agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Крымская Эпопея. Партенитская базилика

Сегодня 7 сентября, последний день моего пребывания в Крыму. Утром я могу пару часов поваляться на пляже, а потом мне нужно отправляться в Симферополь, откуда я на поезде поеду домой, в
Киев.  Впечатлений от поездки множество, в голове сумбур из образов и воспоминаний – все это я приведу в порядок дома, а сейчас, закрыв глаза, слушая монотонные завывания торговцев: «Медо-о-о-овая
пахлава!», «Крабы-рапаны-креветки!» - я нежусь на пляже военного санатория в Партените, наслаждаясь последними мгновениями под крымским солнышком. Рассказать об этой поездке мне осталось совсем немного.
Руины базилики Иоанна Готского я все таки нашла. Недалеко от кинотеатра санатория можно увидеть стенды с кратким описанием истории Крыма, Партенита и памятников Аю-Дага. Прямо от них вправо на восточный

Слева на заднем плане - павильон с базиликой                                                                                    

«бок» Медведя ведет прогулочная тропа, поднимающаяся вверх и вверх и затем сворачивающая направо. Вот по ней и нужно идти, чтобы прийти к раскопу. В один из дней перед обедом я это и проделала. На подъем ушло минут 7-10, и я увидела небольшой павильон, стелу-памятник и киоск. Киоск оказался той самой
иконой лавкой, о которой мне говорили мед. сестры в санатории. Вопреки их предупреждениям,

Иоанн Готский                                          

женщина-киоскер в платочке оказалась не особо общительной: видимо по моим легкомысленным шортам и фотоаппарату она сразу поняла, что я не богомолка. Павильон оказался закрыт, однако открытыми оставили форточки окон. Я обошла вокруг легкую постройку вокруг и обнаружила, что рассмотреть раскоп через
форточки можно без труда, а вот проникнуть внутрь никак не возможно. Что ж,  порыв исследователя не знает препятствий. Я, правда, не решилась под строгими взглядами киоскерши повторить свой подвиг у ялтинского дворца эмира – в форточку я не полезла. Я попросту сняла руины древней базилики через окно.
История обнаружения базилики довольно интересна. В 1868 году управляющий партенитским имением Раевских некто П.Ю.Кемиус руководил постройкой новой дороги по восточному склону Аю-Дага.

П.М. Раевский (слева) и Н.И. Репников на раскопках базилики                                             

Дорогу тянули «поверх» старой, которая совсем разрушилась и заросла. Во время строительных
работ рабочие наткнулись в зарослях на старую каменную кладку довольно крупного
сооружения. Не раздумывая, управляющий приказал разобрать кладку, предполагая, что это – дорожная опора (руки бы поотбивать!). О масштабе разрушения исторического памятника, пусть и невольного, свидетельствует следующая цифра: с места расчистки было вывезено 200 подвод камня! Этот «вандализм по неведению» прекратился только тогда, когда были обнаружены мраморная капитель византийской
работы, мозаичный пол и пустое плитовое погребение. Работы по разборке были приостановлены после того,

Во время раскопок  в 1905 г                                                                           

как храму был нанесен непоправимый ущерб. Дорогу провели немного в стороне, а о находке сообщили ученым. Первые раскопки здесь были проведены в 1871г под руководством художника и археолога, исследователя Крыма Дмитрия Михайловича Струкова. Он обнаружил строительную надпись,
высеченную на камне: "Этот всечестный и божественный храм святых славных и первоверховных апостолов Петра и Павле был построен с основания в давние времена иже во святых отцом нашим
архиепископом города Феодоро и всей Готии Иоанном Исповедником, ныне же возобновлен, как он зрится,

Остатки базилики (если присмотреться, видна мозаика на полу)                                               

метрополитом города Феодоро и всей Готии кир Дамианом в лето 6936 индикта 6-го, в десятый день сентября". Таким образом, стало известно, что возвели храм при святом Иоанне Исповеднике
(Готском) еще в восьмом веке, а перестроен он был позже, в конце 15 века, уже при турках.
Следующие раскопки проводились уже в 1905-1907гг молодым археологом Николаем Ивановичем Репниковым, когда имение принадлежало Петру Михайловичу Раевскому. Еще одно детальное
исследование проводилось уже в 60-е годы 20-го века, тогда была изучена вся поверхность Аю-Дага.
Иоанн Готский был родом отсюда, из Партенита. Родителями его были каменотес Лев и супруга его Фотина,
Памятный знак                                                                                

приехавшие откуда-то из Малой Азии. Семья была православная, очень набожная, и, к сожалению, бездетная. Фотина, по легенде, долго молила бога, чтобы он дал ей сына, которого она обещала посвятить служению Господу; и молитвы ее, наконец, были услышаны. У нее родился сын, которого нарекли Иоанном. Как и было обещано, все свое время он посвящал молитвам и еще в юности  принял духовный сан. В то время состоялся
очередной Вселенский собор, на котором была принята доктрина борьбы с иконами –
иконоборчество. Епископ готский, присутствующий на соборе, принял сторону иконоборцев, однако население Партенита отказываться от старых обрядов не собирались. Они «призвали» Иоанна, пламенного сторонника икон, стать их епископом. В сан его посвящали в Грузии, так как вся остальная Европа была

Так, возможно, выглядела базилика                                             

заражена ересью иконоборчества. Он немало потрудился в течении жизни, доказывая
свою правоту и борясь с иконоборчеством. Наконец, на Никейском соборе в 787г ересь
была осуждена, дело всей жизни Иоанна. Но и теперь неистовый Иоанн не остановился.
Он возглавил восстание против хазар, которые в то время хозяйничали на полуострове. Восстание было подавлено из-за предателей, Иоанн пленен и заключен в крепость в городе Фула, откуда вскоре бежал и укрылся в городе Амастриду. Там он и умер через четыре года. Верующие, которые сейчас посещают базилику, утверждают, что именно здесь и был захоронен святой Иоанн; дескать, его тело
принесли в родной Партенит и погребли в базилике, а пропало оно во время турецкого нашествия – его успели спрятать и перезахоронить преданные последователи. Большинство историков склоняются к другой версии: базилика – это кенотаф, символический склеп человека, умершего на чужбине. Похоже, что это
правда. Сразу после подавления восстания хазары разрушили храм почти полностью.
Символический склеп мог появиться позже. Восстановили базилику только в 15 веке, но и ее вскоре сильно повредили турки, захватившие Крым.
Очевидцы раскопок базилики описывали, что фундамент был высечен из крупных блоков мшанкового известняка, добываемого в районе Севастополя; крышу покрывала черепица. Пол устилали
мозаичные плиты, каждая – с разным геометрическим орнаментом. Размеры сооружения были внушительными – 19,5 метров в длину, 14,5  - в ширину, толщина стен до 1 метра. Здесь могло
помещаться до 100-120 верующих. Византийская архитектура храма нарочито упрощена. По боковым торцам стены окружены галереями. Сейчас четко видно, что храм представляет собой трехнефную трехчастную базилику. Остатки стен местами возвышаются на высоту до метра. Пол расположен на полтора метра ниже уровня земли. Вокруг раскопа сооружен помост, в алтарной части установлена небольшая
кафедра, на которой лежит толстая церковная книга. По праздникам здесь правят службы, собирается немало верующих. Возле павильона можно изучить стенды с копиями фотографий раскопок из коллекции Бертье-Делагарда. На тропе рядом с законсервированной базиликой установлен памятный знак-стела, возле нее – стенд с изображением Иоанна. Мое историческое любопытство удовлетворено. Можно идти в
столовую.
Tags: Крым, Партенит, Раевские, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments