agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

"Тест Мемлинга". Хороший ли вы физиономист?



А давайте поиграем?
Узнаем заодно, насколько мы хорошие физиономисты, а скорее, насколько ваша способность угадывать характеры людей по их лицам совпадает с моей собственной.

[галерея образов:]
Попутно мы, конечно, рассмотрим портреты работы замечательного немецко-фламандского художника Ханса Мемлинга (1428/30-1494) и немного о них поболтаем. О самом Мемлинге (правильно "Мёмлинге") и других его работах обещаю рассказать в очередном посте.



Слева-направо (кликабельно):

Рогир ван дер Вейден "Портрет Филиппа де Крой", 1460
Ян ван Эйк "Портрет Яна де Леув", 1436
Робер Кампен "Портрет женщины", 1435


Портреты в посте расположены в более-менее хронологическом порядке, хотя о хронологии Мемлинга говорить можно лишь условно - работы свои он, гад такой, не подписывал и не датировал. Так что там, где вы видите дату "1480" - это, скорее всего 1480-е, т.е. десятилетие, а не один год. И не было на самом деле такого: взял Ханс и "напечатал" пару десятков портретов за год.

В оправдание "анонимности" Мемльнга надо отметить отрадную его "плодовитость" - сохранилось несколько десятков его портретов и довольно много религиозных работ. Многие их них были створками небольших "индивидуальных" алтарей - диптихов и триптихов, лишь некоторые - отдельными портретами.

Вдохновение свое Мемлинг явно черпал у более маститых современников и предшественников - Рогира ван дер Вейдена (у него даже, возможно, учился), Робера Кампена, Яна ван Эйка, но и сам невероятно в этой области преуспел и достиг удивительных высот изобразительного мастерства и тонкого понимания психологии своих моделей.

Так что давайте пробовать угадывать - кто перед нами и каков был при жизни. Правила простые - смотрите на портрет, пытаетесь угадать, каким был этот человек, открываете ссылку и читаете, что я думаю по этому поводу. Поехали!:








"Портрет Антуана Бургундского, "Великого Бастарда""
прим. 1470, 45х35,5 см. Дрезденская галерея. Германия
Как видите, довольно крупный, как для Мемлинга, портрет, остальные будут намного мельче.


Немного нечестным будет, если я скажу, что угадываю человека знатного и богатого (с орденом Золотого Руна, на секундочку!), но в то же время честного, благородного и отважного - об этом можно прочитать в Википедии. Антуан был внебрачным сыном Бургундского Герцога Филиппа Третьего, его первенцем, сводным братом законного герцога Карла Смелого и служил ему честно и преданно всю жизнь, не посягая на трон и ни разу не предав его. Был доблестным в бою и талантливым полководцем.

Если же этого не знать, мужчина на портрете мне кажется незлым, хоть и упрямым, довольно высокомерным и немного усталым.

Нрав Антуана более отчетливо, по-видимому, проявлявшийся в молодости, лучше виден на более раннем портрете другого художника, Рогира ван дер Вейдена:


Рогир ван дер Вейден "Портрет Антуана Бургундского",
1460. Королевский музей, Брюссель. Бельгия


Здесь мы видим юношу благородного, но немного задиристого и даже нагловатого. Мне кажется, он был дерзок, честен и любил женщин. Даже чересчур. Стрела в руке показывает, что он считался лучшим лучником своего времени. А еще он зря не использовал свое смертельное оружие против собственного парикмахера.





"Портрет старика"
1468-70 Metropolitan музей, 25,4х18,4, Нью-Йорк, США


О том, какими были пожилые люди в молодости, сложно судить по их лицам. У многих стариков схожее выражение - усталость, отстраненность, погруженность в себя. Кое-что об этом человеке я все же сказала бы. Представляется, что у него был довольно тяжелый, временами даже суровый характер, но в то же время он мог и повеселиться от души. Склонен к насмешке, даже сарказму, но и не лишен способности к сочувствию.

Такие портреты в старости люди заказывали, понимая, что они в финале жизненного пути. Им хотелось, чтобы близкие запомнили их и молились за успокоение их душ. Старик этот не одинок - у него есть супруга, с которой его "разлучили" - вторая часть диптиха "уехала" в другой музей:






"Портрет старухи"
1468-70, Музей искусств в Хьюстоне,
25,4х18,4, США

Дама кажется мне довольно хитрой (в старости ее хитрость "сгладилась", и ее стали называть мудростью), "себе на уме". Думаю, она любила посудачить, обсуждая несовершенства окружающих, была немного высокомерна с более низкими по статусу. Наверное, очень набожна и не лишена милосердия.




"Портрет мужчины" в красной шапке, 1470-е


Дядька добродушный и любознательный, местами даже простоватый. Иногда - хитроватый и деловитый. Талантливый невероятно. Откуда я это знаю? да потому что это сам Ханс Мемлинг! С большой долей вероятности этот портрет считают его автопортретом.

Есть еще предполагаемые портреты Мемлинга:


Автопортрет с "Триптиха Донна", вон он, за святым Иоанном (слева):


"Триптих Донна", Лондонская Национальная галерея. прим. 1470

Триптих был заказан Мемлингу сэром Джоном Донном Кидуэллом. Англичанин, он оказался при Бургундском дворе во время организации свадьбы Карла Смелого и сестры английского короля Елизаветы Йоркской. Джона и его жену с дочерью можно видеть коленопреклоненными на центральной панели.

Вот еще:



Мужик с триптиха не очень-то похож на мужчину в красной шапке (хоть и сам в красной шапке), но ведь и свет, и ракурс могут быть совсем разными.
Вот еще предполагаемый портрет (автопортрет?) Мемлинга в молодости:


Теперь совсем все запуталось!



"Портрет мужчины". 1470-75. 33,5х23,2 см, Frick Collection, США

Похоже, итальянец, их вокруг Мемлинга крутилось немало, у Брюгге были теснейшие контакты с Флоренцией. Мужчина честолюбивый, обидчивый, склонный к меланхолии, иногда даже угрюмый и мстительный. Почему? Да вот так мне кажется.


"Портрет старика", 1470, 29х34 см

Человек этот всю жизнь сохранял бодрость духа, назойливую кипучую энергию, вспыльчивость, настойчивость. На старости все-таки немного успокоился, но стал сварлив. Глаза умные, пытливые.


"Портрет старухи", 1472. 29х34 см, Лувр, Париж, Франция

Печальная картина угасания - активности (ее и в молодости было не много), свежести, сил и, к сожалению, разума. Думаю, в молодости она была довольно вздорная и въедливая, но нередко "грызла" и саму себя. Слугам от нее точно доставалось.
Дама, по всей видимости, богата - на пальце золотое кольцо, одежда оторочена дорогим мехом. Этот портрет Мемлинга беспощадно правдив, он почти сатирический, я бы на месте заказчика даже обиделась.



"Портрет Жиля Жоэ",  30х22 см. 1472, Стерлинг и Франсин Кларк Арт Институт, Вилльямстаун, Массачусетс, США

Вот хочется воскликнуть: "Что за злобная, надменная морда?!", а это, оказывается, известный в то время композитор, человек творческий. Правда, это не мешало ему быть честолюбивым, угрюмым и не особенно приятным. Этот человек считал, что его собственное мнение - единственно правильное, и очень любил разглагольствовать свысока, даже когда его не просят. На Резника слегка смахивает.



"Портрет мужчины с гвоздикой", 1475.  27,3Х38 см. Нью-Йорк, США. Библиотека  Пирпонт Морган

Такие вот портреты с трогательными цветочками в руках часто заказывали в качестве свадебного подарка от жениха невесте. Я вот лично в данном случае невесте не завидую. Лицо у этого человека злое, жестокое, непреклонное, глаза пустые и холодные. Или Мемлинг просто его недолюбливал?


"Портрет семьи Портинари, Томмазо и Марии Маддалены" (это лишь боковые створки триптиха, а центральная часть утеряна, посвящалась Богородице). 1470-80. 44х33,5 - одна створка. Metropolitan музей, Нью-Йорк, США

Я вам уже подробно рассказывала про главу филиала Банка Медичи в Брюгге Томмазо Портинари в отдельном посте про Хуго ван дер Гуса. Так что мы и без физиогномики знаем, что был он человеком смелым, изворотливым, рисковым и страстным. Лицо упрямого настойчивого мужчины, довольно привлекательного. Похоже, был он также очень честолюбив и злопамятен, иногда жесток до жестокости.

Портреты писались в год их бракосочетания, видимо, для молитв во укрепления молодой семьи и создавался алтарь. Жена здесь совсем юная - Портинари женился в 38, а ей было всего 14 (педофил поганый!). Мария Маддалена не выглядит здесь совсем уже неискушенной. Лицо у нее довольно капризное и хитроватое. Похоже, она была смешлива и язвительна.

Совсем другая она на другом портрете:


Это деталь "Алтаря Портинари" Хуго ван дер Гуса, написанный примерно через 3-4 (а возможно и позже) года после портретов Мемлинга. Здесь ей не менее 18, у нее уже 3 детей. Вид изнуренный, женщина исхудала и очень бледна. Возможно, это просто особенности техники Хуго, а возможно, он запечатлел ее беременной на раннем сроке (это очень вероятно по срокам, хоть с датировкой, как обычно, проблемы). Меня смущает, что одежда и украшения почти те же, словно Хуго просто перерисовал их с картины Мемлинга.


"Юноша за молитвой". 1475. 25х39 см. Лондонская Национальная галерея, Великобритания

Прекрасная, просто дивная работа! Одно из лучших произведений Мемлинга.
На картине совсем молоденький парень, скорее мальчик лет 13-14. Он задумчив и очень застенчив, как мне кажется, молится одухотворенно и искренне. С другой стороны, волосы его подозрительно рыжеватые, щеки, похоже, усыпанны веснушками, а в благочестие рыжих я верю с большим трудом. Не исключено, что парень послушно позирует перед чужим ему человеком, а со своими сверстниками - сорванец сорванцом.


"Портрет мужчины". 1478-80. 27х32 см.  Национальная коллекция, Виндзорский дворец, Лондон, Великобритания

Очень серьезный персонаж!
Видно упорство, жесткость, уверенность в себе. Возможно, он - интроверт, человек, скрывающий свои эмоции. Но он не кажется мне злобным мизантропом, лицо открытое и благородное.


"Мужчина со стрелой", 1478-80. 26х32 см. Национальная галерея, Вашингтон, США

Любитель развлечений и удовольствий, превосходный стрелок из лука (что очевидно), склонен к лени, излишествам  и праздности, добродушен, иногда до мягкости, не очень умен. Ин май хамбл опиньон.


"Портрет Жака Савойского".
1479. 25х34,7 см, Музей Базеля, Швейцария


Мужчина самовлюбленный, капризный, амбициозный и надменный. Щеголь и нарцисс. Этому свидетельство и его история - интриги и захватнические войны, в конце концов - потеря всех отвоеванных земель.


"Портрет молодого человека на фоне пейзажа"
1480.  20х26 см, Галерея дель Академия, Венеция, Италия


Человек не совсем искренний, довольно скрытный, носящий маску напускной скромности и меланхолии, на самом деле - скрытый честолюбец, очень уязвимый и злопамятный.


"Мужчина, молящийся на фоне пейзажа", 1480. 30 х22см, Галерея Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды

Ну что ты будешь делать, если так неудачно сломан нос?! Конечно, смахивает на буяна и повесу, упрямца и спорщика. Похоже, человек прямой (до противного) и отважный.



"Портрет мужчины с римской медалью"
(с профилем императора Нерона), 1480-е,  29х22 см, Королевский музей, Антверпен, Бельгия


Очень интересное лицо. Человек влюбчивый, меланхоличный, временами - довольно замкнутый, романтичный, но не угрюмый, вполне способный принять участие в пирушке с друзьями и повеселиться. Болезненно честолюбив и обидчив. Любитель женщин, но не развратник.

Такие портреты с медалями тогда были в моде. Вот, например:


Сандро Боттичелли "Портрет неизвестного с медалью", 1475. На медали, предположительно, профиль Козимо Медичи


"Портрет мужчины в лоджии"
1480. 28х40 см


Умный, насмешливый молодой человек, любознательный, борец за справедливость, упрямец. До смешного самолюбив, но с близкими довольно мил. Возможно, не всегда отважен, когда надо.


"Сибилла Самбетта" или "Портрет Марии Морелль"
1480. 36х26,5. Музей Мемлинга, Госпиталь Синт-Янс в Брюгге, Бельгия


Эта панель заказывалась не как створка диптиха или триптиха, а как самостоятельный портрет.
Страшна до онемения! Здесь совсем молодая женщина, до 20 лет, просто наряд такой "солидный". Не известно, кто это. Предполагается, что это дочь Виллема Мореля (он будет дальше). Похоже, довольно непростая была особа - скрытная и подозрительная, неулыбчивая, злая на язык. На портрете она выглядит очень бледной и аскетичной, портрет строгий, даже скучноватый. Мемлинг немного смягчил облик некрасивой дамы изысканными украшениями.



"Портрет мужчины с пятнистым меховым воротником"
1480-е, галерея Уффици. Флоренция, Италия


Вид немного шалопаистый, смахивает на итальянца. Обратите внимание, как изящно кисть руки лежит на "краю рамы" - очень популярный в то время прием, его ввели в моду еще ранние примитивы типа Кампена.
Либо портрет неудачный, либо портретируемый был не слишком умен. Лицо довольно равнодушное, амимичное. С другой стороны, бывают же люди с такими вот неподвижными лицами.


"Портрет женщины"
1480-85, Частная коллекция Вильяма Миддендорфа, США


Довольно милое лицо - нежное и трогательное. Женщина очень молодая. Видимо, в общении приятная, хоть и нарочито высоконравственная - что поделаешь, тогда так надо было. Похоже, могла и постоять за себя. Могла и наорать, если из себя вывести.




Знаменитый "Двойной портрет семьи Морель - Виллема и Барбары, в девичестве Вленденберг".
1475 год, 28х37,5 см одна створка. Брюссель, Королевск музей искусств. Бельгия


Интересно наблюдать, как от года к году растет мастерство Мемлинга-портретиста, как все вернее улавливает он тонкие психологические нюансы.

Муж, на первый взгляд, выглядит добродушным и смешливым человеком, хоть и хитрым. Если пресмотреться, то очевидна настойчивость и твердость, даже властность. Виллем был удачливым предпринимателем, богатейшим человеком своего времени, буквально "владелец заводов-газет-пароходов".

Жена его, приопустив веки, для художника пытается демонстрировать женственное смирение, но у нее плохо получается. Видно, что это бой-баба, которой сам черт не брат. Таких много среди базарных торговок бизнес-леди. Лицо холодное, упрямое, лишенное всяких сантиментов и одухотворенности. А вот бусики красивые.

Интересно, что жили они, похоже, вполне дружно. В браке родилось 5 сыновей и 11 (!) дочерей. На картине Барбаре лет 35-40. Вид женщины, не сломленной жизнью.

Парочку у Мемлинга можно видеть еще раз, на створках алтаря.


Здесь мы их видим с многочисленными отпрысками. Оба тут, похоже, моложе лет на 10, чем на предыдущих портретах. Одна из дочерей позади Барбары может быть "Сибиллой Самбеттой", которую мы разбирали выше. Исследователи считают, что для "Сибиллы" Мария очень молода, а как по мне, все вполне сходится.






"Портрет неизвестного мужчины с письмом".
1485-89. 35х25 см. Уффици, Флоренция, Италия


Да простит меня портретируемый, но он здорово смахивает на алкаша. Во всяком случае, покушать и выпить он любил (или был к этому склонен) и по бабам пройтись тоже, а потом - долго и сладко поспать. А еще был рассеян и не организован.



"Предположительный портрет Фолко Портинари"
1485-90. 35х25. Уффици


Заказан потомком Фолко, Томмазо Портинари лет через 200 после смерти первого. Так что для портрета пращура позировал кто-то другой, "современный", возможно, родственник. Тот, кто позировал, был человеком целеустремленным, лишенным чувства юмора, равнодушным к лишениям и очень самолюбивым.


"Портрет молящегося мужчины".
1487, Аптон Хауз, Барбанди, Оксфордшир, Великобритания.
Совсем крошечная створочка алтаря - около 20 см высотой.


Человек богатый, но, видимо, не пафосный. Сдержаный, малословный, неулыбчивый. Вряд ли интересный собеседник и балагур.


"Портрет Бенедетто Портинари", 1487. 34х45 см.  Уфицци
Младший сводный брат Томмазо Портинари.
Говорливый и любящий жизнь, компанейский и хвастливый. Человек отважный, воинственный, но лишенный особых талантов.


"Портрет Мартина ван Ньюйенхове"
1487. 44х33 см. Музей Мемлинга, Госпиталь Синт-Янс в Брюгге, Бельгия

Мартину здесь всего 23 года. Он был членом очень знатной и влиятельной семьи, через 10 лет он стал мэром Брюгге. Старший брат Мартина был канцлером при дворе Максимилина Австрийского и был казнен за какие-то прегрешения вскоре после создания этого диптиха. Это ведь именно диптих, и выглядит он так:



Это, кажется, единственное датированное произведение Ханса Мемлинга - видите, ниже Богородицы надпись - имя донатора и дата - 1487 год.

Работа очень красивая. Она изображает момент, когда Мартин читает часослов, молитву Деве Марии, и сама Мария с младенцем является перед ним. Герои находятся в одном и том же помещении, хоть и на разных створках, но мы видим их под разным углом - стена за спиной Мартина написана по закону линейной перспективы, фокус, или "точка схождения" - на Марии.

На витражах мы видим гербы рода Ньюйенхове, позади Марии - круги с изображением сада (фамилия Мартина означает "новый сад" на нидерландском).


Святой Мартин - небесный покровитель героя на портрете. Он знаменит тем, что, будучи богатым рыцарем, увидев как-то полуголого нищего, срезал мечом свой плащ, чтобы бедняга мог укрыться от холода.


Занятно, что при хорошем разрешении видны детали прорисовки (например, на руках молодого человека, или в проеме окна за ним).



А что с самим Мартином? Даже не знаю, лицо не очень умное - слишком молод еще. Он, конечно, изумлен видением, открывшимся перед ним, поэтому рот слегка приоткрыт. Мне кажется, это довольно заносчивый, горделивый юноша, самоуверенный, всегда настаивающий на своем, но его, возможно, можно разжалобить и даже растрогать. Как святого Мартина.



"Портрет мужчины" (возможно - Лодовико Марио иль Мора Сфорца)
1490, 22Х29 см. Музей Тиссена-Борнемиссы, Мадрид, Испания


Это последний из известных портретов Мемлинга, а может быть, и не Мемлинга. Некоторые исследователи считают, что портрет написал ученик Мемлинга, итальянец Зенетто Бугатто уже после его смерти. Как довод приводится то, что ученик превзошел мастера - портрет совершенен. Мне очень нравится!
Мы видим любимца судьбы, модника и кутилу, любящего пиры и турниры, избалованного вниманием женщин. Человек беззлобный, но равнодушный к чужим горестям. Умный, решительный, когда надо, и не особо отягощенный чрезмерной моралью.


Хочу добавить, если вы сами не обратили внимание, что всем портретам Мемлинга свойственна удивительная композиционная гармония. Он "вывел из тени" нидерландский портрет, большинство его персонажей изображено на фоне прекрасного умиротворяющего пейзажа, и лишь некоторые - на темном фоне. Очень живенько эту практику переняли у него итальянцы, так, что с некоторыми его путают до сих пор. Игра наша, конечно, шуточная, но она призвана подчеркнуть, что все портреты Ханса Мемлинга тонки и психологичны. Они наводят на размышления: кто был этот человек, каков был его нрав, о чем размышлял, когда позировал, каким хотел казаться потомкам?

Ну вот, а наша "угадайка" закончилась. Подводим итоги.
0-49% совпадений: ваши навыки по физиогномике не сходны с моими;
50-99,9%: ваши навыки по физиогномике сходны с моими;
100%: вы - это я.

У кого что получилось?
Какие есть свои версии, мнения, предположения по поводу наших героев?
Кому еще Мемлинга?
Tags: Северный ренессанс, Ханс Мемлинг, нидерландские примитивы, разговоры об искусстве, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments