agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Готика "а-ла рюс"



А покажу-ка я вам знаменитый Дмиртриевский собор во Владимире. Зря, что ли, фотки киснут?

Я не люблю "межимперские" периоды истории: умирает сильный и харизматичный правитель, и после его смерти на долгие десятилетия затягивается династическая возня, потому что не ясно, кто наследик (как у испанских Габсбургов было), или, как в истории с князями разваливающеся Киевской Руси - наоборот, очередной почивший князь при жизни пренебрегал методами контрацепции и наплодил пару десятков дееспособных наследников, непременно желающих взобраться на шатающийся княжий стол!

В случае с "посткиевскими" Рюриковичами вот так как раз у меня и происходит: ну, не могу я запомнить всех этих всеволодовичей-ольговичей-ярославичей, кто кому кто, кто кого свергнул и кто кого топором зарубил! Ясность у меня появляется уже ко временами Юрия Звенигородского, Василия Темного и Ивана Третьего, а до этого - увольте!



Уже сейчас, при разборе фотографий трехлетней давности, обнаружилось, что я, идиотина такая, сняла Дмитриевский храм во Владимире только на рассвете, по приезду в город, и больше нормальных фотографий "целиком" нет!

Про Всеволода Большое Гнездо знаю что у него было большое гнездо, что он был сыном Юрия Долгорукого и братом Андрея Боголюбвского, что "бегал от этого брата в восьмилетнем возрасте вместе с матерью в Константинополь, и вернулся оттуда уже 15-летним. Знаю, что с братом помирился и участвовал в набегах на Киев, и что со временем удалось ему таки взобраться на Владимирский пресстол, хоть шанс у него был небольшой - он был 10-м сыном. И что при нем Владимиро-Суздальское княжество достигло невероятного расцвета.


Вот еще одна, кривенькая. Зато фрагментов - хоть пруд пруди, насмотритесь!

Он и построил для себя и своей семьи чудесный Дмитриевский храм (1191-1197). Интересно, что именно в Северных землях появилсяь традиция украшать белокаменные стены храмов удивительными орнаментами из зверей, птиц, чудовищ и всяческих библейских и исторических персонажей. Это был относительно короткий период домонгольской эпохи, потом храмы стали более строгими и аскетичными. Похоже, появился некий негласный (а может быть и "гласный", где-то декларированный, но не сохранившийся до наших дней) запрет на подобные изображения.



Похожие узоры можно было видеть и на Черниговских храмах, а ведь Всеволод (Дмитрий в крещении) дружил с Черниговскими князьями. Может глянуть мои посты про Чернигов. Считается, что Дмитриевский собор строился местными мастерами, более точных сведений у нас нет. Не исключено, что Всеволод "подсмотрел" традицию украшения храмов резьбой в Византии (там, правда, насколько я знаю, украшали интерьеры соборов, особенно колонны и порталы).



Интересно, что в Европе того времени тоже процветала традиция "резать" фигурки на храмах, это был конец романского периода и переход к готике. В любом случае, мы, скоре всего, так и не узнаем, кто же создал чудесную резьбу - русские мастера или приглашенные каменщики из Византии или Европы. Местное происхождение я не исключаю - судя по дошедшим до нам образцам керамики, мозаик, ювелирных изделий, с мастеством и вкусом у ремесленников домонгольского периода было все в порядке. Это потом уже наступило долгое время застоя, деградации и "квадратно-гнездовых" поделок.




Храм относительно небольшой и вполне типичный для того времени: три апсиды, крестово-купольный, четырехстолпный. Выложен из белого камня (двойные стены с забутовкой). Во время первого татарского набега в 1238 году, похоже, пострадал незначительно (слава Богу!). Несколько раз горел - в 1536, 1719 и 1760-м годах, но выжил. Внутренние стены были полностью украшены фремсками, небольшие фрагменты сохранились до сих пор. Большая реставрация была, как я уже говорила, в 1838 году, потом в 1896 и 1906. В 1883 провели калориферное отопление, что позволяло вести в нем службы круглый год.


Обожаю такие порталы! Подозреваю, что этот восстановленный - уж божно свеж. Не все элементы декора сохранились в первозданном состоянии, многие истерлись от времени, часть повредили при "талантливой" реставрации 1838 года. Хотя, все равно не плохо, что реставрировали - на тот момент храм совсем уже разваливался.



В 1834 году храм выглядел так - с башенками и галереями. Они были тоже древними, но достроены все-таки позже. Предполагается, что были еще и деревянные галереи, связывающие храм и княжеский дворец (он, наверное, тоже был деревянный, каменными тогда строили только храмы). Изначально-то церковь задумывалась, как домовая.




В советское время тоже несколько раз ремонтировался - в 1937, укрепление конструкции - в 1941, 1948 и 1952 (под руководством А.В. Столетова).
В 1974-1980 работали над консервацией белого камня. Последние большие работы проделали в 1999-2004 годах: камни и рельефы покрыли защитной пластической смесью.



С рельефами сейчас немного путаница. Вообще их около 600 (!), более 1000 резных камней. Самые аутентичные сохранились на западном фасаде, остальные подновлялись, заменялись теми, что сняли с башен и галерей в 1834, т.к на стенах в то время буквально зияли дыры. Но все равно Дмитриевскому собору повезло больше, чем Георгиевскому храму в Юрьеве-Польском. Там храм вообще развалился, а собрали, как умели, не подбирая особо - некоторые блоки вообще вверх ногами (расскажу как-нибудь позже).

Основная тематика рельефов - власть. Вы можете видеть царя Давида, Александра Македонского (вот уже не думала, что он был популярен на Руси в 12 веке!), львов и грифонов - символы княжеской влясти.



Также много ангелов, святых, древних князей. И самого князя Всеволода можно найти - он сидит на троне, держа на коленях сына. Маленький такой, поищите. А освящен храм в честь Дмитрия Солунского, небесного покровителя князя Всеволода, ведь он крещен был, как Дмитрий.



На этом я прекращаю свою трескотню, дальше просто посмотрите:






































Очень мне нравится вот этот котяра, что справа!


Невообразимо шикарен!








Царь Давид на троне.



Справа сверху - Самсон, раздирающий пасть льва






Первые русские святые - Борис и Глеб









Или это Борис и Глеб?


































































Я просто в невыразимом восхищении!



















Евангелисты.














Как, как они это сделали?!



Полуколонны явно византийского образца! Как в Айя-София!

















































Опять Давид, кажется. Это он на лютне играет.









Посередине - Всеволод с сыном.










































Барабан с куполом













И внутри немного снимала, там разрешают.











Сохранившиеся древние фрески.


"Страшный суд", 12 век






Ну вот, посмотрели.

В глазах не зарябило?
Tags: Владимирская область, Россия, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments