agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Растительный код. Живопись средневековья

Посвящается всем девочкам,
девушкам, женщинам и бабушкам!

1 Unicorn-Tapestry
Художники 15 века стали покрывать свои полотна плотным ковром растений, имитируя гобелены. Перед собой вы видите бургундский гобелен с изображением плененного единорога.


1 Акантус - смерть античность
Традиция изображать различные растения, наделяя их символическим значением, появилась еще в античности. Так, листья аканта считались символом смерти.


2 DP118981
На гобеленах растения изображены с удивительно "ботанической" точностью, но, похоже, пока служат только украшением.

3 DP118983
В сцене охоты на единорога в нижнем правом углу изображено апельсиновое дерево. Это было экзотическое растение, оно считалось символом райских кущ.


4. Ясень и сосна

Путешествия в дальние страны позволили европейцам знакомиться с новыми растениями - финиковыми пальмами, например.

4
Нередко разные виды растений украшали маргиналии манускриптов.

5 mandragora_tacuinum_sanitatis1
Очень популярной была легенда о магических свойствах корня мандрагоры.


5 Финиковая пальма
Пальмы представлялись как-то так.


6 pinea03 сосна
Шишка пинии (сосны) была символом древа жизни.


7 BH-Annunc-1
Сразу несколько цветов считались символами Богородицы.


7 olive-trees-flanking-menorah_450 Испания 13 век
Символическое значение некоторые растения имели для разных религий. На картинке - лист из старинной иудейской книги с изображением меноры и оливковых деревьев, символа мира. (Испания, 12 век)


7 фиалки
В буквице средневекового манускрипта мы видим Смерть, любующуюся собой в зеркале, а вокруг - барвинки, символ молодости и красоты. Ирония, видимо, такая.

7 хМуза Каллиопа 1465 Козимо Тура
Античные мифы были популярны в эпоху Возрождения. На картине Козимо Тура (1465) - муза Каллиопа, покровительница поэзии. В ее руке ветвь черешни - символ плодовитости, здесь - творческой, видимо.

original
Рафаэль Санти "Сон рыцаря" (1504).
Ясное дело, что скрытый символизм буквально просился на полотна-аллегории. На этой картине "зашифрован" сложный выбор между мудростью и телесными удовольствиями. Слева - богиня Минерва, протягивающая спящему рыцарю книгу, символ знаний, справа - Венера, предлагающая цветы яблони - символ чувственных наслеждений.

7 юСусанна и Старцы Артдольфер7 юСусанна и Старцы Артдольфер2
Много символизма и в ветхозаветных сюжетах. На картине Альбрехта Альтдорфера (1526) "Сусанна и Старцы" героиня идет на суд (справа), неся в руках лилию - символ невинности. Если помните, похотливые старцы домогались ее, подглядев, как она купается, а когда благочестивая женщина отказала им, ложно обвинили ее в прелюбодеянии. Мудрый царь Давид совершил праведный суд, выведя развратников на чистую воду. Видите, Сусанна идет мимо высокого стебля коровяка, называемого еще "царский скипетр" - символ власти и правосудия.



Еще один прерасный южнофламандский гобелен "Убийство единорога". Теперь уже с символами.

7 яяубийство единорога лещина кон 15 юж нидерланды 2
В левом нижнем углу виден куст лещины - это символ богатства и изобилия. Белка - символ трудолюбия.

И, конечно, очень много тайных символов в религиозной живописи 15-16 веков. Травянистый покров у ног святых, особено на картинах Сверного возрождения, - настоящий ботанический справочник. Похоже, знание бтаники было обязательным навыком художников того времени. Интересно, что практически каждое растение имело свой смысл.



7
Я когда-то вам очень подробно рассказывала про Гентский алтарь Яна ван Эйка. Напомню, здесь очень много символов, растительных в том числе.

7а
Например,  Ева держит в руке плод Древа познания, но здесь это не яблоко, а "адамово яблоко" или не съедобный иберийский цитрон.


7б
Яблоко, как и лимон - символ первородного греха.

8. Matthias_Gruenewald_Maria_mit_Kind_1519
На этом чудесном полотне Маттиаса Грюневальда "Штуппахская Мадонна" (1517) мы видим в вазе символы Марии - белая лилия - невинность и чистота, роза - материнская скорбь и раны Христовы, ноготки (или бархотцы) - "золото Марии", дар утешения Богородицы неимущим и убогим. Мария подает малышу грецкий орех - символ Христа (невзрачная скорлупа - человеческое тело, вкусное ядро - божественная сущность).

8
На все том же Гентском алтаре тоже можно видеть цветы Богородицы: роза - скорби, лилия - чистота, аквилегия и ландыш  - слезы.


CampinVeronicaCampinVeronica2
Ландыш можно видеть и у ног святой Вероники с картины Робера Камрпена. И еще одуванчик: милый цветочек - младенец Христос, пикообразные листья - копье Лонгина, страсти Христовы.


8а
Жак Даре, "Мадонна с младенцем и святыми в Запретном саду" (1425). У ног Марии - морозник, символ Христа и вечной жизни. Слева в углу - ирис, символ материнского горя и мук.

9 madonna-and-child-with-angels-rossini-Жасмин
Ангелы преподносят Мадонне с младенцем жасмин. Козимо Россини (1440-1507)
Жасмин - символ чистоты.

10 gugo-van-der-gus-altar-portinari-obschiy-vid
"Рождество" Хуго ван дер Гуса - прародитель натюрмортов. Фрагмент:

11 img111
На переднем плане картины мы видим уже знакомые нам лилии, ирисы (белый символизирует чистоту, синий - материнскую скорбь), аквилегии. А еще гвоздику - кровь Христа и материнскую любовь, и фиалки - символ смирения. Колоски пшеницы - хлеб, плоть Господня.

Leda_Melzi_Uffizi

жжж
Венецианская копия картины Леонардо да Винчи "Леда и лебедь". В античном мифологическом сюжете цветы имеют совсем другое значение: анемона - ветреность, аквилегия - символ плодородия, барвинок в руках Леды - природная сила, страсть, молодость, лютик едкий ("куриная слепота") - беспечность. Дуб над головой Леды - символ Зевса.Такую тщательную детализацию, обычно ительянцам не свойственную, художники нередко "заимствовали" у северных живописцев.

12 Leonardo_da_Vinci_Madonna_of_the_Carnation
Мария подает младенцу гвоздику - символ родительской любви. (Леонардо да Винчи "Мадонна с гвоздикой").

12 Герард Давид 1510-15 Рождество с донатрами и святым Иеронимом и Леонардом
Герард Давид "Рождество с донаторами, святыми Иеронимом и Леонардом" (1510-15).

Здесь символичен одуванчик, его значение вы уже знаете:

13 Безымянный

14 Джероламо да Либри 1520 лавр победа и бессмертие
Джероламо ди Лабри "Мадонна с младенцем и святыми" (1520). Лавровое дерево - слава, бессмертие. Павлин - символ вечной жизни (его плоть почему-то считалась нетленной)

15 Мартин шонгацэр madonna-of-the-rose-bush
Мартин Шонгауер "Мадонна в розовых зарослях".
Вообще-то, роза - символ страданий и жертвы Христа и Марии, "божьи раны". Интересно, что здесь изображены не розы, а древовидные пеоны. Считалось, что розы в раю не имеют шипов, так что пеон вполне подходил на эту роль.

16 Мартин Шонгауэр 1495
А это наброски Шонгауэра (1495). Пеон же!
16 Стефан Lochner_Rosenlaube_wrm_0067_2_04
Стефан Лохнер. Еще одни розовые заросли. У ног Богоматери фиалки, символ смирения.


17 Йос ван Клеве Нидерланды 1513-15
Йос ван Клеве (1513-15). Нередко мадонну с младенцем изображали с фруктами. В руках Христос держит апельсин (плод райского дерева) или персик - противопоставление яблоку, плоду-символу первородного греха; персик - символ Троицы. Гранат на подносе - символ Вселенской церкви, виноград - вино - кровь Христова, орех - вы уже знаете, вишня - кровь Иисуса, груша - сладость добродетели.

27 филиппо липпи кон 15
Филиппо Липпи (кон 15 века). Тоже гранат.

18 джованни беллини 1480
Джованни Беллини (1480), здесь у нас груша.

18 Йос ван Клеве Нидерланды 1525
Йос ван Клеве (1525). В руке явно персик. Лимон лежит демонстративно в стороне - это символ земных страстей: красивый снаружи, невозможно кислый внутри. Он явно противопоставляется грецкому ореху, символу Христа.

19 карло кривелли 1480
Карло Кривелли (1480). Младенец держит в руке щегла, символ страстей Христовых. Слева сидит муха - недремлющий дьявол, символ смерти, распада. Иногда яблоко трактовалось как символ искупления, а огурец - чистота и воскрешение.

20 Лукас Кранах стар
Лукас Кранах. Виноград - евхаристический символ Христа, кровь Христова.

21 Мартин Шонгауэр Schongauer-Holy-Family
Мартин Шонгауэр "Святое семейство". Виноград, а в корзине - ежевика, символ чистоты Девы Марии.

22 Изенгеймский алтарь Маттиас Грюнневальд 1510-15
Изенгеймский алтарь Маттиаса Грюневальда, 1510-15

23 Изенгеймский алтарь Маттиас Грюнневальд 1510-15 2
Святые в створках стоят на постаментах, увитых плющом - символом воскрешения, вечной жизни, преданности.
Теперь у нас святые пошли.


24 Adriaen_Ysenbrandt_-_The_Magdalen_in_a_Landscape_-пероцвет - надежда
Адриан Изенбрандт "Мария Магдалина с пейзажем". Позади святой - подснежник, символ надежды и очищения.


25 st-dorothea кранах
Лукас Кранах. "Святая Доротея". Когда святую вели на казнь, охранник, издеваясь, предложил ей совершить чудо - раздобыть розы среди зимы. Тут же к святой подошел мальчик с корзиной роз. Теперь это символ святой Доротеи.


Антонио Корреджо "Святая Катерина". Ветвь пальмы - символ мученичества.

28 durer_painting24
Альбрехт Дюрер "Максимильян Первый". Гранат - вы уже знаете.
Всякие светские люди пошли.

29 Незабудки Ханс Зюсс ван Кульбах
Ханс Зюсс ван Кульбах. Девушка плетет венок из незабудок - символ преданности любимому. Это подтверждает и надпись на ленте.

30 молодой рыцарь на фоне пейзажа витторе карпаччо 1510
"Молодой Рыцарь на фоне пейзажа" (герцог Урбино?). Витторе Карпаччо. По всей видимости портрет посмертный. На цаплю в небе нападае ястреб возле воды он ее уже доедает. Собака - верность, лилия - чистота, ирис - скорбь, горностай - символ ордена, к которому принадлежал рыцарь.

31 1490 портрет леди
Портрет леди. В корзиночке цветы, которые говорят о том, что это - скорей всего невеста: фиалка - смирение, жасмин - чистота, гвоздика - любовь.


32 andrea-solario-a-man-with-a-pink
Андреа Соларио "Портрет мужчины с гвоздикой". Такие парадные "жениховские" портреты были очень популярны. Они показывали, что герой влюблен и собирается жениться. Либо молодой муж преподносил такой портрет супруге в знак любви.

Еще много:
32 UKM.PortraitWoman.Swabia1480s(EGPcat20)
Неизв. 1480.

32 UKM.WomanOrderOfSwan.1490(EGPcat3)
1490


32 анна куспиниан лукас кранах
Лукас Кранах. Портрет доктора Иоганна Куспиниана и его невесты (уже жены?) Анны Куспиниан.

32 Ганс Гольбейн портрет Георга Гиссе
Ганс Гольбейн. Портрет Георга Гиссе.

32 Ганс Мемлинг
Ганс Мемлинг

32 Дирк Jacobsz-Помпеус Окко 1534-portrait-small
Дирк Яакобс. Портрет Помпеуса Окко (1534)

32 Портрет Урсула_tucher Михаэль Вольгемут 1478
Михаэль Вольгемут "Портрет Урсулы Тюхер" (1478)

32 последователь ван Эйка
Мастерская Яна ван Эйка

33 пизанелло графиня гиневра эсте 1436 38
Пизанелло, Портрет графини Гиневеры дЭсте (1447)
А это портрет девушки, которая к моменту его создания была уже мертва. Она умерла в 21 год, в его смерти обвинили мужа (вторая его жена тоже странно умерла). На картине - цветы-символы: аквилегия - слезы, гвоздика - любовь (возможно, родительская, мы не знаем кто заказал картину), бабочки и веточка хвои - бессмертие в памяти близких.

34 1485 доменико джерландайо портрет дамы апельсин
Доменико Герландайо "Портрет дамы". Видимо, она невеста, еще один символ чистоты - цветок апельсина

35 Дюрер Автопртрет остролист
Альбрехт Дюрер, автопортрет в 22 года.
Портрет предназначался юной жене, остролист в руках - символ супружеской верности. Картина вдохновила меня на создание этого поста.

it-of-a-woman-of-the-hofer-family-unknown-swabian-artist-2
Нейзв. Дама из семьи Хофер. Незабудка - верность, преданность. Возможно, супруг дамы умер - об этом может говорит муха на головном уборе, здесь - символ смерти, бренности бытия.

Леди Филиппа Кинсби вишня - быстротечность
Леди Филиппа Кингсби. Вишня - плодородие, изобилие

Портрет леди 1576 лютик богатство первоцвет замужество
Портрет леди (1576). Здесь лютик в руках - богатство, первоцвет - замужество.Свезло, видать, тетке!

МИрабелло Кавалори Мальчик с гиацинтом и персиком мудрость ловкость игривость
Мирабелло Кавалори "Мальчик с гиацинтом и персиком". Гиацинт символизировал смелость, ловкость, игривость. Иногда - мудрость, но здесь - вряд ли. А еще гиацинты хорошо пахнут - мне сегодня подарили.

32 slide_1532 Tobias-Stimmer.-Nicolas-Copernic-712x1024
И напоследок портрет Николая Коперника работы Тобиаса Стимера. Ландыш - символ горечи и слез. Этого добра у ученого, как известно, было навалом!

А вам желаю не испытывать горечи, а слезы лить только от радости!
Tags: Разговоры об искусстве, нидерландские примитивы, разговоры об искусстве, ренессанс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments