Каменецкому собору Петра и Павла повезло немного больше – здесь открыли музей. В 1938 году надгробие Лауры перевезли в этот музей «в виду его высокой художественной ценности». Скульптура, и правда, исключительно красива и натуралистична – на античном ложе лежит прекрасная девушка с тонкими чертами лица, прикрытая легким покрывалом. Рядом стоит ангел с загашенным факелом, символизирующим погасшее пламя жизни. У подножья ложа – недочитанная книга, раскрытая на 21-странице, ведь именно в 21 год Лаура умерла. Невольно чувствуешь скорбь и жалость к девушке, так нелепо погибшей много лет назад. И какова работа мастера! Все-таки мрамор – удивительный материал! Такой теплый, мерцающий камень… Рядом установлены два бюста, тоже ставшие в свое время экспонатоами музея. Это отец Лауры и неизвестная девушка – то ли сестра ее, то ли мать.
От отсутствия композиционного единства в интерьере собора немного кружится голова, теряется ощущение цельности, однако, это даже занятно – можно долгое время бродить по храму и рассматривать многочисленные и разнообразные детали; жаль, у меня на это нет достаточно времени. Однако, мне пора идти дальше. Так я до крепости никогда не дойду. Перед этим я захожу на задний дворик и осматриваю минарет. Здесь разбит симпатичный пестрый палисадник, поставлены скамьи; несколько молодых семей отдыхают здесь с малышами. Я дохожу до калитки. Отсюда открывается вид на частный сектор, лежащий в низине. Этот район ранее назывался Польскими фольварками (окраинами). Видна и довольно красивая церковь св. Георгия.
Иду дальше. Неподалеку, на улице Францисканской я фотографирую небольшой костел. Он назван в честь Успения Девы Марии и принадлежал комплексу построек существовавшего здесь и ныне разрушенного францисканского монастыря, учрежденного еще в 14 веке.
Костел построен в начале 17 века в сдержанном готическом стиле, в 18 к нему достроили удлиненную апсиду, увеличив его объем вдвое. Сейчас здание реставрируется; выглядит оно скромно и достойно, как и подобает постройке подобного возраста (нелишне и некоторым людям преклонных лет брать с нее пример).
По дороге встречаю еще одно красивое здание. Это костел Святой Троицы 1750 года постройки. Он выглядит очень хорошо, за ним явно ухаживают; видно, не так давно делали ремонт. Постройка возведена в стиле барокко.
Ну, все! Надоели эти сакральные красоты! Крепость хочу!!!
Крепость появляется перед глазами внезапно: я просто шла-шла мощеной мостовой, спускающейся немного вниз и забирающей вправо, свернула за очередное здание; и тут - она!
Передо мной лежит Турецкий мост и загадочная корона каменецкой крепости. Со стороны города у начала моста виднеются три мощных сооружения. Это Городские ворота, Армянский бастион и каземат. Н них я сейчас практически не обращаю внимания, осмотрю позже; ноги сами собой несут меня в крепость.
С тех пор его называют Турецким. Во время Великой Отечественной мост был взорван, но пострадала только проезжая часть. Немцы восстановили ее в 1942 году. Длина его 88 м, высота – 27 м.
Прохожу мимо Городских ворот и иду по мосту. Дух захватывает – я не сплю?! Романтичную атмосферу немного портят вывески кафе на воротах и несколько пустых бутылок, оставленных на мосту туристами, но, в общем – чудеса, да и только. Как-то даже неловко входить в средневековую крепость в простецких льняных брюках, кедах и футболке, а кринолины-то я с собой и не прихватила…
Жалко только, что входить в крепость мне приходится самой.
Продолжение следует
В заметках использованы материалы и архивные фото сайта http://www.tovtry.km.ua/ua/history/index.h