agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Родина Роксоланы. Рогатин



Ну, вот, теперь пришло время рассказать об особо полюбившемся мне городке – Рогатин Ивано-Франковской
области. Бывают такие местечки – вроде бы ничего особенного, никаких общеизвестных и популярных достопримечательностей, ни гор, ни моря, а вот сердце трогают своим невидимым очарованием и неяркой провинциальной прелестью.


Вид на город и костел св. Анны

Таким мне показался Рогатин. Этот городок с грубоватым мужским именем неразрывно связан с судьбами двух красивых женщин: супругой Ярослава Осмомысла и Роксоланой - поповной Настей Лисовской, попавшей в неволю и ставшей всесильной султаншей. О второй я расскажу позже, а вот с первой связана история возникновения названия города. По легенде, князь Осмомысл отправился на охоту и взял с собой молодую жену. Во время охоты юная женщина заблудилась в лесу. Конь вынес ее на лесную поляну, на которой она вдруг увидела оленя с огненной шкурой и сверкающими рогами. Животное испугалось наездницы и пустилось наутек, княгиня на коне бросилась догонять его.


Ярослав Осмомысл (скульптурная реконструкция по черепу)

Олень вывел ее к князю и его свите, сбившейся с ног в поисках княгини. В честь чудесного спасения княгини Осмомысл поставил терем на том месте, где она встретила оленя. Очень быстро вокруг терема возникло поселение, которое назвали Рогатин в память о развесистых рогах огненного оленя. Легенда не сохранила имени княгини, однако о настоящей супруге князя мне кое-что известно; летописи сохранили некоторые факты из полной драматизма личной жизни князя. Ярослав Осмомысл, Галицкий князь, был личностью сильной и решительной, оказавшей большое влияние на ход истории нескольких русских княжеств. Он не находил общего языка с Галицкими боярами, иногда вступая с ними в открытую конфронтацию. Осмомысл был женат на Ольге, дочери Юрия Долгорукого, она родила ему сына Владимира.


Древняя церковь Святого Духа

К жене своей Ярослав любви особенной не испытывал, во всяком случае, по прошествии нескольких лет их брака он стал избегать ее. Причина этого была проста – другая женщина. Ею стала некая Анастасия, женщина из не очень знатной семьи, которая тоже родила Осмомыслу сына Олега. Напряжение между супругами нарастало, дошло до того, что Ольга с сыном вынуждена была бежать.


Бояре настаивали на том, чтобы Осмомысл вернулся к жене и восстановил свой брак, который во многом был политически важным. В Галиче в отсутствие князя они подняли мятеж, ворвались в жилище Анастасии и сожгли несчастную женщину живьем. Ольга вернулась к мужу, но он всегда помнил погибшую возлюбленную и всегда поддерживал их общего сына. Вот такая печальная история. А кто в легенде ездил с князем на охоту, не известно – может, это была какая-нибудь другая его жена.

Тогда ведь не было телевизора, казино и футбола, вот мужчины побогаче и развлекались тем, что меняли жен время от времени. А исторические факты утверждают, что в этих местах, на берегах речки со смешным названием Гнилая Липа, жили люди задолго до того, как супруга Осмомысла гонялась по лесу за оленем. Археологи находили на Рогатинщине стоянки еще Каменного века, датируемые сотней лет до нашей эры.


Главная площадь города

Обнаружены тут орудия труда эпохи Бронзы, курганы и могильники разных эпох. Неподалеку от Рогатина в селе Подгородье найдено несколько славянских городищ 10-13 веков, обнаружены остатки валов, фундамент укрепленного детинца и древней церкви, следы жилой застройки. Среди археологических находок – кремниевые серповидные пилки, осколки керамики, одноухие чашки бронзовой эпохи, римские монеты 1-5 века нашей эры.


Полуразрушенный Рогатин во время Второй мировой

В 10 веке славянские племена Прикарпатья (и Ополья, как называют здешнюю местность) вошли в состав Киевской Руси, а в 12 веке – Галицкого княжества. Первые упоминания встречаются с 1184 года, когда эти земли перешли во владение князей Ростиславовичей, внуков Ярослава Мудрого. В еше одном документе 1200 года упоминается, что здесь была удел архимандрита. После захвата в 1349 году польским королем Казимиром Третьим. После этого город начинает активно застраиваться. Известно, что уже в 1366 году здесь существовала деревянная крепость.






Руины Рогатина во время Второй мировой

С 1387 года по 1773 год Рогатин входит в состав Речи Посполитой. Город упоминается в 1390г в булле Папы Римского Бонифация 9-го перемышленскому епископу, где Рогатин впервые называется городом. В 1415 году ему даровано Магдебургское право, которое дает множество привилегий жителям и способствует бурному развитию торговли и ремесел. Рогатин теперь становится королевским владением, часто переходящим из рук одного арендатора к другому; упоминаются разные его хозяева. Волочко Прислужич - защитник Олеско, воевавший на стороне Свидригайло, в 1443 году был лишен права владения городком из-за симпатий к оппозиции, Рогатин конфисковали в казну. Потом хозяевами были Владислав Опольский, Николай Парава, Оттон Ходыч.


Рогатин сто лет назад

Славился город своими ярмарками, которые подчас не уступали Львовским. В 1535 году польский король Сигизмунд присвоил Рогатину герб – латинская буква «R» и олений рог. В 1539 году на главной площади строят ратушу, которая, к сожалению, до наших дней не сохранилась. Зато сбереглось описание застройки города тех лет. На прямоугольной площади кроме ратуши и рынка имелись мастерские по выработке сукна. Под площадью был сооружен городской водосборник, к которому вели деревянные трубы. Здесь же находились хозяйственные склады, на древних фундаментах которых строили в 18-19 веках большинство домов, стоящих на площади по сей день.




Вид на каменную церковь св. Георгия


По периметру площадь была застроена четырьмя рядами зданий с узкими фасадами, стоящих впритык друг к другу. На уровне первых этажей были сооружены деревянные навесы, под которыми стояли прилавки и шла бойкая торговля. Главные улицы вели от площади к Львовским, Галицким и Краковским воротам. Известно, что в старину город был окружен частоколом из толстых бревен, покрытым гонтовыми скатами. В средние века стены заменили каменными, средства на постройку которых собирали с дохода от продажи в городе спиртного и сукна. Существовало четыре предместья: Новый Город, Бабинцы, Завода, Навулыцях. Именно в предместьях стояли деревянные церкви: Святого Духа, Святого Николая и Святого Юрия.


Памятник Роксолане

Ими можно полюбоваться и сейчас. В 1614 веке в городе был возведен костел и монастырь доминиканцев, разобранный в 1774 г. Основную городскую прослойку составляли ремесленники и купцы. Ремесленники объединялись в профессиональные цеха, которых в городе насчитывалось 29. Большинство составляли портные, ткачи, скорняки, бондари, резчики и пекари. Сохранились более поздние данные о том, что ближе к 19-20 векам между торговцами разных национальностей (поляками, украинцами и евреями) существовали «торговые войны» и бойкоты, при совершении покупок действовал закон «свой у своего». Рогатин считался очень богатым городом, что привлекало сюда новых жителей.


Портрет султанши работы Тициана (не с натуры, естественно)

Представляю городскую площадь тех времен: мощенная мостовая, крикливый торговый люд, одетый в наряды простых неярких расцветок (анилиновых красителей, как вы понимаете, тогда не было). Мясная торговка кричит на собаку, стащившую кусок колбасы, монотонно ноет нищий… Сбившиеся в стайку юные девушки хихикают над городским франтом, а горбатая монахиня шипит на них. Торговцы шумно ругаются с хозяйками, где-то издалека доносится пение монахов и крик петухов, из цеха бондарей слышен стук молотков. Над площадью гудит колокол костела, тяжелый дух конского навоза смешивается со сладким ароматом свежих калачей. И евреи в смешных шапках… Много евреев.


Рогатин на старом фото

Первые еврейские купцы появились здесь еще в начале 16 века. Вскоре они уже составляли существенную часть населения города. В 19 веке в городском совете из 32 советников 7 были иудеями. Как писали Брокгауз и Эфрон в своей энциклопедии в 1890 году: «Рогатин – город в Австрийской провинции Галиции, на реке Гнилой Липе, впадающей в Днестр. Старинный замок князей Любомирских (?). Жителей 5616, главным образом евреи. Хмелеводство, производство сукна, торговля; близ города добывание гипса». Энциклопедисты немного преувеличили: по переписи 1910 года в городе проживало 7664 человека, из которых только 3254 были евреями.


Вид на церковь Святого Духа и еврейские могилы

Во время наступления русских в 1914 году многие евреи убежали в Европу, другие были позже депортированы в Россию. В 1917-18 многие из них упрямо вернулись на обжитые места, как оказалось, на свою погибель. Во время Второй мировой войны фашисты уничтожили более 3,5 тысяч жителей Рогатина, большинство из них были евреями…


Портрет Роксоланы (1550-е) - считается, что автор, Маттео Пагани, мог видеть, как выглядела реальная Хуррем

Обещала рассказать о второй женщине, чье имя неразрывно связано с городом. В средние века городок,
расположенный на перекрестке нескольких торговых путей, часто подвергался нападениям татар. В 1520 году во время очередного захвата татарами Рогатин был сожжен (как до этого и в 1500), а множество его жителей было захвачено в плен.



В числе плененных рогатинцев была и 15-летняя дочь местного священника Настя Лисовская (1505-1558г; по некоторым предположениям она была захвачена малолетней, выросла и была воспитана во дворце султана и подарена ему в честь восшествия на престол). По популярной легенде, в числе других девушек ее погнали в Кафу (Феодосию) на самый крупный невольничий рынок, где продали армянину-перекупщику. По истечению времени симпатичная девушка попала в гарем турецкого султана Сулеймана Великолепного.


Вид на Рогатин с Востока, старое фото

Настуня не была исключительной красавицей, но уж больно хороша была ее лукавая обольстительная улыбка. Венецианец Наваджеро писал, что она была «молодая, но некрасивая, хотя выглядела очень мило».

Грозный султан, имевший приличествующий его статусу огромный гарем и главную жену, красавицу-черкешенку Махидевран, уже родившую ему наследника Мустафу, как мальчишка влюбился в славянскую наложницу, забыв об остальных своих женщинах. Да уж, иногда женские чары – это страшная власть! Она была неплохо образованна, долгие часы проводила в библиотеке султана, выучила несколько языков, посвящала мужу стихи; сохранилось множество ее писем, которые Хуррем писала мужу во время его военных походов.






Костел святого Николая

Естественно, она приняла ислам и стала играть по правилам того окружения, в котором очутилась волею судьбы. Ее ученость и власть, которую она имела над султаном, пугали придворных, снискав Роксолане стойкую репутацию ведьмы. В 1530 году состоялась официальная церемония женитьбы султана и Роксоланы-Хуррем – невиданный случай! Не бывало еще такого в истории, чтобы султан женился на наложнице из гарема! В скором времени Настя, которую с тех пор все называют Роксоланой, стала всесильной султаншей, хитрой и изворотливой, а иногда – кованой и беспощадной.


Окна-бойницы костела

Роксолана оказывала немалое влияние на супруга и на его поступки, некоторым образом косвенно воздействуя на историю нескольких государств. Султан фактически делил с ней власть, ей одной позволялось появляться на официальных приемах… с открытым лицом! Подобные вольности до сих пор немыслимы во многих мусульманских странах. Сейчас многие с умилением утверждают, что Роксолана, дескать, очень сильно заботилась о своей бывшей родине, сдерживая набеги турецких солдат на Украину.


Австрийские войска на улицах Рогатина

Я, честно говоря, в это верю с трудом: уж больно занята была султанша кознями и интригами, расчищая дорогу к трону своему сыну Селиму и укрепляя свои собственные позиции, украинской национальной героиней я бы турецкую султаншу не называла. Да и незачем ей было напоминать лишний раз «турецко-подданным» о своем славянском происхождении. По ее приказу «убрали» влиятельного визиря-мецената Ибрагима, а за нового визиря, своего ставленника 50-летнего Рустем-пашу она отдала замуж свою 12-летнюю дочь.


Апсидная часть церкви Рождества Богородицы




Церковь Рождества Богородицы



Стараниями Роксоланы к праотцам отправилась первая жена султана и ее сын: наследника Мустафу по навету султанши обвинили в заговоре против отца; его казнили вместе с братьями и сыновьями, удушив шелковым шнуром. Несчастная его мать Махидевран сошла с ума от горя и в скором времени умерла, а сын самой Насти-Хуррем («Смеющаяся») стал наследниками престола. Мать Сулеймана, недолюбливавшая Роксолану, однажды решила «открыть глаза» сыну на деяния ее любимой Хуррем, и в скором времени неожиданно умерла странной смертью. Говорили, что ее отравили по приказу султанши.


Во дворе церкви Рождества Богородицы

Есть сведения об убийствах более чем сорока сыновей Сулеймана от разных женщин, произошедших почти одновременно. Это злодеяние было совершено по указанию Роксоланы, чтобы уберечь сына от соперников. Поведение султанши можно было оправдать только одним: она действовала по законам своей эпохи. Если бы она не поступала таким образом, точно так же поступили бы с ней. Правда, занималась она не только пакостями. По ее приказу углубили Золотую бухту в Стамбуле, и теперь сюда могли заплывать самые крупные торговые суда. В кварталах иностранцев она открыла винные лавки, что вызвало существенное пополнение казны, кроме того, султанша повысила жалование янычарам и построила для них новые казармы, что существенно повысило ее авторитет в армии.


Кованные двери церкви

Умерла Настя-Хуррем в 1558 году от сильной простуды. Она стала единственной женой султана за тысячелетнюю историю Османской империи, которую похоронили с почестями, оказываемыми обычно мужчинам-правителям. Сулейман соорудил на могиле любимой жены роскошный мавзолей, который и сегодня можно видеть в Стамбуле.





Церковь Святого Духа

Султан пережил ее на 12 лет, так никогда более не сделав ни одну женщину Великой султаншей. Турки до сих пор помнят Роксолану, но не любят ее, считая, что с нее начался упадок великой Османской империи. Роксолану воспел в своем романе Павел Загребельный, а в 90-х годах был снят украинский сериал о знаменитой землячке. Сериал, на мой взгляд, нудный и бездарный. Главную роль сыграла красивая актриса Наталья Сумская, на которую наложили жутчайший вульгарный макияж и обрядили в наряды, кажется, взятые напрокат у фотографов на Ялтинской набережной.


Церковное кладбище





А мы тем временем въезжаем в центр Рогатина, на его главную площадь. Городок довольно оживленный, в нем нет того печального запустения, которое нередко встречается в небольших провинциальных местечках. Площадь очень славная – чистая и ухоженная, окруженная разноцветными домами «нездешней» архитектуры. Посередине площади в опрятном сквере стоит памятник Роксолане. Не очень выразительный, но обязательный – куда же без нее?! На открытие памятника в 1999 году приезжала сама Сумская.



Зеленоватая Роксолана – не главное украшение города, здесь достопримечательности и поярче. Прямо на площади стоят два древнейших сооружения города – церковь Рождества Богородицы и костел святого Николая.

Начинаем осмотр с костела, прямо возле него и паркуем машину. Сегодня мы будем много гулять пешком. Костел построен в 1666 году на месте более старого, деревянного. Размеры костела весьма внушительны, город для него явно «тесноват». Высота храма – 42 метра, ширина – 34, длина – 47. Толщина стен достигает от 1,5 до 2,5 метров. Такие размеры и мощь костелу придали сознательно.


Деревянная церковь Николая в Бабинцах (район Рогатина)

В то неспокойное время, когда он строился, многие культовые сооружения носили, помимо всего прочего, оборонительный характер. Когда-то при костеле существовал монастырь для полек, монашки-шаритки организовали больницу и приют для сирот. Костел много раз перестраивался. На старых фото видно, что после очередной реконструкции у него была совсем другая, более «барочная» крыша. Теперь же мы видим шатровую кровлю скорее готическую. Во время войны при артобстреле прямо в костел попала бомба, сгорел алтарь, погибло несколько человек из тех, кто прятались в подвале. Недавно костел отремонтировали, а внутри до сих пор продолжается реставрация.



Смотреть на костел приятно – он совсем как новый. Линии его строгие и сдержанные, однако, при своих огромных размерах он не лишен некоторого изящества и элегантности. На его башне, как в старину, установлены циферблаты часов. Жизнь продолжается.

Неподалеку от костела стоит еще одно крупное сооружение – церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Это старейшая постройка в Рогатине, почти полностью сохранившаяся со времен Галицко-Волынского княжества. Предполагают, что первый храм на этом месте стоял еще в 12 веке, а нынешнее здание возможно возведено в 14 столетии. Установлено, что церковь трижды за свою историю горела и восстанавливалась с некоторыми изменениями, поэтому вид у нее немного эклектичный – в архитектуре храма сочетаются барочные и готические черты.

Существовало при церкви братство. Монахи организовали при храме библиотеку и школу. (Предполагаю, когда не видел настоятель, они перемигивались через площадь с шаритками из костела Николая). Как и в стоящий по соседству костел, в церковь попала бомба в 1941 году. Крыша прогорела и обвалилась, остались только стены. Восстановительные работы проводил мастер Николай Дормец. На этом злоключения храма не закончились: через три года в храм опять попала бомба, все внутри церкви было разрушено, но древние стены опять устояли.



Очередная реконструкция продолжалась около десяти лет. Только в 1955 году храм заново освятили и открыли для служб, а восстановление иконостаса закончилось только в 1961 году. Костел и церковь «к лицу» друг другу. Они, как старая семейная чета, от долгого соседства стали смахивать друг на друга и совсем сроднились. Симпатичная парочка!

Еще более интересны памятники деревянного зодчества Рогатина. Для того, чтобы найти их, нам пришлось немного прогуляться. В западной части города в самом конце нынешней улицы Коцюбинского расположена деревянная церковь Святого Духа, на вид старая, как мир. Неокрашенные стены совсем потемнели от времени. Сооружена она в 1598 году – 410 лет назад! Дата постройки была найдена на одной из стен церкви во время реконструкции в 1895 году. Построена церковь на насыпном холме из массивных дубовых брусьев.


Старые фотографии



Внутри церкви находится совершенно уникальный, если верить фотографиям в путеводителям, иконостас, созданный в 1650 году на средства рогатинского братства. Создан иконостас руками львовских и местных мастеров, сохранился он в первозданном виде до наших дней. Вокруг церкви пусто и тихо. Палисадник густо засажен цветами. Холм усеян горбиками старинных могил. Сохранилось несколько древних надгробий, покрытых мхом.


Кладбище на старом фото

Я часто «целую двери» в закрытых церквях разных городов, однако здесь, в Рогатине, перед запертой деревянной дверью церкви Святого Духа, я испытала настоящее разочарование и сожаление – очень уж хотелось посмотреть внутреннее убранство. Придется любоваться репродукциями в путеводителе. А любоваться есть чем – иконостас пышно декорирован резьбой, царские врата – настоящее произведение искусства. Иконы выполнены на высочайшем художественном уровне. В церкви сейчас создан небольшой музей, где выставлены образцы старинных Галицких икон. Может быть, когда-нибудь еще раз мне удастся побывать здесь и тогда мне повезет больше – я все-таки увижу древний иконостас.



Осмотрели мы еще одну церковь – святого Николая. Для этого нам прошлось пройтись узкими извилистыми улочками несколько кварталов мимо одноэтажных частных домиков. Этот храм тоже деревянный, выкрашенный золотисто-желтой краской. Построили его позже – в 1729 году. Церковь стоит на более высоком холме, чем Святодуховская; к ней пришлось подниматься по довольно высокой лестнице, я даже запыхалась.



Она, конечно, тоже закрыта. Рядом с церковью – маленькое старинное кладбище. Могилы поновее, чем возле церкви Святого Духа, да и ведь сам храм помоложе. С высокого холма открывается приятный вид на город. Отсюда видна церковь святого Юрия 1876 года постройки.

Мы провели в Рогатине довольно много времени, а уезжала я отсюда все же с сожалением.

Перекусив, мы двинулись дальше – в древний град Галич.
Tags: Ивано-Франковская область, Осмомысл, Рогатин, деревянные храмы, костелы, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments