agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Каменец-Подольский. Часть 1

О поездке, состоявшейся в начале сентября, я пишу только сейчас в первые дни Нового года. Так же, как и к
«Хотинскому» рассказу я долго готовилась и собиралась с мыслями; упоминала уже,
как мне тяжело описывать широко известные туристические объекты.

Каменец-Подольский, пожалуй, самый известный и популярный в Украине; в Интернете имеется масса

сайтов с подробнейшей и обстоятельной информацией о городе, о его памятниках и
о каждой постройке и даже башенке в отдельности. Тем не менее, Каменец стал
одним из ярчайших впечатлений во время моей романтической поездки на Западную
Украину, не написать о нем я не могу. Расскажу о том, каким его увидела я, что
мне захотелось и удалось о нем узнать.
Одна из самых необычных и удивительных достопримечательностей Каменца-Подольского – это само его расположение. В этом месте река Смотрич делает аккуратный и правильный подковообразный изгиб, образуя своеобразный «полуостров на суше».
План города, изданный в Париже в 1691 году
              
                                                                                                                                                                                                              Полуостров этот отделен от остальных земель узким перешейком, на котором сейчас красуется арочный Турецкий мост,
кроме того, полуостров имеет вид возвышенности – город так и просится
украсить ее вершину! Берега реки представляют собою стенки каньона, если у вас
есть время, вы можете прогуляться вдоль берегов и поискать в слоистой породе
окаменелости – миллионы лет назад  это место было дном древнего океана, о чем свидетельствуют окаменевшие остовы его прежних жителей.
Происхождение города остается загадкой для историков. Впервые упоминается он еще в 11 веке, но поселение, похоже, существовало здесь задолго до этого.
Вид на город с Турецкого моста                               
                                                                                                                                                                                                     
Первые археологические находки в этой местности принадлежат еще эпохе неолита – примитивные предметы быта того

времени находят вместе с костями мамонтов. Позже селились здесь загадочные
трипольцы, причем жили они здесь не одно столетие. Потом скифы, потом –
носители Черняховской культуры (1-2 век н.э.). С 5 века н.э. населяли Западное Подолье
славяне: уличи и тиверцы. Некоторые ученые предполагают, что было здесь некогда
и поселение полудиких рыжеволосых кельтов. В начале нашего века земли,
возможно,  входили в состав Дакии – одной из восточных провинций римской империи. Некоторые особо романтичные историки считают, что крепость в этом удивительном месте, самой природой предназначенной
для возведения бастионов, построена еще римлянами. Дескать, упоминаются в
летописях 5 дакийских городов, построенных в окрестностях Днестра, и мост-де
изображенный на старинном рисунке очень смахивает на Турецкий. Версия
симпатичная, да только достоверных доказательств ее не существует.
Каменец-Подольский на старинной гравюре 
                                                                                                                                                         
Многочисленные находки «римских» предметов свидетельствуют, скорее об активной торговле между
жителями римских провинций и «черняховцами». Во времена Великого переселения народов,
начиная с 4-го века, на территории нынешнего Западного Подолья происходили
кровопролитные битвы между готами и гуннами, но и им в это время вряд ли было
дело до постройки новых городов. Благодаря армянам, проживающим в этом городе в
превеликом количестве, возникла еще одна гипотеза возникновения города, а
вернее, версия о предположительной дате его создания. Еще в 16 веке армянами
был предоставлен документ, в котором говорилось о приглашении в 1062г князем
Федором Дмитриевичем армян из города Ани на поселение в Киев, Львов и Каменец.

Каменец-Подольский на фото конца 19 века  
                  
                                                                                                                                                                                                                                
Позже историки признали документ подложным, созданным с целью доказать права
каменецких армян в конфликте с польской общиной – дескать, живем мы здесь
давно, когда ваши прабабушки-польки еще пешком под стол ходили, значит, наше
дело правое. На самом деле, армяне сюда пришли немного позже – в конце 13 века.
Правда, год, указанный в армянской грамоте, долгое время считался официальной
датой создания города, в 1962 году даже пышно отпразновали 900-летие
Каменца-Подольского.
В древне-русских летописях Каменец упоминается с 1196 года, как один из городов Галицко-Волынского
княжества. Он лежал по пути следования торговых караванов, идущих с Востока на Балканы. В 12-13 веках город регулярно подвергался набегам татар, а после нашествия Батыя вынужден был платить им дань, и контролировался баскаками. Каменец в течении ста лет (12-13 век) упоминается в разных летописях двенадцать раз, однако все же историки не могут точно датировать его возникновение –
Каменцев-то на Руси тогда было несколько, не ясно, о каком из них идет речь в
том или ином документе.
Есть еще одна версия о происхождении Каменца – литовская. Предполагается, что город основан четырьмя
племянниками литовского князя Ольгерда Кориатовичами. Как написано в литовской
«Хронике Быховца»: «Брат же великого князя Ольгерда князь Кориат владел Новогрудком Литовским, и было у него четыре сына: князь Юрий, князь Александр, князь Константин и князь Федор. И вот те князья Кориатовичи, три брата, с разрешения великого князя Ольгерда, своего дяди, и с литовскою помощью пошли в Подольскую землю, а в то время в Подольской земле не было ни одного города ни
из дерева рубленного, ни из камня построенного.
Каменец на старинной гравюре  
                  
                                                                                                                                                                                                                                                
Тогда те князья, придя в Подольскую землю, вошли в дружественные отношения с атаманами и начали защищать
Подольскую землю от татар, а баскакам выхода не стали давать. Прежде всего они
нашли себе крепкое место на реке Смотричи и здесь заложили себе город Смотрич.
В другом месте, в горе, жили монахи, и в том месте [князья] создали город Бокоту.
И, охотясь, приходилось им загонять много оленей на том острове, где сейчас
находится Каменец, и, срубив лес, построили каменный город Каменец». События
описанные происходили примерно в 1351 году. Позже факты, описанные в летописи,
оформились в более стройную легенду: мол, олени и вывели князей-охотников на
место, которое глянулось им, и решили князья: а не забацать ли здесь
крепостцу?! А оленей в городе до сих пор любят, не жрут их, как кровожадные
Кориатовичи, а почитают – скульптурными изображениями этих животных нередко
украшают фасады зданий и парковые аллеи.
Первые укрепления были созданы предположительно в 12-13 веке, самой старой считается Дневная (Денна) башня.
Вид на Старый город и Турецкий мост со стороны крепости
         
                                                                                                                                                                                  
Первый детинец был значительно меньше нынешнего замка, часть его укреплений
были деревянными. Башен тогда было всего три, они не выступали за границу стен.
Поселение лежало частично в стенах укреплений, частично за их приделами. Все
это, к сожалению, лишь гипотетические предположения, основанные лишь на
исследованиях археологов, так как первое подробное описание замка в Каменце
было сделано только в 1494 году.
С 1374 года городу предоставили Магдебургское право, в том же 14 веке сюда ринулись католические монахи
множества орденов: поначалу доминиканцы, потом – францисканцы, позже – иезуиты
(1608г), босые кармелиты (1623), доминиканки (1615) и пр.
Доминиканский мужской монастырь
           
                                                                                                                                                                                                                         С тех пор в историческом центре города сохранилось несколько построек, ранее принадлежащих
их монастырям. С 1434 года Подолье вошло в состав Польши, Каменец стал центром
Подольского воеводства. Каменец в то время стал католическим центром подольских
земель, да и их центром вообще. В тот же период (70 годы 14 века) начался очередной этап активного строительства башен. Так, считается, что тогда была возведена Малая башня и некоторые участки стен. В 1448 г город посетил король польский Казимир Ягеллончик, только что занявший престол. Позже, в 1451 году католическим Каменцем заинтересовался сам Папа Римский Николай Пятый. Он издал буллу, наказывающую выделить средства для укрепления подольского оплота католической веры. Через несколько лет очередной Папа, Юлий Второй, тоже выдал  приличную сумму денег на постройку новых фортификаций. На эти средства в 1503-1517 году возведена одна из самых высоких башен – Папская. 


Каменец-Подольский на литографиях Наполеона Орды
      
                                                                                                                                                                                                                                А в 1460 году Каменец вторично посещаетКазимир и признает город принадлежащим Короне. В Каменец направляется
дополнительный гарнизон с несколькими вельможами, в числе которых – краковский
Каштелян Ян Тенчинский. В честь него названа построенная в тот период новая
башня. Такое засилье католичества не смогло полностью искоренить и другие
здешние религии; строились здесь и армянские и украинские православные храмы.
При армянской церкви св. Нигоса существовала духовная школа; подобное учебное
заведение было создано при резиденции православного епископа при храме св.
Троицы. В 1610 году коллегиум был открыт отцами-иезуитами. Примечательно, что в
иезуитской школе могли учиться и протестанты и православные. Самых бедных в
некоторых случаях обучали бесплатно.
Уже в 15 веке укрепления Каменца были знамениты, но пребывали не в лучшем состоянии. Сохранилась запись члена комиссии, исследовавшей бастионы замка в1495 году: «Замок этот почти весь уничтожен и разрушен; запасов продовольствия почти нет никаких; все углы пусты, так что стыдно говорить и писать такое об этом знаменитом замке». И еще: «Мост польский, солдат австрийский, монахиня баварская, вера венгерская, пост немецкий, сооружения Каменца – все это ничего не стоит». Правда, в скором времени после написания этого весьма критического заключения замок стали ремонтировать и перестраивать, и делалось это в последствии неоднократно. В начале 15 века строятся несколько новых башен, одна из которых – мощнейшая башня Каменца – Рожанка.
В 1544 году было сделано весьма подробное описание существующих на тот момент укреплений. Описаны башни Папская, Колпак, Малая, Тенчинская, Лаская (Белая), Дневная и Новая Западная, образующие южную линию укреплений. На западе линию продолжали Рожанка, Водяная башня и Польные ворота, а на востоке – Лянцкоронская, Комендантская и Чорная. Существовали еще Городские и Польные ворота.
Удивительный этот город не имеет в своей истории некого яркого факта, который стал бы для него знаковым и переломным – визит ли высокого правителя, рождение ли героя, знаменательная ли битва.
Ратуша Польского магистрата
                                                                                                                                                                                                                                    Подобных событий было на веку Каменца столько, что многовековая череда их стала для города-крепости буднями. Кто только не пытался завоевать Каменец, кто здесь только не бывал. Да и не обязательно легендарному городу иметь громкие факты «биографии» - он сам легенда, сами стены его - история! Наиболее часто
упоминающийся эпизод из истории Каменца – захват его турками в 1672 году, после
чего турецкое владычество продолжалось 27 лет. Силы были катастрофически не
равны – турецкое войско в 60 раз превышало по численности польский гарнизон крепости.
Героическая трехнедельная  оборона Каменца поляками описана во многих источниках, наиболее известный нам - роман и его экранизация «Пан Володиевский», главный герой которого – исторический
персонаж, прославившийся при обороне Кременецкого замка. Надо сказать, туркам помогал гетман Дорошенко со своим войском (а ведь меньше чем 50 лет назад казаки воевали в составе польско-союзной армии, разбившей турок под Хотином!), он же въезжал в побежденный город на коне вместе со своим союзником султаном Магометом Четвертым. Говорят, дорогу им выслали иконами из ободранных турками
монастырей и христианских храмов. Интересно, Дорошенко хоть на минуту покраснел? Надо сказать, это был всего лишь второй случай, когда захватчикам удалось овладеть городскими укреплениями (первый произошел в 1393 году, когда город был занят войсками литовского князя Витовта). Казаки Хмельницкого были менее
удачливы – они подходили к замку четырежды и не разу не смогли в него войти.
Султану Осману Второму, о котором я рассказывала в заметках о Хотине, принадлежат известные слова о каменецкой твердыне. «Кто выстроил этот укрепленный город?», - спросил он у приближенных, завидев издалека Каменец в 1621 году. «Сам Бог!», - ответили ему. «Так пусть Бог и завоевывает его!» -
воскликнул султан и удалился (как нам уже известно, он предпочел «получить по
шее» неподалеку, у стен другой крепости – Хотинской).
Впервые увидев Каменец-Подольский, у меня возникла стойкая ассоциация из детства: Город
Мастеров. Помните, старый такой был фильм? Там между башнями и каменными
зданиями бегали толпой детишки, стучали молотками в своих цехах гордые мастера,
одетые в легкомысленные колготы и остророгие капюшоны, и надменно расхаживали
мощеными улицами враги-захватчики. Вороша многочисленные страницы распечаток из
Интернета и двух путеводителей, прикупленных возле Турецкого моста, я убедилась,
что ассоциация возникла не зря: и с захватчиками здесь сложилось, и мастеров в
Каменце хватало. Издревле селилось здесь три национальные общины – местное
население – русины (украинцы), поляки и армяне. Евреев, традиционно «сопровождавших» лояльных к ним поляков и составлявших добрую половину жителей крупных поселений Подолья и Волыни, в Каменец долгое время не пускали – так сказать, шли бы вы, ребята, в другое место делать свои «маленькие гешефты», а
здесь и без вас купцов хватает! Ведь большую долю населения составляли именно
купцы и ремесленники трех основных землячеств. Правда, наиболее богатые
евреи-торговцы все равно «просачивались» между плотными рядами местных,
подкупая власти. В 18-20 веках число евреев в Каменце значительно увеличилось,
и ехали они сюда себе на погибель – во время Второй мировой войны фашистами за
два года было уничтожено здесь около 40 тысяч граждан еврейской национальности,
это были не только местные, но и евреи, которых привозили из соседней Польши. Но
это случилось уже много позже, я же пока веду рассказ о каменецком средневековье.
 Все три национальные общины Каменца обладали правом некоторого самоуправления. Возглавлял каждую общину Голова (войт), который мог решать некоторые хозяйственные и юридические вопросы, вершить суд по «руським», польским или армянским законам (в зависимости от общины). Каждой общине были даны определенные права, касающиеся, в первую очередь, производства разных продуктов и изделий и торговлю.
Армянская церковь (не сохранилась)
 
                                                                                                                                                                                                                                    Проживали члены общин относительно обособленно, селясь в одном районе, где обычно была
расположена ратуша для глав общины, храмы, лавки, мастерские и рынок. Польская
община нередко притесняла жителей двух других, особенно страдали русины
(украинцы). В 17 веке даже произошло несколько столкновений, в ходе которых
армяне и русские требовали прекращения притеснений и равных прав с поляками. Был
в Каменце и Главный рынок, где могли торговать все, правда, соблюдая строгие
правила. В 1578 году в городе насчитывалось 190 купцов. Вести торговлю тут не
возбранялось и приезжим – как-никак перекресток торговых путей. С Востока везли
конскую сбрую, ткани, ковры, специи, луки для стрельбы, с Запада – изделия из
золота, серебра и других металлов, из соседней Молдавии – рыбу, мед, орехи,
воск, кожи.  Торговля тех времен четко регламентировалась – что, как, кем, когда и по каким ценам может продаваться, детально прописывалось в многочисленных циркулярах. Львов долго претендовал на
первенство в торговле товарами с Подолья, так как Каменец составлял ему
серьезную конкуренцию. Была даже выдана грамота, в которой указывалось, что
торговцы не должны игнорировать Львовские склады. Купцы, как и ремесленники,
объединялись в цеха и торговали через «крамы» (лавки). Каменецкие поляки, к
примеру, получили в 1468 году привилегию на торговлю в своих крамах специями,
железом и тканями, другие общины такой привилегии не имели, торговля же за
пределами крамов каралась конфискацией товара.
Особенно удачливыми были армянские купцы. Они хорошо понимали толк в восточных товарах, знали многие
языки. В истории сохранились имена богатых армянских купеческих семей:
Богдановичи, Киркоровичи, Кутлубаи, Вартересовичи. О богатстве некоторых армян
свидетельствует впечатляющий факт: при постройке церкви святого Николая
(Нигола) было потрачено 1653 флорина, 1150 из которых пожертвовал один купец
Андриас.
Каменец-Подольский на старинной гравюре 
  
                                                                                                                                                                                                                                  До наших дней сохранились Армянские склады, которые я, к слову, так и
не успела осмотреть, и руины армянской церкви с огромной колокольней, которую я
 видела только издали. Еще сбереглось название улицы «Армянская». Армяне
оставили отпечаток и в культурной жизни Подолья. Несколькими армянскими
монахами на протяжении трех столетий велась знаменитая «Каменецкая хроника». Я
нашла на своем любимом сайте http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Kamenec/text3.phtml?id=649
один из ее отрывков, написанных Агопом и Аксентом Каменеци, сыновьями Крикора;
здесь фиксируются события с 1610 по 1627 (Парижская и Венецианская рукописи). В
рукописях подробно описаны события Хотинской войны, и что в это время
происходило в Каменце (визит королевича Владислава и т.д.); Цецорская битва,
нападения молдавских господарей, история князя Корецкого и многое другое. Очень
позабавили меня некоторые записи: «Года 1061 [1612], января 5 [15], среда. С
востока на небе возникли огненные столпы, чрезвычайно страшные, и с полудня
исчезли. Дай Бог на добро». «Огненные столбы» упоминаются несколько раз за
какие-то десять лет. Как знать, может быть, плато возле Каменца в те времена
избрали в качестве своей взлетно-посадочной площадки инопланетяне?
    Не менее развиты были в Каменце и ремесла. Мастера объединялись в цеха – что-то
наподобие нынешних профсоюзов. У каждого цеха были свои правила, свои
утвержденные процедуры исключения и принятия в братство. Сообща боролись с
«партачами» - внецеховыми мастерами-одиночками. В 17 веке в Каменце действовало
18 ремесленных цехов. Особенно славились Каменецкие каменщики, маляры,
плотники, скорняки, шорники, седельщики. Муниципальные власти обязывали цеховиков
вносить свою лепту в развитие и поддержание города и его укреплений. За цехами
были закреплены «подшефные» башни, которые ремесленники должны были
поддерживать в пристойном состоянии, присматривать за ними и вовремя
ремонтировать. Отсюда и названия некоторых их них – Скорняжная, Кузнецкая
(Ковальская).
С 1672 по 1699, как я уже говорила, продолжалось турецкое владычество. С тех времен сохранился интересный памятник – минарет, построенный во дворе Петропавловского кафедрального
костела. Планировалось возвести их два, но успели построить только этот.
Подольский армянин
  
                                                                                                                                                                                                                                  Правда,  сейчас бывший минарет увенчан позолоченной скульптурой Девы Марии. В костеле
турки устроили свою главную мечеть, ободрали все украшения и замазали росписи. Когда
турок прогнали, здесь опять открылся костел.
В 1793 году по результатам второго раздела Польши Каменец перешел во владение Российской Империи. С этого периода начался упадок города. Многие поляки и армяне покинули город, население за несколько лет уменьшилось вдвое.

Тюремный гарнизон 
 
                                                                                                                                                                                                                                    С 1812 г после присоединения к России Бессарабии крепость в Каменце утратила свое стратегическое значение. Здесь сделали тюрьму, которая просуществовала до 1914 года. Подземелье, расположенное на территории
замка, с середины 19 века использовали как долговую яму. В тюрьме содержалось
до 200 заключенных.
Интересным фактом, связанным с Каменцем является то, что здесь познакомилась известная авантюристка София (Глявоне-Челиче) с сыном русского коменданта крепости графом Яном де Виттом,
после чего они тайно обвенчались. Через много лет де Витт, тогда уже военный
губернатор Херсона, за приличную сумму денег «уступит» супругу Станиславу
Щенсному Потоцкому. Тот в свою очередь, подарит жене чудесный парк в Умани «Софиевка», но ветреная и неблагодарная гречанка
изменит мужу с его собственным сыном от предыдущего брака.

Старинная открытка
                                             
Наш осмотр города мы начали… не знаю откуда. Мой спутник уже бывал в Каменце-Подольском неоднократно, со знанием дела он предложил мне довериться и направил машину в сторону частного
сектора. Мы долго петляли по разбитой дорожке между домами, раз даже заехали в
тупик, где наш «вездеход» моментально обступили цыганские дети, а со стороны на
нас взирали их хмурые родители. Мой спутник, впрочем, не теряя присутствия
духа, сдал назад и выехал на другую улочку и вскоре мы выехали на тот пятачок,
который искали. Отсюда открылся захватывающий дух вид на старинную каменецкую
крепость, увенчанную островерхими башнями.
Я столько раз видела это на картинках, но не представляла себе, насколько это красиво и величественно в
реальной жизни. Крепость на 29-метровом возвышении выглядит миражом, призрачным
пришельцем из прошлого. Я сделала несколько фотографий и, кажется, мой изумленно
открытый рот при этом так и не закрывался…
Далее мы направились к центру города. Припарковав машину у огромной  доски почета, мы поняли, что произошла какая-то неприятность с нашей машиной – у нее упорно не отключалась какая-то
«жужжалка», кажется – вентилятор охлаждения. Не смотря на уговоры и повторные
включения-выключения зажигания, он упрямо продолжал хрипло гудеть. В таком
состоянии машину оставлять было нельзя; мой спутник остался возиться с нею, а
мне пришлось самостоятельно отправиться на осмотр достопримечательностей
города. Лишившись гида, я принялась ошалело глазеть на постройки и читать
таблички. Рассчитывая на помощь моего спутника, я не готовилась к осмотру
Каменца, даже не взяв с собой путеводитель, поэтому многое пришлось искать и
вычитывать уже дома. Правда, прогулка в одиночестве по улицам старинного
Каменца получилась по-своему приятной и такой меланхолично-романтичной.
Каменец-Подольский занимает третье место после Киева и Львова по числу достопримечательностей. Здесь
насчитывается более 150 исторических и архитектурных памятников. При всем
желании осмотреть их все в деталях не удастся за те три-четыре часа, которые мы
можем позволить себе провести в городе – сегодня же надо еще и до Киева
доехать. Буду рассматривать и фотографировать все, что попадется на глаза на
моем пути.


В заметках использованы материалы и архивные фото сайта http://www.tovtry.km.ua/ua/history/index.html (замечательный сайт, много подробной и детальной информации и куча статей), путеводитель "Старая крепость" Л.Станиславской, книги "Каменец на Подолье" О.И. Расщупкина и С.В. Трубчанинова, "Замки и крепости Украины" В.Вечерского

Продолжение ЗДЕСЬ 
Tags: Каменец-Подольский, Потоцкие, Хмельницкая область, де Витт, замки, крепости
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments