agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Category:

"Прекрасные Мадонны"


Скульптурное украшение Ульмского собора

Всем большое спасибо за вчерашние поздравления! Очень приятно, вот правда!

Неловко стало, что так давно бездельничаю, ничего вам не показываю, не рассказываю, но у меня просто времени из-за работы совсем нет, так что простите. "Ответку" же вам, конечно, надо сделать, поэтому быстренькая такая подборочка.


"Мария с Младенцем". Клаус Слютер. Джон, монастырь Шаммоль. 1391-97
Слютер - бургундский мастер нидерландского происхождения.


Я недавно во время командировки на букинистическом развале в Полтаве купила несколько прекрасных книг, одна из них - "Немецкая скульптура 1350-1550". Удивительной тонкости и красоты вещи показаны и описаны, жаль, что фото черно-белые, но все равно замечательно. Бросились мне в глаза несколько Мадонн, поражающих своей живостью, непосредственностью и изяществом (она из них - на верхнем фото). Некоторые из них держат младенцев с очевидным трудом, так как те явно... выворачиваются и балуются, мать же при этом смеется или слегка ухмыляется.


Невероятной красоты Донголсгхеймская Мадонна. 1470-е



Деталь.

Никакой вам скорби и предвидения ужасного будущего ребеночка, никакой возвышенности - только иногда не совсем уместная корона на голове, да и та явно для украшения, а не для возвеличивания. Мадонны при этом выполнены с удивительной для такого раннего периода искусностью. Странно, что чуть севернее в живописи того же времени (нидерландской, немецкой, да и французской) мы наблюдаем некоторую статичность и угловатость фигур, не зря художников того времени называли "примитивами", скульптора же достигла небывалых высот изобразительности и изящества.


Алтарь из Шонгау, 1470-е. Чаще Мадонну изображали стоящей.

Такая трактовка образа Богоматери с младенцем меня заинтересовала, стала искать в Сети, что это такие за дела. Оказалось, в эпоху поздней готики ("мягкой" или "интернациональной") действительно существовала такая традиция изображения Мадонн - изысканно-красивыми, облаченными в пышные одеяния, но в то же время очень непосредственными, нередко веселыми и явно получающими удовольствие от общения со своими младенцами. Вероятно, такие изображения призваны были "приблизить" зрителя, вызвать родственные чувства - нежность и умиление, и, естественно, еще больше укрепить веру.


Богемия (Прага), 1395

Скульптуры эти довольно разнообразны, но единый тип все-таки четко прослеживается, так что их современные искусствоведы условно объединили под общим названием "прекрасные Мадонны". Хоть и обнаружила я таких Мадонн в книге о немецкой скульптуре, оказалось, что такой вид изображений Богоматери был довольно широко распространен по всей Северной и даже Восточной Европе - современные Франция, Германия, Австрия, Польша и Чехия.


Лотарингия, 1325-20е (91,4 см)

Встречаются такие фигуры в каменном воплощении на фасадах соборов (в Ульме, например), но намного больше мы их видим на алтарях, вырезанными из дерева и раскрашенными. Существовали и отдельные скульптуры Марии для молельного поклонения, они и сейчас широко распространены в католицизме, правда, теперь их художественная ценность весьма условна и они совсем небольшие, настольные.


Мадонна из Сен-Дени, одна из самых древних - 1260-80. Слоновая кость, серебро.

Тогда же их вырезали из дерева (в основном из липы) или известняка и раскрашивали. Размер самый разный: понятно, что на фасаде собора скульптуру делали крупнее - около 2-х метров могла быть, в алтарях - от метра до почти натурального человеческого роста, настольные и напольные фигуры (или для установки в нишах) - 30-60 см и больше.


Франция. 1320 (91 см) известняк со следами краски и золочения.

В книге, которую я купила, утверждается, что вероятным "источником" подобным скульптур стал географический треугольник между Прагой, Веной и Мюнхеном, однако они широко "водились" и во Франции, и намного ранее, причем в довольно оригинальном исполнении - из слоновой кости:


Франция, 13 (!) век.
"Прекрасность", конечно, пока условная, но вот непосредственность, с какой изображены Мария и младенец, явно бросается в глаза. Посмотрите, как он ухватился за край ее косынки!


Франция, 1320-е
Малыш играет с птичкой, а мама нежно придерживает его ножку.


Франция, 1350-е (Музей "Метрополитен").
Здесь уже четко виден изящный S-образный изгиб фигуры Богородицы. Позднее он будет все более выражен, делая позу все более изысканной (и менее естественной, если честно). Уж не потому ли такую готику в наше время назовут "мягкой"? Похоже, на голове Марии когда-то была корона, не исключено, что ювелирное украшение, но со временем она "кудись поділась".


Франция, 14 век.
Тоже что-то было на голове.

Мода на изделия из слоновой кости пошла из Византии и Рима, довольно широко применялся этот драгоценный материал при дворе Каролингов. Во Франции мода на такие фигурки возникла при Людовике Святом и распространилась в 13-14 веках довольно широко. Известно, что в середине 13 века в одном только Париже было несколько десятков мастерских по изготовлению изделий из слоновой кости. Помимо скульптур делали еще и барельефы. Предметами роскоши считались четки из слоновой кости, шахматы, шкатулки, детали мебели и посуды, светильники, ювелирные украшения.


Франция, 14 век.


Франция, 1275-1300.
А вот этот фрагмент костяной фигуры просто очарователен, хоть и выполнена она сами смотрите когда!
Вот целиком:




Так что кто там и где первым стал делать "прекрасных Мадонн" не ясно, да и условное это название, сами понимаете.


"Торуньская Мадонна". Прим. 1400.
Это довоенная фотография. Скульптура считалась национальным достоянием Польши, была похищена во время Второй Мировой, и ныне ее местонахождение неизвестно.


У "Вроцлавской Мадонны" похожая корона. 1390-96, 113 см. Варшава, Национальный музей.


И еще несколько Мадонн:



Мадонна из Загражан (Прага), 84 см, липа.
В Богемии очень много таких Мадонн было сделано.


Шампань, 1350-е. Мрамор со следами краски, 91 см.


Австрия, 1370-е. 51,5 см, раскрашенная липа.


Франция, 1400-1420 (69 см)


Австрия, 1440-50-е


Богемия, 1440-е



Богемия, 1410-е


Вроцлавская Мадонна, 1390-95


Прелестная Крумловская Мадонна, 1400-е (Вена)


Лангедок, 1470-е


Мадонна из Виттингау, нач. 15-го века


Мадонна из Кружлёва


Богемия, 1410-20


Пилзенская Мадонна, Богемия, 1470-е


Мадонна из Карлсруе, 1395


Мадонна из Алтенмаркта, 1395


Георг Эрхарт, 1490-е


Умбрия (Италия), кон. 14 века (чем южнее, тем статичнее)


Мастер Мраморных Мадонн, Нидерланды, 1345


Михаэль Пахер, Германия, 1460-е


Михаэль Эрхарт, Германия, 1480-е


Петер Парлер, Богемия 1380-е


Австрия, 1450-е


Зальцбург, 1420


Якоб Кашауэр, 1450-е. Австрия

Вот такие они, на самом деле прекрасные.

А вам - прекрасных же выходных!
Tags: готика, разговоры об искусстве
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments