agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Памуккале. О древнем Иераполисе, бальнеотерапии, римских термах и других интересностях

Продолжение. Начало ЗДЕСЬ


Гимнасиум

Ах, древние руины, древние руины!

Совсем недавно у меня состоялся разговор с приятельницей, не особенно интересующейся историей. Она процитировала своего отца: "Все руины одинаковы. Если ты увидел одни, считай, что ты видел все". Ко мне это точно не относится! Когда речь идет о древних развалинах, моя колкость и язвительность исчезают без следа - я превращаюсь в мягкотелого романтика.


Андрей изображает статую на месте бывшего нимфеума (святилище водных нимф)



Нимфеум (реконструкция с сайта Памуккале)

Сердце мое начинает биться сильнее, воображение уносит меня через сотни лет, я живо представляю толпу в разноцветных хитонах, слышу мягкое шарканье ног, обутых в кожаные сандалии, дышу тем же воздухом, что дышали древние. Так случалось со мной в Судакской крепости, в Ольвии, в Волюбилисе, надеюсь подобные ощущения я переживу еще не раз!


Иераполис сложился в моем воображении в совершенно определенный образ - многолюдный город-курорт.



Северные Византийские ворота построенные в 4-м веке н.э. при императоре Феодоре

Древний город Иераполис (Иераполь, Хиераполис) , удаленный от моря и не имеющий порта, возник и процветал именно благодаря местной минеральной воде. Не буду переписывать Википедию, скажу только что первые люди селились здесь еще во 2000 году д.н.э. Затем история, которую повторили все древние города в Турции: Греция-Рим-Византия-Оттоманская империя. Проживало здесь в годы расцвета (при Риме), который приключился примерно во 2-м веке нашей эры, около 100 000 человек - по тем временам число немалое. И это без учета приезжих, которые прибывали сюда на лечение. Лечились грязями и водами. Воды пили, ну и, конечно, в водах мылись. Плескались в бассейнах, отмокали в ваннах, и термы, разумеется, посещали.


 План города (взято из брошюры, размещенной на официальном сайте Памуккале)

Первые термы были именно природными – использовалась вода термальных источников. Над таким источником поначалу строился специальный павильон с ванными – и парься, сколько угодно! В первую очередь, вода использовалась для обогрева помещений и для образования пара в парилках.


Э.Оберхаузен "Римские бани"

Считают, что изначально такую практику использовали фракийцы – они первыми стали строить поселения вокруг минеральных источников. Живительную силу и энергию термальных вод активно используют и в наши дни. Я узнала, что современный город Рейкъявик, столица Исландии, по сей день полностью обогревается за счет термальных источников. В черте города есть огромные озера с термальной водой, в которых целыми толпами на досуге плавают жители города.



Южные Византийские ворота

Причем, в любое время года. Плаваете вы в горячей воде, кругом пар столбом, а на голову снег падает (см. японских макак). Видела сто лет назад передачу про знаменитую Бьорк, там это как раз показывали. Так что у гренландцев два любимых национальных увлечения - водка и термальные источники.

.

Бьорк Гудмундовна Гудмундсдоттир с отпрыском плавают в одном из термальных бассейнов Рейкъявика


Вернемся к древним. Попытаемся понять, почему тогда, две тысячи лет назад, в сотнях километров от Рима вокруг нескольких источников возник целый город.

Культ чистоты и здоровья был на территории Римской империи распространен повсеместно. Образцом телесной красоты и силы был полубог Геракл, которому поклонялись, как полноценному божеству. Минеральным водам, вырывающиеся из недр земли, придавали и некоторое мистическое значение.



Нынешняя жительница Иераполиса

Элемент мистики был присущ всей античной медицине, только Гиппократ стал относиться к этой составляющей лечебного процесса скептически. Огромные римские термы весьма красноречиво свидетельствуют о важности воды для омовений для древнего римлянина. Конечно, удобно было строить термы прямо на горячем источнике, но на всех римлян источников не хватит. Со временем общественные бани снабжались хитроумной рукотворной системой водопровода, водонагрева и водоотвода.



Главная улица города, которая растянулась на  километр

Основное предназначение таких сооружений – элементарная гигиена. Климат на территории Древней Греции и Римской империи всегда был жаркий, во избежание телесного зловония и развития пренеприятных болезней мыться нужно было довольно часто. Древние, в отличие от европейцев средневековья (а некоторых – и в наши дни) уделяли чистоте тела, как и его физической форме,
большое внимание.



Ребенок бегает по руинам Храма с колоннами



Так, возможно, выглядел Храм с колоннами (построен в 6 веке н.э.). Взято с сайта Памуккале

Об этом свидетельствуют записи историков, барельефы, фрески, росписи на вазах и многочисленные археологические находки – гребни, скребки, сосуды для масел, духов  притирок, и, конечно, бани. Полные омовения в бане совершались обычно по нундинам – базарным дням (каждые 9 дней).  Помимо этого в домашних условиях производили ежедневные омовения рук, ног и лица. По необходимости в корытах и ушатах мылись и полностью – в жару пот и пыль необходимо было смывать довольно часто. Пляжный отдых был не популярен – у римлянок в моде была бледная кожа, густой загар считался признаком плебейства, однако римляне и греки не брезговали и купаниями в реках и источниках. Не нужно, однако, предполагать, что все древние римляне разгуливали по вылизанным до блеска улицам в накрахмаленных хрустящих хитонах, сияя чистотой и благоухая благовониями. Имели место тогда и кожные, и венерические болезни, а используемая вода, естественно, никак не обеззараживалась.



Ворота Фронтиния. Одна из круглых боковых башен неплохо сохранилась.



Ворота Фронтиния (реконструкция с сайта Памуккале)

Справедливости ради, следует отметить, что общественные бани были доступны представителям всех сословий. Даже в удаленных провинциях Римской империи, и в небольших захолустных городках существовали более скромные общественные бани, которыми мог, по всей видимости, пользоваться люд попроще. Часть бань принадлежала городу, были и частные бани. И те, и те обычно были платными, но плата была ничтожной. За дополнительную плату можно было прибегнуть к услугам рабов, служивших при бане – спинку потереть, массажик сделать или просто присмотреть за одеждой.

 

Первые общественные бани начали строить греки. Как раз для них баня имела по большей мере утилитарное значение:  помылись, поскреблись – и по домам.



Руины латрины - общественного туалета



Латрина (реконструкция с сайта Памуккале)

Соединять баню с гимнастическим залом тоже придумали греки, причем, не ясно, что было первично, а что - вторично.  Римляне, перенявшие у греков традицию общественных бань примерно в 3 веке д.н.э., как водится, привнесли в процедуру совместных омовений социальный элемент. Мытье в бане теперь представляло собой определенный ритуал, заключавшийся в выполнении последовательности водных процедур – неспешное раздевание, гимнастика, омовения в теплой бане, парение в горячей бане, охлаждение в холодной. Кожа постепенно нагревалась, раскрывались ее поры, стимулировалось потоотделение. Ведь тот же упомянутый Гиппократ считал, что болезни случаются из-за застоя и нарушения нормальной циркуляции основных жидкостей организма. Древнеримский врач Асклепиад (128—56 гг. до н. э.) также придавал большое значение невидимому дыханию» кожи. Он писал:"Это кожное дыхание (испарение), как и общее движение частиц в теле, необходимо поддерживать прежде всего общей чистотой, частыми омовениями, а затем и более сильными воздействиями, каковы растирание, потение, физические упражнения, гимнастика, ходьба, бег". Мыла тогда не было. Мыло, похожее на современное, в Европе появилось только в 8 веке нашей эры. Римляне же для очищения кожи втирали в нее специальное масло, которое потом счищали особыми скребками. Использовался и бараний жир, смешанный с золой и прочие извращения. По части использования природных материалов в качестве предметов личной гигиены древние были удивительно находчивы.



Общественные бани, построенные в начале 4 века н.э., в христианские времена перестроили под храм-базилику
.
Еще один банный комплекс (Большие бани) расположен возле Купальни Клеопатры)

Так, для придания приятного аромата дыханию жевали веточки апельсинового дерева, в качестве… пардон! …гигиенических тампонов использовали рулончики мягкой шерсти, слегка смазанные жиром, а вот брились, как и сейчас, металлическими лезвиями. Поскольку точить их было тяжело, а пены «Жилет» не существовало, приходилось и плебсу, и патрициям терпеть все тяготы некачественного бритья. Так и бродили римляне по просторам империи – чистые,  ароматные, но с отчаянно исцарапанными физиономиями. К слову, по тогдашней моде в подмышках у приличных людей обеих полов не должно было быть волос. В штате бань работали специальные рабы, специализировавшиеся на удалении нежелательной растительности на теле. Было там и много другого персонала – массажисты, парикмахеры, охранники, следящие за одеждой. Особым почетом пользовался мастер удаления мозолей, ведь у римлян, круглогодично носивших открытые сандалии, потрескавшиеся пятки и уродливые мозоли считались непростительным моветоном.

 

Храм Аполлона (где-то недалеко от него находится Плутониум)

В римских банях люди не только парились и мылись. Здесь назначали встречи, вели переговоры и диспуты, даже музицировали и декламировали стихи. Конечно, это был прекрасный способ отдохнуть, расслабиться; можно было и прикорнуть на скамье в укромном уголке. Кто желал, мог подкрепиться – за арендную плату здесь предоставляли право торговли продавцам всяческой снеди и вина. Иногда при банях, как в Термах Каракаллы, строили целые стадионы, и даже библиотеки. Эдакий фитнесс-клуб и дом культуры одновременно. Так что, для граждан Римской империи бани были не просто местом для мытья, а особым общественным институтом.

В Иерапоисе были и лечебные бальнеумы с  минеральной водой, и обычные общественные термы, причем не одни. Одних только бальниумов в городе и его округе насчитывалось 13. Местные термы, конечно, были поменьше терм Каракаллы, однако все необходимые помещения здесь имелись. Обогревались они искусственно или при помощи термальных вод - не знаю. 

Бродя по развалинам Иераполиса, я воображала, каким был этот белый город на белых травертинах, щедро освещенный солнцем. Хотелось понять, что за люди жили здесь, чем они питались, во что одевались, каковы были их обычаи. Живо интересовал меня и такой вопрос – женщины в банях мылись вместе с мужчинами, как в Японии, или отдельно? Нужную информацию я нашла в Сети. Оказывается, по сравнению с «отвязанными» греками, римляне, во многом перенявшие их культуру, были более целомудренны. У них не принято было обнажаться при всяком удобном случае. Отец или дед не мог раздеться при детях и внуках, это считалось неприличным, поэтому отпрысков с собой в баню не водили.



Один из саркофагов Некрополя

Самые богатые патриции вообще стеснялись светить филеями перед посторонними зрителями и строили для себя домашние бани. Их называли «бальнеум». Позже так назывались также бани, предназначенные для лечения омовениями минеральной водой, они были намного меньше общественных терм. Отсюда и берет название современный термин «бальнеотерапия». Они, конечно, были поскромнее и поменьше индивидуальных бальнеумов, которые позволить себе могли только богачи. Обычно это были настоящие произведения строительно-сантехнического искусства. Вряд ли все эти богатейшие мозаики на полу, изящная плитка, искусные барельефы и огромные бассейны были полностью сокрыты от глаз завистливых гостей. Скорее всего, «новые римские» водили сюда на экскурсии друзей и родственников, как нынешние нувориши водят менее удачливых приятелей похвастаться итальянской сантехникой, плиткой ручной работы и позолоченным унитазом.



Между развалинами в большом количестве произрастают белые цветы, похожие на бабочек

Я отвлеклась. Так вот, женщины, оказывается, мылись все-таки отдельно (как прозаично, я считаю!). Правда, в 600-летней истории Древнего Рима наступали романтические периоды, когда позволялись некоторые вольности. Так, одно время расплодились эмансипированные женщины-спортсменки, участвовавшие в спортивных соревнованиях наравне с мужчинами, а после соревнований не брезговавшие с ними прошвырнуться в парилку. Временами входил в моду отдых с особого рода женщинами – все, как у нас: «в сауну с девочками». Однако с подобными шалостями пытались бороться. Сохранился ряд грозных указов, изданных в разное время, строго запрещающих совместные разнополые омовения. В крупных банях существовали женские отделения с отдельным входом. Обычно это отделение было намного меньше мужского и проще оформлено (Правильно, нечего нежится! Сполоснулась – и домой, к плите!). В банях без специального женского отделения мужчины и женщины мылись в разное время дня, женщины обычно в первой половине дня. Изредка для женщин строили отдельные термы, как, например, термы Траяна в Риме.



Кафедральный собор 4-го века

Бани были очень популярны в Римской империи. На ее территории в 5-м веке нашей эры существовало около 2000 общественных бань, из них почти тысяча – в самом Риме. При одном императоре Августе было построено 170 бань. Некоторые из таких сооружений были поистине огромны и вмещали более двух тысяч человек одновременно! Термы Каракаллы занимали площадь 11 га. После упадка Римской империи некоторые гигантские термы недурственно сохранились, так как их перестроили и использовались в другом качестве. Так, из фригидария терм Диоклетиана в Риме сделали собор Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, в зале для игры в мяч разместилась базилика Сан-Бернардо-алле-Терме, в нескольких других помещениях этих же терм теперь расположен Национальный Римский музей. На территории терм в Иераполисе уже во времена Византийской империи тоже со временем построили христианский храм-базилику.

            Практически все бани строились по одному типу, обычно это была анфилада залов: аподитерий (помещение для раздевания), палестра (гимнастический зал), терпидарий (теплое помещение), кальдарий (самое жаркое помещение) и фригидарий (холодное помещение). 



Т.Шассерио "Терпидариум"

Иногда был еще лаконик (сухая парилка) и пропнигий (влажная парилка). Некоторые из них были снабжены весьма замысловатыми водопроводами и системой обогрева (гипокауст), секрет действия некоторых не раскрыт до сих пор. Вот ЗДЕСЬ имеется очень интересное описание водно-инженерного обустройства древних бань. Замечательная статья о гигиенических традициях древнего мира и средневековой Европы есть у Сергея Алданова .

 

Л. Альма-Тадема "Фригидариум"

Не буду на этом останавливаться подробно, нас интересуют воды Иераполиса.

            Конечно, Иераполис прославился и расцвел не благодаря своим термам, а благодаря минеральным водам. Их лечебное действие отмечалось еще в те давние времена. Иерапоис можно смело назвать древним бальнеологическим курортом. Лечебное значение бальнеологии отмечал уже упомянутый  Гиппократ. У него даже есть трактат о воздействии природных факторов на организм человека: «О воздухах, водах и местностях».



Вид на гору Хоназ

При некоторых заболеваниях и травмах он рекомендовал использовать самую обыкновенную холодную воду. Гален в свое время рекомендовал для оздоровления и омоложения кожи использовать серные ванны. В Памуккале лечили, в основном, дегенеративные и воспалительные заболевания суставов и связочного аппарата, сердечно-сосудистые заболевания, а также психические расстройства. Последние врачевали при помощи диеты, внушения и длительного курса ванн. Воду Иераполиса, как я уже говорила, принимали и во внутрь при гастритах и колитах. Воду красных травертинов применяли еще и при экземах и псориазе. До сих пор сохранились легенды о том, как немощные прибывали в Иераполис на носилках, а уходили отсюда своими ногами. Судя по размеру гигантского некрополя, растянувшегося на 2 км, минеральная водичка не всем шла впрок, кое-кто с носилок перебирался в Страну предков.



Вид на Иераполис с высоты птичьего полета (скриншот из документального фильма о Памуккале)

Помимо терм и бальниумов в Иераполесе было все, что должно было быть в крупном городе: два театра, один из которых очень хорошо сохранился, общественный туалет-латрина, храмы, библиотека, агора, гостиницы и публичный дом. Весьма сохранные развалины некоторых из них до сих пор в неплохом состоянии, пища для фантазии есть. Еще одно их чудес древнего мира - Пещера Демона или Плутониум. Здесь скапливались ядовитые газы (угарный, в основном), и любой, кто попадал в пещеру, умирал довольно быстро. Жрецы Геи-Кибелы владели особой техникой задержки дыхания, и могли некоторое время находится здесь. Они устраивали целые шоу, заводя в пещеру животных, которые тут же умирали в корчах, а сами выходили невредимые. Возможно, газ скапливался внизу пещеры, и первыми, естественно, погибали животные, а более высокие жрецы дышали чистым воздухом. Так или иначе, кроме жрецов (и неразумных туристов), сюда никто не рисковал заходить. Пещера существует и сейчас, только ее закрыли решеткой после того, как здесь задохнулись два немецких туриста.
Наиболее посещаемыми  и почитаемыми во времена Древнего мира были храм Апполона и храм Афродиты, от которых сейчас сохранились фрагменты стен и колонн. Театр отлично сохранился. В нем сохранились чудесные брельефы, посвященные все тем же Афродите и Аполлону. Я к сожалению, это узнала уже позже, и в день экскурсии мы к Театру не дошли, а сфотографировали его издалека. Узала также, что высота амфитеатра - 300 метров, ранее здесь было 50 рядов, 7 проходов, 8 секторов. Имелось 15 000 зрительных мест, в особых случаях сюда набивалось до 17 000 человек. Сейчас здесь иногда проводят фестивали, на 46 сохранившихся рядах вмещается 10 000 зрителей. Строить театр начали в 62 году н.э., а продолжалось строительство целых 144 года! Помимо театральных представлений, тут были бои гладиаторов.





Театр и храм Аполлона (справа)




Театр (изображение с сайта Памуккале)

Напомню, что гулять по руинам мы пошли одни, без гида. Табличек на территории Иераполиса немного, они малоинформативны и иногда указывают не совсем то направление, поэтому я только догадываюсь, что именно мы видели.

Ее здесь был казнен и погребен один из 12 апостолов святой Филипп. Если помните, его распяли головой вниз. По легенде, во время казни палачи живьем провалились под землю, оставшиеся в ужасе бросились снимать Филиппа с креста, но он был уже мертв. На месте захоронения позже построили довольно большой храм-мартириум.

Город просуществовал до 11 века. Набеги турок-сельжуков заставило жителей покинуть Иераполис. Бань к тому времени уже давно не было, курортники сюда ехать боялись. В 14 веке произошло мощное Фракийское землетрясение, которое нанесло последний сокрушительный удар некогда цветущему Иераполису.

Так и бродили мы практически голяком по руинам под палящим солнцем. Таких как мы, фанатичных туристов было совсем мало, ящерицы нам попадались чаще. Андрей почти всю дорогу ныл, однако я пообещала за его долготерпение купить ему мороженое, и он ненадолго угомонился. Прогулялись мы почти до некрополя, сделав несколько фотографий, и потихоньку побрели назад. Прощай, Иераполис! А может быть, до свидания!
Tags: Иераполис, Памуккале, Турция, руины
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments