agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Александрова Слобода

DSC_0392

Вид на Слободу с противоположного берега реки Серой.



В Александрове я побывала в прошлом году в начале зимы. Было еще не очень холодно, но озеро уже наполовину замерзло, кое-где лежал неубедительный снежок, нечто подобное, мокрое и жиденькое, слетало с серого неба. Погодка мрачноватая. Казалось, Александрова слобода, место овеянное жуткими легендами правдивыми, частично правдивыми и не правдивыми вовсе, должна была произвести впечатление гнетущее, но, толи оттого, что настроение у меня было отличное, то ли интересной и занятной показалась мне местная архитектура и музеи, понравилось мне здесь очень.

DSC_0132
Надвратная церковь Федора Стратилата

Сделала много фотографий, а вот написать рассказ об Александрове все руки никак не доходили – не знала, с какой стороны подойти. Насмотрелась кучу передач, начиталась книг и Интернета, и, наконец, решилась. Писать буду об опричниках.

           Начнем с вопроса. Слово «опричник» (от "опричный" - отдельный, другой)известно всем – ведь это практически нарицательное. А вот что оно значит?

           Многие ответят – это такие плохие люди, слуги Ивана Грозного, которые устраивали беспредел и массово убивали несчастных людей – что-то вроде Сталина и НКВД. Большинство назовут имя Малюты Скуратова и боярина Басманова – кто же не смотрел эйзенштейновского «Ивана Грозного» ?! Продвинутые добавят – одевались они в черные монашеские одежды и возили у седла метлу и собачью голову – «псы государевы», выметают скверну и измену.


DSC_0137

Успенская церковь, 16-17 век



Все это отчасти правильно и очевидно. Но, если вы читаете мои посты, то должны знать – я лично всегда хочу понимать то, что вижу и знаю. Убийства и собачьи головы – это факты, а вот в чем причина этих явлений? Давайте разбираться вместе. Попытаемся быть беспристрастными, не оправдывая Ивана Васильевича, но и не пытаясь чрезмерно чернить его и без того малосимпатичный исторический портрет.


DSC_0147
Троицкий собор, 1513


Причина №1.

           Обстоятельства юных лет первого царя.

Они, бесспорно, повлияли на его поступки и мировоззрение. С другой стороны, попади в эти обстоятельства личность менее эксцентричная, возможно, история имела бы иной ход.

Какие именно обстоятельства? Престол достался Ивану Васильевичу, тогда еще великому князю и господину всея Руси (еще не царю), в трехлетнем возрасте. Тогда верхушка правящей аристократии представляла собой несколько мощных кланов, возглавляемых «княжатами» - потомками некогда независимых удельных князей, самых знатных фамилий. Естественно, никто не собирался отдавать в руки ребенку бразды правления. Отца своего он практически не помнил, мать была отравлена, когда Ивану было 8 лет, брат – дурачок.

DSC_0148

Интриги против его родственников привели к тому, что у многих из них были отняты владения, а сами они были сосланы или убиты. Кульминацией стала трагическая гибель дяди Ивана, Юрия Глинского – на него натравили разъяренную толпу через несколько дней после свадьбы 17-летнего царя и Анастасии. А еще раньше Глинскими был убит приказной дьяк Федор Мишурин, служивший еще отцу Ивана. Одиночество тотальное. Сам Иван позже писал, что в детстве держали его в бедности и унижении, иногда забыв покормить, а бояре Василий и Иван Шуйские, самые влиятельные люди при дворе, формальные опекуны княжеских детей, и вовсе позволяли себе откровенно оскорбительные по отношению к ним поступки. Повзрослев, Иван припомнил обиды притеснителям, но его кары пока еще не были столь чудовищными.

DSC_0151

Покровская церковь, 16-17 век


Став полновластным правителем, Иван, скорее всего, почувствовал долгожданное уважение и преклонение, пусть и показное. Он женился, супруга стала для него близким человеком, которому он, наконец-то смог довериться. Помогал ему тогда и духовный пастырь – праведный митрополит Макарий, который до самой своей смерти сдерживал царя и наставлял. Но вдруг царица умирает во цвете лет. По всем признакам – отравлена. Трагедия неизъяснимая, но самое ужасное для Ивана – он опять в одиночестве, окруженный враждебным и опасным двором. До конца жизни он пытался найти замену Анастасии, но, как мы знаем, безуспешно. Крепкий любовный и супружеский союз, созданный юными неискушенными юношей и девушкой, в зрелом возрасте царю повторить не удалось. После Анастасии у него было еще пять венчанных жен (хоть разрешения церковь дала только на второй, третий и четвертый браки царя), но не одна не смогла стать второй Анастасией. Царь еще держался какое-то время в рамках приличий, но вот после смерти митрополита Макария у него, как говорится «вырвало дно».



DSC_0169

"Пытошные подземелья", влекущие туристов

Причина №2.

Борьба с боярской элитой.

Эта проблема на Руси и до Ивана Грозного стояла довольно остро. В разных землях и уделах до объединения Руси значение князя было различным. В северных землях – Пскове, Галиче, а особенно в Новгороде, князь, по сравнению с боярской аристократией, имел значение равное, если не второстепенное. Удельные князья, «отдавшиеся» под власть Московского княжества, нередко помнили времена вольницы, когда они или предки их были полновластными хозяевами своих земель. При дворе было несколько фамилий, не уступающих знатностью и древностью правящей династии – Старицкие, к примеру, были Рюриковичами.

DSC_0171
Сами "пытки"

При Иване Третьем и Василии Третьем эти настроения были несколько подавлены. Но во время детства и отрочества Ивана проблема опять обострилась – уж больно не хотелось князьям-боярам отдавать власть повзрослевшему царю. Его наставниками был регентский совет, семь бояр-аристократов, назначенных еще его отцом, и, надо сказать, свою роль опекунов и защитников они выполняли не всегда добросовестно. В определенный момент Иван Васильевич столкнулся с тем, что террор неизбежен. А вот размеры и формы этого террора – на его совести.



DSC_0184

Имитация царского ложа. Скромненько так.

Причина №3.

Неудачи ливонской войны.

Первые победы в Ливонской войне воодушевили царя и значительно возвысили в собственных глазах, однако вторая половина войны была для русских неудачна. Во многом – по вине воевод. Стычка под Оршей была проиграна, русское войско разбито, а Петр Шуйский, возглавлявший войско, убит. Поговаривали, сражение было проиграно из-за легкомыслия Шуйского – войско было застигнуто врасплох. Вторым ударом было бегство за границу Андрея Курбского. Его эпистолярная дуэль с царем Иваном вошла в историю. Война показала несостоятельность боярского управления войсками. Возможно, создавая опричнину, Иван пытался заложить основу элиты русской армии. в среде опричников возвысились люди не столько знатные по рождению, сколько отличившиеся в чем-то, достойные возвышения по мнению царя, за их усердие и таланты. Создание опричного войско было одной из целей и главных составляющих административной, как мы бы сказали сейчас, реформы Ивана Грозного.



Причина №4.

Ну, конечно, как же без этого – характер и психологические особенности царя Ивана, его самоощущение.

Совершенно очевидно, что царь был натурой артистической, склонной к широким жестам, театральным поступкам. Не ограниченный ничем, уровнявший себя с небесами, он считал, что имеет право преследовать преступников и карать их самыми жуткими карами. Он в ярости писал Курбскому: «Почему же ты презрел слова апостола Павла: «Всякая душа повинуется владыке, власть имеющему; нет власти кроме как от Бога: тот, кто противится власти – противится Богу; а кто противится Богу – тот именуется отступником, а это худшее из согрешений»».

DSC_0222

Надвратная церковь Федора Стратилата

В этих словах заложена суть царского самоощущения. Иван считал, что тот, кто идет против него, идет против Бога. Отсюда «духовная» декорация опричнины – монашеские одеяния, многочасовые молитвенные бдения, казни, словно взятые с изображений Страшного суда.

Опричнина началась 1565 году, после того, как Иван покинул Москву и уехал в Александрову слободу. Взял он с собой царицу (уже вторую жену) и сыновей, взял приближенных – Басманова, Вяземского, Чеботова, Салтыкова, Поливанова. Перед этим в Троице он устроил целый спектакль – прилюдно снял с себя царское облачение и объявил, что… уходит («Злые вы, уйду я от вас!», как в анекдоте).



DSC_0225

Довольно быстро из Москвы в Александрову слободу прибыла большая делегация, умоляющая царя вернуться. Он немножко «поломался» и согласился, однако поставил ряд условий: первое – оставаться в Слободе, второе - внести некоторые изменения в уклад правления, третье – создать опричнину.

В летописях сказано, что в опричнину призывались «князья и бояре и дети боярские дворовые и городовые 1000 голов…». Называли их государевыми людьми, опричниками уже стали называть позже. Была это своего рода гвардия, служившая лично царю. Всем опричникам полагались наделы земли, на территориях, регламентированным специальным указом.



DSC_0253

Экспозиция музея. Серебряная утварь

В годы опричнины были истреблены, разорены или высланы члены множества боярских семей – Овчины, Шуйские, Старицкие, Колычевы, Кашины, Репнины и др. В конфликте земского человека и опричника верх всегда был за опричником. Бесчинства, творимые опричниками, ввергли страну в ужас и разорение, армия, укрепить которую призвана была опричнина, была фактически развалена. Россия была погружена в кризис, который через 20 лет после смерти царя вылился в смуту и иностранную интервенцию.



DSC_0279

Знаменитая "чёрная" роспись шатра Покровского храма (1570-е)

Опричнина закончилась разом, внезапно. В 1571 году к Москве подошел крымчак Давлет-Гирей, который поджег предместья. За короткое время выгорела вся Москва, масса людей погибла в огне и давке. Опричное войско на поле боя попросту не явилось. После этого цари Иван с ужасом осознал, какого жуткого и бесполезного монстра он вырастил у себя под боком. Он распустил опричников. Более того, в короткое время после этого были им же казнены практически все бывшие главари опричников.

В Александрове Иван прожил до 1581 года. Его жизнь в Слободе также закончилась внезапно, после трагедии. Поссорившись с сыном, он, как поговаривали, ударил его по голове. На 10 день после этого события царевич Иван умер. Был ли роковой удар или его не было, теперь доказать невозможно – достоверных сведений нет, череп царевича не сохранился для исследования. Главное, что после этого события царь Иван навсегда покинул Слободу.



DSC_0307

Тверские врата Покровской церкви

Так был ли Иван чудовищем? Или он был жертвой обстоятельств? Или увлекающимся человеком, который слепо верил в свое божественное предназначение? Или неврастеником, в которого превратился выросший запуганный и одинокий ребенок? Наверное, всего понемногу.

Не надо забывать о том, что был он первым русским Царем, о котором заговорила Европа, о долгожданной победе над Казанью и Астраханью, о настойчивых попытках выйти к Балтике, о множестве созданных школ и прекрасных храмов, о Лицевом летописном своде, первом Земском соборе, Стоглаве и многих других полезных для Руси вещах, которые свершил этот противоречивый человек. И не надо бездумно смаковать детали пыток, так живописно изложенных присутствовавшими или «присутствовавшими» на них иностранцами – здесь по-детски хочется ответить: «Сам дурак!»: ведь в то же время герцогом Альбой в Нидерландах были уничтожены сотни тысяч человек, а во время Варфоломеевской ночи в Париже было убито в несколько раз больше людей, чем за всю опричнину.



DSC_0309
Васильевские врата 14 века, снятые с Новгородской Софии и привезенные царем из разорительного похода на Новгород в 1570-м году.

Не нужно хранить в своей голове привычные стереотипы. Даже привычный образ царя, созданный различными деятелями искусств, далек от реальности. Иван Васильевич не был похож на Николая Константиновича Черкасова, сыгравшего его в фильме Эйзенштейна. Общим был только рост – Грозный тоже был высок, 1.78 м – намного выше среднего своего современника – видимо, в деда-тезку, Ивана Третьего. Лицом он очень походил на бабку-гречанку Софью Палеолог; ученые сличили их черепа – сходство поразительное! А вот фигурой он был грузен – ок.90 кг, скелет у него был богатырский, с широкой грудью и мощными плечами, современники-иностранцы  писали – царь толст. И уж совсем не похож он был на тщедушного Петра Николаевича Мамонова, сыгравшего его в фильме «Царь» - в отличие от актера, у Ивана Васильевича зубы были в отличном состоянии. Разве что прическа (вернее отсутствие растительности на макушке) их роднит.



DSC_0313

Прекрасный Распятьевский храм-колокольня, 16 век

А мы гуляем по Александровой слободе.

По воспоминаниям очевидцев, дороги здесь были высланы дощатым настилом, приподнятом на сваи. Первой оградой служил дубовый частокол, засыпанный землей. Позже его укрепили кирпичной кладкой. Был здесь деревянный царский дворец, который до наших дней не сохранился. А еще здесь стоят интересные шатровые храмы, которые имели распространение весьма короткое время. Подземелье, где сейчас для туристов усадили восковые пугала – «жертвы опричников», судя по его устройству, могло быть кладовой для продуктов. Музеи тоже очень интересны, хоть большинство экспонатов – копии. Мне нравиться внутренняя роспись шатра в церкви; некоторые экзальтированные туристы считают, что черный фон связан с темной личностью царя. На самом деле фон когда-то был синим и имитировал небосвод – я видела почти такие же в константинопольских храмах.



DSC_0324

Шатер Покровской церкви считается чуть ли не первой каменной шатровой кровлей храма на Руси.

Конечно, кровопролитие нельзя оправдывать, а оно имело место быть: список жертв царя, составленных им собственноручно – около 4 000 человек. Фактически, их, скорее всего, было до 5-6 тысяч человек. Много это или мало? Не будем сравнивать с заграницей, все это были живые люди, многие из которых замучены безвинно. Но и не надо слепо доверяться иностранным источникам, сделавшим из Ивана Грозного очередное пугало, исторический мем, стоящий в ряду с русским медведем и казаками, едящими детей. Иван Васильевич не был светлоликим батюшкой-царем, «надежой-государем», не был он и маньяком-потрошителем. Был он фигурой своей эпохи, властителем грешным, но кающимся; одиноким, но желающим всегда быть на виду; образованным, но творящим дикие вещи; набожным, но распущенным. И, похоже, был он человеком не очень счастливым.


DSC_0359

Успенская церковь

И еще несколько фотографий:



DSC_0369


DSC_0373

DSC_0389

Всем спасибо за внимание!

ПС. Ну, а мне все-таки ближе другой Иван Васильевич - Третий. Его первым называли Грозным и Великим - не всякие там ключевские с костомаровыми, а современники!
Tags: Александров, Владимирская область, Иван Грозный, Россия, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments