agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Фес. Марокко. Часть 2

Начало было ЗДЕСЬ







После ковровой лавки мы посещаем небольшую ткацкую фабрику, где я приобретаю две чудесные шали из пальмового шелка: себе и маме. Многие красивые изделия – платки, шали, платочки, целые отрезы и полотнища здесь ткут из нитей агавы.




Небольшая ткацкая фабрика

Она в Марокко достигает огромных размеров, используется она почти без отходов: вино, нити, солома для кровель, лекарства и т.д. Полотно из «пальмовых» нитей обладает естественным блеском, очень приятно на ощупь, но, как оказалось, его нужно беречь от затяжек.







Презентация тканей

Меня уговаривают в презентационных целях надеть невероятное одеяние – что-то фантастическое, состоящее из цельного полотнища с прорезями, которое протаскивается между ног и застегивается где-то на спине.


Ткацкий станок

Ладно, согласилась для фото; покупать это нет никакого смысла – где это, я, интересно знать, смогу дефилировать в этой хламиде?! Занятно, и здесь ткачеством занимаются мужчины. Добавлю, что во время всех презентаций нас обязательно угощают традиционным марокканским зеленым чаем с мятой, привычку пить этот освежающий приятный напиток я привезла домой.
Следующий цех, в который нас потащили – одно из самых вонючих мест, в котором мне довелось побывать в моей жизни; почти такое же вонючее, как моя инфекционная реанимация, в которой я когда-то проработала три с половиной года.




Шукара - сумка для денег (кошелек, одним словом)

Это место – кожевенная мастерская, расположенная высоко над знаменитыми фесскими красильнями и дубильнями. Заботливые хозяева сразу на входе выдают нам по пучку мяты, которую рекомендуют держать у носа. Со временем к запаху немного превыкаешь, но все равно от зловония буквально слезатся глаза. Гиды говорят, что нам еще повезло, что сегодня прохладно и идет дождь, в жаркую солнечную погоду вонь стоит вообще невыносимая, некоторые особо нежные туристы теряют сознание.




Вид на дубильни и красильни
Здесь продаются сумки, куртки, жилеты и прочая одежда из кожи. Выделка кожи, действительно, очень хорошая, она прочная и тонкая, однако качество пошива оставляет желать лучшего. Фасончики смахивают на турецкие, причем олд-фешн. Некоторые члены нашей группы кое-что для себя все же прикупили; смотрится неплохо, но хорошие изделия надо искать среди множества ерудовых. Я не очень люблю кожу, поэтому покупаю здесь для подруги в качестве сувенира традиционные тапочки-«бабуши», шлепанцы с немного загнутыми носками. Тапочки уже по приезду в Киев все-таки слегка попахивают фесскими красильнями. Никогда не видела мою подругу, обутую в мой подарок – она явно не романтик!

С балкона-терассы открывается вид на красильни и дубильни, так называемые красильни Шуара (название квартала) – какой же все-таки ужасный запах!!! Это большие каменные чаны, похожие на соты, компактно расположенные в замкнутом дворе под открытым небом. Половина этих «сот» заполнена молочно-белым раствором (это дубильни), другая половина – разноцветными жижами (красильни). Как это не ужастно, но прямо возле чанов, а иногда и прямо в них возятся люди! Надеюсь, им за вредность хоть иногда выдают кефир.







Фесская красильня очень древняя, самые старые чаны сделаны еще в 11 веке! Техннологии кожевенного производства более тысячи лет. Используются кожи только тех животных, которых можно употреблять в пищу мусульманам. Шерсть удаляется при помощи обработки раствором негашенной извести, затем для придания мягкости кожу выдерживают в растворе соли с добавлением голубиного помета и помещают в жир. Сушат кожи, вывешивая на стенах, как на территории Шуары, так и за ее пределами – например, на кладбище. В процессе выделки традиционно используют красители натуральные – мята (зеленый пигимент), шафран (желтый), паприка и сок ягод (красный). В последнее время распространение получили и химические краски, но ремесленники все-таки стараются придерживаться древних традиций. Кожевники пользуются большим уважением (Еще бы! Такое экстримальное ремесло!), в гильдию могут войти только мужчины. Думаю, местные феминистки особенно не возражают. Предлагаю такие же правила ввести относительно гильдии посудомойщиков и уборщиков квартир.

После прогулке по медине, которая заняла несколько часов, нас снова приглашают в автобус, и мы перемещаемся в другую часть Феса, туда, где расположена горшевня.




Гончар за работой

Гончарные изделия в районе Феса делают из серой глины, в отличие от горшевен в Сафи, где глина, в основном, красная. Я лелею мечту приобрести себе экзотический сосуд – тажин, для приготовления одноименного жаркого, основного блюда марокканской кухни. Это особый горшок с высокой конусовидной крышкой, в нем часами «томят» на углях мясо, рыбу, птицу или овощи, добавив предварительно традиционный набор специй: кориандр, имбирь, шафран, корицу, паприку и белый перец. Часто в мясные блюда кладут инжир, чернослив, курагу и изюм – марокканцы очень любят сладкое, добавляя сахар везде, где можно и, по нашим представлениям, нельзя.


Печь для обжига керамики

К примеру, существует такое десертное блюдо – бастелла; это сладкий пирог с орехами и… курицей, а в одном ресторане мне подали мелкую откровенно сладкую лапшичку с кусочками курицы. Немного непривычно, но вкусно. И корица, корица, корица – ароматная корица везде и много. Вернусь к тажину. Гиды отговорили меня покупать тажин в Сафи – изделия из красной глины хоть и дешевле, но гораздо менее прочные, чем керамика из серой глины.


Роспись небольших тажинов

Так что свой тажин я приобрела именно в Фесе. Выбрала двуцветный, бело-голубой, немного похожий на Гжель; работник мастерской подсказал, что именно это наиболее типичный для Феса декор, хотя по всей стране в ресторанах мы видели обычные красные тажины без всяких росписей.







Мой тажин в действии

Их покупают и продают в огромном количестве, бьют нещадно и покупают новые. Своим красивым тажином я пользуюсь до сих пор и довольно часто, немного только эмаль потрескалась, и то оттого, что поначалу я ставила его на сильный огонь. Мясо в нем получается очень нежное и сочное, ни в одном обычном горшке так не получается; видимо, все дело в форме крышки и в потоках циркуляции горячего воздуха внутри сосуда. Правда, я обхожусь без углей, ставя тажин на крохотный огонек газовой плиты, на высокий рассекатель.

А в горшевне нас ждал сюрприз: в самом начале экскурсии погас свет - наверное, замыкание из-за дождя. Рассмотреть продукцию гончаров удалось при помощи вспышек фотоаппаратов. Здесь изготавливают не только посуду, но и столы, фонтаны и целые плиты, украшенные керамической мозаикой «зелидж».


Изготовление изделий, покрытых традиционной мозаикой "зелидж"

Мы имеем возможность воочию увидеть, как делают мозаику, ставшую символом Марокко – узор выкладывают из восьмигранных фрагментиков, покрытых краской.



















Прекрасные изделия фесских гончаров

После осмотра, презентации и покупок нас перевезли на высокий холм, на котором сохранились стены древней крепости. Я настолько устала, что саму крепость даже не сфотографировала, она в тот момент уже не показалась мне необычной.




Вид на Старую медину

Зато отсюда открывается прекрасный вид на всю Старую медину – огромное скопление желтоватых жилищ-кубиков, из которых кое-где торчат минареты. Все это словно прикрыто дымчатой вуалью – весь день продолжает моросить дождь.

Едем в отель. В холле мы рассматриваем небольшую экспозицию самоваров; на вид они самые обычные, только с вытянутым "шеями". Спрашиваем у служащего отеля, как сюда попали самовары. Наш вопрос ввергает его в недоумение, он отвечает, что такие штуки широко распространены в марокко (как он его назвал, не помю).


Нас убеждали, что это - марокканская традиционная кухонная утварь

Когда мы сообщили, что самовар - один из символов России, как балалайка, он почти обиделся и возразил, что это - именно марокканская старинная утварь, и как раз один из символов Марокко. На самом-то деле мы знаем, что самовары появились в Китае очень давно, а в Россию получили распространение только в 18 веке.



Дверь в лифте отеля

Нам дают передохнуть в отеле пару часов, после чего мы отправляемся в марокканский ресторан.
К ресторану мы шли довольно долго, петля по улицам уже знакомой нам медины. Зал размещается в бывшем дворце марокканского вельможи. Потолки очень высокие, стены сверху донизу изукрашены так, что глазам больно.











Марокканский ресторан

Во время ужина нам подавали всякие вкусности, причем, не всегда было понятно, что именно мы едим; поили нас махией (финиковой водкой) и мекнесскими винами. Во время трапезы наши ленивые взгляды ублажали красочным шоу. Постепенно зал заполняется группами туристов, к нам присоединилась еще одна группа из Украины, немцы и поляки. Средний возраст украинцев (в основном девушки) – лет тридцать, позже мы узнали, что это тур для будущих гидов, а вот иностранцы почти все довольно пожилые, некоторые совсем старенькие. Сейчас в Марокко уже не жарко, это лучшее время для их путешествий.

Меня поразили танцовщицы. Я знала, что для исполнения танца живота дама не должна быть худенькой, и что вышеупомянутый живот непременно должен быть у нее в наличии, но я не представляла, что девушки будут настолько «рубенсовскими»!








Сказку про Трех Поросят помните?

Надо отдать должное подвижности, гибкости и грации упитанных танцовщиц. Да и смелости тоже. Говорят, такие откровенные наряды одевают только для туристов. Нередко полуобнаженные танцовщицы на самом деле не являются коренными марокканками, они родом откуда-нибудь из Средней Азии или Казани.





Эта берберская дама - артистка смешанного жанра: она и пела, и танцевала, причем, судя по мимике и жестам, что-то не совсем приличное

Если быть точной, полуголыми плясали три молодые девушки, а вот двум другим дамам, одетым в довольно «глухие» наряды, на вид было хорошо за сорок. Их танцы были более «марокканскими», в них привнесен местный берберский колорит.

Очень понравилось мне выступление молодых парней в белых одеяниях, которые топали, пританцовывали, падали на спину, кружились, не прекращая оглушительно дубасить в барабаны и бубны.





Танцоры-ахваш

Этот веселый грохот еще долго стоял в ушах после окончания их выступления. Жанр этот называется ахваш, зародился он в среде берберов Высокого Атласа.

Потом выступали музыканты гнауа. Гнауа – потомки черных рабов из Мали, Гвинеи и Ганы, привезенных в Марокко в 17 веке для служения Мулаю Исмаилу. По преданию, черного раба Биляля отпустил на свободу сам пророк Мухаммед за то, что он своим пением излечил его дочь. Гнауа основывают особое религиозное братство, почитающее Биляля.







Выступление гнауа

Себя гнауа считают его последователями – музыкантами и целителями, сродни шаманам. Их культ немного смахивает на вуду, используется множество зелий, оберегов, талисманов, чучел животных, кожу змеи и дикобраза, сушеных лягушек и ящериц. Равномерным боем барабана и вращением кисточки на шапочке танцор гнауа вгоняет в транс себя и окружающих. Я не знаю, был ли это транс, однако несколько наших юных соотечественниц, явно подогретых махией, выскочили в центр круга и принялись выплясывать что-то наподобие гопака.




Украинские туристы, изображающие марокканских молодоженов. Девушка одета в традиционный наряд невесты

Выступал фокусник, потом какие-то тетки танцевали, вытягивали наших туристов, наряжали их в кафтаны и инсценировали марокканскую свадьбу. Одна из танцующих старушек вытащила поплясать и меня. Думаю, это было все же не так смешно, как танец трех восьмидесятилетних немецких господ.

Внимание нашей группы привлекла семья, сидевшая напротив. Относительно молодой мужчина явно страдал болезнтью Паркинсона, ему сложно было поднести ложку ко рту, но занимал нас не он, а его жена. Женщина была одета в глухое черное одеяние, лицо закрыто так, что видны только глаза через узкую щель. Мы все ждали, когда же она начнет есть, чтобы посмотреть, как у нее это будет получаться. Наши ожидания оказались тщетными: она так и не притронулась к еде, пока ее супруг, превозмогая сильный тремор, поглощал ужин, а два их совершенно несносных отпрыска носились по залу.




Фокусник и ортодоксальная семейка
Потом нас отвезли в отель спать.
Представляете? Все это был всего один день!

Tags: Марокко, Фес, мечети
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments