agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Кременец (часть 1)

Я назвала описание своей очередной поездки «Еще раз о Волыни» и, сделав это, явно погорячилась. Весь последний день поездки мы колесили по Подолью, а именно – по Тернопольской и Хмельницкой области. Мы проехали через Белокрыницу, Кременец и  Вишневец, а потом свернули на Староконстантинов. Мой очередной рассказ немного нарушает хронологию. В первую очередь я расскажу о Кременце, записки о Вишеневце и Белокрынице логичнее объединить (почитаете – поймете почему), о них я напишу позже.

Начало ул. Шевченко (ранее - Широкой)                                                                     
Приступая к повествованию о милом городке Кременец я заранее чувствую бессилие и сочувствие: бессилие найти слова для описания  всей прелести этого местечка, для хоть частичной передачи магической атмосферы здесь царящей; и сочувствие – к тем, кто никогда здесь не бывал и никогда не будет иметь возможности посетить городок-музей, затерянный среди холмов. Даже подробный видеофильм не даст вам представления, что такое Кременец – там надо побывать.

Сейчас в городе проживает 21 тысяча человек. Теперь население в основном представлено украинцами, а когда-то добрую половину жителей города составляли поляки. Их влияние на культуру и архитектурный
На старом фото                                                             
облик Кременца несомненно, оно ощущается до сих пор. На некоторых домах даже сохранились вывески на польском языке. Немало здесь жило и евреев; сейчас не живут - во время войны фашисты расстреляли 23 тысячи (!) жителей Кременца еврейской национальности. Контраст с прилежащими землями и селениями при въезде в городок ощущается поразительный. Едете вы едете скучными равнинами, минуя однообразные украинские села с щербатыми бабками, пасущими коз, как вдруг начинаются горы, и почти сразу между ними – совершенно европейский городок. Жители-то наши – украиноязычные, бедно одетые, скромные, правда, какие-то необычайно вежливые, а вот дома – ну Польша и все тут. Правда, несколько ободранная.  Если быть точным, полоса частного сектора,
Кременец на рисунке Н.Орды                                                    

встретившая нас на самом въезде, самая обычная – хатки, палисадники… «Европейские» дома начинаются ближе к центру, когда  главная улица (Т.Г.Шевченко) начинает петлять между горами и поднимается все выше и выше. Со склонов, на которых прилепились сотни домиков, вниз спускаются другие улочки, вливаясь в главную улицу, как ручейки в реку.

Название города, понятно, произошло от слова «кремень». Сей крепчайший минерал широко распространен в здешних местах. Вы можете приобрести у местных торговцев сувенирами пару кусков этого бурого опалесцирующего камня,  если вам дома не на чем больше собирать пыль. Кременецкие горы
Обожаю Кременец!                                                                            

невысоки - до 400 метров, представляют они собой  уступ Подольской возвышенности, образованный в результате эрозии. Когда-то в здешних краях плескалось древнее Сарматское море, а край подольской возвышенности представлял собой барьерный риф. В межгорьях в каньонах протекают реки, возле Кременца, например, - Иква, а немного дальше – Припять. На сайте «Замки и храмы Украины» прочитала легенду о возникновении названия «Иква». Произошло оно якобы от имени дочери местного дулебского
Воин-дулеб                                                                   

вождя Ирвы. Однажды на поселение, существовавшее на месте Кременца, напали воинственные авары. Крепость дулебов окружило огромное войско, и  царь аваров поставил ультиматум – его армия отступит от стен поселения, если красавица-Ирва согласиться стать его женой. В подарок невесте он прислал драгоценную шелковую шаль. Гордая девушка порвала подарок и воскликнула: «Прежде куски этой шали соединяться, чем я пойду за нелюбимого!». Тогда аварский властелин решил покорить девушку силой. Грянул бой. Силы были неравны, во время битвы авары стали брать верх над дулебами, убит был отец Ирвы. Девушка выхватила из его слабеющих рук меч и возглавила остатки войска. Но не было надежды дулебам – Ирву окружили враги, и чтобы не достаться им живою, девушка кинулась с горы прямо на острые скалы. Из глаз умирающей красавицы брызнули слезы, из которых и образовалась река. Вот аварский царь-то, наверное, расстроился - и невеста погибла, и шаль пропала зазря! Лучше б кому другому подарил. Да еще через новую речку чертову войска теперь переправляй, возись…

Мне лично, природа происхождения реки кажется несколько иной, но все равно красиво и романтично.
 Горы, окружающие городок, носят древние имена: Куличевка, Замковая, Воловица, Девичьи скалы,
Церковь Воздвижения Честного Креста                                   

Крестовая, Черча, Острая, Осовица, Крафтовая. Покрыта возвышенность лиственными лесами, где растет множество медоносов, отсюда название заповедника, куда входят и Кременецкие горы – «Медоборы». Ботаники насчитали в здешних лесах более тысячи растений, пару десятков из которых – эндемики. Встречаются совершенно уникальные реликты.

Проживали здесь в давние времена не только дулебы-волыняне – те же, что и в окресностях Луцка. Задолго до них здесь находились стоянки позднего палеолита и Железного века – при недавних раскопках в окресностях Кременца на горе Куличевке обнаружены предметы их культуры. Они хранятся в тернопольском музее. История города ведется с еще дохристианских времен, где-то с 8-9 века нашей эры. Предполагают, что это был один из городов, вошедших в состав Киевской Руси. Первые упоминания в русских летописях встречаются в 12 веке, в польских же Кременец упоминается еще в 1064г; говорится, что местный боярин
Широкая улица более ста лет назад                                         

передал здешние земли польскому королю Болеславу Второму. Вполне логично, что первые поселения и укрепления возникли на Замковой  горе, в оборонительном плане это самое подходящее место. Гора возвышается на 397м, с трех сторон ее склоны совершенно неприступны, только узкий перешеек соединяет вершину горы с прилежащим плато; отсюда открывается отличный обзор местностей на много километров вокруг. Такое расположение было жизненно необходимо для жителей в те беспокойные времена - набеги кочевников продолжались до
На Замковой горе                                                         

конца 17 века. К примеру, название Девичьих Скал связано с печальной легендой.  Во время одного из татарских набегов группа молодых горожанок взошла на эти скалы. Девушки предпочли смерть позорной татарской неволе: они связали косы в узел и все вместе ринулись в пропасть (вот они здесь любили это дело – в пропасти сигать!).

 После краха Киевской Руси Кременец принадлежал Галицко-Волынскому княжеству (1190г). Именно тогда были возведены первые укрепления, скорее всего, деревянно-земляные. В летописях говорится, что еще в 1226 веке Кременецкий бастион выдержал штурм венгерского короля Андрея Второго. Ипатьевская летопись живописует: Андрей «сметясь умом поиде из земли борзо». Вот как, оказывается: древние литераторы были не чужды высокого образного слога! Потом отсюда «поиде борзо» и орда темника Батыя в 1241г, и войска незадачливого хана Курамесы в 1254 (Помните? Он и Луцк не смог захватить. И чего приходил?). Только Бурундай, о котором я упоминала в рассказе о Луцке, завоевал волынские земли в 1259г и вынудил жителей разобрать укрепления, в том числе и Луцкий замок, и Кременецкую крепость. В конце 13 века, при Мстиславе Даниловиче, укрепления возвели снова.
В 1340 г Галицко-Волынское княжество распалось, и Кременецкие земли перешли Литве, а вернее, за
Правда, похоже на черепаху?                                                    

него началась грызня между Литвою и соседними государствами. Городом владел Любарт, потом Юрий Наримундович, Казимир Великий Польский, Людовик Венгерский, потом снова Любарт, Скиргайло, Витовт и Свидригайло. Последний, фактически, находился под домашним арестом – кузен Витовт заслал его в Кременец, намекнув, что выезжать из города ему совершенно нежелательно, и даже приставил надзирать за беспокойным родственником своего вассала, немца Конрада Фракенберга. Правда, похоже, Свидригайло городок, в котором он прожил 8 лет, понравился. Став ненадолго Великим князем литовским, он даровал Кременцу Магдебургское право в 1438г. В 16 веке недолгое время город принадлежал епископу Янушу, внебрачному сыну короля Сигизмунда Старого, при нем здесь начали строить каменную крепость. Януш первый попытался решить основную проблему крепости: недостаток
Сигизмунд Старый                                                             

питьевой воды. При нем попытались пробить колодец, но тщетно. Обходились, как могли: собирали дождевую воду в систему деревянных емкостей и желобов, расположенных вдоль стен. С 1536 по 1556 местечком владела Бона Сфорца, вторая жена Сигизмунда Старого. О ней я уже кое-что писала в записках об Олыке, буду писать еще. Во времена правления Боны замок существенно укрепили. Были возведены три высокие башни, достроены стены и продолжались попытки пробить колодец. Со времен Люблинской Унии (1569) Кременец относился к Речи Посполитой. В 1648г крепость была взята после полуторамесячной осады казаками Максима Кривоноса. Во время боя казаки понесли существенные потери, поэтому, ворвавшись, наконец, на территорию укреплений, они в ярости разметали большинство построек по кирпичикам. Остались только «огрызки» надвратной башни, «кусочек» еще одной и руины стен. С тех пор крепость не восстанавливали.
Разрушение казаками замка в Кременце                                         

Теперь ее развалины видны с любой точки города на вершине Замковой горы, или горы Боны, как часто ее называют местные. Нависают руины над Кременцом, словно исполинская черепаха посматривает с вершины на современный город и охраняет его, храня в памяти былые набеги и битвы.

А мы тем временем въезжаем центр города. Первой на нашем пути встречается симпатичная кирпичная церковь в новорусском стиле. Я вошла внутрь и осмотрела ее интерьер. На первый взгляд, ничего
Покровская церковь                                                          

интересно, но уже на выходе справа от дверей я заметила небольшую надпись «Покровская церковь. Построено в 1902г на средства семьи Мельников: Анисия, Ольги и Олега». Спасибо вам, Мельники, церковь очень приятная.

Мы проехали дальше. Следующим на нашем пути встретился  Свято-Богоявленский монастырь, основанный еще в 1636 г и освященный самими Петром Могилой. Основан монастырь был

Богоявленский монастырь                                                                  

кременецкими мещанами в ответ на распространяющееся в крае католичество. Основными инициаторами и организаторами строительства были хорунжий Даниил Малиновский и Лаврентий Древинский. Первоначально постройки находились на месте иезуитского коллегиума, нынешнего Педагогического института. При монастыре, поначалу мужском, было основано братство, школа, типография и госпиталь. Школа была высшего типа и организовывалась по типу Киево-Могилянской академии, филиалом которой и являлась. Здесь
Вид на Богоявленский монастырь с Замковой горы                                                                    

преподавались семь «свободных» наук: риторика, грамматика, диалектика, астрономия, арифметика, геометрия и пение. Напечатаны были и некоторые известные книги: «Кременецкая грамматика» и «Собор Луцкий». Просуществовал монастырь 65 лет, а в 1701г его отобрали иезуиты, приглашенные в город местным старостой Вишневецким. Собор и двухэтажный жилой корпус, где сейчас располагаются кельи монастыря, были построены в 1760г Станиславом Потоцким  для католических монахов-реформаторов, а с 1836г, после Польского восстания,  эти здания отдали православному приходу. В 1865г здесь возродился Богоявленский православный монастырь. В 1959г монастырь опять закрыли, а открылся он вновь только в 1990, но уже как женский. Трехъярусную колокольню, которая никак не хотела влазить в кадр, построили в начале 20 века. Ансамбль монастыря занял свое достойное место в Кременецкой застройке и гармонично вписался в его необыкновенный архитектурный облик.

Еще дальше по пути нашего следования – главная площадь и огромный «барочный» комплекс бывшего иезуитского коллегиума. Для небольшого городка эти постройки воистину грандиозны. Еще год назад
Вид с Замковой горы на иезуитский коллегиум                                                                                      

главный двухбашенный костел стоял в лесах, шла реставрация, а пару лет назад храм был основательно ободран. Терракотовую «изношенную» побелку заменили веселенькой желтой, прежний цвет оставили только боковым крыльям-пристройкам. Ну что ж, совсем неплохо! Прямо перед входом в костел виднеется нагромождение потемневших «барокковых» ваз и прочих «архитектурных излишеств», придающих постройке невыразимо романтичный «старинный» вид. Мне очень нравится! Впечатление не
Коллегиальный костел                                                                                                                                     
Пару лет назад                                                                                                                                                        
Сто лет назад                                                    

очень портит даже прилепленный ближе к улице памятник героям Великой Отечественный. Угловато-мускулистая скульптурная группа состоит в отчетливом диссонансе с изящным барокковым ансамблем коллегиума, но что поделаешь? Это тоже надо. Герои войны – это святое, хоть можно было подобрать и другое место. Здание коллегиума иезуиты возвели в 1731-43 годах, над проектом работал архитектор Гижитский. Он и построил огромный костел и учебные корпуса, которые можно видеть и сейчас. В конце 18 века иезуитов изгнали из Польши. Какое-то время
Передний дворик перед костелом                                                    

коллегиум пустовал, а в 1805г в его зданиях основали Высшую Волынскую гимназию, реорганизованная  в 1819г в лицей. Куратором и патроном учебного заведения был известный польский ученый Тадеуш Чацкий. Тут преподавали многие известные профессора. Правоведение вел брат Адама Мицкевича Александр. В лицее была собрана богатейшая библиотека из 40 тысяч томов, в том числе 1500 инкунабул (первых печатных европейских книг). Учебное заведение называли «Волынскими Афинами». В 1833г в отместку за Польское восстание
Задний двор (изнаночка-то ободранная!)                                                                                                       

лицей закрыли. А всю его материальную базу вывезли в Киев, в Университет св. Владимира. После лицея здесь была духовная семинария, потом – женская гимназия и педагогической училище. Ныне в историческом здании находится Гуманитарно-педагогический институт имени Т.Г.Шевченко. В костеле коллегиума расположилась православная Преображенская церковь. Ее мы не посетили, она, кажется, была закрыта. Зато слышали бой колоколов, как раз в тот момент, когда гуляли между ваз перед бывшим костелом  – они низко прогудели три раза ровно в три часа дня. Эх, красиво-то как!

Еще в1809г на базе Кременецкого лицея был создан прекрасный ботанический сад, сохранившийся до
Ботанический сад (из путеводителя)                                          

наших дней. Я, балда, к сожалению, прочитала о нем в путеводителе уже по приезду домой. Правда, погулять в нем все равно не было времени. В Кременец хорошо бы приехать на целый день. Тут и несколько современного вида отельчиков недавно построили, есть, где остановиться. Надеюсь, когда-нибудь я так и сделаю, очень хочется. Если моя мечта сбудется, я уж отведу душу: обойду весь город, погуляю по частному сектору, где сохранились своеобразные польские коттеджи 18-19 века, осмотрю все пять старинных городских кладбищ (они тут, говорят, больше похожи на музеи под открытым небом), посещу музей Юлиуша Словацкого (1809-1849гг). Знаете такого? Я вот раньше не знала. Это известнейший и почитаемейший среди поляков поэт-романтик. Ну, чуть менее почитаемый, чем Мицкевич. Второй сразу после него. Это самый известный
Юлиуш Словацкий на старой польской открытке                                                                                          

здешний уроженец, и поэтому кременчане очень гордятся им. Юлиуш прожил здесь первые 14 лет жизни. Отец Юлиуша преподавал в Кременецком лицее словесность, наверное, поэтому у его сына открылся дар слагать слова в рифмы. Вот, к примеру:

«Там Боны есть гора: своею тенью длинной
Дарит она щедро весь городок старинный.
И замок на горе, колеблем облаками,
В круговороте их меняет очертанья.
Днем блещет амбразур лазурными очами,
Короной в трауре встает в ночном тумане.
И древних стен зубцы ползут безмолвно, сонно
По серебру луны, когда она всплывает
Из чащ, где тополя огромны как колонны».
Это строки о родном городе из поэмы «Час раздумий» в переводе Л.Мартынова. Переводить его любили и поэты «Серебреного века». Музей Словацкого открыли недавно с большой помпой. Судя по
Музей Ю.Словацкого                                                         

фотографиям в путеводителе, музей недурен: собрание старинной мебели, посуды, документов, связанных с семьей поэта; в комнатах чистенько и уютно.

Прямо через дорогу виднеется голубенькая, явно «костельная» постройка – сейчас в ней находится Николаевская церковь, а когда-то это был костел 17 века при монастыре францисканцев.
Николаевская церковь                                                                                                                               
Гранату-то не кидай! (пару лет назад)                                                                                                   
Сто лет назад                                                                                                         

Неподалеку сохранился еще один интересный храм - деревянная православная церковь Воздвижения Честного креста 19 века, тоже голубая. Надо сказать, старинные храмы в Кременце постепенно приводят в приличное состояние, ремонтируют, красят. Видела фото, на которой церковь св. Николая еще недавно выглядела не так радостно – побелка была ободрана и покрыта потеками. Сейчас храм покрасили и
Еще один рисунок Орды                                                 

обновили, как и костел коллегии. Чуть выше по улице мы встретили еще один храм в состоянии ремонта – это римско-католический костел св. Станислава, сооруженный в 1857г архитектором И. Крафтом - именно его видно на рисунке Орды. В этом костеле сохранились 150-летние росписи, здесь же находится памятник Ю.Словацкому; правда, мы все
Костел св. Станислава                                                                                                                                          
Старж костела                                

это увидели только через решетку – костел закрыт. Прямо над нашими головами копошатся строители-ремонтники, а на ступенях костела мы символично встретили белоснежного голубя. Божья птичка спокойно прогуливалась  по лестнице, подметая бетон беленькой опушкой на лапках. А где же ему гулять, как не у порога храма?


Продолжение ЗДЕСЬ

Tags: Кременец, Тернопольская область, замки, коллегиум, костелы, крепости, монастыри, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments