agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Золотистая прелесть готики


Ок. 1420. Джентиле да Фабриано, Италия. "Коронация Марии" (фрагмент)

Вот что, что это было за явление? Почему вдруг в достаточно отдаленных друг от друга землях Христианского мира примерно в 1370-1430-х годах вдруг проросли семена этого пышного и изящного великолепия - того, что сейчас условно называют "мягкой готикой" (или "интернациональной" из-за широкого ее распространения). Ведь в Европе того времени, практически во всех ее концах творились страсти страшнючие: чума 1400 года, Столетняя война, раскол папского престола (почти буквальный - один престол переместился в Рим, второй, "антипапский", остался в Авиньоне), литовские войны с Московией и тевтонцами, кризис Великой Римской империи, зреющая османская угроза - мрак и угар, одним словом, а тут - золото, буйство красок, кукольные лики мадонн, изысканные узоры и диковинные цветы.

Рассказывать об этом можно долго и очень, очень нудно, мне кажется, это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем много читать.


1370-е. "Рождество" Мастер Тршебоньского алтаря (Богемия).

Мастер, чье имя до нас, к сожалению, не дошло (его еще иногда называют "Мастер Виттингау" - Виттингау - немецкое название чешского города Тршебонь),  написал знаменитый Тршебоньский алтарь, ему приписывают еще и эту работу (выше) и еще вот эту:


1385 (прим.) Рудницкая Мадонна

Считается, что художник был родоначальником Богемского ("прекрасного") стиля, и повлияли на него, похоже, французские мастера.


1380 Антьоло Гадди "Коронование Марии" (вы тыцните, тыцните на картинку - они все увеличиваются)

Итальянские мастера готики имеют свой "почерк", но все же и "интернациональные" черты явно прослеживаются. Мне вот, например, кажется, что всем итальянским готическим персонажам присуща легкая "монголоидность" (у Джотто это отчетливо видно).


1380-90-е "Поклонение волхвов". Диптих Барджелло (атор неизвестен),

Очень красиво! На палех смахивает, как ни странно. Находится диптих во Флоренции, в музее Барджелло, но он явно не итальянский. Богемский, скорее. Другие считают, что может быть и французским. Короче, происхождения яростно оспаривается до сих пор.


1380-90, Бергамо, Джованнино де Грасси. Из альбома этюдов, акварели

Не так впечатляюще, как "Заяц" Дюрера, но тоже очень не дурно для 14 века!


1390-95, "Распятие" Жан де Бомец. Бургундия

Это мы уже частично проходили. В картезианском монастыре в Шанмоле сохранились дивные скульптуры Клауса Слютера.
Кроме этого, там имелись 27 живописных произведений, алтарей, в основном. Они были небольшие и располагались практически в каждой келье монахов. Одна из таких работ - эта картина на дереве бургундского мастера Жана де Бомеца. Видите -  у распятия монах-картезианец.
Сейчас панель хранится в Кливлендском музее искусств.


1390-е, Уилтонский диптих. Англия, автор не известен (сейчас в Лондонской Национальной галерее)

Заказчик - король Англии Ричард Второй, он на левой панели коленопреклоненный. За ним стоит Святой Эдуард Исповедник (покровитель королевской семьи, с королевским перстнем в руке), за ним - Эдуард Мученик (убит стрелами, одну из них держит в руке).
Раз такая пошла пляска, покажу вам еще один прижизненный портрет Ричарда, чем не готика?:


Кон. 14 века. Прижизненный.

Портрет написан неизвестным художником для Вестминстерского аббатства, там же сейчас и находится.


1390-е, Мельхиор Брудерлам, Фландрия "Благовещение" и "Встреча Марии с Елизаветой".

Это диптих, есть еще одна створка. Диптих тоже писался для монастыря Шанмоль.  Художник работал при дворе герцога Бургундского  Филиппа Смелого.



1395, неизвестный чешский автор. "Святой Варфоломей и святой Фома" (Прага, Национальная галерея)

Эта панель - часть так называемой "Ерженьской эпитафии", триптиха-эпитафии для пражского каноника Яна Ерженьского, похороненного в Пражском соборе. Две другие створки не сохранились.


1400-е. Зальцбургский мастер. "Рождество" (сейчас в Венской галерее искусств)


1400, Андреа Ванни, Италия, Сиенская школа "Святая Екатерина Сиенская"

Интересно, что Андреа Ванни был не только профессиональным художником, это, скорее, было его хоби. Основная деятельность - политик и дипломат.


1400 Пэхльский алтарь, центральная часть триптиха (Мюнхен, Баварский национальный музей)

Тоже не ясно, кто и где написал. Вроде, и на Тршебоньский алтарь смахивает по стилю, но и итальянские "реплики" имеются.


1400-е. Мастер из Арраса, Бургундия, шерстяная тканная шпалера "Благовещение" (Нью-Йорк, Музей Метрополитен)

Посмотрите, как композиция похожа на "Благовещение" Брудерлама (выше)!


1410, Неизвестный Верхнерейнский мастер, "Франкфуртский Райский сад"

Это справа девушка, как я понимаю, вино черпает золотым ковшом?


1410-15. Мастер Франке, Германия. Алтарь святой Варвары, "Чудо с саранчой" (Хельсинки, Национальный музей)

Не известно даже, был ли он немцем, просто работал много в Германии. Учился же, как считают, во Франции.


1410. Неизвестный мастер "Венское поклонение младенцу" (Будапешт, Музей изобразительных искусств)
Совсем небольшая работа - 22х26 см. Уивительно - молодой волхв, Бальтазар, такой женственный!


1410, Жан Малэль, Бургундия "Мадонна с младенцем" (Париж, Лувр)
Тоже маленькая совсем - всего 10х15 см. Иконография явно под влиянием византийской.


1410 Стефано да Верона "Мадонна в розовом саду" (Городской музей Кастельвеккьо, Верона)

Вот вы бы сказали, что это итальянская работа, пока не прочитали подпись?!
Художник был учителем другого знаменитого итальянца - Пизанелло.


1400-1425 Неизвестный художник. "Мария, два Христа и Ангел", из "Книги образцов" предпол. Чехия (Вена, Музей истории искусств)

Занятная штука! Это была такая "книжка" из 14 деревянных табличек, на каждой - по 4 рисунка-образа. Каждый образ - голова человека или животного, от библейских персонажей до обычных людей. Есть даже череп и паук. Не исключено, что это было учебное пособие по рисованию из какой-нибудь художественной мастерской.



1416 Анри Бельшоз, Бургундия (Южные Нидерланды) "Распятие и Мученичество святого Дени (Дионисия)" (Париж, Лувр)

Тоже написана для Шамполя (просто кладезь шедевров!).
Святой Дионисий проповедовал христианское учение на германских землях Римской империи, был первым епископом Парижа (тогда он назывался Лютеция), был заключен в темницу, а затем обезглавлен. Что мы и видим на картинке.


1420. Неизв. автор (возм. Жак Иверни), Франция. Фрески Большого зала замка Ла Манта, Пьемонт
На четырех стенах зала изображены античные и библейские герои, а также персонажи легенды о "Фонтане молодости".


То же, фрагмент
Что тут скажешь? Прекрасно!


1420 Конрад фон Зост, Германия "Успение Богородицы"

Художник создал несколько алтарей, четыре из которых сохранились до наших дней.


1420. Верхний Рейн, неизвестный художник. Ортенбергский алтарь, Центральная часть "Святое семейство со святыми" (Дармштадт, Музей искусств)


Ортенбергский алтарь, правая створка

Здесь изображено Поклонение волхвов, а справа - возможно заказчик, знатный госполин. Слева внизу - смешной Иосиф, который варит что-то в маленькой кастрюльке. В грунтовке картины использовалось серебро, которое просвечивает через прозрачные слои краски.


1420 Пизанелло, Италия, Верона. "Мадонна с младенцем" ("Мадонна с куропаткой")(Музей Кастельвеккьо в Вероне)


1420, Неизвестный чешский художник "Святовитская Мадонна" (Прага, Национальная галерея)


1420, Мастер Святой Вероники, Германия, Кельн. Соответственно "Святая Вероника"

Оказывается, анонимный художник много других работ написал, сейчас довольно много ему приписывается. Считается, что он учился во Франции.


1423. Джантилле да Фабриано, Италия "Поклонение волхвов" (Галерея Уффици)

Очень рекомендую увеличить и рассмотреть - красота неописуемая!


1426. Стефан Лохнер, Германия, Кельн. "Поклонение волхвов"
Про него я отдельно писала


1427 Томаш Коложварский. Румыния. Гарамсентбенедектский алтарь. "Гибель святого Эгидия" (Венгрия, Эстергом, Христианский музей)

Святой жил в лесу и подкармливал дикую олениху. Однажды он увидел, что в его подопечную целится лучник. Эгидий взмолился о спасении животного, и стрела вонзилась в его грудь. Картина получилась очень трогательная, хоть олениха и смахивает на собачку.


1430 Чиккино да Верона, Флоренция "Суд Париса", роспись блюда (Музей Барджелло)


1430-е. Бернардо Барторель, Барселона, Каталония "Битва Георгия со змеем" (Чикагский Институт искусств)

Ну, вот, и вы теперь гадайте, что это было - такой себе взрыв красоты (до боли в глазах) на фоне всеобщего кризиса, на изломе эпох. Может, и сейчас бы уже пора чему-то такому произойти? Может, и мне всерьез за кисти взяться?

Что поразило? Понравилось? Возмутило?
Tags: готика, немцы, разговоры об искусстве
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments