agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Киевский Пассаж



У нынешнего Киевского Пассажа, согласно официальной нумерации, номер 15 по улице Крещатик. На самом деле, это что-то вроде переулка между Крещатиком и улицей Заньковецкой.Это я, конечно, поясняю для иностранных гостей, потому что любому киевлянину ничего пояснять не надо - при слове "Пассаж" сразу возникает ассоциация с вот этим местом. Все, конечно, относительно - нынче такие времена, что киевлянами можно считать очень многих людей - и тех, чьи родители "понаехали" в Киев еще при Союзе, и самых-самых коренных (таких совсем мало), и тех, кто живет здесь с 2014 года, и тех, кто приехал в 2000-х на фоне тотальной "прухи", когда каждый житель какой-нибудь Троещины хоть раз в год катался погреть пузо в Кемере.



С другой стороны, я лично знаю людей, которые живут в Киеве более 10 лет, но не уверенна, что они в курсе, что такое "Пассаж". Очень быстро такая публика начинает считать себя местными, не стесняясь при этом в голос ругать Киев: "Вот у нас в Днепропетровске... (Полтаве, Бердянске, Харькове, Карпиловке и т.д., нужное подчеркнуть). Да и бог с ними, каждый видит то, что хочет, и действительно, почему бы не ругать скучные новостройки и однотипные торговые центры - что в них хорошего? Другого в нашем городе такие люди в упор не хотят замечать. Не хочу никого обидеть, это не обобщение, а упоминание вполне конкретных людей (они не обидятся, так как точно этого не прочитают).




Для тех, кто не владеет украинским: написано, что эта зеленая инсталляция посередине Пассажа - совместный проект художника Александра Бурлаки и куратора Владимира Кадигроба с Национальным ботаническим садом. "Сделаем Киев снова зеленым!" называется. Я лично не против. Еще там установлены динамики, из которых по всему Пассажу раздается пение птиц. Очень красиво, надо сказать.

У тех же, у кого в Киеве прошло детство, в памяти сохранился Доктор Айболит с ложкой и огромный качающий головой бегемот в витрине - эта движущаяся инсталляция украшала "Аптеку матери и ребенка" в начале в Пассаж слева. Это было неизъяснимо прекрасно и очень необычно - таких движущихся витрин в Киеве было очень мало, и детвора (в виде меня), конечно, была в восторге, хоть в аптеку мало кто заходил - разве что за "гематогеном". Там и сейчас аптека, но бегемота с доктором давно убрали, зато "движущиеся картины" активно взяла на вооружение сеть магазинов "Рошен", расширяющаяся в последнее время, как позолоченный сахарный спрут. К явлению этому я отношусь с "тайной недоброжелательностью" (с), а вот "движущиеся витрины" мне по-прежнему нравятся - так же, как и в детстве.



Помню времена, когда вот прямо здесь стояли "девятки" с затемненными стеклами, и возле них степенно общались мужчины с бычьими шеями в опрятных спортивных костюмах, а прохожие старательно обходили их метра за три. Еще тут одно время было место сбора таких же мужчин, только глухонемых (была, вроде бы, такая шайка аферистов). Господи, чего мы только не застали...



"Обезьянников" перед Пассажем не меньше десятка, они пристают к редким прохожим с предложением "сфотаться" за деньги с их полуживыми питомцами. Только один из них додумался попытаться пристать к угрюмой тётке с "никоном д90" на груди. И то, скорее, по привычке, машинально, или чтобы я не обиделась от их невнимания. Печальная зеленая мартышка положила сморщенную лапку мне на локоть и преданно заглянула в глаза. Это было щемяще трогательно, но фотографироваться я все равно не стала.



В советское время на высоких постаментах стояли различные нарядные Пролэтарии, я их хорошо помню, фонтанов не было, зато были клумбы.


Вот еще. Совсем недавно.

За аптекой находилось нечто совсем уже невообразимо прекрасное - магазин "Детский мир". Я помню его смутно, потому что в 1980-х его перенесли в новое огромное здание возле метро "Дарница", а я с 1976 по 1983 год с родителями жила в ГДР-е. По возвращению в Союз отечественные игрушки после гэдээровских у меня вызывали некоторое недоумение и даже благоговейный ужас. Да и не до игрушек уже было, взрослая я уже была девица - целых 12 лет.

Еще был большой и скучный магазин то ли книг, то ли нот, то ли и того, и другого разом - уже смутно помню, явно это не инетересовало меня в период его существования.





Наследие Сысысера. Я не знаю, как по мне - красиво. Не оббивайте, пожалуйста, я знаю, с вас станется! Ну, наклейте на звезды значок "макдональдса", скажем, только не оббивайте!

Помню, при Перестройке и в начале 90-х в арке Пассажа была целая куча кооперативных кафешек и пивнух, в которых ошивалась разная босота. Боковые галереи на площади перед входом в Пассаж тогда были открыты, сейчас их застеклили. Так что кафешки были "на воздухе". Например, жуткое кафе на первом этаже слева при входе в Пассаж, котором подавали отвратительнейший кофе "Медок" - разбавленное пойло, в которое вместо сахара клали мёд.

Старожилы наверняка помнят те времена - тогда самым изысканным десертом, например, была курага со сливками из флакона. Еще мне запомнились из того времени огромные кучи мусора - и в углах самих кафе, и возле них, и по всему Крещатику - мусор валялся везде, вокруг него копошились голуби. И неспешно прогуливающуюся крысу тут запросто можно было увидеть. Занятное было время, да.


Выход на улицу Заньковецкой. Справа - вход в "Докер", культовое место, пивнуха, где проходили живые концерты всяких крутых групп. Накурено здесь было до полного удушения. Наверное, что-то подобное здесь и сейчас, но это всё как-то незаметно обошло меня слева и оставило позади.


В середине 90-х место стало постепенно облагораживаться. В самом Пассаже появились вполне респектабельные кафе, в которые не так просто было попасть - все места были заняты, "посидеть в Пассаже" считалось особым шиком. Такие кафе есть и сейчас, но народ к ним как-то охладел, все "ушли в подполье" - многолюдна теперь только "Пузата Хата" в подвале в самом начале Пассажа справа. Спускаешься в подземелье - а там целый город жующих людей с подносами.


На мемориальной доске (левая часть арки входа от Крещатика) написано, что на этом месте стоял дом, в котором располагалась ювелирная фирма Фаберже, и сам дом изображен (мы к нему еще вернемся позднее). Вот он, кстати:



И вообще, после событий 2014 года Крещатик и Пассаж как-то опустел, мне кажется. Я все время попадаю сюда в такое время, когда на улицах тихо и пустынно. Фотографии делала утром, где-то с 10 до 12:00, может, не повылазили еще. Кроме того, в тот же день в Киеве на Контрактовой площади проходила грандиозная ярмарка - я там тоже мимо проходила, но уже времени фотографировать не было, да и нечего особенно - толпы народа бродят между рядами с барахлом и устрашающе ворочают челюстями в "обжорных" рядах.


Очаровательный памятник в Пассаже знаментитому киевскому архитектору Владиславу Городецкому. На столике перед ним лежит его книга "В джунглях Африки" - он был еще и путешественником, и писателем.


Мы все здесь очень любим и помним Лешика-Владислава. Киевляне благодарны ему за невероятный  "Дом с химерами", Кенасу, Костел, Украинский Музей и множество других прекрасных построек в городе. Жизнь архитектора закончилась грустно - после Революции он покинул родину и умер далеко на чужбине, в Тегеране, но теперь он всегда довольный, элегантный и спокойный сидит с чашечкой кофе в самом сердце любимого города.

Еще это был последний день "Книжного арсенала", я попыталась туда попасть вечером, но не получилось припарковаться даже в нескольких кварталах от Лавры, да и смутила очередь за билетами - как в Мавзолей Ленина, так что я туда не пошла.

Таким образом, много гуляк в тот день были на других мероприятиях. Надо признаться, что Крещатик, Майдан и Пассаж всегда были местом прогулок приезжих, в основном; сами киевляне нередко не бывают здесь годами. Я, например, не гуляла в Центре уже года 3-4, любовалась окрестностями издали, только за рулем автомобиля. А народу к нам "просто погулять" сейчас едет не так много, вот и опустел немного Центр. Или это я в такое время сюда попала?


Лешик Дезидерий Владислав Городецкий, он же Владислав Владиславович.

Что-то мы как-то "заностальгировались" и забыли про сам Пассаж. Это такое привычное для нас место, которое давно все используют как некий проходной двор и место витрин и приятных кафешек, и никто, включая старожилов, давно уже не оглядывается по сторонам и не поднимает взгляд наверх. Вот признайтесь, киевляне, когда вы в последний раз любовались красотами архитектуры Пассажа?
А может, стоит оглянуться вокруг? Ведь архитектура и декор по-своему интересны и самобытны.

Часто в Сети попадаются фотки и открытки "Старый Пассаж в Киеве". Так вот, это не этот же пассаж до разрушения в войну, а совсем другой. Он тоже был на Крещатике, в самом его конце и по другой стороне, вот:


Это пассаж Й.Ждановского, он был между Крещатиком и улицей Пушкинской (1870-1900)






Он был сильно разрушен в войну, вот:


И вот:


Но его не восстанавливали.

Еще был "Малый пассаж" на Большой Васильковской, я вам о нем уже рассказывала, он сохранился до наших дней.

Наш Пассаж тоже очень сильно пострадал в войну, все дома внутри выгорели, остались только фасады, да и то основательно потрепанные:





Но его старательно обновили (с перепланировкой квартир, конечно) практически в первозданном виде. Автор реставрации 1940-50х годов - архитектор Александр Малиновский, певец "сталинского ампира" (и все-таки большой умница, я считаю).

Вообще, я все пишу "разрушен в войну" и т.п. Может, вы не в курсе, о чем речь? Напоминаю.
В 20-х числах сентября 1941 года, в самом начале оккупации города немцами, внезапно начали по-очереди взрываться и гореть дома в центре - на Крещатике и Прорезной. Первым взорвался старый Детский Мир, затем комендатура - и пошло-поехало. Пожар продолжался несколько дней, в результате имеем это:






Это Майдан, кто не понял.




Вот эта улица, от которой осталась только проезжая часть - Крещатик.

Сейчас идет перепалка в прессе на тему "Кто взорвал Крещатик?" - "гады-немцы" или "кровавая гэбня", я к ней присоединяться не собираюсь - в архивах не работала, только факты до вашего сведения довожу в виде фотографий.

Истории постройки вам немного. Построен Пассаж был в 1913-14 годах.
Я долгое время думала, что это уже после войны его таким сделали, ан нет.
Это творение архитектора Павла Сергеевича Андреева, возведенное по заказу страхового общества "Россия" на приобретенных накануне участках А.Штифлера и Л.Гинзбурга (сумма сделки - 1,5 млн рублей). Кстати, дом, в котором находилась фирма Фаберже, в стиле необарокко, как раз Штифлеру и принадлежал - он там выше был на старой фотографии.

Получился немного долгострой, до самой войны продолжались строительные работы, дом Штифлера тоже планировалось перестроить, сделать Крещатицкий фасад таким же, как и Меринговский (тот, что выходит на Заньковецкой, ранее улица была Меринговской), но помешала Первая мировая война, а потом Революция, общество "Россия" национализировали, так что простоял он в таком виде до 1940-х. Надо добавить, архитектор Андреев был из Петербурга, но в Киеве остался надолго, в 1930-х преподавал архитектуру в КИСИ.



Теперь, когда я уже присмотрелась к архитектуре Пассажа, я нахожу ее строгой, но в то же время изысканной и величавой. Особое очарование архитектурным линиям придает едва заметный изгиб улицы - как в средневековом городе.

Киевляне долгое время гадали, что означает замысловатый скульптурный декор, "кто все эти люди?". Он довольно интересен. Начнем с того, что построен Пассаж в стиле неоклассицизма, а декор (лепные маскароны, в частности) - типично модерновый. Со стороны Крещатика достроены элементы в стиле "сталинского ампира", но все вместе это выглядит на удивление гармонично.

Маскароны практически не повторяют друг друга. Убедитесь:
















Эта голова не самая красивая - она современная, на фасаде со стороны Заньковецкой. Еще здесь можно увидеть это:




Гигантская копия "Алмазного черепа" Демьена Херста в витрине - жутковатый и очень красноречивый символ современности.



Давайте лучше еще полюбуемся скульптурным декором Пассажа:








Сова - символ мудрости, атрибут богини Афины.


Орел - атрибут Марса, бога войны



Меркурий, бог торговли и хитрости, покровитель воров, на фасадах можно заметить также его атрибуты - жезлы-кадуцеи.



Здесь скульптурная композиция не сохранилась.

Интересна "вакхическая" группа фигур:


Маленькие "вакханята" спаивают льва. На другой стороне -  похожая группа, только там они его насильно кормят виноградом.


Давайте же разбираться, кто эти голые люди, про которых издавна рассказывают всякие басни:



Амур и Психея




Прометей



Нептун и Амфитрита


Венера и Гефест

Вот так все оказалось просто.

Добавлю еще, что в Пассаже всегда было самое дорогое и престижное жилье. Тут жили всякие актеры, режиссеры, писатели и просто "непростые смертные". Когда мне было лет 5, я с мамой и сестрой посетила здесь одну квартиру, кажется, что-то там обсуждалось по поводу поступления сестры в институт. Подробностей не помню, но было это до неприличия круто. Наличие квартиры в Пассаже в советское время свидетельствовало, что "все животные равны, но некоторые животные более равны, чем другие"(с).

Так что, киевляне, вам есть чем заняться на майские, если у вас нет дачи - можно пойти в Пассаж и рассмотреть как следует античных богов и маскароны.
Tags: Городецкий, Киев, киевские экскурсии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments