agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Прогулка по "Яме" Куприна



Куприн в своей повести не указывает прямо, что действие происходит в Киеве (пишет, что это "южный город К."), но это всегда и всем было известно. Писатель, тогда еще молодой журналист, жил в Киеве в конце XIX века (1894-1901), снимал номер в ужасной дешевой гостинице "Днепровский порт". То здание по Сагайдачного 4, на стене которого висит мемориальная доска, не аутентичное, оно перестроено.


Похоже, это был самый старый дом на Ямской, и вот что от него осталось


В 1870 году через Киев пролегла ветка железной дороги. Примерно тогда же была произведена перепланировка города, стали строить каменные дома. А со второй половины XIX века в связи с промышленным подъемом началось бурное строительство, второй, самый впечатляющий виток которого пришелся как раз на 1890-1914 годы. В город потянулся народ, особенно много инженеров, строителей, грузчиков, плотников - сезонные и контрактные рабочие, в основном - молодые мужчины без семей.


Дом на Подоле на месте гостиницы "Днепровский порт", где жил когда-то Куприн.

Да и раньше тут одиноких мужчин фертильного возраста хватало - Киев был городом-крепостью с многочисленными гарнизонами. Естественно, в таких условиях был высок спрос на быструю и недорогую любовь. Из сел в город стекались девушки, рассчитывающие найти работу кухарки или горничной. Они легко попадали в лапы ловких своден и сутенеров, из их числа и пополнялись, в основном, ряды жриц любви. Куприн застал самый расцвет Киева в качестве одной из столиц доступных секс-услуг (наряду с Ригой и Одессой).



Проституция была признана "терпимым явлением" еще при Николае I, с тех пор публичные дома функционировали на легальной основе. Власти пытались их хоть как-то локализовать, чтобы контролировать эту уродливую "коммерцию", но со временем проституция ушла в подполье и расползлась по всему городу, ее эпицентр переместился ближе к центру - Крещатик, Прорезная, Городской сад и "Шато-де-флер". Именно с этим связан упадок Ямской, а не с тем, что дома терпимости разом закрыли, как написал в своей повести Куприн. Их никто не закрывал - они просто захирели и обезлюдели.


Улица Ямская в наши дни. Не совсем понятно, для кого предназначен стихийный рынок хозтоваров - улица почти пуста.


Забавное расположение выбрала для своего нового отеля сеть "Рейкарц"

Я уже подробно описывала эту пикантную область жизнедеятельности города в рассказе про улицу Шота Руставели, напомню, что поначалу бордели занимали почти весь Андреевский спуск (там их было около 30), потом их убрали подальше от крупного храма - Андреевской церкви - на Эспланадную, а после того, как в объятьях усердной  жрицы любви помер городской губернатор Гудим-Левкович, девок выселили на окраину - на улицу Ямскую. К слову, попросили об этом сами жители улицы - они надеялись таким образом повысить цены на сдаваемое жилье.


Вид на параллельную Бульонную. Примерно так выглядела и Ямская


До этого улица была отнюдь не фешенебельной: районы Новое строение и Демеевка тогда были рабочими окраинами, на Батыевой горе только начинал разрастаться поселок железнодорожных рабочих. Самым оживленным местом в этой стороне была Конная площадь, где торговали лошадьми (сейчас пересечение Большой Васильковской и Федорова, где сквер и ресторан "Кувшин"). Лежащее по другую сторону Лыбеди поселение Протасов Яр во времена Куприна уже входило в Бульварную часть города, но по сути являлось тем, чем было изначально - деревней.


Вид на Новое строение (слева вдалеке  - гора, где Стадион, справа - Байковый хутор)

Находящаяся неподалеку товарная станция железной дороги тогда имела вид унылый и не парадный, красивые кирпичные здания в стиле модерн, сохранившиеся до наших дней, построили позднее, в 1913 году. Здесь фактически заканчивался город - рядом раскинулись выпасные луга, на берегу Лыбеди располагались скотобойни, их отходы спускались прямо в реку. За Лыбедью лежал хутор Байковый, на котором уже было заложено и регулярно пополнялось одно из старейших в Киеве кладбище - Байковое. Одним словом, веселенькое соседство было у гнезда разврата.


Ворота Байкового кладбища - старейшего в Киеве





Здесь еще можно увидеть старинные склепы. В центральной аллее находятся захоронения знаменитый киевлян - врачей, актеров, политиков.


(ну, да, наснимала - не выбрасывать же фотки!)

Параллельно Ямской шла улица Бульонская (до недавнего времени Боженко), за ней - Кузнечная (вдоль нее располагались кузни, теперь это улица Антоновича, недавно - Горького), а уж дальше шла Большая Васильковская. Эти улицы были более респектабельные, чем Ямская, здесь были дома поприличнее и люди жили побогаче.


В этом доме по Бульонной, 15 родился в 1879 Казимир Малевич (фото отсюда). Папа его был поляк, малыша крестили в том костеле, что на несколько фоток выше. Бордели переехали на Ямскую в 1885 примерно, но семья будущего художника к тому времени из Киева уже уехала. И хорошо, а то не известно, что бы из него еще выросло с таким соседством!

На Бульонной родился художник Казимир Малевич, теперь улица носит его имя. Его дом давно снесен, на его месте теперь Институт электросварки, но на улице сохранилось несколько похожих домов.


Дом на Бульонной, судя по скупому декору, построен примерно в 1910-1913 году, так что событий "Ямы" он мог не застать. Куприн написал повесть в 1915, но из Киева уехал в 1901


Ожидания жителей Ямской в свое время оправдались - пыльную улицу замостили булыжником, сюда провели электричество, построили несколько новых домов. Местами через дыры в асфальте до сих пор можно видеть остатки булыжной мостовой. Дома были 1-2 этажными, в основном деревянными, либо на каменном цоколе с деревянным вторым этажом. В Киеве в других районах сохранились подобные постройки, к сожалению, теперь уже единичные, на Ямской же их практически уже не осталось совсем.

14.jpg

13.jpg
На Ямской, 70 находится современное здание церкви адвентистов


Днем "бордельная" улица, понятное дело, спала, здесь было тихо и пустынно (прямо как сейчас), ее жизнь начиналась с наступлением темноты. Если помните, Куприн довольно подробно описывал "ранжир" заведений - от дорогих, "трехрублевых", до более дешевых, так что "товар" здесь имелся на вкус клиента любого достатка. Вечерами сюда тянулись как дорогие экипажи, так и компании рабочих.  Вечером становилось весело, пьяно и шумно, а по ночам - даже опасно. По нынешней Ямской я бы и сейчас не решилась гулять в темное время, хотя в самом центре улицы недавно построили отель известной украинской сети "Рейкарц". Учитывая его локализацию, функция отеля невольно навевает некоторые непристойные аналогии (это шутка, конечно, я отелями сети пользовалась неоднократно в других городах, вполне пристойно всё).


Дом начала ХХ века



В повести писатель упоминает две улицы - Большая и Малая Ямская. Название, как считают, возникло от поселения ямщиков, а возможно, и из-за рельефа местности, которая располагалась в низине. Сейчас на том же месте сохранилась одна улица со все тем же названием - Ямская. Улица зеленая (а местами даже чрезмерно покрытая дикими зарослями), тихая и довольно малолюдная. Жилых домов здесь теперь немного, в основном какие-то складские помещения, СТО и заброшенные цеха, но если вы читали "Яму", то вполне можно представить, каким здесь все было 120 лет назад. Возможно, я человек впечатлительный, но мне кажется, здесь сохранился нетленный провинциальный дух окраины, хоть находится улица сейчас в одном из центральных районов Киева.


Кое-какое старье сохранилось. Просто старье.







Удивительно, что совсем рядом с нынешним центром города, неподалеку от католического костела, дворца "Украина" и стадиона "Олимпийский", до сих пор сохраняются буераки,  заросли и гнездовья бомжей. Относительно длинный отрезок реки  Лыбедь здесь выходит на поверхность, остальная ее часть скрыта под землей в трубах. Сейчас река имеет вид заброшенный и страшноватый - канава канавой, бетонные берега ее замусорены, а ведь вполне можно было бы привести ее в порядок и благоустроить набережную.


Река Лыбедь сейчас. И 100 лет назад:



Так что сейчас, прогуливаясь по Ямской, вы можете призывать исключительно повесть Куприна и свое воображение, чтобы представить, какой выглядела в конце XIX века киевская Улица красных фонарей - сейчас от нее осталась только уединенность, зелень, тишина и пара огрызков старых построек.
Tags: Киев, киевские экскурсии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments