agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Запорожье. Новая история


В советское время здесь находился общественный туалет. Теперь это шикарный ресторан.

Пот кат осторожно, много фоток, трафик.
Теперь поговорим о событиях истории Запорожья, более приближенных к нам во времени– периоде индустриализации, например. Почему она тут так хорошо пошла и что этому предшествовало.

Как следует из названия, неподалеку от города находятся Днепровские пороги – это выпирающие из почвы дна реки породы, которые возвышаются над поверхностью воды, делая реку практически не пригодной для судоходства; что-то вроде рифов. После создания плотины при постройке электростанции вода поднялась, и пороги затопило, но некоторые и сейчас еще можно видеть.


Справа видны сооружения шлюза, слева - мои лапки и смартфончик, отражающиеся в заркале автомобиля




Всякие красивости возле плотины


Шлюз




Видно плотину позади








Так и было когда-то, пороги служили естественной защитой для казацкой церкви – подобраться сюда на большом судне было невозможно. До поселения можно было доплыть только на небольших лодках, хорошо зная фарватер, и только весной и в начале лета, когда Днепр был полноводным. Еще византийский император Константин Багрянородный в Х веке упоминал эти пороги в своем трактате «Об управлении империей». Самым крупным даже дали названия; Константин, например, описывал Крарийский перевоз (Кичкаская переправа, порог Вольный).





На двух этих фото, сделанных 10 лет назад, хорошо видны пороги, торчащие из воды; на первом фото видна плотина. Фото мемориальное: девушка справа, наклонившаяся в забавной позе, - моя коллега Ира Кищенко. Она погибла через год после вот этой командировки.

Еще были Кодацкий, Сурский, Лишний Лоханский, Будильский, Звонецкий, Ненасытец, Вовниговский. В 16 веке Эрих Лясота упоминал их 13.

Глыбы горных пород выпирают из недр земли не только на дне Днепра, местами небольшие такие образования встречаются и на суше, в народе их называют «могилы», иногда это скалы. В Запорожской области это, к примеру, небольшая горная гряда возле села Калайтановки. И еще Бельмак-могила (самая высокая точка Запоржской области, 324 м над уровнем моря – холм, на самом деле), а еще могилы Токмак, Зеленая, Куксунгур, Салтычия, Корсак, Каменная.


То же место, плотину видно получше. Фотография современная,  любезно предоставлена моим нынешним коллегой Александром.

Это я к чему так долго вас геологическими подробностями пытаю, какое это отношение к Индустриализации имеет? Сейчас еще чуть-чуть, хотя настоящим ботанам и так уже понятно.

Все вот эти образования, выпирающие со всех сторон из Запорожской области, это части Украинского кристаллического щита – гигантской тектонической платформы, тянущейся от Киевской и Житомирской области аж до Донбасса. Состоит она, в основном, из гранитов и железных руд.




Закономерно, что все Запорожье утыкано силовыми вышками и опутано проводами

Ясное дело, казаки и строители Александровской крепости об этом даже не догадывались, и добро, лежавшее у них под ногами, веками хранилось нетронутым, а вот в советское время до полезных ископаемых Запорожья наконец-то дошли руки – молодому и ушлому государству срочно нужно было развивать машиностроение, а оно немыслимо без металлургии. Ну, а для металлургии, понятное дело, нужна была электроэнергия. Так что стали строить почти одновременно литейные заводы и электростанцию, а потом и машино- и авиастроительство подтянулось. Понятно блондинка объяснила?








Соброный проспект (бывший Ленина) - самый длинный в Европе. Две первые фотографии - из окна номера отеля "Интурист", второые две - фото 10-летней давности

Чем же богата область? Железные руды добывают в Белозерском рудный бассейне, марганец – в Токмакском месторождении, бурый уголь имеется, графит, гранит, огнеупорные глины, каолин, известняк и разное там по мелочи. Не мудрено, что за десятилетия 1932-41 здесь «наросло» заводов, как грибов после дождя.


Вид на плотину с другого ракурса

Первым начали строить «Запорожсталь» - в 1931 году. В 1933 начала работу доменная печь (выплавка чугуна), еще через год – четыре мартена (выплавка стали). Завод изготавливал листовой прокат, который шел на нужды машиностроения.
В справочниках пишут, что Днепрогэс построена в 1932 году (это официальная цифра начала его эксплуатации), но на самом деле строительство ее шло почти десятилетие и начато оно было еще в середине 1920-х – 15 марта 1927 года на скале «Любовь» был установлен флаг с надписью «Днепрострой начат!».


Установка турбины "ДнепроГЭСа"

При постройке Александровской плотины были затоплены с/х-земли, но считается, что место было выбрано удачно, земли были мало плодородные, и площадь затоплений вроде как незначительна: 16000 Га, это 56 населённых пунктов и 4176 дворов (как по мне, немало!). Всех, вроде бы отселили и дали денег на новое хозяйство.

Сразу строили заводы, на которые будет поставляться электроэнергия, и Соцгород для рабочих. Полностью весь проект потянул на 400 000 млн долларов – по тем временам для нищей страны деньжища немыслимые, это сейчас полмиллиарда - копейки; вон, один Лазоренко «скоммуниздил» 320 млн единолично, и ничего, живет себе припеваючи в Америке со всем своим выводком.


Большая часть сцен фильма "Весна на Заречной улице" снималась в Запорожье. Завод "играла" "Запорожсталь". Забавно, что никакой Заречной улицы в городе не было, она появилась уже после выхода фильма. В наше время в Запорожье поставили памятники главным героям. Еще кадры:




В кадр, кажется, попала доменная печь.


Из раскрашенной" версии фильма.


В фильме показан процесс выплавки чугуна

На электростанции были установлены турбины «ДженералЭлектрик», консультировали на строительстве американские инженеры. Руководил строительством Александр Васильевич Винтер (уроженец Беларуси, сын немецких эмигрантов). Винтер уделял внимание не только постройке плотины и других сооружений станции, но и заботился об организации жилья и быта рабочих, он был одним из участников и организаторов постройки Соцгорода. В Запорожье есть памятник Винтеру, его имя носит один из бульваров. Позднее он руководил строительством Рыбинской и Угличской ГЭС, занятно, что по совпадению последнюю я тоже видела.


Александр Васильевич Винтер

10 октября 1932 года ДнепроГЭС дала первую электроэнергию по линии, которая вела на завод «Днепроспецсталь». Станция обеспечила энергией не только местные заводы, но и предприятия Донбасса.

Мы упомянули запорожскую металлургию, пару слов надо сказать о машиностроении. О «АвтоЗАЗе», например. Продукция завода, знаменитый автомобильчик «Запорожец» - неистощимый вдохновитель шуток и анекдотов о нем, известный на всей территории бывшего Союза. А начиналось все с упомянутых немцев-меннонитов. Один из них, Абрагам Копп в колонии Шенвизе в 1863г открыл мастерскую по изготовлению металлических деталей для соломорезок и ветряных мельниц.




Корпус завода "МоторСич" и его главная проходная с самолетиком, "застрявшим" в стене. Вот взрослая же тетка, а до сих пор обожаю такие штуки!


Представляете?! Так начинался «АвтоЗАЗ»! Не мог предположить предприимчивый немец, что со временем его мастерская превратится в завод-гигант и поглотит всю территорию колонии. Мастерские буквально за десятилетие разрослись, стали выпускать сельхозмашины. После революции завод Коппа «отжали» коммуняки и переименовали его в «Коммунар» (выпускал комбайны и прочую сельхозтехнику), в «АвтоЗАЗ» его переименовали в 1961, в 1960 начали выпуск «ЗАЗ -965», в просторечье - «горбатый Запорожец». Вы вот ржёте, а один из экземпляров выставляется в мировом музее машиностроения в Швейцарии!


Вид на плотину с Хортицы





И еще один знаменитый завод - «МоторСич», производитель авиадвигателей. Тоже начиналось с ерунды – в 1907 году открылись мастерские по изготовлению металлических деталей к сельхоз-механизмам, а потом и сами механизмы стали делать, и двигатели. В 1915 году это уже было настолько «продвинутое» производство, что здесь взялись производить авиадвигатели «Дека». Чем-то похожим занимаются до сих пор – делает и ремонтирует газотурбинные авиадвигатели.
По данным путеводителя 2008 года, ныне в Запорожье около 280 промышленных предприятий, в работе на которых задействовано почти 120 тысяч человек.


Мне тоже нравится Запорожье!


Памятник жертвам Чернобыля и фонтан. Пока не работал.
Рекомендую - если стоять к памятнику лицом, справа очень неплохой и недорогой итальянский ресторан



-38 предприятий металлургии и металлообработки (вырабатывается 17% украинской стали и почти 100% алюминия и титановой губки);
-79 – машиностроения (60% производимых в Украине автомобилей, 92% авиатехники);
-33 – пищевая промышленность;
- 28 химическая промышленность и нефтепереработка.
А до революции (помните, я рассказывала?) тут только сало топили и кирпичи обжигали.
Много у меня получается истории с географией, мало архитектуры.
Я уже упоминала, что Запорожье – настоящий заповедник архитектуры советского периода. Здесь имеются самые яркие образцы и конструктивизма 30-х годов, и послевоенного сталинского ампира.


Едем по плотине


В Запорожье есть целых два двухярусных моста; сверху - ЖД полотно, снизу - автомагистраль. Я вот как раз по одной из них еду.

БольшАя часть Соцгорода в Запорожье – это так называемый поселок №6, который строился практически одновременно с ДнепроГЭСом для его рабочих и строителей. Изначально строители жили в бараках, очень скученно и грязно, на лекции по марксизму и атеизму ходили неохотно, предпочитая играть в карты, выпивать и отплясывать фокстрот на поселковых танцплощадках. Кормили их всякой дрянью, потому что в стране было голодно, питьевой воды практически не было, мусор не вывозился неделями. В послевоенном фильме «Весна на Заречной улице» был рабочих показан идеалистично: скромно, но светло и опрятно; так вот, в конце 1920 до этого было очень и очень далеко.


План Соцгорода. Обратите внимание на Круглый дом и два дома на входе в его двор - я вам их ниже покажу.

Строительство поселка происходило в 1929-1933 годах. Создателям Соцгорода удалось воплотить в жизнь «социалистическую» мечту: небольшое, но удобное личное жилье, огромные и прекрасные общественные заведения. В поселке №6 было все, что необходимо молодому политически подкованному рабочему: стадион, клуб, ЗАГС, аптеки, детские садики, столовые и т.п. Планировка была просто шикарная, на мой взгляд: огромные площади и просторные дворы, широкие прямые улицы, строгость, но лёгкость архитектурных форм.




Круглый дом (на самом деле кольцо не полное, разомкнутое.

Как бы мы не кривились при упоминании всего советского, застройка поселка №6 – настоящий архитектурный шедевр. Я не представляю, что чувствовали темные малограмотные рабочие, когда переезжали сюда из загаженных бараков. К сожалению, сейчас красоту и геометрическую гармонию жилого комплекса оценить сложно – штукатурка потемнела и облупилась, дома выглядят немного мрачно, фасады изуродованы «диким» остеклением балконов. Дворы заросли, асфальт тротуаров больше похож на танковую дорогу, но все же, человек наблюдательный и искушенный оценит почти исчезнувшую красоту конструктивистского проекта.


Два демонически прекрасных дома на входе во двор Круглого дома. Еще:




Дома по отдельности. В архитектуре угадываются элементы древнеримских построек

К счастью, для создания проекта не пришлось взывать древние храмы и сносить изящную дореволюционную застройку – поселок строился практически на пустом месте, архитекторов ничего не стесняло. Проект был по заслугам оценен международными экспертами – на выставках в 1937 и 39 годах в Париже и Нью-Йорке его отметили особыми наградами.

Еще постройки шестого поселка:







Подобных домов в микрорайоне несколько, они очень круто выглядят. Обожаю конструктивизм!


На здании написано, что все граждане СССР имеют право на труд.


Обратите внимание на состояние покрытия проезжей части. Во время прогулки по поселку меня привлек оглушительный визг...


...Его издавали вот эти господа в грузовичке. Асфааааааальт!


На торцах круглые оконца









В прошлом году проходил международный симпозиум «Баухаус-Запорожье», на котором был создан одноименный проект. Приезжали немцы, делились опытом, как им удалось сохранить подобные микрорайоны-заповедники авангардной архитектуры в Германии. Я была бы счастлива, если бы план реконструкции в Запорожье воплотился в жизнь, но, боюсь, до этого очень далеко: во-первых, пусть сначала научатся асфальт нормально укладывать, во-вторых, посмотрю я, как они уговорят жильцов ободрать балконы-«самоделкины».


Корпуса больницы


Это и сейчас горбольница №3

Во второй половине 1930-х вдоль нынешнего Соборного проспекта начали строить немного другие дома. Это еще не сталинский ампир, но уже и не конструктивизм – попышнее и намного пафосней. Настоящий «ампир» здесь появился после войны – в 1947-1950-х. Предприятия сами строили для своих рабочих жилье, и судя по всему, довольно недурственное. До сих пор на фасадах некоторых домов можно прочитать надписи: «Жилой дом завода Запорожсталь».


Здесь стоял памятник Ленину.

Большинство самых роскошных «сталинок» расположено вдоль Соборного проспекта. К слову, это самая длинная улица в Европе – 12 км. С гордостью могу сказать, что больше ее половины (а именно 7 км) я прошла пешком – от плотины до своей гостиницы.

Еще фотографии архитектуры и улиц города:


Реклама, конечно, жутко портит вид!




Купол вот такой. Это летний сад при горбольнице №5.










Башню называют по фамилии архитектора - "Башня Козлинера". А еще "Запорожский кремль".


Театр


Въезд на Соборный проспект






















Табачная лавка-"сталинка"




Памятник Жаботинскому


Запорожье вечернее

Всем спасибо за внимание и хороших выходных!
Tags: Запорожская область, Запорожье, конструктивизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments