agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Category:

По следам киевских викингов


Аскольдова могила на старом фото

Вот здесь мое очередное видео:



А здесь чтиво для тех, кто больше любит читать:


Не смотря на завлекательное название моего видео, собственно викингов, скандинавов, которых упоминают в летописях, именно в Киеве было не так уж много – это Аскольд и Дир, понятное дело, князь Игорь (или Игвар, или Ингер), сын Рюрика, вещий Олег (он же Хельг), военачальник и наставник Игоря, и княгиня Ольга она же Хельга, сын ее Святослав (с уже славянским именем), а дальше у нас уже идут сплошные метисы. Была еще, конечно, толпа дружинников, оставшихся для летописей, в основном, безымянными.



Знаменитый Рюрик, призванный, согласно повести временных лет, княжить, в Киеве, вероятнее всего, никогда не был, так как княжил он в Новгороде, куда его, собственно, и призвали. Киев и Новгород в то время практически не имели друг к другу никакого отношения, их населяли совсем разные племена славян – у нас тут были поляне, а там – ильменские словене.

Собственно, объединителем наших земель и земель северных, был не родоначальник династии Рюрик, а его воевода Олег, прозванный Вещим, ведающим бедующее. Невестка Рюрика Ольга, овдовев, всю эту деятельность «причесала», ввела деление на погосты и упорядочила сбор «полюдья» - это уже начало государственности.



Так, что никакие варяги в Киев на драккарах не прибывали? Нет не прибывали, потому что драккары, военные суда, как и кнары – торговые – это корабли морские, с глубокой осадкой. Они никогда не ходили по рекам, для этого использовали другие суда – с мелкой осадой, более легкие. Напомню, что путь из варяг в греки – от Балтийского моря в Черное частично преодолевался волоком. И волокли немалый отрезок пути –7-15 км.
Я чуть перескочила, мы уже с вами третья поколение Рюриковичей упоминали – Святослава, давайте вернемся в самое начало.

Откуда взялись варяги?



Интерес к славянским землям у них был давно – контакты по археологическим свидетельствам отмечаются еще с бронзового века. Скандинавы небольшими поселениями селились на Севере восточной Европы с середины 8 века, следы таких поселений найдены в районе Старой Ладоги, да и саму Старую Ладогу, скорее всего, именно они и основали, и называлась она у них Альдейгья. Предполагают, что это были переселенцы с острова Готланд, который сейчас принадлежит Швеции.



Что скандинавам было нужно в здешних землях? Меха! Меха иногда называют нефтью раннего средневековья – это была своего рода валюта, на некоторых «торговых площадках» рассчитывались беличьими и куньими шкурками. Оказывается, качество меха в Скандинавии значительно уступало мехам славянским, с северо-запада современной России.

Второй предмет торга – рабы. Славянские рабы «гуляли» по всей Европе и были особенно популярны на Востоке, и их отловом викинги как раз и занимались, а Ладога была чем-то вроде их местной фактории.
Вряд ли викинги из Ладоги приносили какую-то существенную пользу местному населению, но их все-таки до поры до времени терпели – кроме грабежа и рэкета они занимались торговлей, меха все-таки проще было купить, чем отнять, и в обмен на пушнину скандинавы давали серебро – арабские дерхемы, которые в свою очередь получали на востоке от торговли рабами. Торговали и оружием.



Вопреки распространенному убеждению, мечи викингов, выкованные самими викингами, качеством были так себе, в основном они пользовались мечами импортными – франкскими, выкованными на Рейне. Судя по всему, по заказу, потому что мечи были на аутентичные скандинавские похожи. Меч довольно типичный – обоюдоострый, с ложбинкой посередине лезвия и весьма характерным навершием, такие и на территории Киева откапывали. Рукоять и эфес у особо дорогих мечей украшали золотой инкрустацией.












Ладога была очень крупным варяжским форпостом, говорят, чуть ли не с Хадебю и Биркой ее можно было сравнить. У славян тут рядом тоже был крепость, да покрепче –Любшанская, каменная, и викингов отсюда в конце концов вышибли – Старая Ладога сгорела в 860 году, впрочем, и до этого ее несколько раз разрушали и восстанавливали.

Вы спросите – при чем тут Киев? От него до Ладоги полторы тысячи км. И вообще мы говорим о Руси или нет? Ведь слово это в наше время почти ругательное. А словом «русь» сами варяги местные себя и называли. И как бы уважаемым киевлянам не резало слух слово «русские», именно так воинов-варягов называют иностранные источники того времени. И тогда это были единственные русские, византийские и арабские хроникеры четко разделяют народы: славяне и русь. В Западной Европе были викинги, а у нас – русь, причем с маленькой буквы, как название народа. Русь-государство с большой буквы выйдет на арену чуть позднее.


М.Рерих "Прибытие заморских гостей"

Так почему варягов понесло на Юг по Днепру, в земли полян? Северных рабов не хватало что ли? Повторю то, что ранее говорила в других видео – реки того времени – это главные дороги. В 8-9 веке из-за арабских завоеваний окончательно загнулся Великий шелковый путь, и Европа лишилась драгоценных восточных товаров – специй, шелков, ювелирных украшений.


М.Рерих "Волокут"


Альтернативой была торговля с Византией, и добраться до нее с севера Европы можно было несколькими путями (читай несколькими реками), одним из самых удобных стал путь с Балтийского моря до Черного: через Финский залив и Неву, затем в Ладожское озеро, Волхов, озеро Ильмень, Западную Двину, потом волоком до Днепра и через Днепр в Черное море. Варяги были лучшими воинами Европы, и, несомненно, лучшими судоходами (сказала бы мореходами, но это не совсем правильно – они и по рекам ходили).

Профессиональные историки будут презрительно фыркать, если вы скажете, что варяги основали древнерусское государство, правильнее сказать, что они сыграли огромную роль в развитии вышеописанного торгового пути, а уже благодаря этому возникло государство. По всему пути их передвижений осуществлялись довольно тесные контакты с местным населением, хоть иногда и насильственные. Многое взяли из Византии, конечно. Есть погребения 10-11 веков, где викинги облачены в кафтаны византийского образца, одного нашли даже в шароварах. И вера, конечно. В западную часть Скандинавии христианство пришло из Западной Европы, и это, конечно, был римский обряд, но к примеру, на острове Готланд наиболее приближенном к славянским землям, ставкирки расписывались в Византийской технике, на тонкой клеевой подгрунтовке.


Скандинавские ставкирки











И ставкирки, кстати, деревянные скандинавские мачтовые церкви – 12-13 века сохранились, представляете, им по 800 век. Не ясно, кто у кого приемы деревянного зодчества позаимствовал, вы не находите?
Варяги путешествовали и торговали сами, а также крышевали других путешественников. Не следует, однако воспринимать всех скандинавов, как викингов-пиратов и убийц, морскими разбойниками было отдельное сословие морских конугов с их дружинами, были и рыбаки, и земледельцы, а вообще варяги отнюдь не брезговали торговлей. Не даром в захоронениях знатных варягов находят рядом с мечом маленькие карманные весы.


Деревянная церковь в России


Деревянная церковь. Украина, Рогатин

Земли викингов были бедны вообще всем – только камней, снега и воды было много. Главной целью варягов было не убийство, а быстрая и легкая нажива, и они добивались ее разными способами. Одним из способов была самосдача своего войска внаем. Именно таким наемником, судя по всему был Рюрик.

Ладожско-новгородские славяне устали от поборов и набегов варягов нехороших, и после того, как очередной раз их изгнали, решили завести своих варягов, которые будут их от других защищать – ну чем не крыша?! Все как в 90-х. Кроме того, примерно в 864 году во всей Европе произошел страшный голод, какие-то, видимо, природные аномалии этому предшествовали. Северных славян это, видимо, не обминуло, а голод, как известно, влечет за собой политические потрясения и кризисы. Видимо, так и здесь произошло – начались разборки какие-то между своими, выгорели несколько славянских городищ – бардак, в общем.

Тут Рюрика и призвали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». «Ну, это если верить Нестору, который описывал все лет через 200. Возможно, Рюрика пригласили примерно так, как пригласили в свое время испанскую инквизицию. Летопись-то уважаемый Нестор писал по заказу правящей династии все тех же Рюриковичей.


И.Глазунов "Рюрик"

Живописные вариации на тему призвания варягов:











Повесть временных лет утверждает, что послы с приглашением ездили специально за море, вроде бы в Датский Хадебю, почти 1000 км между прочим.

В защиту версии призвания можно сказать, что это не единственный такой случай, зафиксированный в документах. В саксонской хронике описано, что еще в 4 веке, когда ослабела власть римлян, кельтское племя бриттов во главе с неким Вартигерном позвало владеть ими братьев-саксов Хенгиста и Хорсу практически с теми же словами, что и в ПВЛ: «Земля наша богата, но порядка в ней нет; раньше мы римлянам подчинялись, а теперь хотим вам, приходите и правьте».



Хенгист и Хорса

И еще:










Случались подобные приглашения и позднее, во времена Смуты в Московии в 1610 одна из боярских группировок пригласила на царствование польского королевича Владислава, но пока он доедал эклеры на королевской кухне, масть перебилась, бояре передумали и править Владислава не пустили. Зато потом пошли уговаривать править другого кандидата – совсем еще зеленого Мишу Романова, но это уже другая история.
В Повести временных лет сказано, что с Рюриком прибыли брат его Трувор и Синеус, но это скорее всего, неправильный перевод с древнешведского «сине хус трувор» - что означает «с домом и дружиной».
И сел Рюрик править в Новгород и ни в какой Киев не поехал.

А поехали в Киев его дружинники Аскольд и Дир, есть такая версия, что его дружинники, возможно, это была независимая группировка, кстати, и еще одна была чуть позднее – некий варяг Рогволод (или Рёгнвальд) осел в Полоцке (нынешняя Беларусь).


Гибель Аскольда и Дира

Скорее всего Аскольд и Дир по Днепру туда-сюда мотались по своим грабительским делам частенько и приметили на холме над Днепром небольшую славянскую крепостцу или ее руины. И думают себе: «О! Гавань удобная, и холмов много, можно крепость нормальную забацать». Сбегали с разрешения Рюрика в 860-м в Константинополь, разграбили пригороды, а когда возвращались, решили: «А накой нам сдался это Новгород на болотах, не будем возвращаться, будем здесь сидеть князьями. Тут вишневи садочки, аисты и девчата-полянки симпатичные». Так и остались и стали княжить.


Гибель Аскольда и Дира

Но вскоре Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря (совсем малолетнего, года три). Регентом при мальце и заодно воеводой стал Олег-Хельг, по всей видимости, родственник Рюрика. Он о двух сепаратистах не забыл и решил их призвать к порядку. Видимо, за время своего правления в Киеве Аскольд и Дир поселение уже укрепили как следует, возможно, уже и торг здесь оживился, и городок стал разрастаться – вряд ли Олегом двигала исключительно месть, явно хотелось развивающийся город к рукам прибрать – отсюда и Византию грабить удобнее, поближе все-таки.



Сцена призвания к порядку Аскольда и Дира в ПВЛ описана подробно: «И сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», а когда вынесли Игоря, добавил: «Вот он сын Рюрика». И тут же убили Аскольда и Дира.

И дальше говорится, что погребли двух воинов в разных местах – Аскольда на горе Угорской, а Дира – возле храма Ирины. Историки удивляются, что в разных местах, я же не удивляюсь – хоронили, скорее всего, недалеко от тех мест, где погибшие жили, а дворы их могли стоять на удалении друг от друга.
Топоним «Аскольдова могила» сохранился до сих пор – это урочище между Печерских гор, где сейчас стоит ротонда-церковь святого Николая – все, что осталось от Николаевского монастыря, основные его постройки были там, где сейчас гостиница «Салют» и дворец детей и юношества или как он там сейчас называется. Вокруг церкви сейчас разбит парк, и разбит он прямо на костях – когда-то это было крупное и очень престижное киевское кладбище. Здесь похоронен Василий Тарновский и земельный магнат Федор Меринг, которому в 19 веке принадлежали все Липки.

Изображения Аскольдовой могилы разных лет:















Церковь святой Ирины, рядом с которой якобы похоронен Дир, не сохранилась. Она была построена вместе с Золотыми воротами и разрушена монголо-татарами в 1240 году. Летописец говорит, что Дира погребли «там, где сейчас церковь Ирины», на момент гибели Дира ее еще не было, естественно. Сейчас вы можете видеть следы церкви – абрис фундамента на Владимирской, у начала улицы Ирининской, а ведь еще в 1930-х существовал Ирининский столб – остаток колонны, который превратили в часовню. Археолог-любитель Кондрат Лохвицкий в 1840х раскопал руины церкви, весьма значительные по размерам, их можно видеть на акварели Сажина, потом их разобрали и оставили один столб, а в 1932 году и столб снесли – он, дескать, мешал движению по улице Владимирская.


Руины Ирининской церкви на акварели И.Сажина

Ирининский столп:











В некоторых летописях и более поздних документах (религиозных, в основном) было принято утверждать, что после одного из походов в Византию Аскольд и Дир приняли крещение, и стали первыми правителями-христианами на Руси, чуть ли не канонизировать их надо срочно, но я на этот счет сильно сомневаюсь. В западных хрониках фиксируют забавные факты – некоторые викинги и особенно их правители иногда крестились, и по нескольку раз – видимо, они относились к этой процедуре абсолютно формально, не до конца понимали ее смысл и считали ее чем-то обязательным для закрепления договоров с византийцами и с западными христианскими правителями.



Даже когда в Скандинавию пришло христианство, Христа викинги воспринимали весьма своеобразно - как бога-победителя, бога-триумфатора. На древних изображениях он к кресту не прибит, а привязан, и явно не страдает, а торжествует.



Что-то невразумительное наподобие крещения могло происходить и с Аскольдом и Диром. Пришел, к примеру, в их селение (давайте уже его называть Киевом) епископ из Византии просить мировой, принес богатые дары и пообещал еще кучу всего полезного и приятного – беспошлинную торговлю, например, а взамен просит не вырезать больше пригороды Константинополя и уговаривает креститься. Видят князья – человек распинается – почему бы не сделать ему приятное, давай крести нас. А потом пошли, Одину в жертву петуха зарезали во искупление и опять язычники.

Так что, даже если умерли Аскольд и Дир крещеными, то сами они этому вряд ли серьезное значение придавали.

Итак, Олег с маленьким Игорем осели в Киеве. Чем он тут занимался. А тем же, чем обычно – военными походами. Вообще контакты с Византией были довольно тесными, в византийских летописях русы наследили основательно, и в основном этот след кровавый.



Вот только некоторые даты и события из летописей.
• 860 год – поход Аскольда и Дира.
• 907 год – успешный поход на Царьград Олега, подписание в 911 мирного договора.
• В 940-х - уже подросший князь Игорь повадился шастать в греки – два похода, и опять подписали мирный договор
• 970-е - походы князя Святослава. Кончилось для него печально – по возвращению из последнего похода он был убит печенегами, а из черепа его сделали кубок.
• 1024 – поход князя Владимира на Корсунь,
• 1043 – поход сына Ярослава Мудрого на Царьград – господи, православные же уже! Опять мирным договором закончилось.

А Олег еще ходил на Смоленск и Любеч (подчинил их), также подчинил северян, радимичей и древлян, заставил всех платить дань. А еще ходил на Кавказ и разорил там город Бердаа.
Олег был, похоже, очень энергичный и сильный лидер, именно его можно считать родоначальником государства Русь.


Олег и Игорь (Глазунов, кажись)

По легенде Олег умер от укуса змеи и был похоронен в Киеве на горе Щекавица – еще один след варягов. Улица, ведущая на гору с Подола до сих пор носит название Олеговская. Погребение Олега так и не нашли, правда, никто особо и не искал. Сейчас гору усердно уродуют застройщики, может, случайно и откопают что. Говорят, молодой Пушкин, который проездом бывал в Киеве дважды, прибыв сюда, первым делом попросил, чтобы его отвели на гору Щекавицу, туда, где похоронен знаменитый варяг. После этого он написал свою знаменитую «Песнь о Вещем Олеге».



Особенно популярной у русских летописцев была княгиня Ольга – тоже с большой долей вероятности знатная варяжка из-под Пскова. Еще бы ей не быть популярной – как-никак первая русская правительница-христианка. В ее крещении нет уже никакого сомнения, это событие описывает не только Нестор, но и византийские хроники. Мы привыкли видеть ее на иконах и фресках царственной, статной, жеманно кутающейся в византийские ризы, но скорее всего, роскошные и дико неудобные одеяния она надевала только для торжеств. Варяжские женщины нередко в бою занимали место рядом со своими мужчинами, женщина-воительница – отнюдь не редкость в скандинавской среде.



В Шведской Бирке археологи обнаружили погребение воина середины Х века. Воин был похоронен в могиле-камере с двумя лошадьми, полным вооружением и игральной доской, и при тщательном анализе оказался… женщиной. Причем судя по типу погребения, она была не рядовым викингом, а военачальником.
Судя по тому, как Ольга мстила древлянам за смерть мужа, она тоже не была салонной барышней. Во всяком случае, в молодости. Крестилась-то она, когда ей было уже под 60.



Она была первой христианской правительницей, но не была первой варяжкой-христианкой. Вообще викинги потихоньку и в Скандинавии в Х веке стали креститься – находят остатки срубных церквей середины Х века. Викинги бывали в Царьграде, некоторые поддавались влиянию византийских священников – ведь те знали свое дело. Представляю, как чумазый и лохматый викинг впервые входит в гигантский храм Святой Софии в Константинополе и озирается по сторонам. Поверьте, кто там не был – это впечатляющее зрелище! Проповедовать могли и угнанные в рабство викингами монахи и священники. Так что христиане среди викингов постепенно появлялись.

К слову, первая христианская церковь в Киеве существовала задолго до постройки Десятинной – это деревянная церковь святого Ильи на набережной. Это была портовая церковь для купцов-христиан, она впервые упоминается в 945, но могла быть построена и намного раньше. Здесь, скорее всего, молилась и княгиня Ольга. Современная церковь тоже носит имя Ильи, но построена намного позже, в 17 веке, древняя церковь не сбереглась, Подол выгорал десятки раз.

И первыми киевскими святыми мучениками были два варяга – христиане Феодор и сын его Иоанн, их убили язычники, именно на месте их гибели князь Владимир после крещения Руси возвел Десятинную церковь.
Была ли у варягов крепость – конечно была, это первый киевский детинец на Старокиевской горе. Причем крепость была небольшой, она занимала только северо-восточный отрог горы – там, где сейчас здание музея истории. Из укреплений нашли только рвы, но вероятнее всего были и валы, увенчанные бревенчатым частоколом. Большинство построек были деревянные, каменный город уже стали строить при Владимире, хотя считается, что дворец княгини Ольги уже был каменный, и был он даже не один.



Там, где позднее построили Десятинную церковь, был огромный языческий некрополь начала-середины Х века – аж до Десятинной улицы и британского посольства. В одной могиле знатный дружинник был похоронен вместе с рабыней, в другой – с конем - это обычай скандинавов. Традиционным для викингов было и близкое соседство домов мертвых и живых, то есть жилья и могил. Вообще-то викинги предпочитали сжигать покойников, но на рубеже 9-10 веков похоронные ритуалы в связи с христианизацией и метисацией очень сильно менялись и варьировали, в это же время на территории уже упомянутой Бирки тоже появляется много погребений трупоположением.

На территории старокиевского некрополя было найдено 6 черепаховых фибул (несомненно скандинавских) и еще 4 кольцевые с длинной иглой – такие тоже носили викинги. Еще в Киеве находили скандинавские мечи, топоры и кинжалы скрамосаксы – похожие раскапывали и в окрестностях Ладоги.


Черепаховые фибулы

Вот такие следы викингов-варягов мы с вами обнаружили в Киеве. Предвижу, что меня после моего видео закидают тапками антинорманисты (это те, которые уверены, что никаких скандинавов на Руси не было, все основали славяне из юго-восточной Балтики), адепты этой теории народ темпераментный, почти как любители гомеопатии. Единственное меня, как убежденную норманистку немного смущает – почему почти не обнаружено следов скандинавских верований – только редкие мелкие украшения в виде молоточков Тора. И Нестор, упоминая языческие пантеоны русов, говорит о Перуне и компании. Или он просто не особо в языческих верованиях копался, или варягам веру сменить было как раз плюнуть.

Загадка, однако...
Tags: Киев, Киевская Русь, Украина, киевские экскурсии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments