agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Львов: энциклопедия конфессий и орденов (1)


Василианский храм и монастырь святого Онуфрия.

Продолжаю публиковать фотографии из Львовской пасхальной поездки.

Планируя апрельский трип, я изначально решила посетить большинство известных львовских храмов и сфотографировать их снаружи и изнутри, что и было сделано. Теперь у меня куча фотографий, и с ними что-то надо делать. Да, можно было бы написать очередной пост в стиле «Львовские котики», или «Львовские канализационные люки», ну или что-нибудь в этом духе, но я решила чуть напрячься и совместить прекрасное с полезным – попытаемся разобраться с историей местных конфессий и орденов. Причем, больше внимания будем уделять истории, чем современности, мне это более интересно, хотя и сейчас во Львове конфессиональный состав населения довольно многообразен.


Василианский храм и монастырь святого Онуфрия. Каменный храм построен на месте деревянного в 1550-м. Здесь существовала типография, где Иван Федоров напечатал свой "Апостол" и "Букварь". На территории монастря книгопечатник и похоронен

Напомню, что решающим для Львовской религиозной жизни было давнее событие - Брестская уния 1596 года, когда в несколько православных епископов по политическим причинам приняли решение принять католичество и перейти в подчинение Римскому папе. Понятное дело, речь идет о епископах тех земель, которые располагались на территории нынешней Западной Украины – тех, которые после развала Киевской Руси оказались под властью сначала Литвы, а затем Речи Посполитой. Так зародилась греко-католическая церковь: подчинение папе, некоторые «книжные» богословские нюансы – католические, а обряды и большинство дат праздников – православные.


Монастрь древний - впервые упоминается в 1453. Здания келий возведены позднее храма - в конце 17 века

Человеку неискушенному (как мне) довольно сложно определить, чем отличаются львовские греко-католики от православных: все на Пасху в субботу шли в храмы с одинаковыми корзиночками (в Украине это называется «кошик»). Есть отличие от Киева: святят не утром, а в субботу вечером, накануне. Причем начинается свячение засветло. В воскресенье все празднуют дома, уже никто никуда не идет.


Башня-колокольня возведена в 1681

Традиция семейных религиозных праздников во Львове нерушима: «вечерю» готовят загодя, подход к этому процессу не шутейный. Когда-то накануне Крещения меня в компании львовян спросили, буду ли я накрывать стол на Крещение («Водохреща»), и я промямлила, что у нас не особо приято праздновать, на меня посмотрели так, словно я приперлась в приличное место, завернувшись в волчью шкуру и волоча за собой каменный топор.



Львов, не смотря на близость к либеральной Европе, город религиозный и в некоторых вопросах достаточно патриархальный – старые традиции чтут. Здесь, конечно же, есть и разводы, и повторные браки, но все-таки меньше, чем, например, в Киеве. Заметила также (может быть, так совпало), что женщины, в основном, - хорошие хозяйки и отличные кулинарки, причем во Львове не принято гордиться своей «эмансипированностью», как в Киеве. Ни разу не слышала, чтоб львовянка (во всяком случае, из моих знакомых) сказала: «Ой, я терпеть не могу готовить, только яичницу или сосиски отварить могу». Хотя, повторюсь, у меня не большая статистика, скорее всего, есть исключения.


Архитектурный ансамбль Успенской церкви

Мы отвлеклись, все меня к еде тянет, подальше от монахов.

Не мудрено, что Львов за несколько столетий окатоличился: с XIV столетия город был под властью католических Литвы и Речи Посполитой, с XVIII по XX-е – под австрийскими Габсбургами. Примерно с начала XVII века сюда ринулись монахи разных орденов. Первым был орден василиан (базилиан, устав Василия Великого). Правда, он ниоткуда не ринулся, он, фактически, здесь и образовался, точнее – одно из его ответвлений.




Башня Корнякта - одна из архитектурных доминант города, ее хорошо видно с разных обзорных площадок


Видно башню, Трехсвятительскую часовню и Успенскую церковь

Орден появился сразу после Брестской унии, в него объединились все униатские монастыри греческого обряда, перешедшие под власть папы. Местное василиане назывались орденом святого Иосафата Полоцкого, по имени полоцкого епископа, страстного сторонника и проповедника унии, убитого в Витебске 1623 году.
Понятное дело, этот орден первое время был самым многочисленным, так как имел местные корни, но позднее появились и «пришлые».




В ожидании освячения пасок


...И, собственно, свячение. Говорят, ночью и телевидение снимало.


Трехсвятительская часовня - очень красивая!

Многие храмы, ранее бывшие православными, автоматически стали католическими, а монастыри – василианскими. Есть во Львове василиане и сейчас, им, к примеру, принадлежит одна из старейших обителей города – монастырь и церковь святого Онуфрия.


Купец с Крита Константин Корнякт

Не все православные обители и храмы перешли под юрисдикцию папского престола, некоторые оставались православными, хоть и испытывали некоторые притеснения. Православные на территории Речи Посполитой объединялись в братства, одним из примеров которых является Киевское братство, на базе которого со временем была основана Киево-Могилянская академия. Было такое братство и во Львове, Успенское.


Своды Трехсвятительской часовни. Какая роскошная резьба!

Ему принадлежала Успенская церковь с Трехсвятительской часовней на Подвальной. На средства греческого купца Константина Корнякта, уроженца Ретимно (о.Крит), в 1570-х годах была построена 65-метровая колокольня, которую стали называть «Башней Крнякта». Надо сказать, она, действительно использовалась не только как колокольня храма, но и как дозорная башня – как-никак долгое время это была самая высокая постройка города.


В Пасхальное воскресенье во внуреннем дворике перед Успенской церковью - никого


Портал Трехсвятительской часовни



Братство было независимым до начала 18, века, а затем и его члены решили перейти в Унию, правда, в качестве ставропигиального объединения – с прямым подчинением папе.

Успенская церковь – целый комплекс построек. Это сама церковь, колокольня Корнякта, часовня Трех Святителей и внутренний дворик с галереями. Сейчас храм принадлежит Украинской автокефальной православной церкви.


Интерьер Успенской церкви

В первый день и не смогла как следует рассмотреть храм и часовню, так как уже темнело, и в церкви царил полумрак, кроме того, в внутреннем дворике шла Пасхальная служба, и как раз в момент моего посещения священник благословлял прихожан и окроплял их святой водой. Досталась порция святой воды и мне. Я пришла на следующий день, и осмотрела все как следует, храм был совсем пустой, и мне очень повезло, я успела – сразу за моей спиной юноша-служка закрыл двери на ключ, как только я покинула часовню.


Богатая горожанка Феодосия Стеблицкая в 18 веке пожертвовала на Успенскую церковь 6000 злотых

Есть во Львове и православный храм Московского патриархата. Это относительно небольшая Георгиевская церковь, она же выполняет функцию епархиального собора Львовской епархии. Я и в Георгиевском храме побывала, здесь тоже с вечера было много народа. Церковь небольшая, тесноватая.


Православная церковь Георгия Победоносца Московского патриархата

Построена она в самом конце 19 века в модном тогда нововизатийском стиле.

Формальными (и реальными) «хозяевами» Львова долгое время были католики римского («латинского») обряда, появились здесь представители и Западных орденов. Нельзя не упомянуть иезуитов.



Слева - иезуитский собор Иль-Джезу в Риме, посередине - иезуитский костел во Львове, справа - восстановленный Успенский собор Лавр с барочным щипцом

Орден был основан в 16 веке в ответ на распространяющуюся по Западной Европе Реформацию, быстро распространился по всей Западной Европе и возымел большое влияние во всех католических странах, в том числе Польше.




Петропавловский иезуитский костел. 1630


Первая иезуитская резиденция на территории Речи Посполитой появилась в польском городе Ярославе в 1574 году. Обычно иезуиты основывали на новой для себя территории небольшой миссионерский пункт, вели активную проповедническую деятельность, привлекая прихожан, строили приходские костелы. Храм со временем «обрастал» комплексом дополнительных построек – школа, приют и т.д. Иезуиты во Львове начали, как обычно, скромненько, но вскоре развернулись во всю мощь. В городе было сразу несколько иезуитских братств: Слуг Марии, Святейших Сердец Иисуса и Марии, Доброй Смерти, Провидения Божьего, Милосердия.


Костел уже давно не принадлежит некогда всемогущему ордену. Сейчас в нем святят паски греко-католики





Иезуиты большое внимание уделяли образованию, так как для них очень важной была проповедническая деятельность. Во Львов иезуиты пришли в 1589 году, а уже в 1608 открыли Коллегиум – крупное высшее учебное заведение. Был также интернат для учащихся, аптека, типографии. На обучение принимали бесплатно, причем не только католиков. Факт обучения у иезуитов придавал особый статус, это помогало выпускнику пробиться в жизни и, как сейчас принято говорить, «сделать карьеру».
Самый известный ученик Львовского коллегиума – Богдан Хмельницкий. Правда, не известно, закончил ли он образование или учился только некоторое время, по некоторым версиям он вообще обучался не здесь, а в польском Ярославе.


Наружный декор собора. И еще:










В настоящее время орден уже не имеет того влияния, что в 17 веке, но есть во Львове иезуиты и сейчас; более того, здесь расположена резиденция настоятелей иезуитов в Украине. Надо сказать, их деятельность вполне благородна: иезуиты занимаются, например, тем, что помогают мигрантам, попавшим в неприятности за границей, вернуться домой в Украину.
Главный памятник «иезуитской» культуры во Львове – Петропавловский костел иезуитов по адресу Театральная, 11.


Интерьер костела. И еще:



Костел в лесах, но Пасхальной службе это не помеха

Интерьеры:














Автор проекта неизвестен, строить храм начали в 1610 году под руководством монаха Себастьяна Ламхиуса. Костел стал первым храмом, возведенном в стиле раннего барокко. Мода на этот стиль пришла в Речь Посполитую из Италии; логично, что и архитектором, который доработал проект и придал ему окончательный вид, был итальянец – Джакомо Бриано. Считается, что архитектура фасада с витиеватым щипцом навеяна формами римского иезуитского собора Иль-Джезу. В 18 веке с абсидной стороны достроили четырехгранную башню (таких много во Львове).



Хорошее дело - длиннофокусный объектив! Это с Ратуши снималось.

Когда я готовила «сравнительные» фотки барочных храмов, обнаружила, что в Сети нет ни одного фронтального изображения портала Петропавловского костела – он огромный, а площадь перед ним относительно небольшая, нормальную фотографию сделать нереально, только с боковых ракурсов. Это один из крупнейших храмов Львова – 26 м высотой, 41 м протяженностью. Портал украшен в верхнем ярусе скульптурами Богородицы и святыми, особо почитаемыми иезуитами: св. Войцех и св. Станислав Щепановский. Скульптуры нижних ярусов установили позднее, в 1894 г.; это блаженный Боболя, св. Станислав Костка, св. Игнаций Лойола и св. Франциск Ксаверий.

Есть в соборе орган, его поставили в 19 веке, сейчас он неисправен. Внутри храма сейчас идет реставрация, снять удалось урывками.


Вид на Латинскую Катедру со стороны Площади Рынка

В связи с римо-католиками Львова нельзя не упомянуть главный храм латинян – Латинскую катедру. Так называют львовяне архикафедральную базилику Успения пресвятой девы Марии. Это поистине гигантский храм, сохранивший многие готические черты, хотя это уже поздняя готика – строился он в 1360—1479 годы. Начинал стройку архитектор Петр Штрехер.


Латинская Катедра


Высота колокольни - 66 метров


Эти часовни-приделы достраивались позднее


Рельефы на часовне семьи Кампианов


Апсидная часть сохранила готические черты

Готические черты можно угадать в сводах собора и еще в некоторых деталях, однако в 18 веке была произведена значительная реконструкция, и храму предали черты модного тогда барокко. Это, в первую очередь, пышное скульптурное убранство интерьера. К сожалени, бли снесены многочисленные часовни, окружавшие храм – ведь изначально храм стоял на кладбище. Единственная сохранившаяся – знаменитая часовня семьи Боимов. Также сохранили часовни, пристроенне к основному объему храма.

Интерьеры Латинской Катедры неприлично прекрасны:









В соборе долгое время захоранивали богатых и знатных горожан-католиков








Знаменит собор и своими витражами 19 века














В соборе относилтельно мало людей - католическая Пасха уже прошла


Апостол возле собора

В 19 веке спохватились и попытались все «вернуть взад» - опять предали собору готические черты. Правда, скульптуры внутри оставили – они классные. Снаружи вокруг собора тоже установлены скульптурные фигуры апостолов – очень выразительные! У вас есть возможность как следует рассмотреть парочку из них, если вы решите отдохнуть в тени тентов и попить льовского кофейку в одном из кафе перед часовней Боимов. Здесь же находится мой любимый львовский ресторан «Амадеус».


Часовня Боимов - все, чо осталось от кладвища возле Катедры







Много уже рассказала вам и показала, а ведь это еще даже не половина.

Дальше будет.
Tags: Львов, Львовская область, Украина, монастыри, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments