agritura (agritura) wrote,
agritura

Тернополь. Впервые, ненадолго

От Киева до Тернополя чуть больше каких-то 400 км, но я здесь побывала впервые, представляете? Чаще всего, когда я говорила кому-то, что никогда не бывала в Тернополе, обычно слышала в ответ: «Ничего не потеряла. Нечего там делать». Не знаю, мне понравилось. Когда мы с коллегой приехали в город, все вокруг было серое, вокруг грязи по колено, моросил дождь, но даже при этом город вполне занятный.

По дороге:

Подозреваю, что летом здесь вообще загляденье.

Как обычно, мы сразу поехали по свои рабочим делам, и город мне удалось посмотреть только вечером. Правда, утром на въезде я попросила притормозить на берегу пруда, чтобы сфотографировать Тернопольский замок, и смело выпрыгнула из машины, лихо скакнув на бугорок, который приняла за груду ноздреватого грязного снега, но это оказалась отборнейшая грязь.

Впереди виднеется Тернопольский пруд. Его создали аж в 1951 году, поставив плотину на реке Серет. Тогда его назвали Комсомольское озеро. До этого на этом месте был заболоченный луг.

Вид впечатляющий даже при пасмурной погоде.

Чтобы это снять, я прыгнула в грязь.

А грязь в Тернополе, я вам доложу, очень «качественная» – все мои попытки отчистить ее в течение дня с ботинок влажными и сухими салфетками закончились провалом, только в отеле удалось отодрать ее под проточной водой тряпкой. Фотки замка, к слову, оказались никаковенными.

Вот такой мерзейшей специфической погодой нас встретил Тернополь. Это утро, около 11. Одна надежда, что к вечеру дождь утихнет, а мы пока поработаем.

Сейчас здесь живет 217 000 человек -  это меньше, чем на киевской Оболони, однако это 4-й по величине город на Западной Украине. Еще с конца 19 века здесь была важная ж/д-развязка, город в то время быстро развивался.

Обед в пиццерии

А вообще история его древняя. Еще с Х тысячеления д.н.э. на этих землях жили перввобытные люди, несколько их стояянок обнаружено в черте города и в округе. Считается, что до 13 века здесь существовало древнеславянское поселение Сопильче, и оно было разрушено в 1241-42 татарами. Долгое время это место пребывало в запустении, пока в 1540 году заброшенные земли польский король Сигизмунд I не отдал краковскому кастеляну, великому коронному гетману Яну Амору Тарновскому при условии, что на этом месте будет возведена крепость, что кастелян и исполнил.

Ян Амор Тарновский, основатель Тернополя

Церковь Воздвижения Честного Креста (Надставная) существовала задолго до постройки замка. Колокольня более поздняя, 1627 года

Сейчас крепость (или замок) выглядят скорее как школа, чем как древнее укрепление, школой она и был при Союзе – спортивной, но вот в старину это была настоящая крепость – с бастионами, мощными стенами (давно снесенными) и подъемным мостом.

На заднем плане виднеется купол храма Святых Владимира и Ольги (ул.Пилипа Орлика). Он новый совсем. Пока не добралась до него.

Представляете, как это красиво летом?

Крепость стоит на склоне. Со стороны пруда она имеет 5 этажей, со стороны города – три. Два цокольных этажа каменные, верхние этажи кирпичные. Здание много раз перестраивалось, особенно сильно пострадало во время Второй мировой – здесь шли сильные бои. Сейчас оно, на мой взгляд, перереставрировано» - выглядит, как современное. От взрывов во время боев 1944 года пострадало большинство городских построек, многие погибли безвозвратно, так что еще чудо, что замок хотя бы частично сохранился.

Ну, ладно, хватит болтать, идем лучше погуляем. Тем более, что у нас, как обычно, всего час до полной темноты, да и дождик прекратился.

Эта улица называется Над Ставом, она одна из старейших в городе

По набережной гуляет мало людей, на летних фотографиях все выглядит намного красивее и веселее

Этот островок в озере называется пафосно - Остров Любви

Тернопольский замок

Дом 1911 года постройки на улице Над Ставом, 6

Улица Руська. Большинство застройки погибло в Войну, а храм сохранился.

А вот этому храму на улице Руськой (приходской костел Божьей Матери неустанной помощи) повезло меньше - он был уничтожен, причем не во время войны, а в 1954 году. Теперь на его месте ЦУМ.

Памятник Сантехнику

В этом старом доме жили Иван Франко и Василий Стефаник. По отдельности. Вот:

Памятник Даниилу Галицкому на Майдане Воли. Ранее здесь был памятник Ленину. До этого - памятник Пилсудскому.

Изумительной красоты кафедральный собор Непорочного Зачатия (1779)

Замок со стороны города. Совсем неприметный.

Постройки монастыря за собором. Сейчас здесь архив, кажется.

В центре города сохранилась пара кварталов со старой застройкой. Есть пешеходные улицы с кафешками и магазинчиками.

Памятник краеведу и гражданскому деятелю Игорю Герете.

Церковь Рождества Христова построена на средства Александра Острожского в 1608 году.

Памятник Ивану Франко

Это часы на три стороны - визитная карточка города

Дом в самом центре явно недавно горел.

Драматический театр  (1957)

Надпись: "Chance meeting"

Памятник Соломее Крушельницкой. Оперная певица родилась в Тернопольской области. Не очень похожа, на самом деле она выглядела так:

Царственная женщина!

Иду пешком в отель.

Модерн в Тернополе сдержанный, но очень изысканный. Заметила, что здешние архитекторы любили геометрические мотивы в декоре.

Этот до вроде бы принадлежит Медицинскому университету.

Дом с сердечком а улице Руськой.

Темнеет очень быстро.

Все темнее и темнее. Даже в сумерках виден ажурный декор старых домов. Вечернее освещение придает постройкам таинственность.

Вид из номера отеля "Авалон", улица Бандеры. Здесь уютно, но шумно - неподалеку Ж/Д-станция.

А вечером я с коллегами ходила в легендарный ресторан "Старый Млын". Очень классно! :

Очень смешные названия. От жадности мы назаказывали целую кучу всего, а потом выкатывались из заведения, как насосавшиеся упыри.

Я и галицкие красуни (мои коллеги). Компания нежных цветочков, которая съела больше, чем дюжина грузчиков.

Кровяночка. Гречки многовато.

Самое вкусное - уточка!

Во дворе ресторана есть их фирменный магазинчик, здесь продают сувенирчики и всякие полезные штуки, вроде этих:

Маленькие сувенирные бутылочки фирменных наливок.

Утром вид из окна не такой уж загадочный.

Мельком на следующий день. Этот храм современный, построен на месте старинной церкви Успения пресвятой Богородицы.

Вот так выглядела старая церковь:

Старую церковь снесли в 1962.

Современный римо-католический костел очень интересной архитектуры (Бандеры, 57). Построил его архитектор Игорь Чулый. Строился храм долго - первый камень заложен еще в 1999, и при закладке его присутствовал римский папа Иоанн Павел Второй. Закончили строить в 2008. Освящен он в честь Божьего Милосердия и Божьей Матери Неустанной Помощи.

Есть еще такой храм, но я его не видела, фото из Википедии:

Греко-католическая церковь Святого Петра на ул. Владимира Великого 1а построена в 1998 году архитектором Сергеем Горой.

Церковь прямо напротив костела - храм Веры, Надежды и Любови Московского патриархата (единственная в городе), ул. Коновальца.

Она же.

Вот такой вот оказался Тернополь - уютный и по-своему красивый.