agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Начало культурного самоликбеза. Культура Хараппской цивилизации.

Для начала давайте испробуем техническое новшество в моих руках - "голосувалку"!

Смотрим на картинку ниже и отвечаем на вопрос:

Что вы обычно восклицаете, когда видите подобное!

У! Зачем ты меня притащила! Пошли кататься на "банане"!
1(3.8%)
Наверное, интересно, но я ни черта в этом не смыслю!
8(30.8%)
О! Керамика Поздней Архаики! Узнаю!
13(50.0%)
Так, это быстренько пробежим и пойдем смотреть картины.
4(15.4%)
А где ценники?
0(0.0%)


DSC_0087




Археологический музей Родоса


Это я пыталась узнать, много ли таких, как я, тех, "кто в танке".
ПРЕДИСЛОВИЕ

Итак, в одном из моих недавних  постов  я грозилась заняться самоликбезом по истории искусств и позволить моим читателям немного поподглядывать за этим процессом. Вот, наконец-то созрела.
Первую такую самолекцию я планировала начать с античного искусства, но как-то не могла решить, с какого края за это взяться. Честно говоря, античность всегда казалась мне немного скучноватой. Начав изучать статьи и материалы по теме, я очередной раз убедилась, что скучновато – это когда непонятно, что к чему, и когда об этом имеешь только поверхностное представление.

Сходство

Не правда ли, слегка смахивают друг на друга?
Слева сверху - Трипольская культура 5-3 тыс лет д.н.э
Справа сверху - культура Яншао, Китай  5-2 тыс. лет д.н.э.
Слева внизу - минойская керамика камарес, 17-12 век д.н.э.
Справа внизу - южноамериканская культура анасази, 1200 д.н.э


И как-то само собой всплыло в памяти, как в пятом классе, еще на каникулах, до  1 сентября, я получила в библиотеке совершенно волшебный учебник истории древнего мира, и собиралась эту историю полюбить всей душой. Учебник «запоем» прочитала за пару дней, но придя в класс, в качестве учителя встретила  милую и добрую даму «слегка за 30», с печальными глазами недолюбленной мечтательницы, которую интересовало все, что угодно, кроме истории. Она очень любила турпоходы и песни у костра, но терпеть не могла свой предмет. Во время уроков она задавала нам читать очередной параграф, а сама дремала,  делая вид, что изучает журнал с оценками. Даже всхрапывала иногда тихонько! Так погибла, не успев начаться, моя великая любовь к истории древних веков. Но прошло много лет, и, похоже, я встретила старого одноклассника, который стал олигархом и он ждал меня все время  – моя любовь к древней истории возродилась!

Южная Индия

Девочка из Южной Индии. Возможно, именно так выглядели жители Хараппской цивилизации

Но это произошло не сразу, еще пару недель назад при слове «античность» я смачно зевала, вежливо прикрывая рот. Тем не менее, не поняв античное искусство невозможно изучать европейское искусство вообще – уж больно весомое влияние оказали греки и римляне на важнейшие его периоды.  И мы обязательно, всенепременнейше  об этом поговорим, но не с этого начнем. Стала  я читать про все эти черепки и статуи и обнаружила, что начинать надо с другого! Раньше, гораздо раньше. Ведь чем раньше, тем интереснее и загадочнее!

istoriya-05-0m

Вот такой у меня был учебник истории.
Только совсем новенький! Тоже уже история.


Убейте меня, но я не помню, чтобы мы изучали в школе что-то до времен античности. Разве что Египет, но в моей голове тогда, в школе, не уложилось, что только Династический период истории Египта начался годков эдак на 2000 раньше, чем Классический период Греции! Еще помню странные слова – Месопотамия, Шумер. Не уверенна, что из школьного курса помню. Как-то вот представлялось – раз в одном учебнике, значит всё древнее, и все там где-то рядом и в одно время было! Обнаружились еще некоторые интересные свойства моих изрядно запутанных извилин – то, что дети в школе терпеть не могут исторических дат, это понятно, а вот что взрослые тети никак не могут привыкнуть, что годы до нашей эры считаются задом наперед, стало довольно неприятным открытием.  «Конец второго тысячелетия до нашей эры» это совсем не то же самое, что« конец  второго тысячелетия нашей». Нашей – это годик где-то  1999, а до нашей - 1001. Странно, да? Ничего, привыкните, если останетесь со мной.

Так что там у нас с Европейской историей искусств? Помните, да? Она началась с того, что варвары, раскурочившие Рим, стали делать вид, что они тоже культурные люди. То есть, ей предшествовал Древний  Рим, который, в свою очередь, изо всех сил  делал вид, что он такой же культурный, как была Древняя Греция.  А что же сама Греция? С кого брала пример она?

vud1-12

Генрих Шлиман на раскопках Трои (сидит посередине)

Известно, что долгое время историю Греческой цивилизации принято было исчислять с 7-го, максимум с 8-го века до нашей эры. Период этот назывался Архаическим, то есть очень-очень старым.  Таким старым, что до него только – парочка Темных веков, а потом – всё, Адам и Ева, ну, или питекантропы, ковыряющиеся в зубах малоберцовыми костями кроманьонцев. Ведь если представить, что 7 век до нашей эры – это 2600 лет назад, просто диву даешься, как это археологи умудряются находить какие-то артефакты тех времен, сохранившие хотя бы частично свои очертания. Господи, это же очень, очень давно! Правда, изучив хронологию и почитав о действительно древних цивилизациях, я теперь чувствую, что античность для меня – это буквально позавчера, а есть вещи гораздо более древние.
  Парочку тысячелетий греческой истории подарил неугомонный Шлиман, резво (и не очень аккуратно) раскопавший Трою и Микены. Подсобил ему Эванс. Этот выковырял из холма Кносский дворец поаккуратнее, но зато решил восстановить его по своему усмотрению, без колебаний применив бетон и раскрасив свой новодел в психоделической гамме. Не поверите, но и это не то, с чего бы мне хотелось начать, хотя и к этом у мы еще вернемся обязательно.

Шове

Петроглифы в Шове

Так когда же началось искусство? Настенные пещерные рисунки, петроглифы – можно вскользь и о них чуть рассказать, но все-таки мы вернемся чуть назад – поближе к Бронзовому веку. А о петроглифах буквально одним предложением – посмотрите на чудесные 30 000-летние рисунки пещеры Шове – и попробуйте только сказать, что это не искусство!
В таких рисунках плохо одно – совершенно не ясно, кто их оставил, с какой целью,  что этот древний художник вообще делал в той местности,  и как его занесло в эту пещеру. Почему так удивительно верна его рука, изобразившая  многочисленных животных настолько натуралистично? Один он был такой, или принято это было так украшать стены пещер – что-то вроде сегодняшних обоев?

Хараппская керамика2

Хараппская керамика

В нашем небольшом исследовании единичные шедевры разрозненных творцов нас будут интересовать меньше. Мы  будем рассматривать искусство в связи с теми цивилизациями, которые его породили.

Что же принято называть цивилизацией, раз уж мы с вами взялись изучать историю? Определений этого понятия масса, но мне, как бывшей блондинке, больше по душе простые выражения, незамысловатые. Некий Адам Фергюсон когда-то доходчиво объяснил, что цивилизация – это высокая стадия развития человеческого общества (этноса или нескольких этносов(?)), характеризующаяся наличием определенного классового разделения, а также городов, письменности и т.д. Понятно, общество это привязано в к определенной территории и существует в течение определенного временного отрезка.  Думаю, наличие определенных форм изобразительных техник тоже характеризуют цивилизацию, хотя некоторые этносы (например, финикийцы), настолько копировали изделия своих соседей, причем многих, что создать нечто самобытное им редко удавалось.

Теперь, давайте разберемся с  хронологией. Вы, наверное, уже поняли, что мы будем говорить о древнейших цивилизациях, которые достигли своего развития задолго до того, как где-то неподалеку от территории будущей Эллады племена ахейцев и дорийцев научились подтирать попу сбились в кучу и сформировались в нечто отдаленно  похожее на однородное сообщество.  Для того, чтобы было нагляднее, как долго формировались и существовали  цивилизации, как соотносились друг к другу на шкале времени, я сделала такую табличку .

Хронология2

Тут, конечно, далеко не все, только основное. Сверху – века. Значок «-»  значит «до н.э.». Временные границы существования многих цивилизаций размыты, они не так часто заканчивали свое существование катастрофически. Хараппская, к примеру, тлела четыре века. Византия фактически погибла в 12 веке после удара крестоносцев, однако официальной датой ее гибели считается 29 мая 1453 года – день захвата султаном Мехметом Вторым.  Я не рассматривала археологические культуры в отрыве от цивилизаций. Культуры – это тоже очень интересная тема, но она очень объемная.  В свое время меня увлекли археологические культуры, особенно керамика, но здесь я буду упоминать ее вскользь. Может быть, когда-нибудь мы с вами и до керамики доберемся (если будете очень просить))).
Сама я впервые глянула на хронологию цивилизаций и эпох вот таким, «экселевским» взглядом, и меня это впечатлило. Просто глядя на цифры можно сделать много выводов и задать целую кучу вопросов . Сейчас нас будет интересовать период 3-2 тысячелетия до нашей эры, только Ранний и Средний Бронзовый век. И давайте договоримся, что Древнюю Грецию мы тоже на время оставим в покое.

Хараппские статуэтки

Хараппские статуэтки


ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕГО ИНДА

Итак, начнем. Логичнее было бы начать с Шумера, ведь традиционно считалось, что это первая городская цивилизация в полном понимании, но исследования последних лет показали, что, возможно, хараппская цивилизация древнее. Даже если нет, Шумер – это что-то более привычное, все-таки хоть иногда на слуху, а вот о Хараппе знают немногие.

Мохенджо Даро реконструкция
Мохенджо-Даро (реконструкция)

Хараппскую цивилизацию еще иногда называют индской, так как основана она была вдоль русла реки Инд. Города ее были раскопаны на территории нынешнего Пакистана и немного в Индии. Ее можно считать одной из самых древних, так как хараппской цивилизации предшествовала мергарская неолитическая культура. Земледельческая, естественно, которая со временем дала начало городской цивилизации. Артефакты этих двух последовательных культур так похожи, что их с трудом можно отличить одни от других. Хараппская культура – одна из немногих, которая ни откуда не пришла и фактически,  никуда не делась – просто угасла и деградировала.  Ее представители были местными и издревле имели тесные контакты с другими культурами нынешней Индии и Пакистана (например, культура Амри, Кот-Диджи и Белуджистана). Позднее, в 23-20 веках до нашей эры появились  связи с Шумером, Аккадом  и другими народами Месопотамии. А еще в Хараппе были найдены бусы из критского Кносса, датируемые 17 веком до нашей эры! Так что международная торговля в те давние века шла полным ходом! Самым «торговым» был город  Лотхал.

4f8f55dc162a4

Мохенджо-Даро (реконструкция)

Первым в 1920 было обнаружено поселение в 6 км от современного  пакистанского городка Хараппа, который и дал название цивилизации. Как назывался город в древности, не известно.  Позже, в 1921, раскопали города Мохенджо-Даро (Пакистан) и Лотхал (Индия).  Потом еще - Калибанган, Харашта.
Это были потрясающие находки!  Неплохо сохранившиеся остатки стен строений дали представление, насколько высокоразвитым было это общество!

Считается, что в годы расцвета в регионе проживало до 5 млн представителей цивилизации, в Хараппе и Мохенджо-Даро могли жить до 100 000 жителей!  Правда, некоторые исследователи считают, что все-таки около 30 000. Явно существовало социальное расслоение общества, об этом свидетельствует наличие цитадели и «посада». Цитадель во всех городах имела четкую прямоугольную формы и была обнесена массивной стеной. Количество ворот,  отделявших элиту от простых смертных, было небольшим – 2-3. Поклонялись хараппцы огню. Раскопано святилище с четырьмя алтарями-светильниками. Вообще культовых сооружений не так много. Нет признаков сильной монархии – среди найденных изображений нет грозных царей, как, например, у египтян.

Мергарх2


Глиняные фигурки и посуда Мергара - культуры, предшествующей хараппской цивилизации

 Улицы проложены ровно, как по линейке, обожжённые кирпичи аккуратные, практически одинакового размера, подогнаны один к одному безукоризненно. Реже использовался и кирпич-сырец. Древние строители использовали забутовку при помощи смол! Под городами была заложена дренажная система, существовала канализация и общественные туалеты, проведены наземные водопроводные каналы, раскопано несколько бассейнов, возможно, ритуального предназнаачения. Некоторые постройки имели два-три этажа, в жилых домах было предусмотрено что-то вроде душевой! Видимо, за более чем 2000 лет существования хараппцы так утомились от всех этих условностей, что их нынешние потомки до сих пор питают глубочайшее презрение к таким издержкам прогресса, как личная гигиена.

Lothal 450

Лотхал (реконструкция)

Учитывая, что все это существовало 5 000 лет назад, загадочная цивилизация древних жителей берегов Инда ныне рождает кучу фантазий и домыслов у всевозможных любителей барабашек и чупакабр. Вариантов масса – и инопланетяне их принесли, и сами они чуть ли не лазером пользовались, и погубила их, якобы, ядерная война.

Не сохранилось ни фреск, ни других образцов живописи – только росписи керамики. Неизвестно, обрабатывали ли древние хараппцы дерево – изделий попросту не сохранилось. Только бронза, камень, глина.  Археологических находок не так много, как хотелось бы, но есть совершенно удивительные. Наряду с массой простеньких глиняных фигурок «а-ла дымковская игрушка», найдены настоящие произведения искусства. Среди них бюст бородатого мужчины, высеченный из стеатита, по всей видимости, военачальника или жреца. Спокойное благородное лицо, обрамлённое бородой, узорчатый плащ, украшение на голове и браслет на предплечье. Мы видим человека, от реального прототипа которого не осталось даже пыли, однако благодаря резцу неизвестного скульптора мы можем смотреть на него. Дремлет ли  он, или надменно  поглядывает  на нас сквозь щелки полузакрытых век и беззвучно насмехается?

464px-Mohenjo-daro_Priesterkönig

Скульптура жреца (Мохеджо-Даро)

Еще одна чудесная находка – бронзовая танцовщица из Махенджо-Даро. Стройная обнаженная девушка с затейливо закрученной косой, стоит в расслабленной позе, дерзко уперев руку в пояс. Она невольно напомнила мне бронзовых балерин Дега – такая же расслабленность, ирония, так же точно «пойман» характер.  Дега не мог видеть хараппскую плясунью, он умер в 1917 году, иначе он, думаю, очень удивился бы!

Танцовщики

Фигурки хараппских танцовщиц. Очень отличаются, правда? Та, что слева - великолепна!

edgar degas - ballerina di 14 anni 1881
"Четырнадцатилетняя танцовщица". Эдгар Дега

Весьма интересна керамика –от ранней, примитивной, без гончарного круга до изысканной,  тонкостенной, иногда затейливо изукрашенной. На рисунках кроме орнаментов встречаются изображения рыб, животных, птиц, листьев деревьев.  Ученым попадаются как ритуальные и погребальные сосуды, так и явно бытовые плошки да тарелки. Находят много глиняных игрушек – в основном зверюшки. Глиняные статуэтки, изображающие быков и других животных,  нередко использовались, как набалдашники для посохов или тростей – у таких имеются отверстия в животе. У других отверстия на спине – возможно, это были свистульки или музыкальные инструменты. Много культовых фигурок, в основном – женские божества.

Голова мужчины Мохенджо Даро

Голова мужчины. Мохенджо-Даро

Отличительная черта хараппской культуры – металлические и глиняные таблички-печати. Их всего найдено более 1000. На них изображались люди, видимо, жрецы или правители, часто – в позе лотоса, реже – борющиеся с животными или охотящиеся. Также на таких печатях часто встречаются животные – олени, антилопы, носороги и даже слоны. Практически на каждой табличке имеются надписи. Харрапцы -  один из первых народов, использовавших письменность. К сожалению, их древние надписи так и не удалось дешифровать, поэтому предназначение таких табличек не совсем ясно. Скорее всего, это было что-то вроде личной печати. Удивительны рисунки на этих печатях – они весьма живописны и натуралистичны, сделаны с большим мастерством – поройтесь в Гугл-картинках, их там много.

Хараппские печати1

Хараппские печати-таблички

Поклонялись хараппцы огню. Раскопано святилище с четырьмя алтарями-светильниками. Были и другие божества – вроде главного мужского бога-родителя и женской богини-матери. Вообще культовых сооружений не так много. Нет признаков сильной монархии – среди найденных изображений нет грозных царей, как, например, у египтян.

Как выглядели древние жители долины Инда? Исследовав несколько найденных скелетов, ученые пришли к выводу, что антропологический тип хараппцев очень сходен с нынешними жителями Южной Индии – значит, они никуда не делись? Их просто оттеснили на Юг. И вообще, цивилизация за время своего существования колонизировала часть полуострова Индостан, «сползая» на Юг. А вот кто или что, не ясно.

Мужской торс Мохенджо Даро
Мужской торс. Мохенджо-Даро


Таким образом, типичный представитель хараппской цивилизации был небольшого роста, имел округлое  невысокое лицо с довольно широким недлинным носом. Нередко челюсть немного выступала вперед. По поводу одежды сложно что-то сказать, а вот прически были мудреные, с затейливо уложенными косами и массой украшений. Вообще украшения любили и, судя по всему, буквально обвешивались ими.  Ювелиры использовали золото, серебро, полудрагоценные камни, слоновую кость.

Хараппские украшения

Хараппские украшения

Как я уже говорила, цивилизация деградировала в течении очень долгого периода, прежде чем угаснуть совсем. Причин было, скорее всего, несколько.  Версию о вторжении агрессоров ученые со временем отмели, хотя вторжение арийских племен со временем имело место, да вот только пришли они, фактически, уже на развалины.  Возможно, повлияло  и ухудшение  климата, и исчерпание плодородных ресурсов земель – кормились-то по-прежнему местным сельским хозяйством. Я недавно смотрела передачу из серии «Час истины», в которой специалисты-историки обсуждали причины гибели цивилизации древнего Инда. Они считают, что кризис, скорее всего,  был внутренний, мировозренческий, духовный, уткнулись в айпеды и потеряли смысл жизни.

Хараппа Игра


Хараппская игра

Прослеживается некая варваризация, упрощение искусства (ничего не напоминает?) –скульптура становится более примитивной, «беднеют» орнаменты на керамике.  Дальше – больше: застройка становится хаотичной, какие-то хибары начинают возводить прямо посереди центральных улиц. Затем сломалась канализация (ею в Индии почти не пользуются до сих пор, говорят). Города стали пустеть. Одновременно пришли в упадок и провинциальные поселения. Дольше всех просуществовал Лотхал. В нем, по всей видимости, велась активная торговля, а затем произошло наводнение, разрушившее пристань, и город был обречен.

Хараппская керамика1


Хараппская керамика

Очень хотелось бы побывать на руинах древних хараппских городов, но попасть в Пакистан мне вряд ли удастся. Я натаскала картинок для вас из Сети, без ссылок, да простят меня их хозяева, если таковые имеются. К сожалению, большинство артефактов не датировано точно, вернее, их датировка не указана в источниках, а было бы интересно проследить в хронологическом порядке, как развивалась и угасала цивилизация на примере предметов искусств.  Два тысячелетия – большой срок и огромный пласт культуры, который сложно осветить в половинке статьи, да и не настолько я в этом разбираюсь.

Хараппские игрушки

Хараппские глиняные игрушки. Посмотрите, какие чудесные бычки, что тащат повозку с горшками (справа внизу)!

Моей задачей было познакомиться с одной из древнейших культур и познакомить с нею вас, хотя бы бегло. Теперь, увидев таблички-печати, бюст вот того мужика или бронзовую танцовщицу, вы сможете с видов знатока протянуть: "Ну-у-у-у! Кто же этого не знает?! Это хараппская цивилизация!"

Надеюсь, я с этой задачей справилась.

Спасибо за внимание.
Tags: древние цивилизации, разговоры об искусстве
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 55 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →