agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Троице-Сергиева лавра. Архитектурные метаморфозы (часть 1)

А знаете ли вы?...



Троице-Сергиева лавра. Вид из окна автобуса

Сегодня начала писать этот пост, так как снизошло на меня радостное вдохновение. Я практически не связываю свои рассказы со своей скромной персоной (так, впечатления только отдельные), а тем более со своим бытом и окружением, однако сегодня случай особый. Один из моих давних друзей, симпатичнейший и добрейший человек, сочувствующий собеседник, прекрасный отец и муж, просто хороший товарищ, сегодня прошёл контрольное обследование через определенное время после тяжелейшего курса химиотерапии и двух серьезных операций, и получил отрицательный результат – все в порядке, опухоль, кажется, умерла. Я уже забыла, когда чувствовала такую детскую, незамутненную ничем радость! Говорить красивые слова я не умею, да и не нуждается он в них – и так, думаю, счастлив безмерно; поэтому посвящаю этот свой рассказ моему доброму другу – а что я еще могу? Счастья тебе, дорогой, и долголетия! Со вторым тебя Днем рождения!




В день моего первого посещения Сергиева Посада до этой дороге непрерывно ехали свадебные кортежи, гудя, как ненормальные. И как это ни один в кадр не попал?!


Давно я готовилась написать о Сергиевом Посаде. Между предыдущим моим постом и этим, очередным, следовал довольно длительный перерыв – я думала. Размышляла о том, чего бы еще путного сказать о Троице-Сергиевой лавре. Древний оплот православия, как-никак, место намоленное и исхоженное; измеренное до сантиметра и исследованное до пяди земли. Сайт свой имеет, очень неплохой, путеводителей полно замечательных, в Сети информации – хоть отбавляй. Я, вон, иностранка, и то умудрилась уже два раза побывать в Сергиевом Посаде за какие-то пару месяцев, а россияне, поди, по многу раз за жизнь имеют возможность посетить это удивительное место. Что тут нового расскажешь? С чего начинать? О чём писать?





Золотое ожерелье куполов

Перелопатив массу литературы, я, тем не менее, пришла к выводу, что информация о Лавре, размещенная в широко доступных источниках, довольно однотипна и не глубока, источники дублируют друг друга, констатируя подчас и без того очевидное. Да и не обязательно современному обывателю знать схоластическую подоплеку и скрытую символику планировки и последовательности воздвижения лаврских построек, скрытые мотивы взаимоотношений представителей власти и духовенства на разных исторических этапах и прочие мудреные вещи, занятные, возможно, но не обязательные для изучения. На тему моего повествования меня натолкнуло моё увлечение исторической архитектурой и сама Лавра.





Подступы к Лавре прочно оккупировали торговцы сувенирами. Среди товаров попадаются довольно интересные изделия - из стекла и бересты, например. Многие торговцы свободно изъясняются на иностранных языках, сама слышала

Ведь из всех монастырей России и СНГ именно здесь самое большое число построек. Причем, каждая из построек знаменует собой определенный этап русского градостроительства: с каждой эпохи – по зданию. Удивительно, что совокупность этих построек не выглядит нелепым винегретом. Каждый новый Строитель (с большой буквы, так как образно имеется в виду группа лиц, причастных к постройке – заказчик, спонсор, главный архитектор, строительная и художественная артель и т.д.) сумел органично вписать очередную постройку, присущую своему веку, в общий ансамбль Лавры, не только не навредив взвешенной гармонии, но и приукрасив ее. Так давайте же попытаемся проследить на протяжении нескольких веков метаморфозы русского зодчества на примере Троице-Сергиевой лавры.





Святые врата и Красная башня. Голубей здесь видимо-невидимо!

Мое природное детско-блондиночное любопытство, не позволяет мне отстраненно любоваться памятниками старины и принимать на веру скупые свидетельства летописцев. Меня всегда интересовало – «срубили келлии и церквицу» - это как? Кто, из чего, как, чем, в какой последовательности? Сами или крестьян звали? В какой одежде? Прямо в клобуках или что попроще одевали? И уже более глубокие пласты - если сами топорами махали под ветрами и дождями, и действительно так просты были – медведей из рук кормили, спали на жестком, ели черный хлеб – почему князья за ними бегали табунами и наперебой деньги на белокаменные храмы предлагали? И сами князья – неужели же так набожны были, что стремились заполучить в свой удел знаменитого старца любой ценой?





Аккуратненькие котики - обязательный монастырский атрибут. Можете не проверять, они есть в каждой обители. Или просто спрятались.

Благочестием ли продиктованы щедрые жертвования на храмы, стоящие на то время деньжищ несметных? Отчего же при таком религиозном усердии крошили князья друг друга, как огурцы в окрошку – брат брата, племянник дядю, сын отца? Или просто людьми были они все, такими же, как мы, современные, алчные, прагматичные; и ничегошеньки не изменилось под солнцем за последние 600 лет?! Вопросов в моей ветреной голове рождается много, однако в рассказе своем я постараюсь избегать тем социально-исторических, сконцентрировавшись на архитектурных метаморфозах.





"Труды преподобного Сергия" М.В.Нестеров

Летописи до обидного скупы на подробности – производство желудевых чернил, по всей видимости, было делом хлопотным, поэтому стиль летописцев обычно исключительно лаконичен, да и не принято было в те давние времена попусту пергаменты марать забавы ради. Подробного описания первых лет обители Святого Сергия мы не имеем. Житие Сергия (в миру – Варфоломея) написано через много лет после его смерти. Оно изобилует деталями легендарными, мистическими, совсем немного подробностей бытовых, и почти нет технических. Известно, что Сергий и его брат Стефан ушли жить в лес, чтобы избежать соблазнов мирских и посвятить себя Богу. Стефан вскоре по какой-то причине покинул Сергия – то ли тяжело ему было жить в лесу, то ли с братом что-то не поделили, то ли просто человек выбрал свой путь.





Книжная лавка здесь замечательная. Если вас не интересует духовная литература, можете купить хороший путеводитель

Поначалу жили братья в шалаше. Внимание! Мы присутствуем при начале архитектурной метаморфозы – первой постройкой на территории монастыря был ШАЛАШ. Уже позже Сергий «срубил» себе ДЕРЕВЯННУЮ КЕЛЬЮ («келлию», как пишу в летописях) и небольшую церковь.





Варфоломей и Стефан молятся на месте основания обители

Вокруг Сергия, прожившего в лесу в одиночестве около двух лет (или четырех, по некоторым сведениям), постепенно собралась братия, числом 12. Как Сергий не умер от голода, пока жил один – не ясно. Возможно, младший брат его Петр, живущий в Радонеже, навещал его иногда и приносил продукты.




Гармоничное соседство 16 и 18 веков

Каждый древний монастырь с чего-то начинался. Монахи не могли жить одними молитвами, в суровом климате Руси им нужно было где-то жить. Известны монастыри скальные – в теплых краях достаточно было выдолбить пещерку в мягкой породе, и жилище готово. Киевские монахи во главе с Антонием Печерским предпочитали пещеры рыть в земле. Антоний, поссорившись с киевским князем Изяславом, ушел в Чернигов и там тоже «нарыл» монастырь. Это место сейчас называют «Антониевы пещеры», я была там буквально вчера, с мамой ездили на «дикую» экскурсию. Об этом я напишу отдельно. Преподобный Сергий предпочитал наземные кельи.




Нашлось место и модерну.

Строили монахи себе жилища деревянные, очень скромные и небольшие. Вот тут и начинается самое интересное – как строили? Лес вокруг монастыря постепенно вырубался, расчищалось пространство. Позже вокруг монастыря выросло посадское поселение, лес отступил далеко, но на тот момент, когда сюда пришел Сергий, здесь была тишь да глушь. Место для монастыря было выбрано нетипичное – считается, что монастырь непременно должен стоять на горе у воды – здесь ничего похожего. Местность Маковец иногда ошибочно выдают за возвышенность – название, якобы, от «маковка» - верхушка. На самом деле, это скорее низина, окруженная оврагами. Крупной реки или озера рядом нет. Воду брали из ключей. Правда, в жизнеописаниях Сергия есть информация, что рядом протекала малая речушка Консорей (или, по другим источникам, Кончура). Была, вроде бы ещё и другая - Вандюга. Скорее всего, это были ключи с ручьями.





Не смотря на тучу посетителей, в Лавре можно найти уединенные уголки

Естественно, трудно предположить, что земли, расположенные относительно недалеко от Москвы, были ничьи. Они принадлежали Радонежскому князю Андрею Ивановичу (вернее, отцу его Ивану Даниловичу). Перед началом строительства у него было испрошено разрешение.





Сам Сергий, судя по всему, любил столярничать, и знал в этом толк – летописец утверждает, что помимо своей кельи он построил еще три-четыре для других монахов. В голодные времена он даже столярничал за еду. Тогда в качестве строительного материала обычно старались выбирать сосну, растущую на возвышенности – конду. Сосны из заболоченных низин не годились, такой лес назывался непочтительно – мяндач. Лучшим строительным материалом были сосны возрастом в два-три века, высотой до 18 метров. Иногда брали и лиственницу, и осину.





Большинство монастырей, которые я посвятила могут дать фору профессиональным цветоводам. Красиво, правда?

Последняя использовалась, в основном, для отделочных работ – от дождя она становилась только крепче и приобретала красивый серебристый оттенок. На кровлю шла легковесная ель. Работали топорами, пилы изредка использовали уже с 10 века, однако ими обрабатывали только детали интерьера – пила разволокняла древесину, делая ее менее устойчивой к воздействию воды – дерево «напитывало» жидкость. Среднее бревно было длиной 7-10 метров, для крупных построек использовали и более длинные. Основой постройки был четырехугольник из бревен – сруб, венец, четверик. Скорее всего, кельи, предназначенные для жилья одного человека, состояли всего из одного венца. Поначалу монастырь существовал в виде особножитного – живет каждый сам по себе, кормит и одевает себя сам.








Усыпальница Годуновых. Слева - погребение иноки Ольги, в миру Ксении - несчастной дочери Годунова, единственной из семьи, оставленной в живых Лжедмитрием. Образ Ксении был горячо любим в народе, как трогательный символ поруганной невинности и кротости

Сергий в скором времени ввел порядок новый, непривычный – монастырь общежитийный. Даже запоров на дверях нельзя было иметь. Делать личные припасы было не принято, общие продукты и утварь хранились в отдельной постройке, поэтому нужды в хозяйственных пристройках не было, каждый жил в небольшой «коробочке». Венцы можно было складывать «в лапу» - когда на бревнах делаются особые засеки и они плотно укладываются, так, чтобы концы не выступали; или же укладку осуществляли «в обло» - с выступающими концами.





Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского

Думаю, в монастыре срубы складывали «в обло», это делало помещение более теплым, что важно для маленькой комнатки – при таком типе строительства в углах меньше дуло. Можно было стену «выскабливать в лас» - стесывать изнутри округлость бревен, делая стены плоскими. Не думаю, что монахи так уж заботились об уюте – аскеты, как-никак, скорее всего бревна оставляли круглыми. Сруб нередко (особенно на Севере) клали на ряд валунов, чтобы древесина не гнила. Не знаю, как здесь было с валунами, не уверена. Щели конопатили льняной паклей, или совсем просто – сухим мхом. Интересные изображения я нашла здесь, возможно, приблизительно так выглядели жилища первых насельников Сергиева монастыря. Кельи предназначались только для сна. Много времени в кельях проводить было не принято – монахи в общежитийном монастыре вместе молились и принимали пищу, вместе выполняли ряд работ, были и индивидуальные послушания – кто на что горазд, какие таланты и способности имеет. Делали то, что хорошо получалось и то, что обители было необходимо – огород, стирка, приготовление пищи, иконопись, ремесла и т.п. – тут в уединении с книжечкой не поваляешься под пледом.







Вот так я была вероломно застигнута в момент творческого экстаза (а ведь я любила этого человека!)

Предполагаемый вид обители я уже публиковала ЗДЕСЬ. Первая церковь была тоже деревянной, размерами она была больше, чем кельи, но вид, скорее всего, имела весьма скромный. Она, мне думается, могла выглядеть так:  


(Стащила ЗДЕСЬ. )

Не думайте, что вот так вот захотели братья построить церковь, и построили, и тихо себе молились в чаще. Разрешение на освящение храма ходили просить в Москву к Митрополиту Феогносту – все очень серьёзно!

Ограды иногда делали из некоторых пород дуба. Территория монастыря первоначально была обнесена тыном, позже его заменил частокол. За приделами монастыря были разбиты монастырские огороды. Так, в более поздние времена одна из уже каменных башен ограды была названа Луковой – она выходила на луковые грядки. А лук – это русский лимон – лучший источник витамина С и средство профилактики цинги.


Главная площадь повторяет очертания монастыря до его значительного расширения

Во время основания обители подавляющее большинство построек делалось из дерева – деревенские избы, княжьи терема, амбары, овины, ограда и т.д. Каменными были только редкие княжьи храмы. Дерево было очень удобным в обработке строительным материалом, доступным и недорогим. У него был существенный недостаток – недолговечность и пожароопасность. Дерево гнило и ветшало быстро, но еще худшим злом были пожары. Большинство построек не доживало довозраста гниения, они сгорали от искры очага, от уроненной свечи, от перевернутой лампады, от горящего соседнего здания, от вражеского факела или огненной стрелы. Летописец, к примеру, описывает чудовищный пожар во Владимире в 1183 году, когда «погоре мало бы не весь город… и церкви числом 32». Таких документальных свидетельств сохранилось не мало. Русь горела и строилась заново, горела и строилась. Конечно, хотелось бы увидеть, как выглядел монастырь пи Сергии, но теперь мы можем это только предполагать – самое древнее русское деревянное строение датируется 16 веком – это на 200 лет позже основания Сергиевой обители. Нога Сергия при жизни его ступала по монастырю деревянному, в котором не было ни одного каменного здания.

Я уже писала о том, что Сергий ввел в своем монастыре общежитийный порядок. Это было проявлением его воли, подкрепленной грамотой константинопольского патриарха Феофила, присланной в 1350-х годах. Говорилось уже, что собственных кладовых и иных хозяйских помещений при таком укладе иметь не полагалось, но это подразумевало наличие дополнительных общих построек. Должны были существовать кладовые, кухня, и обязательное помещение для совместного приема пищи – трапезная. Думаю, все это существовало в монастыре при Сергии.






...А деревянные домики в Сергиевом Посаде продолжают строить

Давайте представим себе раннюю обитель: 13 келий (12 монахов и игумен) и пара хозяйственных построек, маленькие деревянные домики, пахнущие сосновой смолой, стоят вокруг небольшой церквицы. Обнесены они тыном, вокруг опрятные огородики. Поляна частично расчищена от деревьев, все усыпано опилками, по периметру аккуратно сложены неиспользованные бревна, тут и там виднеются свеже спиленные пни. Со всех сторон обитель обступили стройные сосны, тишина нарушается только пением птиц, журчанием ручья и звуками псалмов, доносящихся из храма. Так и жили. Плохонькие Рясы носили круглогодично, вместо свечей иногда приходилось жечь лучину, записи делали на бересте.





Рай, как не сложно убедиться, у каждого свой

Однако время шло, и обитель разрасталась. К братии стали присоединяться люди не бедные, взявшие за пример скромное подвижничество Сергия и его монахов. Так, на средства архимандрита смоленского Симона, бросившего высокий пост и присоединившегося к братии, смогли построить новую церковь – просторную и красивую. Очень, очень жаль, что мы не знаем, как она выглядела.

Вскоре вокруг монастыря стали селиться миряне. А почему нет? Монастырь есть, храм есть, вода в ключах есть. Земля не лучше, но и не хуже других земель. Да и почетно жить неподалеку от святых старцев. В пустыне пожить монахам получилось недолго. Довольно быстро поселение вокруг монастыря стало довольно бойким местом, пролегла здесь и оживленная дорога на Москву. Обратили внимания на обитель и князья.

Продолжение ЗДЕСЬ

Tags: Московская область, Россия, Сергиев Посад, лавры, монастыри, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments