agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Киев довоенный. Конструктивизм и постконструктивизм (1)



У меня уже был один пост, в котором я рассказывала про Киевскую архитектуру конструктивизма; описаний там немного, это, скорее, подборка фотографий домов вперемешку с картинами художников-конструктивистов. Эти постройки - примеры «новой эстетики» 20-начала 30-х годов ХХ века, нарочито противопоставлявшийся более старым, «буржуазным» образцам строительства. Интересно, что некоторые постройки позднего модерна, так называемый «рациональный модерн», сложно отличить от конструктивизма. Из общего у них - стремление к асимметрии, свобода в компоновке объемов и функциональность; не зря бытует шутка, что конструктивизм – это модерн с оббитым декором.




Два дома эпохи модерн (1910-е) на ул.Студенческой , которые очень похожи на конструктивизм.

Занятно, что некоторые представители киевского конструктивизма до вхождения его в моду успешно творили в более архаичных стилях – так, Павел Алешин во втором десятилетии ХХ века создал свои знаменитые «псевдоисторические» постройки: модерновый доходный дом на Владимирской, 15, Особняк Ковалевского по ул. Пилипа Орлика в стиле псевдоготики и Дом учителя (ранее - Педагогический музей имени Цесаревича Алексея).

И после этого зодчий кардинально меняет стиль и создает главную жемчужину киевского конструктивизма – первый кооператив врачей на Большой Житомирской!



Дом первого кооператива врачей, Большая Житомирская, 17 (1928-30гг, арх. П.Алешин). В этом доме и у самого Алешина была квартира.


Вид сбоку. А еще на здании  плоская крыша с навесом, где можно было загарать - солярий.






Со временем дом оброс небольшим заборчиком, полукругом отделяющим небольшой дворик перед подъездами, получилось что-то вроде собствнного сквера.


На старом фото отсюда



Второй дом кооператива врачей на Заньковецкой (арх. П.Алешин, 1933)


Полукруглые арки - это уже отклонение от конструктивизма в сторону неоклассики, но все же по большей мере дом еще  конструктивистский



Позднее многим архитекторам пришлось спешно переквалифицироваться, когда имперская идеология сделала очередной зигзаг, и конструктивизм перестал ей соответствовать. Тому же Алешину пришлось вновь вспоминать колонны и купола, которые совсем недавно считались «устаревшими» и буржуазными. Уже в конструкции второго дома кооператива врача можно заметить некоторый уклон в "классическую" сторону, хотя в здаении еще много авангардного.


"Кинофабрика" (Киностудия им. А.Довженко, 1927 год, арх. В.Рыков, П.Савич)

Самый яркий пример такой метаморфозы – замечательный архитектор Иосиф Каракис. Он доказал, что хороший мастер не зависит от идеологии и политической моды, со своим безошибочным чувством стиля он работал в самых разных формах, создавая выдающиеся постройки в совершенно разных, а иногда и диаметрально противоположных стилях – сравните, к примеру, ресторан «Динамо» и Музей истории! В ранних его проектах ощущалось сильное влияние Ле Корбузье, это отмечали и его коллеги. Также его вдохновляли работы американца Френка Райта.

Сейчас, когда конструктивизм "примелькался" из-за поздних реплик-"штамповок" 1970-80-х, которыми утыкали в свое время весь Союз, нам сложно оценить насколько новаторской была эта архитектура в начале 30-х!


К сожалению, здание бывшего ресторана "Динамо" сейчас почти скрыто за густой зеленью. Не многие знают, что печельно известное в 90-е заведение - памятник архитектуры, спроектированный Иосифом Каракисом и Павлом Савичем и построенный в 1932-34 гг


Фото из Википедии.


Весьма элегантный проект


На старой фотографии

Я представляю, сколько скрытого (а возможно и явного) негодования может вызвать мой пост – любителей конструктивизма не так уж много, с учетом той эпохи и тех исторических персоналий, с которыми он был связан, но давайте абстрагируемся от этого и попробуем оценить эти здания только с точки зрения стиля, представим, например, что строилось это все не при Сталине, а, например, в какой-нибудь Дании. Кроме того, конструктивизм не был исключительно советской инновацией, этот стиль вполне можно считать интернациональным.

На территории Западной Украины, которая до войны была частью Польши, тоже есть авангардная архитектура; довольно много таких зданий в Ивано-Франковске, например, есть чуть-чуть и во Львове.


"Милицейка" (жилой дом работников милиции) Круглоуниверситетская, 2/1.(арх. Павел Савич, 1933-35)


Забавно, что до конструктивизма ранняя советская архитектура отличалась поразительной безыдейностью и отсутствием принадлежности к определенному стилю – вызвано это было, по-видимому, нищетой и разрухой тех лет. Не удивительно, что по прошествии времени власти молодых Советов нуждались в каком-то новом стиле, выражающем стремления и идеологию вновь созданного государства. Таким выражением «прогресса и новаторства» стал конструктивизм.



Советские постройки и проекты первой половины 1920-х (не Киев)



Госпром, Харьков (старое фото)


Госпром, Харьков (старое фото)


Харьковский Госпром

Если говорить о масштабах явления, более распространено оно было на Востоке Украины, где города только начинали расти и строиться, довольно много построек в этом стиле связано с ростом промышленности в 20-30-е годы – это заводы, общежития и кооперативы для пролетариев, дома культуры и т.п. Самый знаменитый комплекс – харьковский Госпром, я о нем тоже уже писала. Эту архитектуру, правда, сложно назвать авангардной в полном смысле этого слова – комплекс относительно симметричный, очертаниями напоминает гигантский дворец, здесь уже видны зачатки имперского стиля послевоенных лет, зиждущегося на гигантомании и подавляющем величии.


Кооператив "Жовтнивка" - пример одной из первых комплексных застроек того времени. Все квартиры в домах двухкомнатные, этажность варьирует - здания построенны на склоне, с его учетом.


Здания кооператива "Жовтнивка" на Винниченко (Коцюбинского) - четыре 4-5-х этажных здания, в нынешнее время совершенно изуродованные достройками, перестройками, застекленными лоджиями и кондиционерами.

Кстати, сам Сталин, похоже, в своих личных пристрастиях предпочтение отдавал архитектурному стилю 1934-40 гг, постконструктивизму – это нечто среднее между конструктивизмом и «сталинским ампиром». Все дачи (а их у него было около 20), построенные лично для него (хоть и формально государственные), были сделаны в таком стиле.  Его любимым, почти личным, архитектором был армянин Мирон Мержанов (удивительно одаренный зодчий, надо сказать), что не помешало его репрессировать – архитектор 15 лет провел в лагерях и ссылках. Правда, вопреки невзгодам, он дожил до 80, на 20 лет пережив своего «хозяина».


Ранняя архитектура М.Мержанова

Так что не стоит приписывать распространение строительного авангарда «лично товарищу Сталину», это была общая, вполне себе интернациональная тенденция в искусстве того времени, ставшая особенно популярна в Советах, так как соответствовала основной идеологии того времени – новаторство, пассионарность, энергия нового государства, чистый, спартанский образ жизни «гегемона» и т.п. Это призваны были подчеркнуть аскетизм, монолитность построек, размах и чистота линий. В моду вошло полное отсутствие декора, «внезапно» встроенные объемы, нередко цилиндрические, длинные прямые линии остекления, окна-иллюминаторы, строгая геометричность, разноуровневость и т.д.


Здания, в разные годы спроектированные Ле Корбузье

Родоначальниками стиля принято считать россиян братьев Весниных и Моисея Гинсбурга, вдохновившихся идеями швейцарца Ле Корбузье, но и у нас в Украине были свои выдающиеся мастера, за короткий период построившие в Киеве несколько ярких, выразительных зданий. Уже упомянула П.Алешина, И.Каракиса, а еще Александр Вербицкий, Валериан Рыков, Павел Савич и др.


Здание на Обсерваторной 1/11 - бывшее общежитие Польского педагогического института, нач. 1930-х (арх. В.Заболотный)


По первичному проекту планировалось создать целый комплекс, но отношения с Польшей испортились, и успели возвести только это здание




В середине 30-х годов градостроительная «линия партии» вдруг резко поменялась. Послевоенная разруха и голод были практически преодолены, индустриализация набирала силу, окрепшее государство требовало от своих граждан уже не только спартанства, скромности и энергичных усилий, но теперь еще и восхищения и даже преклонения (а так же и массовых человеческих жертвоприношений, как потом оказалось). Нужно было подкреплять миф о сытости и процветании пролетарского государства. «Царству свободы» нужны были дворцы и храмы, стремящиеся в небо куполами и шпилями, буквально пригвождающие зрителя к земле, давящие фундаментальностью и циклопическими формами.


Дом по Золотоворотской 3/2

Юношеский задор и геометрическая легкость конструктивизма попали в опалу и за ненадобностью были списаны на задворки истории. Правда, как авангардную живопись, здания нельзя было спрятать в запасники, уничтожать их тоже не стали, но вот в справочниках и журналах по архитектуре 1950-х годов этот стиль практически не упоминается – словно и не было его вовсе. Архитектурный авангард явно в определенный момент попал в немилость.


Клуб "Металлист" (Дом культуры "Большевик"), построен в 1931-1934 на средства профсоюза рабочих-металлистов, арх. Я. Мойсеевич. Здесь было кафе "Мираж", где мы прогуливали занятия во время учебы в медине.

Чистых образцов раннего конструктивизма (самого выразительного) в Киеве относительно немного - весь короткий период стиля (1928-1934) пришелся на то время, когда столицей УССР был Харьков. Харьков – город более молодой, на то время его «старорежимная» архитектура была относительно провинциальной и не особенно богатой историческими памятниками, поэтому он все-таки меньше пострадал от рьяных «перестрощиков», чем мог бы пострадать Киев. Как вы знаете, в новой столице без потерь не обошлось – в 1930-х в Киеве были снесены десятки храмов, как относительно новых на то время, так и древних. Самым нелепым и не поддающимся никаким оправданиям было уничтожение Михайловского Златоверхого, но это тема отдельного рассказа, и сносили уже не под конструктивизм.


Застройка в районе стадиона "Старт" ("Зенит")




Два дома на улице Коперника. К сожалению, на сегодняшний день архитектурную задумку тоже довольно сложно оценить - к застекленным лоджиям присоединилось новое зло - утепление.


Если вы посмотрите принятый в 1940 году план перестройки всего района вокруг Михайловского, вы оцените масштаб предстоящей катастрофы (хоть и так «неплохо получилось») – это должен был быть гигантский правительственный квартал, забетонированный и застроенный тяжеловесными постройками в стиле нынешнего МИД-а. МИД только построить и успели, грандиозным планам помешала война, которая, однако, вскоре внесла свою лепту в историю разрушения города.
Архитекторы того времени просто вынуждены были приспосабливаться, просто для того, чтобы выжить.




Здание по адресу Довнара-Запольского, 1/12 имеет в плане очень интересную форму - разогнутой скрепки, но из-за деревьев этого совсем не видно

Например, пытавшиеся заступиться за Михайловский златоверхий собор перед его сносом историки Николай Макаренко и Дмитрий Айналов были репрессированы (первый –расстрелян, второго посадили). Тот же Каракис участвовал в конкурсе проектов правительственного квартала на Михайловской площади, как и многие другие талантливые зодчие. В их защиту можно добавить, что решение о сносе построек монастыря и древнего храма было принято не архитекторами – конкурс проектов проходил в 1934, а мозаики начали демонтировать еще в 1933.


Маршала Рыбалко, 11. Бывшее пожарное депо Окркомхоза, 1927г. Арх. М.Аничкин. Раньше еще была каланча:


В некоторых путеводителях пишут, что это архитектурный кубизм. Я бы так не мелочилась, дробя стиль на подстили

Вернемся к конструктивизму. Самыми крупными (и к счастью лежащими в стороне от исторической застройки) были промышленные здания. Из них сохранились немного – ТЭЦ на Жилянской, ТЭЦ на Электриков и еще парочка. Обувную фабрику на Петровке перестроили, сейчас это бизнес-центр «Форум парк Плаза». В современном здании с трудом, но все же угадываются черты некогда авангардной архитектуры.





Черновола, 26/2. Бывший "дом Комхоза", 1929

Швейная и трикотажная фабрика тоже перестроена, сейчас это бизнес-центр «Протасов бизнес парк». Удивительно, даже представить этого не могла, а ведь проработала в этом здании три года! А до этого три года работала в двух минутах ходьбы от ТЭЦ в переулке Электриков. В «Плазу» ходила в спорт-клуб. А еще сын мой, оказывается, ходит в школу, которая тоже построена в 1935; в формах здания тоже угадываются элементы конструктивизма – этот стиль словно преследует меня! Узнала это все недавно, когда стала глубже интересоваться вопросом.


Бизнес-центр «Форум парк Плаза»...


...Когда-то был Обувной фабрикой (1929).




А бизнес-центр «Протасов бизнес парк»...


...Был швейной и трикотажной фабрикой

Раз уж заговорили о современности, нужно упомянуть поздний советский период, который еще на памяти у меня самой. В это время (конец 70- нач. 80-хх) наблюдался своеобразный ренессанс стиля, стали строить здания (некоторые типовые, тиражируемые), напоминающие постройки 20-30-х годов. Правда, такой стиль чаще называют «функционализмом» – было еще в конце 1920-х такое ответвление у конструктивизма; существовал тогда спор между сторонниками функциональности зданий и их общего восприятия.


Слева - Клуб рабочих, построенный в 1929 по проекту архитектора Мельникова в Москве; слева - один из корпусов киевского Института Международных отношений (1970-е)

К сожалению, из "архаичного" конструктивизма в 1970-е взяли, в основном, самые простецкие проекты для легкости воспроизведения, их растиражировали настолько широко, что они потеряли ввсякую художественную ценность. Хотя, были и очень интересные переосмысления и яркие проекты.


Кинотеатр "Жовтень" ("Девятое Госкино", 1929-30-й, арх. В.Рыков). Ещё:




Фото 1931 года

Считается, что «функциональные» здания на уровне восприятия менее цельны, они словно «распадаются» на множество объемов. К слову, сейчас, по прошествии некоторого времени, нельзя не признать некоторые позднесоветские постройки не лишенными оригинальности и даже некоторой лаконичной элегантности, вполне можно будет посвятить им отдельный пост.


ТЭЦ-3, (1931-34) на Жилянской


Она же. Несколько раз достраивалась и перестраивалась


На старом фото

В стиле конструктивизма строили в Киеве и «культпросвет»-объекты – клубы и кинотеатры. Самые выразительные – клуб «Пищевик» на Контрактовой площади, клуб завода «Большевика» возле парка Пушкина на проспекте Победы, ТЮЗ на Липках, кинотеатр «Жовтень», клуб работников НКВД на Пилипа Орлика.

Взяло на вооружение стиль и жилстроительство – кооперативы врачей (оба – авторства Алешина), кооператив «Жовтневка» возле нынешнего Института урологии, кварталы в районе стадиона «Зенит» за Охмадетом.


ТЭЦ-4 на Электриков, 1931-34. Еще фото:


Окончательный проект был признан настолько удачным, что его повторили еще в нескольких городах и республиках




Старое фото.

Продолжение ЗДЕСЬ
Tags: Каракис, Киев, киевские экскурсии, конструктивизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments