agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Боги Египта. Еще один комикс.

Анубис1

Бог Анубис в виде шакала

Вначале немного болтовни почти не по теме (если лень, можете не читать). По теме будет, где красненькое название).

Недавно у меня был пост про ВАНИТАС – натюрморты с черепами, и даже с продолжением, а еще я отправила его в одно сообщество (единственное сейчас, куда я дублирую посты), и получила я разные комментарии. Во многих из них читатели признавались, что подобные картинки их смущают и коробят, не столько даже своей неэстетичностью, сколько напоминанием о смерти. Для меня это не явилось откровением, ведь ни для кого не секрет, что большинство людей не любят вспоминать о смерти, и в глубине души каждого ужасает мысль, что все мы умрем. Сама я, врач по образованию, не в особенном восторге от мысли, что когда-нибудь превращусь вот в такую пустоглазую штуку.

Тефнут

Тефнут. Богиня влаги, росы, дождей. Очень была почитаема, так как с ней связывали окончание засухи. Избражается с головой львицы.

Я размышляла об этом какое-то время и анализировала свои собственные ощущения. Мне показалось, что молодые люди на такие напоминания реагируют более бурно, если они, конечно, не заигрывают со смертью в силу моды (они готы, например) или юношеской депрессии. Это вполне естественно – никому в 20 лет не приходит в голову размышлять о том, что вот эта прекрасная упругая задница когда-то обвиснет, куда-то денутся штук восемь зубов, а мужчины вдруг станут смотреть сквозь тебя, как сквозь стену. И тем более нелепой кажется мысль, что все это эластичное и теплое, розово-телесное великолепие вообще умрет и истлеет.

Баст

Баст. Богиня радости, веселья, любви. Учитывая это, у нее не могла не быть голова кошки!

В природе все довольно грамотно устроено – уменьшая с возрастом количество определенных химических субстанций в нашей крови, она дает нам возможность смотреть на некоторые вещи более трезво; мы со временем (по идее) должны все более примеряться с мыслью о бренности всего сущего. Молодые посмеиваются над этим «охлаждением», и называют старшее поколение занудами и «старперами», зрелые же люди предпочитают считать это «мудростью», и, в свою очередь, тоже посмеиваются над молодыми – и вы будете на нашем месте, даже если у нас самих, вероятно, уже не будет возможности это увидеть.

Бог-Хапи
Бог Хапи. Покровитель урожаев и разливов Нила. Выглядел странно - у него была женская грудь, причем обвисшая.

Парочка последних поколений боится смерти с удвоенной силой, наверное, гораздо сильнее, чем наши бабушки-прабабушки. Мы не привыкли видеть смерть, мы живем в довольно благополучном мире. Кадры кинохроник из «горячих точек» воспринимаются, как нечто неправдоподобное, не про нас, что-то сродни фильмов ужасов. Это же происходит в «зомбоящике», как это может быть правдой?! Тем более, что сейчас всё так уютно, комфортно, сытно, тепло и разноцветно, хоть и не бесплатно. А теперь еще и разнообразно – путешествия, Интернет, реклама телевидение тысячеканальное. В таких условиях не только смерть неуместна, но и взросление! Как?! Оставить свой ай-пэд и андроид?! Уйти неизвестно куда?! А самое ужасное, действительно, не известно – куда! Религию же отменили!

Амат
Амат. Чудовище-крокодил с львиным телом, после Суда Осириса съедал тех, кто плохо себя вел.

Не путайте его с другим:

Собек
Собек. Разливы Нила были очень важны для египтян, поэтому за них отвечало сразу несколько богов, вот например, этот (lа не Собак, а Собек!). Еще он был защитником от нечисти и разных темных сил.

Сто лет назад тоже было страшно, но довольно привычно – чахотка косила как нищих студентов, так и изнеженных генеральских дочек. Но ведь там, за черной пеленой агонии нам обещаны были ангелы и Вечная Любовь! Сейчас это как-то не срабатывает, нечто благостное и успокоительное растоптано энергичными Красными Конями. Кони, к слову, тоже неплохо придумали: «И …как один, умрем В борьбе за ЭТО!». Смерть тоже как-то объяснялась логично – строим мы тут общее дело, за него и умереть не грех, а потомки нас не забудут, натыкают памятников и прославят в гимнах. А сейчас что? Чему молиться – понятно, только вот не точно очерчено, что нам за это будет ПОТОМ. Не ясно, станет ли нам после смерти играть на арфе и петь надгрызенное яблоко?

Нехбет

Нехбет (белый стервятник), здесь изображена с Уаджид (коброй). Богиня царской власти, символизировала царсвование в Верхнем Египте. Ее цвет - белый, символ белой короны фараона. Цвет Уаджид - красный, она отвечала за Нижний Египет и за красную корону.

Это я к чему так пространно? А к древним египтянам!

Они четко знали, как бороться со страхом смерти. Не надо от страха бежать, надо на него идти! Они настолько разобрали по косточкам загробную жизнь, настолько четко структурировали все этапы «существования» покойника, что даже научились побеждать один из непременных атрибутов смерти – тление (на радость современным археологам). Пожалуй, ни у одной культуры не было такого внушительного сонмища богов, которые регулировали все жизненные и «смертельные» процессы , а заодно и быт египтян.

Уаджид

Уаджид - красная кобра. Богиня покровительствовала Нижнему Египту и... папирусу.

И вообще, жизнь древних египтян, похоже, была очень четко структурирована. Масса богов, множество ритуалов, все четко прописано, всегда понятно, что делать и когда. Даже рисунки на стенах погребальных камер производят впечатление четкости и строго определенного геометрического порядка. Я сознательно в предыдущем посте про быт египтян показала их жизнь и нравы, чтобы вы не думали, что это был унылый народ, только и думающий о смерти. Как раз наоборот. Это были люди раскованные, жизнерадостные, изобретательные и лишенные определенных предрассудков. И, наверное, в немалой мере, этому способствовали их верования – раз богов такая толпа, значит, нужно только выполнять определенные правила, а там уж обо всем позаботятся компетентные лица!

Хатхор
Хатхор. Богиня красоты, женственности, любви. Довольно странно, но при этом ее символом выбрали корову. Часто с головой этого обаятельного, но не самого красивого животного, богиню и изображали


И, конечно же, многочисленность и структуризация погребальных обрядов, их сложность и красочность, убеждала древних египтян: если с этим такая возня и так все серьезно, значит, ТАМ все будет хорошо! И скажите спасибо, что египтяне так щедро и старательно готовились к загробной жизни! Ведь все росписи, скульптуры и рельефы, которыми мы сейчас любуемся, все сокровища, статуэтки, мебель, сосуды с полуистлевшими остатками еды и вина, даже одежда, обувь и ткани – все это попало в руки исследователям благодаря тому, что было хорошо законсервировано в погребальных камерах. Мертвых нужно было снабдить всем, что понадобилось бы им в загробном мире. Чтобы пищи хватило надолго, ее рисовали на стенах. Все эти живописные банкеты на фресках и рабы, несущие тяжеленные подносы с едой – для этого. Даже вполне себе бытовые сценки, вылепленные из глины – женщины на кухне, пекарь, раскатывающий лепешку – это всего лишь компания для покойника на том свете, все это тоже было извлечено современными археологами из погребений.

Хат-Мехит
Хат-Мехит, богиня-рыба. Символизировала жизнь и защиту.

Египтяне представляли, что умерший будет вести точно такую же, но более беззаботную и приятную, жизнь, как вел в жизни реальной. Он просто попадает в иное измерение, что-то вроде параллельного мира (символично, но считалось, что страна мертвых находится на Западе). И при этом, он словно остается со своей семьей здесь, на Земле. Духовных сущностей у египтянина было несколько, в них также сложно разобраться, как во всех хитросплетениях матримониальных взаимоотношений египетских богов. В документах нередко упоминались «мертвые души», как живые граждане, поэтом, к примеру, сейчас сложно судить, были ли у некого египтянина две жены, или одна из них умершая.

Нейт
Нейт - богиня охоты и войны. Изображалась в шапке фараона вот с таким хвостиком

Не буду вас дальше вводить в уныние напоминаниями о смерти, расскажу немного про египетских богов. Это важно, так как во всех древних культурах искусство было, в первую очередь, религиозным, гораздо реже – украшательским. Понимая, что то или иное божество значило для египтянина, нам будет гораздо легче разобраться, что именно изображено на фреске или рельефе, и что это значит.

Хоть религия у египтян и не была монотеистичной, у них был свой бог-отец, а вернее, бог-творец. И это был Пта (или Птах). Изображался он во вполне приличном виде, без рогов и крокодильей физиономии - такой себе миловидный парень в синей плавательной шапочке. Он существовал где-то извне, за приделами мироздания, было там ему явно скучно и решил он создать всё. Для начала он создал четыре пары первичных божеств, которые отвечали за вещи вполне себе абстрактные. Интересная фантазия была у Пта - мальчиков он сделал с лягушачьими головами, девочек - со змеиными. Как водится у египетских божеств, братья переженились на сестрах и произвели на свет множество других детей-богов (не удивительно, что при таком кровосмешении рождались у них существа иногда довольно странные!). Я вам такую вот картиночку сделала, чтобы вы могли разобраться (если получится, конечно) в сложной генеалогии первичных божеств Египта.

Гениалогия1


На самом деле, это далеко не все боги. Так, у бога солнца Ра было целых три ипостаси - сам Ра - полуденное солнце в зените, Хепри - "молодое", утреннее солнце и Тему (Атем) - бог заходящего солнца. Кроме того, в разных местностях Египта и в разное время принято было отождествлять некоторых богов. Так, Ра со временем стал Амон-Ра или, к примеру Собек-Ра (гибрид солнца и крокодила - опять Чуковский?!).

Ра
Ра - бог солнца, одно из самых почитаемых верховных божеств. Изображался часто с головой сокола, увенчанной красным солнечным диском. Реже - с головой барана, когда он был в отождествлении с Хнум-Ра (Хнум - бог Нила, бог-гончар, бог созидания и плодородия,  с головой барана).

Теперь разберемся в распространенной «иконографии», в тех религиозных сюжетах, которые наиболее часто изображались древними художниками. Нам, европейцам, эти сюжеты покажутся смутно знакомыми. Основаны типичные живописные сюжеты на трех мифах - сотворение мира, борьба солнца Ра с силами Тьмы и легенда об Осирисе. Мы не будем углубляться в сотворение, там черт ногу сломит, с борьбой я тоже не хочу возиться, я -девочка, "войнушек" не люблю, а вот об воскрешении поговорим.

00db4arf
Бог Хепри - "утренняя" ипостась Ра, часто изображался в виде скарабея, либо как человек со скарабеем вместо головы. Священный скарабей катил перед собой не то, что обычно, а солнце.


Миф о воскрешении Осириса (или Озириса в некоторых транскрипциях).

Наблюдая ежегодные разливы Нила, влекущие за собой циклическое возрождение и неизбежно следующее за тем умирание природы, египтяне стали обожествлять этот цикл. Ведь идея возрождения после смерти и распада очень приятна и оптимистична, она не нова и широко распространена в других культах и религиях. Воплощением этого возрождения и стал бого-царь Египта Осирис.

Осирис
Осирис - бог возрождения и царь загробного мира. Изображался нередко с зеленоватым лицом (ну, как смогли, так и оживили!), в высокой, часто тройной короне, с символами царской власти в руках.

Он был сыном Неба (богиня Нут) и земли (бог Геб), женат был на своей сестре Исиде. Осирис – не первый в пантеоне, он наследовал династию божественных правителей – богом был его отец, дед (Шу, бог воздуха), прадед (Ра, бог солнца). Помимо управления Египтом, Осирис имел и дополнительные «божеские» обязанности – «курировал» сельское хозяйство.

Безымянный
Еще одна кровосмесительная генеалогия, от которой понарождалось не пойми что

Осирис имел младшего брата Сета, который завидовал ему, и, как водится, при случае его убил. Вообще, история с враждой братьев темная. Исида, Нефтида, Сет и Осирис были родными братьями и сестрами, и, кроме этого, были женаты – Осирис с Исидой и Сет с Нефтидой. Судя по легендам, у Осириса были «отношения» с женой брата, от которых родился сын Анубис.

Нефтида

Нефтида - Сестра Исиды, ее дополнение и противоположность. Символизировала неплодородие, упадок и смерть. Отличительный признак - иероглиф-имя Нефтиды на голове (чашечка такая). Как и все богини, охраняющие усопших, иногда изображалась с крыльями.

Религиозные идеологи, естественно, облагородили моральный облик Осириса, свалив все на Нефтиду. Это, якобы, она втюрилась в мужа сестрицы, прикинулась Исидой и сама подлезла, а он и не знал! Как там оно было – поди докажи! Не думаю, что Сет очень радовался сложившейся ситуации – Нефтиде пришлось бросить ребенка на болоте, где его нашла Исида и воспитала, как своего. Поэтому, возможно, у Сета были и другие мотивы, помимо пошлейшей зависти.

Исида
Исида, самая почитаемая богиня. Богиня плодородия, помощница при родах. Шумерский аналог - Иштар. Предполагают, корнями культа Богоматери является поклонение Исиде. Изображалась с иероглифом своего имени на голове, либо с рогами и солнечным диском. Часто - с крыльями. Нередкое изображение - с младенцем-Гором на коленях.

После убийства Исида нашла труп мужа и приказала похоронить его по-людски, но Сет тело выкрал на всякий случай, порубил на 14 кусков и раскидал по стране (я всегда говорила: кремация – дело самое надежное и гигиеничное!). Исида опять пригорюнилась, взяла в помощники Анубиса (как-никак, бог погребальных обрядов) и пошла собирать куски. Нашла она их всего 13, а последний, самый важный для мужчины, съели рыбы (в отместку потом египтяне ели и ели много рыбы, что делают и сейчас). Недостающую штуковину Исида вылепила из глины и открыла первый секс-шоп и прилепила на полагающееся место.

Сет

Сет - бог хаоса, ярости, разрушения. Изображался с головой шакала, с красными глазами и красной гривой

Потом она обняла крыльями мертвого мужа и зачала от него сына Гора. Анубис тоже без дела не шлялся, он сделал мумию Осириса, за что был признан богом мумификации (а заодно Богом ядов и лекарств). И тут Осирис совершил самый главный поступок в своей жизни – он ожил! Правда, земным царством он уже не мог править (видимо, боги признали его непригодным из-за глиняной штуковины), и его отправили предводительствовать над загробным миром. Вот такая история. Сын его Гор стал последним божественным правителем Египта, он передал потом свою власть фараонам.

Анубис 2
Анубис - бог бальзамирования, хозяин загробного мира. Изображался с головой шакала, либо в виде шакала или дикой собаки. Популярный сюжет изображений: Анубис бальзамирует Осириса или Анубис участвует во взвешивании сердца на Суде Осириса.

Еще одна иконографическая история. «Суд Осириса» называется, смутно знакомая. Когда человек умирает, он попадает на загробный суд. Осирису кратенько пересказывают жизнь усопшего (по очереди высказываются 42 бога!), и он принимает решение, что с ним делать дальше. Если умершего признают нехорошим человеком, его пожирает Амат – чудовище с крокодильей головой, вдохновившее Корнея Ивановича Чуковского. Если человек оказывается хорошим, то будет ему счастье – его отпускают резвиться на солнечные лужайки и доедать всю ту снедь, которую заботливые родственники положили ему в могилку.



Суд Осириса

Суд Осириса. Сам Осирис сидит справа на троне, позади стоят Исида и Нефтида. Гор, позади которого стоит умерший, "докладывает" о нем. Затем мы видим Тота, бога мудрости, который ведет записи, а Анубис взвешивает сердце умершего. Под весами сидит чудовище Амат и жадно облизывается - если парня "засудят", он его с удовольствием съест! Вверху сидят боги, каждый из которых выскажется, что он думает о покойном - такой себе суд присяжных, только не из 12-и, а из 42

Одним из самых важных этапов суда является взвешивание сердца покойного, ведь сердце – воплощение совести. Если помните, перед мумификацией органы покойника вынимали и распихивали по банкам-канопам, а вот сердце не трогали никогда! Исследователи обнаружили, что в тех случаях, когда сердце при вскрытии повреждали или отделяли, его аккуратно пришивали на место. Ибо человек без совести – не человек!

Тот
Тот. Бог мудрости и времени, муж богини правды Маат. Его символами являлись ибис или павиан, поэтому он обычно изображался с головой ибиса или в виде павиана (обезьяны).

Так вот, при взвешивании сердце должно было быть легче пера, тогда все хорошо. Вот именно этот ритуал обычно изображали художники. Взвешиванием занимались Анубис и Тот, бог мудрости. Перо обычно любезно предоставляла богиня правды Маат (жена Тота), выдергивая его из своей прически.

149408-i_001
Возвращение Тефнут в Египет. Сверху изогнулась Нут, внизу лежит Геб, слева Нут поддерживает Шу, а Тефнут плывет на лодке

Чтобы осветить пантеон основных богов, нужно рассказать о еще одном популярном изображении. На нем изображались взаимоотношения сил природы. Сверху картинку венчало изогнутое тело богини неба Нут, снизу (нередко в форме странной раскоряки) изображался ее муж, земля-Геб. По телу Нут бегут ее дети-звезды – она пожирала их на исходе ночи на западе и рожала заново на закате на Востоке. Нередко Геба изображали с торчащим фаллосом – рад он был видеть жену. Нут нередко поддерживал ее отец Шу, бог воздуха. Иногда присутствовала Тефнут, богиня влаги и дождя. Ее нередко изображали в ладье – это значит, что дожди возвращались в Египет после засухи.

Теперь я покажу вам картинки с изображением еще нескольких богов и расскажу о них несколько слов:

Амон
Амон, один из самых "старых" богов Египта. Бог солнца, царь богов. Изображался с головой барана, либо с двумя высокими перьями на макушке, либо с солнечным диском. Жрецы Амона были самой могущественной политической силой в Египте. Против них пытался восстать Эхнатон, но у него ничего не вышло.

Атум
Атум - бог первотворения. Символизиурует саморождение из хаоса. Символика весьма... двусмысленна: его женой была... его правая рука Иусат. Он сам себя... оплодотворил (пардон!) через рот, и выплюнул своих детей Шу и Тефнут. Изображается с двойной короной (властелин Верхнего и Нижнего Египта).


Геб
Геб. У нас "мать-земля", а у них - "отец-земля". Нередко изображался с уткой на голове или в руках. Иногда - в виде змеи.

ГОр
Гор (Хор). Сын Исиды и Осириса, последний бог, правивший Египтом. Божество неба, высоты и царской власти. Изображается в виде сокола или человека с соколиной головой.

Пта
Пта. Бог-творец. Тот, кто за пределами мира. Одет в плотно облегающую одежду, в руке полосатый жезл посох.


Ну как, у вас еще голова не сломалась? Думаю, хватит с вас пока древнего Египта.

Спасибо за внимание!
Tags: Египет, древние цивилизации, разговоры об искусстве
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments