agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Йоджи Ямамото: ваби-саби и авангард

nick-knight-01

Невозможно рассматривать современный мир моды без трех «динозавров» авангарда из Японии: Йоджи (Йодзи) Ямамото, Кендзо Такада и Иссэй Миакэ. Очень разные, очень необычные и в чем-то неуловимо похожие - японцы, как-никак, воспитанные в традициях эстетики ваби-саби.

Начнем с первого.


Итак, Йоджи Ямамото.  Я немного расскажу вам о нем, он интересный и очень талантливый.
Попутно я тоже могу порекомендовать к просмотру два документальных фильма: «Заметки об одеждах и городах», снятый Вимом Вендерсом, и «Йоджи Ямамото. Это моя мечта».  Первый есть в Сети, с русским переводом, второй – с русскими субтитрами.

1


Сейчас Йоджи 71 год, он единственный их трех перечисленных дизайнеров продолжает контролировать весь процесс производства одежды в своей компании и сам выходит на поклон к публике после каждого показа, остальные его коллеги уже частично отошли от дел. Его фирма из-за неудачного менеджмента партнеров пережила не лучшие времена и чуть не обанкротилась в 2010, но бизнес Йоджи все-таки устоял.

luigi-iango-guinevre-and-maggie
Черный - любимый цвет Ямамото. Дргие цвета он считает лишними. "Все, что меня интересует - это фактура и геометрия", - говорит мастер.

Родился Йоджи в Токио в 1943 году – в год смерти своего отца. Отец был военным и погиб в бою на Филиппинах, деталей его смерти мать так и не узнала, даже прах ее мужа не был прислан домой для похорон. Мама будущего дизайнера, Фуми Ямамото, по всей видимости неординарная женщина – деловая и решительная. Еле сводя концы с концами, она закончила факультет модного дизайна и открыла свою швейную мастерскую и магазин, на время передав сына на воспитание сестре. Это сейчас ее возит в лимузине персональный водитель, а в те времена ей иногда буквально приходилось побираться с сумой.

100308-4
Йоджи - мастер складок и драпировок, он - настоящий "конструктор", а скорее, "деконструктор" одежды.


Йоджи рос обычным ребенком, хоть и по-своему одаренным. Много и хорошо рисовал, гонял на велосипеде, играл на гитаре (это увлечение он не забросил до сих пор, в его мастерской и сейчас хранятся несколько гитар).


Взрослея, Йоджи все больше времени проводил в маминой мастерской, а позднее стал ее подмастерьем, получая первые уроки шитья в свободное от учебы время.

Yohji_2016559a
Йоджи Ямамото с мамой и дочерью (справа). Слева- жена Кеико (вторая, кажется). Дочь зовут Лими, она тоже дизайнер, шьет в "фирменном" стиле: много черного и авангардного.

"Магазин моей матери представлял собой крохотную лавку при швейной мастерской. Нашими клиентками были домохозяйки, - говорит Йоджи. – Все они были чьими-то женами; женщинами, которые не платят за себя сами». В основном, его мать копировала фасоны модных журналов - американских и европейских. Молодой Ямамото ненавидел все это, его бесили все эти расцветки и пропорции, он считал их вычурными и непрактичными.

y3fallcampaign32
Зинедин Зидан в рекламной кампании бренда "Y-3", созданного Ямамото для "Аdidas".

Уже тогда он задумывался о том, какими бы он хотел видеть женщин, во что бы одевал их сам, будь его воля. У него возникало желание надежно укутать женское тело, защитить от холода, жары и нескромных взглядов. Для этого, как ему казалось, больше всего подходила… мужская одежда. Но воплотить в жизнь эти идеи удалось не сразу.

Поначалу он получил «нормальное», престижное образование – юридическое. Стань он юристом, ему была бы обеспеченная сытая и спокойная жизнь, но этого парню было не достаточно, и удивительная мама поддержала его в странных стремлениях. Йоджи не стал зарывать свой талант под кипами судебных циркуляров, а решил двигаться далее, ведомый своим призванием. Он закончил факультет модного дизайна в колледже Бунка и при выпуске даже получил специальный приз.


1998-99-collection
Фагмент показа Осень-зима 1998-99


В 26 лет он поехал в Париж, где в это время пышно расцветала мода от кутюр, где безраздельно царствовали силуэты Диора, Шанель и Баленсиага. Молодой дизайнер сбился с ног, пытаясь найти работу в индустрии моды, однако его нахальные эскизы одежды, абсолютно противоречащие тогдашним тенденциям, были отвергнуты всеми мало-мальски значимыми модными домами. Йоджи был раздавлен неудачей, ему пришлось вернуться домой.

Juliane-Gruner-for-Y-3-SpringSummer-2013-Pierre-Debusschere-2
Рекламная кампания марки "Y-3" 2013 года. Фотограф Пьер Дебюшер


y3_ss13_campaign3
Рекламная кампания марки "Y-3" 2013 года. Фотограф Пьер Дебюшер

Здесь все было не так плохо – японским покупателям понравились придуманные молодым человеком широкие плащи, они стали понемногу продаваться.

И тут мама Йоджи совершила родительский подвиг: в 1972 году она продала бизнес, чтобы сын мог начать свой. Она была абсолютно уверенна в его успехе, сама поступила к нему на работу и привела с собой свою портниху Такаюри Курихара. За Фуми Ямамото до сих пор сохраняется ставка в компании Ямамото, хоть ей уже почти 100 лет. Не уверенна, правда, что она еще жива; последняя статья, где она упоминалась 94-летней, вышла 4 года назад. Будем надеятся, что у старушки-матери все хорошо, и она до сих пор 2 раза в год сопровождает сына в поездках в Париж, на недели Высокой моды, и готовит ему свою ставшую легендарной японскую яичницу.

2
Не знаю, понравился бы мне "мужчина от Йоджи Ямомото", встреть я такового в реальной жизни, но, похоже, этому мужчине абсолютно плевать, что о нем думают: ему тепло и удобно, и он идет по своим делам.

В 1977 году Йоджи представил в Японии свой бренд «Y», а в 1980 опять отправился штурмовать Париж. Первая его коллекция была воспринята с недоумением и брезгливостью. «Она же грязная!» - говорили о его одежде. «Хиросима!», «Холокост-шик» - так презрительно характеризовали его работу избалованные парижские модники. Большая часть из них, но все-таки не все. Постепенно дерзкий японец нашел свою аудиторию. Вкусы менялись, и, если буржуазные обыватели не «клюнули» на необычные наряды, то богема и представители «творческой интеллигенции» со временем оценили своеобразие и удобство этих мешковатых одеяний.

3

"Я стал чувствовать себя лучше, когда соотношение моих хулителей и поклонников приблизилось к 50/50, - с усмешкой говорит Йоджи в интервью. - Когда же число поклонников перевалило за 70%, я стал ощущать стеснение и неловкость. Они стали называть меня "Мастером", "Маэстро", а мне в ответ хочется воскликнуть: "Помилуйте! Я всего лишь неплохой портной!"".

Одно время Йоджи сотрудничал с Рей Кавакубо, которая стала его возлюбленной. Сейчас у Рей свое дело, она тоже известный дизайнер одежды, и ее работы неуловимо смахивают на одежду Ямомото.

f0358109_1643974
Йоджи Ямамото и Рей Кавакубо

Весь 30-летний путь в моде для Йоджи был нескончаемой борьбой: с одной стороны – презрение и непонимание консерваторов, с другой стороны – постепенно ширящаяся армия «продвинутых» поклонников его стиля, контракт с «adidas», результатом которого стал всемирно известный бренд «Y-3», сотрудничество с многими модными марками, дружба со «звездами» шоу-бизнеса.

4
Подготовка к показу

Борьба на уровне вкусов, и борьба на уровне финансов. Но ведь к борьбе Йоджи не привыкать, не даром он обладатель черного пояса каратэ (и ежедневно делает упражнения «на растяжку»). Правда и здесь проявилось противоречивая натура человека, соединившего в своем творчестве смелый авангард с древней традицией баби-саби: имея хорошую физическую форму, он отнюдь не является фанатом здорового образа жизни, куря одну сигарету за другой практически безостановочно.


Сейчас в мастрской Йоджи работает более 70 человек. Чтобы стать его помощником, нужно стажироваться не менее 3-х лет. Йоджи немного кокетничает, говоря, что он  всего лишь портной, хорошо делающий свое дело. Отчасти это правда – дело свое он действительно знает. При всей необычности формы его нарядов, крой, строчки, обработка всегда безупречны, его рубашки «несносны», их можно «эксплуатировать» даже не годами, а десятилетиями.

7



Режиссер Вим Вендерс в своем фильме о Ямамото рассказывает, что познакомился с Мастером заочно, купив однажды сорочку его лейбла. "Я просто надел ее, - говорит он. - И вдруг почувствовал себя самим собой!". И это не мудрено, ведь Йоджи всегда говорил, что создавая одежду, он всегда в первую очередь думает о людях, которые будут ее носить.

При всей современности и даже «футуристичности» образов, создаваемых мастером, он почти всегда хотя бы отчасти использует старинные технологии, не давая угаснуть древним традициям. Для создания своего «кутюра для бомжей» он нередко привлекает ремесленников, до сих пор использующих старые ручные техники: кустарное ткачество и окраска тканей, филигранная ручная вышивка и плиссировка.


8
Иногда дизайнер "изменяет" своему любимому черному. Но лишь иногда.

Например, ткани дизайнер нередко заказывает у семьи Хизо из Киото - мастера пошива традиционных кимоно, чей семейный бизнес был открыт еще в 1555 году. Создание праздничного кимоно на их небольшом заводе может занять до года, при этом используется около 15 различных старинных технологических процессов.


При создании костюмов для фильма Такеши Китано «Куклы» Йоджи Ямамото консультировал умелец из Киото г-н Кимура, который для раскраски кимоно использует цветную рисовую пасту, как и древние мастера. Эта традиционная технология позволяет цветам не смешиваться, расплываясь, а аккуратно накладываться один на другой. Кимура работает только вручную, по десять часов в день, расписывая в месяц не более 5 кимоно.

4bc878556e2b3

dolls2

movies-dolls-2
Кадры из фильма "Куклы" Такеши Китано (прям захотелось посмотреть!)


Скажете: «Это не наш метод! Японцы они такие японцы. Чудачество это все, да и только!». Может, вы и правы. Тогда вам остается только смотреть на фото с модных показов и недоумевать. Но все же…

Помните, лет 15 назад мы носили черные вязанные нарукавники, мятые темные шарфы поверх удлиненных офисных рубашек, мягкие широкие брюки темных расцветок (преимущественно черных)?

4


Были модны чуть растянутые коротенькие свитера, многослойность, мешковатость, «бомжовость». Все это выглядело не особо элегантно, но носить это было удобно и необременительно. Именно тогда в моем гардеробе появилось несколько пар «неубиваемых» «докторов-мартинсов» и бесконечно-длинных шарфов, которые я иногда ношу до сих пор. И мы даже не отдаем себе отчет, что все это «запустил» в моду в свое время именно Ямомото.


6
«Смысл сексуальности в том, чтобы её скрывать, - говорит Йоджи. - ...Для меня женщина, которая поглощена своим делом, которая не пытается кому-то угодить, сильная и мягкая одновременно, является гораздо более соблазнительной. Чем больше она пытается скрыть свою женственность, тем больше она проявляется в её образе жизни». Тем не менее, Мастер иногда противоречит сам себе и создает одежду утрированно женственную и соблазнительную до неприличия. Последняя его коллекция Весна-лето 2015 - вообще одни нитки и лоскутки!



Посмотрите еще раз на работы Йоджи, и не восклицайте сразу: «Куда это годится?!». Не спешите, станьте японцем на несколько мгновений: просто созерцайте. Ведь это тоже эстетика ваби-саби, беззвучно пробравшаяся в такую нетипичную для себя область – современную моду.


Yohji-Yamamoto
Tags: Япония, мода
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments