agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Category:

Поляне - язычники "в белом пальто"



У меня новое видео. Из него вы узнаете, существовал ли Кий на самом деле, как различать племена славян по их височным кольцам и почему Нестор хвалил полян.

Решила текст здесь разместить, если кто больше читать любит.

А видео вот:



Чтиво вот:

Мы подобрались совсем близко к периоду, когда на Руси объявились варяги. Но пока их драккары не прибыли, у нас еще есть время оглянуться и посмотреть, что за люди нас окружают.
На самом деле это просто сказать, но сложно сделать и даже представить – ведь события эти происходили почти 1200 лет назад, а документальные сведения о том времени весьма противоречивы. Вернее, именно 100% достоверных документальных свидетельств как раз и нет. Ведь не считаете же вы, на самом деле, достоверными документами древние летописи?

Напомню, что самый старый из источников, который можно рассматривать, это «Повесть временных» лет. Написал ее печерский монах Нестор Летописец примерно в 1110-1118 годах, то есть через 250 лет после призвания варягов. Это, как если бы я попыталась описать государственный переворот, осуществленный Екатерины Второй (помните, она свергла своего мужа Петра Третьего), опираясь исключительно на устные предания – на былины, пересказанные моей прабабушкой, например.



Надо понимать, что Нестор был не просто очень-очень верующий христианин, он был монах! Что хорошего он мог сказать о язычниках?!

Кроме того, есть предположения, и весьма обоснованные, что летописи писались не для того, чтобы поразвлечь потомков, которые доберутся до этого занимательного чтения лет через 2000, это была своего рода апокалиптическая литература.

Помните, есть такой тип иконографии: «ангел со свитком».
Это иллюстрация того, как на страшном суде перед каждым подсудимым архангел разворачивает свиток, на котором запечатлены все его деяния, и по этим деяниям его и будут судить. Есть версия, что летописи - это как раз такая себе шпаргалка для божьего суда. Не мудрено, что летописцы, желая угодить заказчикам (читай князьям) иногда слегка присочиняли, превознося их достоинства и преувеличивая недостатки всех других, у кого нет белого пальто.

Так что еще раз повторяю – летописи, это не хроника. Читая летопись, не надо думать «Так все и было», надо думать «Что бы это могло значить».

Итак, почитаем все-таки. Я взяла перевод Лихачева, а то мы все эти «паки херувимы» не поймем на древнеславянском. Я обычно, когда пытаюсь их читать, то просто сидяху и офигеваху.
Нестор пытается пересказать перемещения по Европе и этногенез славян. По его версии, все славяне вышли с Дуная, и далее расползлись по всей Восточной Европе.



Насчет Дуная – не совсем верно, лингвистический анализ древнелавянского языка показывает, что имеются заимствования из кельтского языка, из наречий западных фино-угров и германцев, и что очень интересно – совсем нет греческих заимствований. Это позволяет предположить, что изначальное место заселения славянами – к северу от Карпат и Верхнее Повисленье, т.е. Юго-Восток Балтики, возможно и Среднее течение Вислы.

Читаем: «Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени ПолотА, от нее и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская»».

Давайте разберемся, кто есть кто. Полочане – это группа кривичей, населявшая нынешнюю Беларусь, ее восточную часть, еще кривичи жили в Смоленской и Псковской областях. Дреговичи – тоже Беларусь, но Западная. Жителей Новгорода, которых Нестор именует собственно славянами, сейчас принято называть ильменскими словенами. Северяне – это я вам уже рассказывала: Черниговская, часть Харьковской и Сумской областей. А еще древляне – запомните, они нам понадобятся – это Житомирская область. И, самые для нас сейчас важные – поляне. Нестор считает их основателями Киева.

Читаем далее:

«Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно».



Кто же такие поляне? Вот лично меня особенно беспокоит вопрос – с какого времени они поселились в Киеве? И почему у них нет «своей» археологической культуры? В Киеве почти не было находок периода с 5 по 8 век, и даже начала 9 века не так много. Так, по мелочи – единичные фибулы, невнятные осколки керамики и монеты разных стран.

Считается, что когда авары изгнали и уничтожили антов в 5 веке, местность наша пришла в запустение, ее стали контролировать хазары, Хазарский Каганат. Существует даже довольно большая группа исследователей, считавших, что Киев основан хазарами, ну, или по крайней мере славянами с участием и под контролем хазар, и был даже, якобы, «русский каганат», правда, основана эта теория на парочке упоминаний в иностранных источниках слова «каган» в связи с местными вождями. Этого, согласитесь, недостаточно.

В любом случае, на месте будущего Киева в 5-8 веках не было чего-то, что хотя бы отдаленно напоминало город, во всяком случае ничего такого пока не нашли.

Про каких же полян говорит Нестор? Видимо, это группа славян, которая поселилась здесь уже ближе к 9 веку. Название, понятное дело, от «поля», их летописец противопоставляет «древлянам», которые, как звери, жили в лесу. Есть версия, что даже не от поля, а от «поляны» - это отражает распространенный тогда тип земледелия: подсечно-огневой. В лесу искали поляны, расширяли их, вырубая деревья, пни выжигали и на вот этих полянах сеяли хлеб. Возможно, поляне делали нечто подобное, а древляне нет – кормились только охотой и собирательством.


Кривичи

А есть и другая версия – что это была группа славян, пришедшая с лесостепного края – с Левого берега Днепра; правый, как известно, был покрыт лесом. И придя сюда, они основали город, построили пристань «притыку», со временем стали контролировать порт и торжище, и земледелие вообще забросили, стали исключительно горожанами.

Если говорить об археологии, то это как раз временной и географический стык нескольких археологических культур: лука-райковецкой, пеньковской и волынцевскай. Причем каждую культуру принято связывать с каким-то племенным союзом славян: лука-райковецкая – дулебы; пеньковская – анты, волынцевская – северяне, а вот для полян, повторюсь, культуру пока так и не нашли. Хотя в летописях их упоминают частенько, если бы не летописи, мы бы о них вообще не знали.

Дальше читаем «Повесть временных лет»: «И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — ХорИв, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев».

Интересно, что легенды о двух-трех братьях- основателях традиционны не только для нашего фольклора, это тема популярная. Дальше в летописи автор нам пишет о происхождении других народностей: «Радимичи же и вятичи — от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи».

Такую традицию летописец явно перенимает из библейского летописания, из истории происхождения колен. Дальше он будет рассказывать о Рюрике, и у него тоже, якобы было два брата и княжили они в разных местах.

Теперь пройдемся по древней топографии. Гора, на которой сидел Кий – Старокиевская, или просто Гора, с большой буквы – так ее в Киеве и называют. Она археологически исследована более остальных, но, к сожалению, результаты и описания ранних раскопок, которые делались в 19 веке, либо низкого качества, либо утеряны – ведь такой науки, как археология, тогда не существовало. Самые древние из зафиксированных находок –то ли славянские, то ли варяжские погребения под Десятинной церковью, датированные 9 веком, т.е. задолго до Крещения. Фундаментом церкви ее строители буквально залили древние могилы!


Дулебы


Подъем Боричев, или Боричев Ток – это, скорее всего там, где сейчас фуникулер. Часть историков считает, что это нынешний Андреевский спуск, но таких меньшинство. Современная улица с названием Боричев Ток расположена чуть в стороне от Боричева Тока исторического.

Щекавица, на которой сидел Щек – напротив Житнего рынка, там, где радиовышка. На Щекавице с 17 века находился один из крупнейших киевских некрополей, там и сейчас имеются его остатки в виде татарского и старообрядческого кладбищ. На месте вышки стояла красивая церковь, снесенная в 1930-х. По уму раскопки там никогда не проводились – так, чуть поковырялись в 1995. С 19 века и до самых 1970-х гору покрывала довольно густая застройка – здесь был частный сектор. Археологические находки были сделаны не в результате серьезных изысканий, они были случайными во время строек.

Здесь точно жили представители зарубинецкой культуры – это до 5 века максимум, вроде бы были находки 7 века, и все. То есть опять никаких следов полян.

Хоревица – считают, что это Юрковица, на нее ведет улица НижнеЮрковская. На Юрковице обнаружен был древний некрополь первой половины 1 тысячелетия нашей эры, но без следов жилья – только погребения. Так что, возможно, Юрковица – это никакая и не Хоревица, либо Нестор опять что-то присочинил.



Что там с сестрой Лыбедью, не ясно – известно, что имя такое носит река – сейчас это канализированная речушка, наполовину спрятанная в трубы, а когда-то важная река была для киевлян – и разливы здесь бывали, и водяные мельницы на ней строили.

Скорее всего, сказание о братьях-основателях и их сестре – полностью легендарное, зародилось на основании ранее, задолго до Нестора, существовавших древних топонимов и гидронимов. Любители теории русского каганата считают, что топонимы эти хазарские.

Одно из летописей ясно вполне определенно – местные славяне до самого прихода варягов платили дань хазарам, в то время как северные племена – кривичи и словене, тоже платили дань, не поверите – варягам, но плохом варягам, еще не нашим.

Что же на самом деле было. Летописец пишет о полянах, что «жили они родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно» - то есть государственностью здесь никакой не пахнет, каждый род сам по себе, даже в племя они объединены условно – название одно и обычаи сходные.

По одной версии, постепенно с запада в эти земли проникают дулебы – носители лука-райковецкой культуры. Они, похоже, жили обособленно, если судить по археологии, но контакты были тесными, и постепенно племена смешались. С северо-востока подтянулись северяне, ассимиляция с ними произошла тоже постепенно, и похоже, бесконфликтно. Историк и археолог Седов вообще предполагал, что существовал дулебский племенной союз, куда вошли и поляне.



Как же археологи различают племена? Керамика была очень сходная (если честно, совсем простая, без гончарного круга, только дулебы чуть напрягались, украшали ее защипами и насечками). Отличались только женские украшения. Самое характерное – височные кольца. Все славянские женщины носили височные кольца – их крепили к лентам-очельям, к платкам, вплетали в волосы. Раньше считалось, что в уши их не вдевали, но недавние археологические находки обнаружили на перемычках некоторых колец пардон за жутковатые подобности, следы ушей – особый характерный вид окислов на металле.

Возможно, это было просто украшение, возможно – способ выделит социальный статус или семейное положение. А может быть, кольца имели какую-то утилитарную роль – крепили каким-то образом головной убор – например, чтобы не соскальзывало очелье (это такая лента через лоб), и платок фиксировался более плотно.

Самые красивые кольца – 5ти и семилопастные - у вятичей – эти племена населяли современные территории России, Их навешивали по несколько, иногда целыми гроздьями. И у радимичей тоже с лучами, чуть другие, больше на полузвезду смахивает.



У дулебов были простые колечки разного размера, их крепили по несколько штук. Кольцевидные подвески носили и женщины кривичей.

С формированием городской культуры ювелирное дело развилось и украшения стали все более богатыми и замысловатыми. Появились трехбусинные подвески и крупные колты. Это уже ближе к Киевской Руси, мы их когда-то подробнее разберем.

В языческих погребениях 9-10 веков, которых можно считать полянскими (хотя они могли принадлежать и северянам, так как их обнаруживают и в Черниговской области), находят довольно простые височные украшения - в основном перстневидные и S-образные подвески; единичные трехбусинные кольца. В погребениях обнаруживали по пять-семь колец, нанизанных на ленту-очелье или на кожаный ремешок. Распространены были стеклянные бусы, грушевидные пуговицы-подвески. Встречаются лунницы и бубенцы.



Височные кольца полян


Как-то не густо нам поляне оставили. Но Нестор утверждает, что были они хоть и язычниками, но все же в белом пальто, пардон, лучшими язычниками, какими могут быть язычники, так как наши они. И сравнивал их с дикими народами, и особенно проходится Нестор по древлянам – с ними у полян были терки до самых княжеских времен. Есть и еще одна версия – что поляне были потомками немногих уцелевших антов, а древляне – дулебов, и как анты враждовали с дулебами, так и поляне недолюбливали древлян.
Вот как Нестор полян хвалит:

«Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее — кто что даст».

А дальше идет чернейший пиар других народов:

«А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены».

Интересный пример сговора во время игрищ дает более поздний суздальский летописец уже 13 века (Лаврентьевская летопись), ставший свидетелем архаичных обычаев в глухих селениях вятичей, которых лишь частично коснулась христианизация: «По пляске понимали, какая жена или девица до молодых похоть имеет; и по взору очей, и по обнажению мышц, и по показу перстней на руках, и от надевания перстней в дар на руки чужие, а там, потом, и целованием с лобзанием». Все прям как сейчас.


Тризна


Нестор описывает погребальный обычай диких, плохих славян: «И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон».

У полян накануне зарождения Киева, скорее всего, уже распространился погребальный обряд трупоположения, близкий христианскому, и очевидно, христианин Нестор явно считает его более интеллигентным. А если по чесноку, славяне стали хоронить покойников целиком века с 8-9, до этого все сжигали.

Так что, город-то кто построил?

А так до конца и не ясно. То ли поляне тут первыми развернулись, то ли варяги.
А варяги – это кто?

А вот чуть позже расскажу. Дали буде. А кто поставит лайк и подпишется на мой канал, тому будет счастье.
Tags: Киевская Русь, Украина, видео
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments