-бей-Дурстаде


Вообще берег на картине выглядит диковатым, ограда сколочена из полусгнивших досок, справа валяются старые жернова мельницы. Сейчас, конечно, все выглядит совсем не так. Возвышенный берег на самом деле довольно плоский. То ли его срыли, то ли Рейсдал просто приукрасил его, «возвысив». Скорее всего, приукрасил, так как высокие холмы в Голландии редкость, и там, где на возвышенности выглядывают крыши, на самом деле имеются водоемы, то есть этот участок земли равнинный. В том месте, где на картине растут деревья, сейчас густая застройка, здесь теперь жилые кварталы.

«Главная героиня», мельница была построена в 1659 году, то есть на момент написания картины ей было чуть более 10 лет. Ее возвели на месте древних городских ворот. Она была кирпичная и круглая в основании, что на то время было своего рода инновацией. Может быть, Рейсдал поэтому и захотел ее запечатлеть. Имеется набросок, который художник сделал лет за 15 до написания картины, явно с другой мельницей, композиция практически идентична.


Набросок Рейсдала, сделанный в 1650-х

Похоже, Якоб долгое время искал нужную мельницу, чтобы воплотить свой давний замысел в масле, и, наконец, нашел. Эта композиция (одинокий и громоздкий силуэт мельницы на фоне сумрачного неба) повторялась в его творчестве неоднократно, но именно «Мельница в Вейке» самая знаменитая и прекрасная.

Я в посте про мельницы писала, что в Голландии у мельниц было самое различное предназначение, эта поначалу служила лесопилкой, такие часто строили при портах. Позднее ее переделали в мукомольную. Она пережила несколько наводнений и реконструкций и в конце концов была снесена.







Современная мельница в Вейке (какой-то рельеф у них там все-таки есть)


Нынешняя мельница – не просто историческая реконструкция (она довольно сильно отличается), хоть ее и называют «Мельницей Рейсдала», она сейчас находится в частной собственности и до сих пор функционирует, мукомолы-энтузиасты иногда по выходным мелют здесь муку, но, конечно, уже не в промышленных масштабах, а, скорее, для развлечения.



Там, где мы видим трех женщин (одна, с молочным ведром в руке, ниже ростом, похоже, это девушка-подросток), в то время проходила городская стена и стояли городские ворота. Рейсдал решил их не изображать.

Вообще у него такое водилось – он запросто мог что-то дорисовать по памяти, скомпилировать, или, наоборот, убрать то, что он считал лишним для композиции.

О его технике и профессиональных приемах мы обязательно поговорим позднее.



На заднем плане мы видим несколько суденышек – это две парусные рыболовные лодки и две лодочки поменьше. Если внимательно присмотреться, можно увидеть, как на этих лодках копошатся люди – как и на той лодке, корма которой нам не видна, только мачты.

И вообще, как ни странно, картина довольно многолюдна, хоть это и не бросается сразу в глаза – на ней можно насчитать как минимум 15 человеческих фигур. Люди на картинах Рейсдела – это всего лишь детали пейзажа, как и деревья и пни. Рейсдал все время подчеркивает первичность природы, мощь ее грозных стихий и вторичность человека. Вот и на этой картине человечки возятся со своими повседневными хлопотами или безмятежно бредут по своим делам, словно не замечая, как над их головами сгущаются свинцовые тучи.

Возможно, именно это ощущение внушает многим зрителям неясную тревогу – неумолимое присутствие и давление неотступного рока, выраженного умелой кисьтю художника в виде вот этих жутковатых облаков – не зря на картине Рейсдала почти ¾ площади занимает небо (и о господи, как его сложно писать!). Мельница в таком аспекте выглядит, словно неприступная цитадель, единственная защита этих крошечных существ от бури и дождя.



Левее мельницы мы видим прекрасный средневековый замок. Это Дурстаде, летняя резиденция Утрехтских епископов (губа не дура, надо сказать!). Был построен в 13 веке, реконструирован в 15 и почти разрушен во время французской осады в 1672 году, остальное местные жители растащили для ремонта поврежденных домов.

Сейчас от него сохранилась часть стены и две башни. Дата разрушения зафиксированна в документах, в отличие от даты написания картины – Рейсдал, как и множество его современников, легкомысленно не датировал картины.


Абрахам Радемакер, Замок Дурстаде, 1640. Гравюра


Замок на современном барельефе


Спасибо, хоть подписывал, хоть с подписями тоже путаница приличная, расскажу в следующем посте. Так что датировка картины – 1670 -  условна. Еще одна постройка – справа башня церкви святого Мартина, украшена циферблатом, который был установлен в 1668 году. Эти две даты и позволили установить примерное время написания – 1668-1672 год: на картине башня уже с циферблатом и замок еще цел.


Церковь святого Мартина на картине (справа от мельницы)


Церковь Святого Мартина, современный вид (на заднем плане)

Сейчас остатки замка окружают пруд и парк, а до 1925 года к руинам вообще можно было попасть только на лодке, теперь есть мостик. Сюда часто наведываются киношники - место очень живописное.

Что же это за город?

Вейк-бей-Дурстаде современный – это небольшой город в провинции Утрехт на севере Голландии, на 23 000 населения. Помимо упомянутого пересечения Лека и канала, здесь берет начало еще один приток Рейна – Кромме-Рейн. Если посмотреть на карту города, весь он буквально «пропитан» водой – помимо рек, каналов и речушек, имеются есть еще и озерца.




Все, что осталось от замка Дуростаде. Слева - башня 16 века, справа - 13 века. Мостик построили в 1925. На территории есть маленькая кафешка.

А ведь когда-то это был один из важнейших городов Нижних Земель. При Каролингах здесь располагался город-крепость Дурстаде, построенный на месте древнеримского колониального поселения. Тогда Рейн и его притоки в этом месте были глубже, тут было очень активное судоходство и процветала оживленная торговля. Затем гавани занесло илом, они обмелели, город потерял свое значение. Возрождение началось в 13-14 веках, русла почистили, прорыли канал, город обнесли стенами.





Остатки фундамента "Мельницы Рейсдала". Как видите, они прямо внутри современной постройки.


От Вейка до родного города художника, Харлема, 93 км - не так уж много. Рейсдал не так много путешествовал, в основном, по Голландии, но, видимо, здесь он бывал и большинство деталей писал с натуры. Его до сих пор очень уважают - фундамент мельницы, которую называют "Мельницей Рейсдала" бережно сохраняют и показывают туристам.

Кто был первым покупателем картины, не известно. Зато известно о последнем - она была приобретена неким Адрианом ван дер Хоопом (1778-1854) из Амстердама, и завещана им же в подарок родному городу. Там она сейчас и находится.

А почему Рейсдал - и вдруг "доктор"? Об этом в следующем посте о нем.
Tags: Голландия, разговоры об искусстве, художники

Recent Posts from This Journal

  • Выставка современной украинской моды в "Мыстецком арсенале"

    Точнее это называется «IN PROGRESS. Дрес-код України доби Незалежності». Довольно занятно, я такое люблю. Несколько залов, в каждои -…

  • Английские розы

    Вивьен Ли Обратила внимание, что среди англичанок (актрис, во всяком случае) попадаются очень хорошенькие, хотя, насколько я знаю, неземная…

  • "Звезды" жгут

    Давно уже у меня накопилась подборочка с фрагментами "огненных" фотосессий знаменитых дам, все никак не могла собраться их вывесить, тем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments