Это одна из самых интересных улиц Киева, хоть она не очень большая - чуть больше 35 домов, но практически на каждый из них можно повесить с десяток мемориальных досок.Здесь можно видеть самые разные формы архитектуры - от неороманского стиля, модерна и неоренессанса до конструктивизма и новоделов. Последних, к сожалению, становится все больше - алчных засройщиков не смущает сложный рельеф улицы и скученность домов.
Мало кто знает, что на начальном отрезке улицы сохранилась старинная брусчатка - и это единственное такое место в центре города. И вообще, улица эта и сейчас одна из самых тихих и малолюдных. Идешь по гомонливому Крещатику, ныряешь в арку (высотой с 4-х этажный дом), чуть поднимаешься по брусчатке - и ты в заповеднике покоя и тишины.
А когда-то улица выглядела так - село селом. Внизу виден проходящий перпендикулярно Крещатик - тоже не особо похоже на Шанз-Элизе.
В 1811 году сгорел Подол. Опустошение было практически полным, обездоленные погорельцы заполонили другие районы города. Без приюта осталась и колония киевских немцев, у которой на Подоле когда-то была деревянная кирха - она тоже сгорела, естественно. Немцы "понаехали" еще в 1760-70-х годах, когда им дала "зеленый свет" их бывшая соотечественница Екатерина Вторая. Основатель немецкой общины в Киеве Георг-Фридрих Бунге (1722-1792), приехал из Шталлупенена, Пруссия) был хозяином первой киевской аптеки, разрешение на открытие которой он получил по личному указу Екатерины.
По-видимому, Бунге был инициативным человеком. Из Саксонии он пригласил воспитателя для своих детей (а было их семь душ) Кристофора Граля, который со временем стал духовным наставником общины, первую молельню открыли при аптеке Бунге. Граль был инициатором постройки первой кирхи на Подоле, которая открылась в 1794 году, а потом, как мы уже знаем, сгорела.
Николай Христианович Бунге, министр финансов.
Николай Бунге, ставший со временем российским министром финансов - внук аптекаря Бунге, сын его сына Христиана. Сам Христиан был врачом-педиатром, одним из первых в Киеве. Другой сын Бунге, Христофор, тоже был врачом, только ветеринарным, стал профессором, преподавал в Московской медицинской академии. Еще три сына, как и отец, стали аптекарями, один из них, Андрей, основал ботанический сад на Куреневке, его сын, Александр Андреевич стал известным ботаником (а его сыновья, в свою очередь - известными физиологом и зоологом).
Еще два внука аптекаря Георга-Фридриха Бунге - Федор (справа) и Александр, сыновья Андрея Бунге. Первый стал юристом и историком, профессором Тартуского университета (прожил 95 лет), второй - ботаник, профессор Дерптского университета.
В стороне от Крещатика (почти пустынного в то время) возвышалась Графская гора, по ней спускалась дикая улочка, соединяющая Крещатик с аристократичными Липками - возможно, именно поэтому гора называлась "Графской". Правда, ее склоны были пока почти не заселены, и по ложбине, в которой потом заложат улицу, во время ливней бурным потоком стекала мутная вода, затопляя Крещатик - как и по будущей улице Крутой Спуск и Шелковичной, и был тогда Крещатик заболоченным лугом, на котором пасли домашнюю скотину, не зря его еще называли Козьим Болотом. Так что при при таком сложном рельефе никто не позарился на эти участки на Графской горе. Их и отдали немцам-лютеранам.
Известно, что немцы могут сделать конфетку из... самого неподходящего материала (как человек, выросший в Германии, могу это уверенно подтвердить)), вот и здесь они постарались и превратили неудобный склон в опрятную и процветающую улицу. Отстроили новую кирху, поначалу деревянную, в 1812 году приехал и новый пастор - Юст Фридрих Эйсманн. Сын Эйсманна, Густав, стал со временем профессором права и некоторое время даже был Киевским головой.
К 1825 году немецкая община насчитывала около 300 человек.
Здесь уже поприличней - как-никак начало ХХ века. Сейчас на улице намного меньше прохожих, послевоенная арка, отделяющая улицу от Крещатика (его видно на фото на заднем плане) отгородила улицу от лишних любопытствующих, хоть вход в нее всегда открыт (но не въезд). Еще одна причина пустынности улицы станет вам понятной, когда вы начнете подниматься по ней наверх - это довольно нелегко, если вы в неважной физической форме.
Во втором доме по левой стороне (дом №3), одно время находилось кафе "Варшавское" (или "Варшавкая кофейня"). В нем проходила запись на сеанс одновременной игры в шахматы со знаменитым гроссмейстером Хосе Раулем Капабланкой, навестившем Киев в 1914 году. Сам сеанс проходил на 30 досках в помещении Коммерческого клуба на Крещатике, 1.
Ефим Боголюбов и Федор Богатырчук, Александр Эвенсон (справа), знаменитые киевские шахматисты.
Против молодого тогда еще маэстро наравне с остальными выступала знаменитая троица киевских шахматистов - Боголюбов, Богатырчук и Эвенсон. Надо сказать, что в пяти партиях из 30 киевляне одержали победу.
В "Варшавском" вообще часто собирались шахматисты-любители. Здесь было основано в 1901 году Киевской шахматное общество. Завсегдатаем кафе и большим любителем шахмат был писатель и драматург Михаил Старицкий.
Справа, на углу с Крещатиком, в начале ХХ века построили большой универмаг:
Принадлежал он фирме "Торговый дом Карл Людмер и сыновья". Сгорел во время войны. Один из старожилов в 1860-х одах писал: "На углу Крещатика и Лютеранской, где теперь магазин Людмера (Лютеранская, 2), стоял старый деревянный двухэтажный дом с гористым двором. Осенью в этом дворе можно было увидеть много двугорбых верблюдов.
На них крымские татары привозили в Киев на высоких горбах большой, черный виноград, называемый "осман" и крымские продолговатые яблоки.... С проведением железной дороги приезд крымских татар прекратился".
Но вернемся к немцам. Община постепенно росла, пополняясь приезжими преподавателями Университета святого Владимира - поначалу немецких педагогов было большинство.
В конце 19 века немцев на Лютеранской стало меньше - многие разъезжались, как отпрыски фамилии Бунге, кто-то переезжал в другие районы города. В переписи фамилий владельцев домов 1899 года, встречается всего несколько немецких фамилий: Пфаллер, Фишман, Раузер. А вот неофициальное название - Лютеранская - сохранилось надолго. В 1864 ее переименовали в Анненковскую, в честь генерал-губернатора Николая Анненкова, который служил в Киеве всего 3 года - с 1863 по 1865 год.
Губернатор Николай Николаевич Анненков
Но название не закрепилось - улицу по привычке так и продолжали называть Лютеранской. Большевики переименовали ее в улицу Энгельса, но сейчас она опять Лютеранская, хотя здесь, наверное, теперь не живет ни один немец.
А там, за аркой - Крещатик, пустынный в утренние часы выходного дня.
На месте стены с арками стояли когда-то дома первых номеров улицы.
Вид с Крещатика. Слева вида вывеска "Фотография... Владимира Высоцкого". Очень было известное ателье. Вот одна из их знаменитых фоток:
Леся Украинка, 1887
Еще в доме, где было ателье Высоцкого, одно время жила семья будущей актрисы Аллы Тарасовой, сама она ходила на уроки в Фундуклеевскую гимназию.
ДОМ №4:
ДОМ №6:
Есть в Киеве такие старые дома, ну, знаете - красивые просто вызывающе, до неприличия. Вот смотришь, и думаешь: "Нет, не надо столько, вот столько красоты! Это уже слишком!". Вот это - как раз такой дом. Его видно на исторической фотографии выше - он второй справа.
Даже мощные атланты согнулись под тяжестью такой красотищи.
Дом построен как доходный в 1905 году для семьи ювелиров Майкапар, державших роскошный магазин на углу Крещатика и Прорезной. Архитекторы М.Клуг, Ф.Олтаржевский. В доме некоторое время в 1914 году жил Максим Горький.
Дядька с палочкой, наверное, ходил в магазин за обручалкой. С авосечкой.
ДОМ №6
...Да, это тот же дом (тот же номер, во всяком случае), но с торца. Перед ним - спорт-площадка.
Насколько я понимаю, постройка первых послевоенных лет. Часть домов (особенно ближе к Крещатику) были уничтожены во время войны - почти все до самой Сулимовки.
А тут такая тайная аллейка.
Этого дома давно нет (№8, фото 1930-х годов) принадлежал купцу Иосифу Ароновичу Кальфе, построен в 1890-х годах. Род Кальфе был караимский, из Бахчисарая.
ДОМ 7/10, угол улицы Заньковецкой:
О нем мы будем говорить, когда дело дойдет до "околопассажных" улиц.
ДОМ №11:
Кадуцеи, украшающие фасад. Во дворе находится 5-этажный флигель в неороманском стиле.
И вот такое тут можно заметить.
ДОМ №12:
Дом Е.Штильмана построен в 1895 году архитектором А.Кривошеевым, был двухэтажным, справа был эркер с куполком. Позднее достроили 2 этажа, "лишние" украшения убрали. Еще здесь жил актер театра Соловцова Евгений Неделин
Актер Е.Неделин
ДОМ №13:
Дом построен на рубеже 19 и 20 веков. Здесь жил актер и режиссер Лесь Курбас.
Усадьба Петра Афанасьевича Дзегановского, участника Крымской войны. Главный дом усадьбы использовался, как доходный.
...И выглядел дом еще в 1930-х несколько иначе.
ДОМ №15:
О, боже! Я опять не успела! Уже появилась листва, она частично скрывает дом.
Усадьба на этом участке в 1870-х годах принадлежала семье Бердяевых. Именно здесь провел свое детство знаменитый философ Николай Александрович Бердяев. Когда был построен этот дом, усадьба уже принадлежала жене коллежского асессора Марии Красовской.
На фотографии 1930-х годов перед домом еле виднеется тоненький прутик. Как я понимаю, это из него вымахало вот это дерево, которое все заслоняет.
Построен дом архитектором Александром Вербицким в 1908-1910, и сам он здесь жил, и еще жил архиепископ Юрий Михновский, позднее репрессированный. Дом почти полностью выгорел в войну, но его восстановили.
Чудесное майоликовое панно сейчас сложно рассмотреть.
...Кусками только. Изготовлено панно в Абрамцевско керамической мастерской.
Эскиз панно создал художник А.Козлов.
Прототип панно вот:
Арнольд Бёклин "Весенний вечер", 1879
Нафоткаю его со всех сторон - пусть хоть не качество, так количество.
Модерн, однако.
ДОМ №16:
Известная "Сулимовка" - благотворительное учреждение, построенное отпрысками старого казацкого рода Сулим. Дом принадлежал жене Акима Сулимы (потомка гетмана Ивана Сулимы) Ульяне. Сам Аким разбирался в строительстве и даже брал уроки у знаменитого Василия Стасова, так что проект дома он, вероятнее всего, разрабатывал сам.
Видно колоколенку "Сулимовки" и дом №15.
После смерти мужа Ульяна передала усадьбу благотворительному обществу, и в 1859 году здесь была открыта богадельня. Заведение просуществовало до Революции, потом дом некоторое время пустовал. В 1920-х колокольню разобрали и дом переделали в обычный жилой.
Вот Сулимовка на старой фотографии, еще с церковью Александра Невского, позднее снесенной большевиками.
На месте дома №17 теперь стоит большая кирпичная "сталинка", а когда-то тут было это:
Это был дом купца Моисея Аароновича Когена (он был крымским караимом). С братом Соломоном они основали табачную фабрику (после революции она стала Киевской "табачкой" №4). Семья купцов знаменита тем, что построила знаменитую Киевскую кенасу на Ярославовом Валу (вернее, Лешик Городецкий для них построил). Здесь, на Лютеранской, они построили два больших дома, один из них - табачная фабрика. Градоначальники и тогда подозревали, что это не очень экологично, но, как известно "бабло побеждает зло".
Адрес видите? - Анненковская.
Много таких небольших особнячков 1870-х годов постройки канули в Лету: усадьба В.Гудшон - бывший дом №19, усадьба Доппельмара - №24, Р.Безинер - №15. Дом №10 когда-то принадлежал знаменитому киевскому архитектору Владимиру Николаеву. Сейчас на его месте гимназия им. Леси Украинки, советского времени постройка.
ДОМ №21:
Красивая "сталинка"
ДОМ №22:
А это то, что когда-то было сердцем немецкого поселения - кирха. Построена немцами Иваном Штромом и Павлом Шлейфером.
Деревянное здание-предшественник было совсем простеньким, похожим на жилое - небольшой домик с мезонином и колоннами. Похожим на него был и дом пастора (ниже).
Ангел у входа.
Написано, что это памятник архитектуры, кирха святой Екатерины, построена в 1857 году. Отреставрированна в 2000 году Немецкой Евангелически-лютеранской общиной Киева.
ДОМ №20:
Одно и немногих сохранившихся зданий комплекса возле кирхи - здание женской лютеранской гимназии. Сейчас оно
Здание гимназии и, чуть подальше - кирха.
Еще было реальное училище и Дом для бедных при Лютеранской общине.
Кирха на старой фотографии.
Домик пастора (не сохранился).
ДОМ №23:
Знаменитейший "Дом плачущей вдовы", растиражированный, но от этого не менее прекрасный.
Тут я тоже прозевала хорошие кадры - неделю назад зелени еще не было.
Вензель над окном - "АС" - "Сергей Аршавский", бывший хозяин, купец 2-й гильдии. Интересно, что со временем хозяин сменился дом был продан купцу Товию Апштейну. Его сыновей звали Соломон и Самуил, так что вензель менять не пришлось.
Построил чудесный образец модерна в 1907 году архитектор Эдуар Брадтман, тоже немец, одно время Главный архитектор Киева. Он создал такие шедевры модерна, как цирк Крутикова, сгоревший в войну, особняк на Лукьяновке (в котором он сам жил с семьей), доходный дом "Колыбели духа" на улице Городецкого, а еще Лютеранскую больницу (Больница водников), отель "Континенталь" и еще много прекрасного другого.
Это, на самом деле, никакая не "плачущая вдова", а берегиня домашнего очага. На ее щеках во время дождя отчетливо проступают две полосы, как дорожки от слез, они уже въелись в камень, видно их и в сухую погоду. Так что от прозвища прекрасной даме в каштановых листьях избавиться уже не удастся.
Жаль, конечно, что нельзя рассмотреть фасад в деталях, но цветущие деревья - это не менее прекрасно!
ДОМ №25:
Построен в конце 19 века по заказу Рудольфа Генриховича Пфалера. Дом был доходный, с очень дорогими квартирами - 850-1100 рублей в год, снимали их, в основном, высшие офицеры - рядом, на Банковой располагался Штаб округа.
Интересно, что в этом доме после войны находилась школа №78, которую перевели потом на Шота Руставели, и там сейчас учится мой сын.
ДОМ №27-29:
Дом советского времени, довольно интересный. Построен в 1934-35, плавный переход от конструктивизма к советскому неоклассицизму. На его месте когда-то стоял дом наследников историка Максима Берлинского.
ДОМ №28/19, угол Круглоуниверситетской:
Вдоль этого дома на Банковую ходил трамвай. Рельсы сняли в 1938 году.
Нач. ХХ века
Дом шикарный просто! Формы, конечно, эклектические, а декор уже модерновый. Строили в 1905-1906 годах.
Участок этот одно время принадлежал семье жены композитора Игоря Стравинского, Екатерине Носенко. Отец Игоря долго работал в Киеве (пел в оперном театре), здесь родился старший брат Игоря Кирилл, мать Анна Холодовская, дед Кирилл Холодовский, да и сама Екатерина Носенко-Стравинская была уроженкой Киева. Катерина Носенко и ее сестра продали усадьбу братьям Мухиным, они и построили этот роскошный дом на углу Лютеранской и Круглоуниверситетской. Башенка на крыше - когда-то обязательный атрибут всех угловых домов.
Игорь Стравинский с супругой Екатериной Носенко.
ДОМ №33:
Еще один вызывающе красивый особняк. Когда-то в этом доме еще мальчиком жил будущий писатель Константин Паустовский.
А еще здесь проживала дочь графа Николая ОРурка, Мария Николаевна, в браке Тарновская - дом принадлежал ее родителям. Она была супругой известного богача и мецената Василия Тарновского, человека очень ревнивого (и не беспочвенно), который однажды стрелял в ее ухажера, но, правда, только ранил. Эта дама довольно знаменита - она слыла известной сердцеедкой и подговорила одного своего любовника убить другого, за что угодила в тюрьму.
Ля фам тарибль Мария Тарновская после выхода из тюрьмы.
Есть еще один красивый дом - №32, но он сейчас в "лесах".
Так что прогулка закончилась. Не запыхались на подъеме?
Скоро, скоро уже...