agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Просто о Хуго ван дер Гусе


Эмиль Ваутерс "Безумие Хуго ван дер Гуса", 1872

Ага, как про безумие прочитали, так все под кат полезли! :-)

 Шучу, конечно, это нормально, это всех интересует, как и секс, и смерть.

НАЧАЛО У НАС БЫЛО ЗДЕСЬ.

О самом Хуго теперь чуть расскажу, и его другие картины посмотрим, конечно.
Сведения о нем, как обычно, очень скупые. Как водится, не известна дата рождения – примерно в 1435-40 он появился на свет. Если же то, что считается автопортретами, таковыми и является, то, может, и 1430 даже. Родня его, возможно, из местечка Тер Гус в нидерландской провинции Зеландия, сам художник родился в Генте (в более поздних документах четко указано: «Хуго ван дер Гус, рожденный в Генте»). Из какой семьи, где жил до 1462 года – неизвестно (там же и жил, по всей видимости), но именно в этом году он впервые упоминается в сохранившихся документах, обнаруженных в архивах Гента. Здесь о нем говорят, как об одном из членов гильдии художников им. св. Луки.


Хуго ван дер Гус "Святой Георгий и поверженный дракон". Рисунок
Дракон похож на голодную собачку, и девушка явно его жалеет.



В 1468 году произошла пышная свадьба Карла Смелого, последнего, как потом оказалось, герцога Бургундского, и его третьей жены, Маргариты Йорк из рода Валуа. Свадьбу праздновали в Брюгге, и Хуго был приглашен наряду с другими заметными художниками оформлять свадебную церемонию. Всего в подготовке праздника их участвовало более 150, из них Хуго получил седьмой по величине гонорар. Подготовка к свадьбе - дело хлопотное и ответственное! Ведь не каждый день герцог женится, а всего третий раз за жизнь!


Я уже размещала эту картинку у себя в блоге. Это свадьба папы Карла Смелого, Филиппа Доброго и Изабеллы Португалской, 1430. Написано, скорее всего, ван Эйком или в его мастерской. Все в белом, мы видим свадебный пикник.


Еще одна "ренессансная" свадьба, по другую сторону Альп. Флоренция, роспись свадебного ларя. Свадьба сеньора Лоренцо Морелли и Ваджии Нерли. 1972 год. Интересно, что новобрачные одеты в наряды, смахивающие на одеяния русских бояр.

Продумывались наряды участников церемонии (судя по картинам, всем гостям рекомендовались наряды в определенной цветовой гамме), украшения свадебного шествия – что-то вроде парада, и, конечно, устроение пира, в ходе которого все напивались, крушили декорации и били друг другу морды. Для подготовки приглашали лучших мастеров своего дела, обязательно участвовали маститые художники. К таким делам в свое время "привлекался" и ван Эйк, да, думаю, и другие «гении ренессанса» - ведь для современников они были всего лишь талантливыми ремесленниками.


Хуго ван дер Гус. "Портрет молящегося мужчины с Иоанном Крестителем", 1475. 32 Х22,5 см. Уолтерс арт мьюзеум, Балтимор

Герцог с супругой потом несколько раз приезжали в Гент (нет чтоб детей вместо этого тщательнее делать, столько беды потом из-за из отсутствия вышло!). В честь их приезда также выбрасывались немыслимые деньги устраивались помпезные празднества - благо банк Медичи в лице Томмазо Портарини исправно снабжал деньгами. В 1469 и 1472 году оформление праздничных встреч герцога возглавлял Хуго ван дер Гус, если судить по тому, что заплатили ему больше всех.

В это время он уже был признанным мастером. Видимо, его работы высоко ценились, и организаторские способности также учитывались, поэтому в 1474-76 годах возглавлял гильдию художников, переизбирался несколько раз.

Имеется такой замечательный факт (из нидерландской Википедии) – в 1468 году было организованно что-то вроде съезда художников, профессиональной конференции! Это было весьма инновационно для того времени; известно, что Хуго состоял в президиуме, если это можно так назвать. Это первое задокументированное подобное мероприятие. Жалко, тезисов не


Хуго ван дер Гус. Правая створка Венского диптиха "Оплакивание Христа". 1475. 34,4 Х 32,8 см. Музей истории искусств, Вена.

Таким образом очевидно, что у ван дер Гуса были тесные контакты с другими художниками того времени. Например, сохранились документы, в которых упоминается, что Хуго участвовал в сборе денег на поездку другого художника, Йустуса ван Гента – тот отправлялся в Италию, где в последствии служил при дворе герцога Урбино Федериго Монтефельтро. Также сохранились живописные работы (к примеру, Триптих Ипполита) над которыми работали несколько художников сразу – Дирк Баутс, ван дер Гус (левая створка) и еще один анонимный мастер. С Баутсом они, несомненно, были знакомы, творчество Хуго очень повлияло на живопись последнего. После смерти Хуго часть его работ остались незаконченными, предполагают, что их завершил его друг и последователь Колин де Котер (или Колин из Брюсселя, вообще у нас мало известный художник).


Гравюра 1745 года. Красный монастырь, в котором жил и работал Гус


У Хуго была масса богатых и знатных заказчиков, его мастерство и слава были на самой высоте, в Генте он владел большим домом, и здесь вдруг происходит странная вещь – Хуго внезапно удаляется от дел и в 1478 году уходит в августинский монастырь Рoде возле Брюгге, в современном Одергеме (Родендале, Rouge-Cloître или Rood Klooster – переводился, как «Красный монастырь»). Считается, что в 1478 он принял постриг, а до этого пару лет был послушником монастыря (келейником). Причин могло быть несколько. Одна из них – в монастырь его «завлек» сводный брат Николас, который там уже был послушником, разочарование в жизни и склонность к меланхолии подтолкнули художника удалиться от мира.


Соременный вид монастыря

Вторая возможная причина (которую я не встречала нигде, кроме как в нидерландской Википедии) – несчастная любовь. Хуго выполнял заказ в доме некого Якоба Вейтенса (дом находился на мосту Муйде в Генте, сейчас эта местность называется «Voormuide»), расписывал там панель над камином, изображая сюжет «Давид и Абигайль». Там он влюбился в дочь хозяина. Художник сделал предложении руки и сердца, но отец девушки почему-то отказал ему. Хуго, судя по всему, было уже около 40, а может, и более. Возможно, до этого времени он уже был женат и овдовел. А может, он был такой замкнутый ранимый человек, который долго-долго зрел, не решался завести семью, а потом решился, а ему отказали. Тут нервы и сдали у бедняги.


Мемориальная доска в монастыре (из нидерландской Википедии)


Третья вероятная причина - начинающееся безумие. Мы не знаем, были ли у художника галлюцинации, и какого характера, но именно они вполне могли "загнать" его в монастырь. Ведь безумие в то время воспринималось, как одержимость дьяволом, а молитва - единственное лекарство в этих случаях.

В 1481 году один из братьев монастыря, Гаспар Офьюс, упоминает в своих записях (что-то вроде летописи), что брат Хуго впал в меланхолию, и в порыве безумства пытался убить себя в 1480. Лечили его весьма своеобразно, но вполне обычно для того времени – музыкальной терапией. На картинке вверху поста Эмиль Вандерс как раз эту экзекуцию и изображает (выглядит это так, будто безумие как раз последствием «терапии» и явилось).


Никодим с картины "Оплакивание Христа" (выше). Предположительный автопортрет Хуго ван дер Гуса

Не смотря на болезнь, Хуго продолжал выполнять заказы до конца жизни.

Насколько глубоким было нарушение психики, как часто оно обострялось, мы сейчас уже, конечно, не знаем. Похоже, у него была клиническая депрессия, а может быть какой-то психоз. Причина не ясна, что дает сейчас пищу для фантазий исследователей. Самая экзотическая – Гус был не доволен своим мастерством и страшно завидовал Яну ван Эйку. Якобы по причине недосягаемости гения ван Эйка он и сошел с ума. Ну, сейчас уже можно придумывать что угодно. Например, что он завидовал длинным стройным ногам Дирка Баутса, или был безответно влюблен в Петруса Кристуса, или принимал амфетамины – варианты бесчисленны.


Неизвестный автор, копия картины Хуго ван дер Гуса "Святой Лука", 1475-80. Возможно, Гус изобразил себя.



Сравнение двух "автопортретов". По-моему, очень похожи. Даже нелепая прическа одинакова.

Вернемся к монастырской летописи брата Гаспара Офьюса. Летописец помимо прочего рассказывает о том, что находясь в монастыре, художник продолжал принимать знатных заказчиков, и ему позволялось намного более того, что было позволено другим послушниками и монахам. Так, он мог надолго отлучаться, и даже, вероятно, ездить за границу (в Кёльн, например), получал дорогие подарки – один раз ему подарили редкое вино. Думаю, это могло вызывать у остальных братьев обители зависть и негодование, но брат Гаспар признает при этом, что «не было художника лучше по эту сторону Альп».

Умер художник в 1482 году, и похоронили его на территории монастыря, что считалось большой честью. Постройки Красного монастыря сохранились до сих пор, есть и памятная доска, посвященная Хуго ван дер Гусу. Мастерскую художника унаследовали люди с такой же фамилией – явно родственники какие-то.


Хуго ван дер Гус "Портрет мужчины", 1475

Как выглядел художник? С точностью сказать нельзя, но есть некоторые предположения. На Венском диптихе, на створке «Оплакивание Христа» справа внизу можно увидеть фигуру Никодима с подозрительно реалистичным лицом, отличающимся от схематичных абстрактных лиц других участников сцены. Этого человека явно рисовали с натуры. Предполагают, что это автопортрет. Есть еще одна интересная работа, довольно типичная по своей иконографии для того времени: «Святой Лука, рисующий Богоматерь». Помните, у Рогира ван дер Вейдена такая есть (целых 4 одинаковых), и тоже считается, что там автопортрет. Правда, вариант Гуса до наших дней не сохранился, дошла только очень качественная копия, и мужчина на ней очень похож на Никодима с «Оплакивания». С большой долей вероятности вот так вот Хуго ван дер Гус и выглядел.



В Генте есть улица имени Хуго ван дер Гуса и памятная доска на ней.

Теперь о работах давайте поговорим. Главную и самую "влиятельную" его вещь, "Алтарь Портинари", мы уже разобрали, эту работу не зря ставили в один ряд с Гентским алтарем Яна ван Эйка и считали важнейшей вехой в истории Северного возрождения.

Немного коснулись Венского диптиха, с него и начнем.


Хуго ван дер Гус. Венский диптих. "Грехопадение". "Оплакивание Христа". 1475 год. 34,4x22,8 см.

Это совсем маленький алтарь, для уединенного моления. В то время распространилась концептуальная форма покаяния Mea culpa - "моя вина". Надо было во время молитвы признаваться во всех грехах и трижды повторить  "Mea culpa, mea maxima culpa" - и бить себя при этом в грудь. Соседство двух сюжетов - Грехопадения и Оплакивания - должно было подчеркнуть связь между первородным грехом Адама и Евы и искупительной жертвой Христа. Признавалось, что человечество грешно и слабо, само оно свои грехи искупить не может, как и прародитель Адам, и во искупление послан сын Божий, как Новый Адам. Молящийся грешник должен был понимать, что не только из-за глупости Адама и Евы страдает Христос, но и из-за мелких грешков, грехов и грешищ каждого отдельного человека также кровоточат его раны.



Я очень люблю эту картину, есть в ней какое-то наивное очарование.

Очевидно влияние Гентского алтаря ван Эйка, Адам и Ева довольно похожи, во всяком случае, фигурами:


Ян ван Эйк. Адам и Ева. Гентский алтарь. 1417-1432.

В отличие от ван Эйка, Гус изображает райский фрукт именно яблоком, а не цитроном, яблоневое дерево узнается безошибочно. Интересно, что вопреки общепринятой версии, Ева надкусила одно яблоко, а для Адама рвет другое: правильно, чего жаться-то?! Вон их сколько на Древе познания, грешить так грешить!



Преданно глядящее на Еву человекоподобное существо на задних лапках - это Дьявол, как вы понимаете. В библии сказано, что это была змея, а здесь это скорее саламандра (она была тоже символом дьявола, так как по легенде не горела в огне). Правда, там же в библии говорится, что бог после грехопадения Адама и Евы покарал змею (вернее, змея): "За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей". Очевидно, лапки у змеи отняли, но до этого ведь они были, не могла же она ходить на хвосте. Вот Гус ее с лапками и изобразил - еще до наказания.


Всегда интересно было, что такое валяется позади змеи на земле? Похоже на перламутровую раковину и коралл. Эти предметы использовались ювелирами для всяких поделок, может, это символ богатства и тщеты. Раковина в поздних ванитас символизировала смерть, может и тут что-то подобное. Или раковина - "девочка", коралл - "мальчик"? Кто знает, черкните.

У змеи женская головка с вычурной прической, такие в то время носили куртизанки. Сначала мне показалось, что там сзади торчит что-то вроде хвостика или дурацкой косички, но потом  я нашла картинку с лучшим разрешением и рассмотрела, что косички две - как рожки:



Считалось, что женщина ближе к Дьяволу, более открыта для сотрудничества  - вот и легкомысленная Ева, как малое дитя, доверилась совершенно незнакомому созданию, да еще и с такой сомнительной внешностью, как наивный ребенок доверяется незнакомцу, предложившему на улице леденец. Так что женщина - "сосуд зла, греха" и т.п. Понятное дело, откуда ноги растут у такого махрового сексизма и шовинизма: все теософы были мужчинами. Похоже, женщины будили в их чреслах совсем не то, что по их пониманию, должно пробуждаться в порядочных и богобоязненных гражданах. Так что во всем женщины виноваты, а не чресла, конечно. В чем я согласна с теологами, иакмэто в том, что что женщины-начальницы не просто ближе к дьяволу, а являются его вместилищем.

В зелени позади змеи, чуть выше раковины, можно рассмотреть птичку. Это щегол, символ Страстей Христовых.



Еще мне на картине очень нравится пейзаж - уютный и мирный Эдемский сад. Вид у него вполне земной, европейский, но все же очень красивый. Под ногами у героев сцены удивительное разнообразие лекарственных растений, как обычно у нидерландских художников. Евины... все дела прикрывает синий ирис - символ скорби.

Если левая часть в исполнении Гуса выглядит свежо и очень самобытно, то правая вполне традиционна. Здесь отличительным является то, что автору удавалось прекрасно и во многих других работах: умение втискивать в узкое пространство целую кучу людей. Интересна и взвешенная композиция картины - диагональный крест. Есть некоторые мотивы, перенятые у знаменитого "Снятия с креста" Рогира ван дер Вейдена.


Рогир ван дер Вейден "Снятие с креста", 1435-40, 220 Х 263, Мадрид, Прадо

Очень похожи плачущие святые женщины:


Справа - женщина Рогира, слева - Хуго.


Магдалена у Рогира одета почти в такое же платье, как у Хуго.

Если присмотреться (в хорошем разрешении) на теле Христа отчетливо видны многочисленные царапины - следы истязаний.


Следующая работа - "Успение Богородицы":


Хуго ван дер Гус "Успение Богородицы", 1470, Картинная Галерея Брюгге, 147,8 x 122 см

Многие исследователи находят что эта работа очень депрессивна, что якобы отражало психическую нестабильность автора и было предвестником погружения в болезненную меланхолию. Но помилуйте, это же Успение! Умерла самая святая женщина из живших на земле, что ж ее близким, веселиться и скакать?! Работа заказная, для какого-то аббатства. Художнику сказали скорее всего: такой вот сюжет нужен, он и сделал, что просили, и сделал мастерски. Некоторые фрагменты несовершенны, но, возможно что-то делалось в спешке, а что-то могли делать ученики.

Это сюжет из апокрифического источника: почти перед самым успением Марию чудесным образом возле ее одра вдруг появились 12 апостолов, чтобо попрощаться с ней в земной жизни, тут же появился Христос на небесах с небесным воинством и забрал ее душу на небо.



Интересно, что каждый апостол на картине как бы сам по себе, хоть композиция очень "тесная". Это целая палитра эмоций, каждый переживает уход Марии по-своему. Старенькие уже все...




Это как раз тот момент, когда из рук умирающей Марии апостолы приняли горящую свечу, чтобы вложить ее в ее уже мертвые руки. Здесь узнаваем только Петр - он в литургическом одеянии. Все остальные одеты очень просто - ведь они много скитались по земле, проповедуя, да и происхождения, в основном, были самого простого: рыбаки, крестьяне.

А вот лично мне интересным кажется "несеверный" колорит картины. Станные для нидерландских художников цвета - бледно-голубой, розовый... Даже любимый ими насыщенный зеленый здесь приглушен.  Это позволяет художнику изобразить особый магический свет в помещении, освещенном небесными пришельцами, и отражает мистических характер происходящего. Такой колорит больше свойственен итальянской фресковой живописи. Флорентийской, например:


Мазаччо "Чудо со статиром", 1425 (статир - монета такая)

Может, Хуго бывал в Италии?


И еще одна, божественно прекрасная работа Хуго:



Хуго ван дер Гус "Поклонение волхвов", 1470, Берлинская галерея. 147x242 см + 9x76,3 см

Волхвы (маги, мудрецы) еще трактуются, как заморские короли. Их привела к новорожденному Христу Вифлеемская звезда, они пришли к Царю Царей поклониться и принесли ему богатые подарки.

Мне эта работа Гуса, зрелая и насыщенная, до мелочей продуманная в композиции, очень по душе. Вот даже эта проломленная стена шедевральна! И грязные горшки в нише!

Удивительно красива Богоматерь (честно говоря, не всегда это можно сказать о ней на других картинах "северян").


Она бледная немного, но ведь совсем недавно родила.


Младенчик миленький, просто заглядение, такой настоящий - расфокусированный "грудничковый" взгляд, непослушные ручки-ножки, которыми он сам еще не владеет.

А это - самое прекрасное лицо среди африканцев в мировой живописи:



Волхвов обычно изображали трех возрастов и с трех разных континентов, о которых тогда было известно - Европа (коленопреклоненный пожилой волхв), Азия (средних лет в экзотическом наряде) и Африка (вот этот), хотя по первоисточникам они пришли с Востока. Есть версия, что это представители трех разных этносов "с Востока": Персия, Аравия и Эфиопия. У африканца смуглая кожа, но черты вполне европеоидные. Возможно, позировал араб (или мавр) - но точно позировал, лицо совершенно живое. Это мог быть и человек с юга Италии, которому чуть "приколорировали" кожу. Звали волхвов, как известно по поздним апокрифам, Каспар (старик), Мельхиор (средних лет) и Бальтазар (юноша). Они являются покровителями путешественников, поэтому по всему миру можно найти отели под названием "Три короля".


Один из даров волхвов - золото. Два волхва держат в руках другие два дара в сосудах - ливан (ладан) и смирну (мирру). Видите, опять какая-то фигня, вроде шапки Мономаха, как на итальянской свадьбе со свадебного ларя (выше).



Зеваки на заднем плане выглядят подозрительно "человекообразно" - уж не донатор ли какой позировал с уродливыми отпрысками?

Есть на картине несколько очаровательных деталей:


Это, например.


...Это



...И особенно - это!



Все, кратенько еще одна, и идем спать!


Хуго ван дер Гус "Поклонение пастухов", 1480, Берлинская галерея, 97x245 см.


Еще одни пастухи, и здесь их всего два. Зато какие динамичные! Они буквально врываются в помещение!


А что? У Луки сказанно "...поспешили", вот они и спешат. И да, самые эффектные коленки Северного Возрождения!

Картина очень приятная, уютная. Здесь нет такого преклониния и благоговения, как на "Алтаре Портинари", просто все умиляются младенчику. Ангелв просто обступили его и готовы броситься играть с ним. Это сын Бога, конечно, но и просто новорожденный тоже.




Немного тревожное ощущение вызывает только смятая пеленка под ребенком - это словно зловещий намек на пелены, в которое завернут через 33 года распятого Христа.

По краям картины мы видим двух пророков, это скорее всего Исайя и Иеремия. Они отодвигают тяжелые шторы, как в храме отодвигают завесу у алтаря:


Мастер Святого Эгидия "Месса святого Эгидия (Жиля)", 1500. Национальная галерея, Лондон.


Портьеры напоминают театральный занавес, это делает сцену похожей на Рождественский вертеп.

Еще детальки картины:



Уже знакомая нам сцена явления ангела пастухам.



...И сноп пшеничных колосьев - символ Христа, тела Христова, как на алтаре Портинари.



Теперь еще парочка работ без подробных пояснений:


Приписывается Хуго ван дер Гусу


"Алтарь Ипполита" - средняя часть - Дирк Баутс, правая створка - неизвестный художник, левая - Хуго ван дер Гус



Приписывается Хуго ван дер Гусу



Две створки алтаря, написанного ван дер Гусом прим. в 1480 г, находятся в разных музеях: левая часть - в Нью-Йорке, правая - в Берлине.


Все, уморилась. Спасибо за внимание!


Информацию беру в книгах, Интернете, из лекций dr. Vida Hull в ютубе. Кое-что френды подсказывают :-)

Tags: Северный ренессанс, Хуго ван дер Гус, нидерландские примитивы, разговоры об искусстве, ренессанс, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments