agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Мельники. Лебедин

Теперь нам надо возвращаться в Черкассы, а по дороге мы заскочим в Мотронинский монастырь возле села Мельники. С названием «Мотронинский» связана легенда. Владел в давние времена, дескать, некий
Троицкая церковь Мотронинского монастыря (1804)

славянский князь Юрий, и была у него жена Мотрона (а вы думали, речь пойдет о Мотроне Чаплинской?). Жили они в крепости. Ушел князь на войну с печенегами и наказал жене, оставаться в крепости за коменданта и защищать, если что, ее от врагов. Побил князь печенегов и решил над женой пошутить, а
Троицкая церковь на рисунке Шевченко

заодно и проверить, как она его указ выполняет. Переодел он свое войско в платье печенежское и подступил к собственной крепости. Мотрона с гарнизоном крепости мужнин указ выполнила отменно: взяла, да и перестреляла половину войска, и мужа в придачу (достойное наказание за дурацкие шутки). Когда все открылось, ужаснулась и затосковала Матрона, и ушла в дальний скит, который и превратился
со временем в женский монастырь с ее именем. Может, и неправда, зато красиво. Из уст в уста передается предание, что, якобы монастырь основан в 12 веке, но это, скорее всего, миф – эти земли тогда были мало заселены и лежали на границе с половцами. С чего бы это ставить монастырь в таком неспокойном месте? Более вероятная дата его основания задокументированна: в 1568г первые монахи основали здесь
скит, а первую церковь в 1620г построил гетман Петр Сагайдачный. Более подробную историю монастыря вы можете посмореть здесь:
http://www.myslenedrevo.com.ua/studies/pavlucki/18motr-chig.html (только без последних ста лет, статья 1905г), а я добавлю, что на монастырь мы не стали тратить много
Археологические находки раннеславянской керамики, обнаруженные в Мотронинском лесу

времени – устали очень. Сохранилась в монастыре симпатичная Троицкая церковь 1804 года. Здание келий, очевидно, совсем новое. Был в окресностях еще один монастырь Медведовский (в селе, понятное дело, Медведовка), и церковь в нем была – такая как
Разрушенный Михайловский собор Медвединского монастыря

Михайловская в Суботове или та, что стояла на горе в Чигирине – трехчастная, трехглавая, да только разрушили ее в 1935 все те же комсомольцы-атеисты, паразиты такие!

Еще один монастырь, Лебединский (село Лебедин, что возле Шполы), мы посетили уже на следующий день, но пару слов о нем я хочу сказать сейчас – он явно выпадает из концепции описания третьего дня нашего путешествия. Этот монастырь тоже существовал давно, с 16 века, поддерживал казацкое движение и находился под покровительством гетманства казачьего, как и Медведовский, и Мотронинский. Ранее все перечисленные монастыри были мужские, сейчас – женские. Дорогу нам указала смешная тетка в самом селе. Ее указание получает Первое место за оригинальность. Она сказала: «Йидьте весь час по билой линии (имелась в виду разметка разделительной полосы), а там буде вказатель!», и оказалась права. Ехали мы долго и трудно – после поворота «по вказателю» петляющая по лесу дорога пребезобразная, то ныряющая с горба, то тяжело поднимающаяся в гору. И так – минут двадцать от основной дороги. На входе в монастырь стоит роскошная прямоугольная надвратная колокольня, очень необычная для культовых сооружений: огромная (34 метра), сдержано-геометричная, с единственным украшением – колоннами тосканского ордера. Именно для того, что бы на нее посмотреть, мы забрались в такую глушь
Колокольня Лебединского монастыря (1764г)

через рвы и буераки. Надо сказать, порядки в монастыре пренеприятные. На входе весит огромный стенд, на котором пунктов в 20 перечислено все, чего нельзя делать на территории. Естественно, нельзя фотографировать, ходить с непокрытой головой и в неподобающей полу одежде (т.е. нам – в брюках). Естественно, обе мы как раз в такой «неподобающей» одежде, причем, Оксана – в крайней степени
Свято-Варваринская церковь 1764г (восстановленная)

выраженности неподобства: на ней надеты кокетливые беленькие бриджики. Мало ли что пишут на стенах и стендах? Все читать – зрение испортится, и плохому научишься. При "Совке" здесь была коммуна для беспризорников, потом - туберкулезный санаторий. За 20 лет после социализма, когда постройки вновь были отданы монастырю, монашки порядком обнаглели. Мы смиренно, но без излишнего усердия натянули припасенные косыночки, уже привычными движениями замаскировали в сумках фотоаппараты (со временем вырабатывается даже определенный навык: умение исподтишка фотографировать в монастырях и церквях), и двинулись к входу. Молоденькая анемичная послушница, увидев нас, выкатила глаза и приоткрыла рот. «Сюды так неможна! – зашептала она нам, заикаясь от ужаса, - Побачат – лаятыся будуть (увидят – заругают)! Оце одягнить!» – кивнула она в сторону бесформенной кучи тряпья, сваленного на столе в арке колокольни. Подрагивая от отвращения (я брезглива до ужаса), стараясь не смотреть, мы вытягиваем наугад из попахивающей погребом кучи юбки. Мне, кажется, достался чехол от танка, размер 68, не меньше. Обернув его вдвое вокруг бедер, придерживая весь этот «кутюр» рукой, чтоб не свалился, и, пыхтя от злости, захожу в монастырь. Думаете, мы ничего не сфотографировали?! В

Снимите это немедленно!

Матронинском монастыре тоже нельзя было делать фото, ну – и…? И почему это нельзя фотографировать в храмах? Очень неразумный маркетинговых ход. Ведь показывают же службы, на которых присутствует президент, по всем каналам.
Да и Бог с ними! А колоколенка-то все равно красивая!
Tags: Лебедин, Мельники, Черкасская область, монастыри, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments