agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Об искусстве

Владимир Татлин, Натурщица

Владимир Татлин, "Натурщица"

Так уж у меня случилось, что как-то часто в последнее время всплывает тема искусства – его цель, художественные вкусы, живо ли оно сейчас и кому это нужно. Предлагаю об этом немного поболтать и посмотреть репродукции работ художников, которых я упоминаю в тексте.

Для поддержания беседы хочу задать моим дорогим читателям некоторые вопросы, так, для начала разговора:

1)      Считаете ли вы, что современный развитый человек должен хоть чуть-чуть разбираться в искусстве, или, хотя бы иметь общее, ну, самое минимальное  представление?

1310110960_09dresd

Альбрехт Дюрер "Дрезденский алтарь"

2)      Слышали ли вы от своих знакомых или даже близких высказывания, подобные этому: «Меня искусство не особо интересует!», причем произносится это практически с гордостью?

3)      Испытываете ли вы скрытый стыд, когда слышите, когда кто-то со знанием дела говорит о живописи, скульптуре, опере?

4)      Делаете ли вы что-нибудь для развития художественного вкуса у ваших детей?

5)      Есть ли в вашем городе картинные галереи, когда вы были там в последний раз, водите ли вы в них приезжих знакомых? Если посещаете, понимаете ли вы то, что видите перед собой или руководствуетесь, скорее принципом: «нравится-не нравится»?

Даная, Тициан

Тициан, "Даная"

6)      Знаете ли вы отличие прерафаэлитов от импрессионистов?

7)      Напрашивается ли вам в ответ на все перечисленные вопросы мысль: «А на хрена оно мне надо?! Жизнь такая тяжелая, даже выспаться нет времени?!»? Или «Да мне просто это не интересно! Меня больше интересует квантовая физика!» (Навальный, жизнь звезд, пожрать, воспитание детей, комнатные растения - выбрать подходящее)?

Все эти вопросы – скорее, риторические, отвечать на них не нужно. Я думала сделать "голосовалку", чтобы иметь представление о ситуации со средне-статистическими читателями, но передумала, так как ответ очень предсказуем. Я не в праве судить человечество, сама я не отношусь к большим специалистам, однако с горечью следует признать: для искусства в нашем мире осталось очень мало места.  Кто это сделал?! Кто посмел?! Кто нагромоздил вокруг нас столько всего огромного, типового и уродливого, кто нагрузил нас ворохом проблем и шелестящей суеты, так, что нет времени ни вдохнуть, ни выдохнуть, где уж тут думать о прекрасном (только и осталось сил, что на компьютерные игры и сериалы)? Кто этот демон приземленности и безразличия?! Боюсь, мы сами.

Дали, Spina_devushktl_1926
Сальвадор Дали, "Спина Девушки", 1926

Приезжая в другие страны и города, мы охотнее побродим по улицам, посидим в ресторанчиках, поваляемся на пляже, даже поездим по развалинкам, но вот в галерею пойдем, только если есть лишний день и идет дождь. Даже если пойдем, ничего толком не увидим, не поймем и не запомним. Зато непременная фотография в «Одноклассниках»  «на фоне».

Вот типовой диалог:
-Успели заскочить в Дрезденскую галерею. Всего час был, но это восторг!
-О! Замечательно! Понравилось?
-Да!!! «Сикстинская мадонна»! Стояла перед ней пять минут со слезами на глазах.
-А еще что-то понравилось?
-Э… Ну, оно все шикарное, просто очень много всего. Я путеводитель купила, можешь глянуть, там все есть.

Знакомая ситуация? К слову, это почти что вымышленный диалог, скорее, «по мотивам». Не всегда так происходит. К примеру, одна из моих подруг, внимательная моя читательница,  в Дрездене специально искала зал, где был выставлен Альбрехт Дюрер – в то время она интересовалась его творчеством, но таких немного.

Совсем недавно, буквально цитирую:
-Была в Москве,  В Пушкинский попали на Тициана и прерафаэлитов Я, если честно, Тициана "не догнала", но прерафаэлиты – это круто! Каждая волосинка прорисована!

Шилов Автопортрет
Александр Шилов, "Автопортрет с дочерью" (этот, кажется, был в "Огоньке")

Опять прерафаэлиты! Очень модно сейчас! Дело вкуса, конечно, человек честно сказал. Ну, не нравится ей Тициан! Говорящая дама – очень хороший человек, живой и любознательный, она меня не читает, так что, надеюсь, не обидится, да и не на что особо.

И еще - почему в других странах нас можно затащить в музей, чтобы потом отчитаться: "Были в Третьяковке", "Были в Прадо", "Были в Лувре", а в собственных городах даже не знаем, какие у нас есть музеи, и какие в них бывают выставки, хоть объявления сейчас вывешивают в Интернете просто все? Вы ходите в свои музеи? А я знаю полно народа, которые не ходят - просто вообще никогда! А некоторые из них еще и утверждают, что Киев - очень скучный город!

На сайтах знакомств не бывали? Занятная штука – в 85 процентах анкет на вопрос «Ваш любимый художник» отвечают: «Сальвадор Дали». (Не спрашивайте меня, откуда я это знаю!)  Можно предложить, что на такие сайты тянет людей определенного типа, именно тех, которые обожают неистового Сальвадора, и нечего тут придираться! Но вот все же – что бы это значило?... Шишкин еще проскакивает. На этом знание художников заканчивается.

 Большинство моих читателей – люди любознательные и образованные, поэтому я почти уверенна, что они искусство любят, даже если в нем особо не разбираются (как и я сама), а есть такие, которые разбираются просто профессионально,  поэтому все это их касается в наименьшей степени, так что без обид. Но ведь наверняка вы сталкивались с тем, о чем я пишу.

Почему же так происходит? Ведь сейчас не обязательно ездить куда-то, я сама была в очень немногих галереях, зато доступно множество источников, где можно посмотреть репродукции в отличном качестве, почитать, посмотреть познавательные фильмы. Почему люди находят время, чтобы интересоваться всякой фигней, которая совершенно не имеет отношение к ним лично, но совершенно не интересуются искусством? И без того много удовольствий в жизни? Самое сильное из них - довольно урчащие, сытые кишки? Или просто скучно? Может, известные картины настолько приелись в репродукциях еще в школе, что от одного взгляда на живопись тянет в сон?

У меня так сложилось, что в эту область меня тянуло всегда. Во-первых, я сама рисовала, сколько себя помнила, мои недавние  скромные экзерсисы вы даже имели возможность видеть в моем журнале. Припадки собственного вдохновения у меня до сих пор случаются  именно после контакта с искусством : после посещения выставки, просмотра какого-нибудь фильма о художниках  меня саму нестерпимо тянет рисовать. Хотя, надо сказать, ничего подобного истории искусств в мое время в школе не преподавали, я даже ни одного учителя рисования припомнить не могу, хотя память у меня отменная - бледные, видимо, были личности. Даже в студии графики, которую я посещала в юности два месяца, преподаватель был какой-то скучный, унылый, с постоянно озабоченным лицом и с повышенным внимание к мелочам.  Какая уж тут тяга к прекрасному?! Поэтому образование мое в этой области весьма поверхностное, фрагментарное и далеко не полное, зато, надеюсь постоянно пополняющееся.

Pastukh75
Александр Шилов,  "Пастух", 1975

Во-вторых, конечно, повлияли и родители (к слову, люди очень простые и от искусства бесконечно далекие). Мы с мамой с нетерпением ждали очередной журнал «Огонек», чтобы «выдрать» из середины глянцевую вкладку с репродукциями. Помню, лет в 10 мне очень понравился Шилов, запомнился его автопортрет в бархатном халате и еще портрет старика-пастуха. Такой виртуозный реализм особенно нравится в юном возрасте.

Врезалась в память «Оборона Севастополя» Александра Дейнеки, монументальная такая вещь. Два года назад я видела ее в Русском музее в Питере и ощущения возникли все те же, что и в детстве: нелепость происходящего. Яркий солнечный день, совсем пляжный; море, в котором нужно только купаться, а не плыть по нему на железных лодках, чтобы убить кучу людей; нестерпимо белые одежды моряков и белые же плиты под их ногами, и апокалиптическое зарево на заднем плане; очень, очень молодые персонажи, и вот эта модная в то время прическа у мальчика в центре картины, полубокс, кажется, мой папа такую носил. Особенно почему-то эта прическа меня зацепила – такой трогательный привет из мирной жизни. Развевающаяся соломенная челка – и черный труп под ногами.

oborona_sevastopolya

Александр Дейнека, "Оборона Севастополя", 1944

Очень  в «подростковости» Исачев понравился (сейчас – намного меньше), и юная тогда Русудан Петвиашвили – их работы печатали в журнале «Спутник»(Русудан недавно в Киев привозили на пару дней всего, так и не выбралась посмотреть).  Ой, и еще Константин Васильев – такие красивости невероятные! Ну, что скажешь – обычный инфантильный вкус)))!

И в Дрезденской галерее мне посчастливилось побывать,  в детстве меня туда родители возили на целый день, когда мы жили в Германии. В прошлом году туда во второй раз попала, уже по своей инициативе, стремясь на свидание с детством. Прицельно искала те работы, которые были в старых затертых путеводителях, тех, из начала 80-х, намертво впечатавшихся в память: дивная «Шоколадница», «Пьяный Геркулес», «Царство Флоры», «Вирсавия» и многое другое - признаюсь, в отличиях художественных школ и отдельных тонкостях я не разбираюсь до сих пор, хотя и не помешало бы. Побывав в Дрездене после 30-летнего перерыва, я очень четко осознала – детство ушло безвозвратно, но искусство, к счастью осталось, и знания о нем никогда не поздно наверстать.

Жан Этьен Лиотар, Шоколадница
Жан Этьен Лиотар, "Шоколадница"

Пьяный Геркулес с нимфами сатирами Питер Пауль Рубенс
Питер Пауль Рубенс, "Пьяный Геркулес с нимфами и сатирами"

Никола Пуссен, Царство флоры
Николя Пуссен, "Царство Флоры"

Вирсавия у Фонтана, Питер Пауль Рубенс
Питер Пауль Рубенс "Вирсавия у фонтана". Художнику позировала жена. Явно очень любимая.

А потом, лет в 12 у меня было еще одно откровение. Не знаю, как это объяснить без пафоса, но я попробую, потому что тот момент почему-то запомнился на всю жизнь. Листая книгу «Жизнь Ренуара», щедро снабженную репродукциями, я рассматривала какую-то известную работу, кажется, это был один из портретов Жанны Самари, и вдруг что-то сдвинулось навсегда в моем сердце. Что-то такое распахнулось, какая-то тайная дверь, после чего я уже никогда не смотрела на произведения искусства беглым взглядом. Это был примерно 1983 год, импрессионисты еще не были в моде, но с тех пор Ренуар – один из моих любимых художников совершенно искренне, без всяких объяснений. Теперь всегда, когда я вижу пятна сиреневых теней на дорожках парков, я вспоминаю о нем.

Портрет Жанны Самари
Огюст Ренуар, "Портрет Жанны Самари"

21 Ренуар Девушки за фортепиано1883
Огюст Ренуар "Девушки у фортепиано"

Очень обидно было мне, когда однажды во время одного из своих тренингов я в качестве эпилога рассказала о неунывающих стариках – вы знаете, я это люблю. Показала одну из работ Ренуара, перед тем, как рассказать им, какой он был молодец. Честно говоря, работа не самая известная, из его позднего, «красного» периода - "Девушка с Мандолиной", но все-таки стиль более, чем узнаваем. Спрашиваю: «Чья работа?». Две группы, 32 человека, никто не ответил. Даже попыток угадать не было, ни одной версии. Все с высшим образованием, зарплаты немаленькие. А ведь лет десять назад импрессионисты были в большой моде! Гробовая тишина. В одной группе кто-то смелый нашелся, хотя бы попробовал: «Репин». Негромко так.

И все про него же, про Ренуара, еще одна историйка. Одна дама, из высоких руководителей, объездила всю Европу. С турами, не с командировками, когда только и успеваешь, что в баре на рецепции пива выпить. В кабинете висит календарь с «Офелией» Джона Милле (и опять прерафаэлиты!).
-Симпатичный календарь, - замечаю я.
-Да, это Ренуар, - бросает высокомерно. – Я его обожаю!

Ты что?! Это ж прерафаэлит! Модно же сейчас!!! В слух ее поправить я не решилась. Ренуар за жизнь написал более 3000 работ, не мудрено перепутать.

А книгу «Жизнь Ренуара» у нас потом кто-то стащил.

Делюсь дальше художественным взрослением.

офелия
Джон Милле "Офелия". Эпизод из фильма Ларса Фон Триера "Меланхолия" явно навеян этой картиной:

3_sm

Затерт до дыр был мною и огромный альбом «Третьяковская галерея», которую откуда-то принес папа. Знаете что особенно нравилось? Коровин, "Бумажные фонари"! Они прямо по-настоящему как-то горели, просто физическое ощущение сумерек! Это было уже во второй половине 80-х, во время перестройки. Какое же это было наслаждение, ходить по Третьяковке и смотреть все это в живую, когда у меня появилась возможность бывать в Москве! Но это было намного позже. И еще был альбом «Микеланджело-скульптор», отличный, с этими его рабами.  И книга из серии «ЖЗЛ» «Карл Брюллов».  И еще другие.

Китайские фонари. К.Коровин
Константин Коровин "Бумажные фонари", 1888

Глазунов Эвелина, 1972

Илья Глазунов "Эвелина", 1972

Константин Васильев Нечаянная Встреча
Константин Васильев "Нечаянная встреча"

Портрет графини Ферзан на ослике
Карл Брюллов "Портрет графини Ферзен на ослике"

Апостол Петр Александр Исачев
Александр Исачев "Апостол Петр"

Русудан Петвиашвили
Работа Русудан Петвиашвили
Умирающий раб

Микеланджело "Умирающий раб"

Подростком уже. Настоящий бум помню – Глазунов, тоже его в «Огоньке» любили, потом, во время Перестройки его даже, кажется, в Киев привозили. Однако мне, с открывшимся после Ренуара «третьим глазом», он тогда не понравился – огромные какие-то картинищи с кучей плоских физиономий. Вообще в первой половине 90-х как-то неважно дела обстояли с искусством, впрочем, как и в первой. Да и у меня самый «нерест» был – все замужи какие-то ходила, помнится.  В году в 1998 я каким—то чудом купила две видео-кассеты из серии «Русский авангард». И заболела Шагалом.

Марк Шагал Я и деревня
Марк Шагал, "Я и деревня"

Очень мне тогда нравились Любовь Попова, Наталья Гончарова, Лисицкий, Татлин, Кандинский и т.п. Потом, в начале 2000-х стали появляться книги, по телевизору передачи начали неплохие проскакивать. Как-то аэропорту купила очень хорошую книгу - «Густав Климт», это было мое открытие модерна, пересмотрела и перечитала о нем все, что только можно; мои статьи про модерн в архитектуре вы видели в журнале.

Наталья Гончарова Желтый и зеленый лес
Наталья Гончарова, "Зеленый и желтый лес"

Владимир Татлин, Натурщица
Владимир Татлин, "Натурщица"

А в 2003 году, в сентябре, стала выходить очень хорошая серия журналов «Великие художники». Каждую неделю по номеру, в среду в ларьках появлялся. Первым, помню, был Ван-Гог. Я как раз была беременна Андрюшей, уже в декрет ушла. Потихонечку тащила свою разжиревшую тушку к ларечку, чтобы купить новый журнальчик. Почти все собрала и перечитала. Храню в трех толстых папках.

Сейчас я стараюсь понимать то, что вижу. Намного интереснее именно таким образом смотреть картины. Немаловажно знать контекст – особенности личности художника, исторический период, в котором он жил, кому пытался подражать, предшествующие школы и т.д.  Наше художественное воспитание, в большинстве случаев крайне однобокое, сформированное под влиянием соцреализма, не позволяет нам отвлечься от старых мастеров. Неотвратимо тянет на красивости! Чем больше похоже на реальность, тем лучше, но желательно, чтобы еще и выглядело нереально. Секрет успеха того, что нам нравится: старинные наряды и утварь, сказочная красота лиц и высокая техника изображения. Всё! Искусство закончилось! Все остальное – мазня. Вы ведь именно так считаете? Нет?!

ВанГог Ирисы

Винсент Ван Гог "Ирисы"

Я не большой поклонник вычурных инсталляций. Я прямо вижу, как большинство их создателей энергично орудуют сварочным аппаратом, думая при этом: «Да они у меня охренеют!». Об этом есть очень классный фильм Такеши Китано «Ахиллес и Черепаха» - когда художником владеет только одна мысль – как бы так самовыразиться и произвести впечатление, не сказав при этом ничего, рассчитывать он может только на чудо (ведь случилось же такое чудо с Джексоном Поллоком!).

Джексон Поллок, Алхимия 47

Джексон Поллок, "Алхимия"

Есть работы странные, есть откровенно спорные. Например, все ругают картину: «Крик» Эдварда Мунка. Сохранилось довольно четкое описание самого автора, каким образом родился сюжет картины, можете глянуть в «Википедии». Судя по всему, у художника, страдающего биполярным расстройством, возник так называемый раптус – приступ аффективной тоски, подобное иногда случается у таких пациентов, именно под влиянием раптусов нередко кончают жизнь самоубийством. Это было такое тяжелое переживание, что Мунк неоднократно воспроизводил свое произведение. Его не любят рядовые зрители, потому что оно очень депрессивно, оно тревожит и шокирует, оно пугает своим безобразием. А кто сказал, что искусство должно приносить только удовольствие?

Крик
Эдвард Мунк, "Крик"

Упомянутая «Офелия» прорисована очень четко и обладает прелестными чертами лица, но не пытайтесь уверить меня, что вам доставляет большое удовольствие лицезреть сцену умирания юной девушки в холодной воде! Одна из моих подруг цитировала мне высказывание одного неглупого человека: «Произведение искусства – это все, что выражает какую-то мысль художника». Если эта мысль искренняя, как у Мунка в «Крике» - это не может не производить впечатление.  Другое дело, что у Мунка было и есть много последователей, девиз которых: «Он смог, и у меня получится, и я пойду еще дальше», вот тут и стоит присмотреться и прислушаться к своим ощущениям: вы слышите «крик» картины или звон денег, которого так жаждет автор?

Густав Климт Сад с Подсолнухами

Густав Климт, "Сад с подсолнухами"

Это я так, настоящая болтовня. Думаю, учитывая наличие свободного времени и немалое желание, займусь я художественным самообразованием, благо, литературы и дома предостаточно, и в Интернете полно. И фильмов очень много. Если получится, буду с вами делиться своими новыми открытиями, под тегом «разговоры об искусстве». Я его задним числом присвою некоторым уже имеющимся своим записям. Если кто-то из уважаемых читателей занимается историей искусств профессионально, не судите строго. Буду только рада получить рекомендации.

Со своей стороны могу порекомендовать следующее, из того что сама смотрела, просто первое, что приходило в голову:

1)      Серия документальных фильмов «Цивилизация» с Кеннетом Кларком. Очень-очень-очень рекомендую! Если вы что-нибудь запомните и станете цитировать, вполне сойдете за эрудита от искусства. При этом снято очень интересно.

2)      Раз уж упоминала много раз, художественный сериал «Отчаянные романтики» о прерафаэлитах. Вымысел присутствует слегка, по-видимому. На мой вкус, все творчество этой группы не стоит стольких серий.

3)      «Русский авангард. Роман с революцией». Поищите, его качнуть можно, онлайн не нашла.

4)      Лекция «Казимир Малевич и амазонки русского авангарда» , довольно познавательно, и вообще на «Ютьюбе есть много лекций Центра Современной Культуры «Гараж».

5)      Очень понравился мне худ.фильм «Улыбка Монны Лизы», там поднимаются многие вопросы, которые сегодня попыталась поднять и я. Единственное, с чем не согласна, это с восхищением главной героини Джексоном Поллоком. Как вы успели заметить, я кляну его на всех углах и считаю самозванцем и алкашом.

6) Про Шагала здесь есть, две серии, документальный.

7) Про Пушкинский музей фильм Парфенова "Глаз Божий", документальный, 2 серии. Снято в обычной слегка "попсовой" манере, но познавательно.

8) Про Альфонса Муху - раскрыта очень неожиданная сторона его творчества, немецкий документальный фильм с русской озвучкой.

9)      Если вам лень смотреть документальные  фильмы и лекции, может, посмотрите художественные, я писала о них ЗДЕСЬ. Несколько фильмов я добавила со времени создания поста.

Ну вот. Может быть, у вас есть какие-нибудь мысли по этому поводу? Высказывайтесь, я сама не Кеннет Кларк далеко, так что не стесняйтесь.
ПС. Полезла за папками с «Великими художниками».


 
Tags: музыкойнавеяло, разговоры об искусстве
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments