agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Мемлингомания. Крупные мелочи


Ханс Мемлинг "Страсти Господни". 1470. Турин. Галерея Сабауда

Не знаю, писал кто-то еще до Мемлинга такие сложные работы - многофигурные и "многокомпозиционные", но точно знаю, что после него такое стали писать как минимум двое - Босх и Брейгель.


"Страсти Христовы" заказал все тот же уже порядком надоевший Томмазо Портинари. Мы видим его с женой на картине в нижних углах композиции. Рассказывать о нем повторно не буду, про него есть отдельный пост.

Есть здесь, конечно, элементы старинной, еще готической иконографии - одновременные изображения разных эпизодов жития на одной картине - это мы уже видели на "Алтаре святых Иоаннов", но чтобы на этом была построена вся картина, сама суть композиции - гармонично скомпонованные и собранные в одно разные фрагменты одной истории, это, кажется, именно Мемлинг и придумал.

На картине изображен фильм Мэла Гибсона изображены события несколько дней до казни Христа - от Въезда в Иерусалим до Вознесения.


Вход Господень в Иерусалим.
По Писанию, Христос въехал в город верхом на осле, восторженные сторонники встречали его с пальмовыми ветвями. В наших широтах с пальмами туговато, поэтому празднуют соответствующий праздник с ветвями вербы. Отсюда "Вербное воскресение". У Мемлинга я что-то пальм тоже рассмотреть не могу, зато одежду на дорогу перед Христом бросают, как и сказано у Матфея.


Изгание торговцев их храма.
"И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников".
(Мф. 21:12-13)
Ох, как же его сейчас не хватает! Больше 2000 лет прошло, а ведь ничего не изменилось. Распяли, затем вознесли и прославили, но так ничего и не поняли.


Моление о чаше
Предчувствуя близкую гибель, Христос ночью в Гефсиманском саду, в стороне от спящих учеников молился и тосковал, умоляя Бога-отца избавить его от ужасной участи. Ведь кроме божественной природы была в нем и человеческая, уязвимая и страшащаяся.

"И, отойдя немного, пал на лице Своё, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты".
Мф.26
Жалко его так, бедненького...


Тайная вечеря
Мы много раз разбирали ее - это, собственно, первое таинство евхаристии, проведенное самим Христом. Учеников мы здесь видим не всех - часть скрыта за стенами.


А вот это деталька уникальная по сути, в живописи редкость: сволочь-Иуда украдкой покидает дом, чтобы позвать солдат.


Поцелуй Иуды и арест Христа.

Поцелуй Иуды был тайным знаком, чтобы стражники узнали среди учеников Иисуса и арестовали именно его.


Суд Пилата
Мы видим слева петуха, который прокукарекал поутру, когда святой Петр трижды отрекся от учителя, как тот и предсказывал. Также видим скульптуру Евы (есть там и Адам), которая со своим "напарником" открыла дорогу для человеческого греха, который в конечном итоге привел Христа на Голгофу.


Портал над Пилатом украшен скульптурной группой, изображающей Суд Соломона. Мудрый суд древнего правителя противопоставляется трусливому и лицемерному суду Пилата. Сцена уже мною упоминавшаяся - две женщины родили одновременно, и у одной ребенок умер. Обе заявили в суде, что именно ей принадлежит живой младенец. Тогда Соломон предложил разделить его, разрубив пополам. Лже-мать согласилась, а настоящая мать в ужасе вскричала: "Нет!!! Отдайте его ей!", и все поняли, что именно она - настоящая.


Бичевание Христа.
Посмотрите на скульптуры на портале - это Каин и Авель. У Каина (слева) в руке лошадиная челюсть, которой он забил брата до смерти - символ убийства и предательства.


Поругание Христа и Коронование тернием

На голову Иисусу надели колючий терновый венец и с издевкой "поклонялись" ему, как "Царю Иудейскому". У Мемлинга палачи очень прагматичные - они используют специальное приспособление, чтобы не исколоть собственные руки и нанести несчастному раны поглубже.


"Се человек"
Пилат выводит Христа на балкон и предлагает толпе решить его судьбу. Люди в толпе кричат: "Распни его!"


Изготовление креста.
Люди сосредоточены и деловиты, словно делают кухонный стол.


Несение креста.
Во время скорбного шествия на Голгофу Иисус упал под тяжестью креста, и дальше ему помогал нести его некий Симон Киринеянин. За ними шествуют плачущие святые женщины, Мария и святой Иоанн, поддерживающий ее.


Христос плачет. Какие же они скоты!



Сцены распятия.
Мемлинг смело размещает рядом сразу три сцены - Пригвождение к кресту, собственно Голгофа с тремя распятыми и Снятие с креста. При этом у него рядышком мирно ужились сразу две Голгофы, между которыми солдаты дерутся из-за одежды Христа.




Опять же - рядом две пещеры: в одной - Положение во гроб, у соседней - Воскресение, хотя мы понимаем, что это одна и та же.




А это Христос, который перед Вознесением спускался в Преисподнюю.


Иисус показывается Марии Магдалине в облике садовника.

Если о-о-очень хорошо присмотреться, то справа вверху, у озера мы можем рассмотреть крошечную фигурку Христа, призывающего своих учеников, которые в этот момент с корабля ловят рыбу.

Еще несколько необычных героев картины невольно бросаются в глаза. Конечно, мы не будем говорить о лошадях солдат и ослике Христа, ведь их присутствие вполне объяснимо,


...Как и жертвенные животные торговцев, изгоняемых Христом, а вот остальные вполне могут иметь символическое значение.


Присутствуют сразу 4 собаки. Одна перед донаторшей.


Еще одна - со случайными прохожими, которые шествуют мимо воскресшего Христа.


Еще две - в сцене сооружения креста.
Вообще это могут быть просто собаки, но в живописи они нередко символизируют преданность. Еще это символ доминиканцев ("псы господни").


Обезьянка на крыше - греховность, распущенность, коварство, алчность. Иногда она даже символизировала дьявола, зло.


Сорока - символ стяжательства, сплетен и оговоров.


Почему-то считалось, что мясо павлина нетленно, поэтому он был символом бессмертия, бессмертной души.


Мы уже знаем, что это "утилитарный" петух, а не символический - он прокричал на рассвете, и Петр вспомнил, что Христос предсказал его троекратное отречение еще до крика петухов. Однако иногда петух в живописи символизировал свет, возрождение, противостояние духовному невежеству.


Щегол - символ Стастей Господних.

Возмутительно, что нет ни одного котика. Может, это он?:




Ну что, остались у вас еще ягоды в ягодицах? Тогда еще одну картиночку разберем, она очень похожа по принципу построения.


Ханс Мемлинг "Радости Марии". 1490ю Мюнхен, Старая Пинакотека.

Ее еще неверно называют "Семь радостей Марии", но эпизодов изображено намного больше (около 25).


Благовещение


Рождество (за стеной - донатор с сыном, позади - их герб, мадам-донатор в правой половине картины). В арку собираются войти прибывшие на поклонение пастухи.


Справа - донатор Питер Бултник с сыном, его жена - Катарина ван Рибеке.


Ангел является пастухам, чтобы возвестить им рождение Сына Господня.


 Поклонение волхвов. Это центральная сцена картины.
Опять собака-верность. Такие породистые собаки (левретки или борзые) символизировали еще и благородство.


Не исключено, что группа волхвов списана с реальных людей.


Очень много волхвов, они то убывают, то прибывают...


...То отбывают на кораблях.
Больше их мы конечно видим на лошадях с богатой упряжью. Картина заказывалась для часовни Гильдии кожевников в церкви Девы Марии в Брюгге, так что это своего рода реклама их изделий.


Избиение младенцев.
Это, конечно, никакая не радость, но все-таки младенца-Христа удалось увезти и спасти. Это история из серии: "Слышал звон, но не знал откуда он". Ироду донесли, что свершилось древнее предсказание, и в его царстве родился новый Царь Иудейский. Ирод расценил это как угрозу своему трону и нашел "блестящий" выход - перебить всех малышей-мальчиков от 0 до 2 лет. Иосиф с семьей успел бежать в Египет.
Интересные какие-то лодки на реке у моста.


Бегство в Египет - Мария с ребенком отдыхают в тени изогнутой пальмы, Иосиф что-то  там собирает - то ли хворост, то ли ягоды, ослик пасется.


Иисус молится на горе (в пустыне?)


Иисуса безуспешно искушает Дьявол.


Иисус призывает апостолов.


Воскресение.


Явление Марии Магдалине


Ужин в Эммаусе (еще одно из явлений Христа ученикам и последователям между Воскресением и Вознесением). Иисуса можно видеть сидящим за столом у окна.


Явление Марии после Воскресения  - редкий сюжет, он был у Рогира ван дер Вейдена, вот:




Вознесение.


Сошествие Святого духа.
По Библии, Мария при этом не присутствовала, только ученики.
Обезьяна перед Катариной держит ее герб. Это символизирует бренность, суетность земного величия.


Успение Богородицы


Вознесение Богородицы.

Н-у-у-у-у, во-о-от!  Мы, наконец-то, разобрали с вами все, что можно было упомянуть о Мемлинге. Согласитесь, что Панофски был не прав - никакой он не "вторичный" и не "скучный"!

Вы молодцы! И я тоже, конечно.

Подумаю пока, о ком следующем рассказать. Чешутся руки добраться до немцев.
Tags: Северный ренессанс, Ханс Мемлинг, нидерландские примитивы, разговоры об искусстве, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments