agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Categories:

Древний Киев. Город Владимира (2)



(2) - потому что у меня уже когда-то был пост на эту тему, но чуть другой.

Теперь видео вот:



И, как обычно, текст, если кому больше нравится читать:

В предыдущих видео мы наконец-то дождались того момента, когда викинги прибыли в Киев, обосновались здесь и начали обживаться. Давайте перейдем потихоньку к становлению государства Киевская Русь. К слову, ее вряд ли сразу стали называть Киевской, была просто Русь.



Итак, вспомнили, что большую роль в зарождении государственности сыграл конунг Хельг, он же Вещий Олег, а также княгиня Ольга, мать Святослава и бабка Владимира. Что же от них в современном Киеве осталось? От Олега – только название улицы Олеговской и легенда о его могиле на горе Щекавице. От Ольги – уже чуть побольше, мы об этом чуть позднее поговорим.
Великий князь, который в Киеве вообще не наследил – это Святослав. Сказать по правде, большую часть жизни он провел в военных (читай захватнических) походах, не зря некоторые историки его называли варяжским Македонским. Вот современные патриоты любят Святослава за запорожскую прическу-оселедец ведь в документах сохранилось описание его внешности, оставленное его современником императором Иоанном Цимисхием, он лично со Святославом встречался.



Но вообще киевлянам любить князя не за что, потому как сам он Киев, похоже, не любил, и вообще, поговаривают, собирался перенести свою столицу куда-то поближе к Болгарии, а точнее – поближе к Византии, чтобы грабить было удобнее. Планам его не суждено было осуществиться к счастью для нас, к несчастью для него - по возвращению из очередного Византийского похода князя убили печенеги, а печенежский хан Куря сделала из черепа Святослава кубок и пил из него вино на пиру (вместе с женой, кстати).



Как вы уже, наверное, поняли, если смотрели мои предыдущие видео, я поставила перед собой задачу показать вам топографию древнего Киева, наложив ее на современный город. И сегодня мы с вами будем искать город Владимира.
Вообще древний Киев княжеских времен – времен Киевской Руси – принято делить на три архитектурных ядра – город Владимира (самая старая часть), город Ярослава и город Изяслава. Эти части были возведены одна за другой с небольшими перерывами (соответственно Владимиром, его сыном Ярославом и внуком Изяславом) и скорее всего отделялись друг от друга рукотворными укреплениями (валами и рвами) и природными преградами – ярами. Изучать их крайне сложно, так как нормальные научные исследования в 19 веке практически не проводились, описания скудные, а застройка этого района с того самого 19 века произведена весьма интенсивная – центр города как-никак, самое престижное жилье.




Город Владимира занимал примерно 10-12 гектаров, и строился не на пустом месте - я вам уже рассказывала, что на вершине Старокиевской горы, в северо-западной ее части располагались более старые укрепления, то что условно называются городом Кия – здесь были, в основном деревянные постройки, возможно, пара каменных, и укреплено это было все валами и рвами.

Кстати, я недавно посмотрела пресловутый российский фильм «Викинг» о Владимире Великом. Очень так себе, мало того, что по драматургии фильм мне показался весьма посредственным и абсолютно безжизненным, так еще и по воссозданию эпохи есть масса ляпов. Авторы попытались показать, как все в те времена выглядело – грязно, бедно и сурово. Но скорее всего Киев на тот момент уже не был таким уж «селом неасфальтованым».



Может быть, что-то похожее было раньше, при Аскольде и Дире, но не при Владимире. Считается, что уже при его бабке княгине Ольге существовал каменный княжеский дворец, и не один. Укрепления более правдоподобно смотрятся в старом фильме «Ярослав Мудрый», там вначале укрепления Владимира показаны, еще без десятков церквей.

Интересная реконструкция древнего Киева есть в Парке Киевская Русь в Копачеве под Обуховым. Насколько я поняла, создатели парка пытались хоть как-то соблюдать историчность, если это возможно, когда речь идет о деревянных постройках – материал-то непрочный, до нашего времени мало что сохраняется.



Итак, Владимир поначалу жил в относительно небольшой деревянной крепостце на вершине Киевской горы. Буквально за забором (точнее частоколом) укрепления были окружены кладбищем – все вокруг было покрыто небольшими курганами с захоронениями прежних поколений. На соседних холмах существовали небольшие поселения, возможно, тоже укрепленные.
Я читала, что в недавнем обозримом прошлом на территории города Владимира раскапывали жилища, построенные буквально на старых могилах. Люди жили в полуземлянке, не предполагая, что в углу комнаты на глубине меньше метра от их пола покоится усопший лет 100 назад человек, а местами даже человек и его конь – такое тоже находили!



Одно из самых древних сооружений, исследованных на Староиевской горе, это языческое капище, отрытое Хвойкой в 1908 году. Его реконструкцию сейчас можно видеть пряма у входа в музей Истрии справа. Реконструкция условная, так как Хвойкина находка была несколько другая по форме – более овальная и неправильной формы. Современные таблички-указатели так и говорят – древнее языческое капище, и сам Хвойка так считал и даже зарисовал то, что он представлял (тоже весьма схематично), но не все историки так считают.



При более поздних исследованиях было отмечено, что сложена конструкция из красного овручского кварцита – такого же, как и в фундаментах десятинной церкви, а в нижней вымостке под сооружением обнаружены осколки тонкостенной керамики – не раньше 10 века. Так что нет полной уверенности, что это действительно было капище. Есть предположение, что это постамент скульптурной квадриги – медной четверки коней, которую Владимир притащил из Корсуня. В повести временных лет об этом написано: «Захватил он и двух медных идолов и четырех медных коней, что и сейчас стоят за церковью святой Богородицы и про которых невежды думают, что они мраморные».



Даже если это было капище (другие историки считают, что так и было), оно было старое, и амбициозного князя в один момент перестало устраивать. Еще до крещения молодой Владимир приказал в полукилометре от детинца на небольшом возвышении обустроить новое капище - помните, в Повести временных лет: «И стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь».



Холм стали называть Перуновым, летописец утверждает, что на том месте приносились жертвы и невинной кровью осквернялась земля Киевская. Сейчас на этом месте стоит здание МИДа.

Создание нового пантеона косвенно свидетельствует о том, что у Владимира уже появились государственные амбиции, ведь для полноценного существования государства нужна была крепкая идеология – в то время ее роль играла религия. Видимо, поиск в этом направлении начался с обновления старого культа и закончился крещением Руси.



Сейчас мы уже вряд ли узнаем, что произошло вначале – снос старых укреплений и создание новых, или принятие князем и его дружиной христианства и начало строительства Десятинной церкви, возможно это произошло одновременно. Понятно одно – растущему княжьему двору (и растущим амбициям князя) стало тесно в приделах старого детинца. Старый вал срыли, рвы засыпали и утрамбовали.

О Крещении Руси долго распространяться не буду, история хрестоматийная. Скажу лишь, что Перуна и других кумиров свергли и бросили в Днепр, протащив через БорИчев ток – предполагают, это там, где сейчас фуникулер.
На месте капища на Перуновом холме со временем поставили церковь, назвав ее Васильевской – князь Владимир в крещении получил имя Василий, правда, церковь строил уже не он, а его последователи, но территориально она располагается в приделах города Владимира; к ней мы еще вернемся. Ведь начать надо с главной церкви, Десятинной.

Варианты реконструкции Десятинной церкви:










Христианство Русью было принято в 988 (или 990 году), и почти сразу стали строить первый храм – церковь Богородицы (она же Десятинная) была заложена в 990 или 991 годах и строилась 6 лет. Размер храма был внушительный – 32х42 метра – невиданное для тех времен в нашей местности строение! Правда, Царьградскую Софию переплюнуть не удалось, та была в 4 раза больше: 75×68 м. Каковы были конструктивные особенности Десятинной церкви, сейчас судить сложно, ученые изучили только фундаменты, т.е. мы имеем представление о плане церкви, а не о всей постройке.







Среди исследователей продолжаются настоящие баталии: кто-то считает, что это был крестово-купольный храм, а кто-то – что это базилика. Скорее крестово-купольный, ведь храм строили выходцы из Византии, а именно этот тип построек был распространен тогда у ромеев. В Византии в то время правила Македонская династия, только-только было повержено иконоборчество, и великая империя переживала очередной ренессанс, что проявилось и в строительстве. Докатилась эта волна и до наших земель.

Куда делся языческий некрополь? А срыли его! Вернее, срыли курганы, а покойников оставили, хоть местами и обобрали. По некоторым погребениям аккурат посередине пролег фундамент церкви, всего под церковью обнаружено 22 ингумационных захоронения. Видимо, Владимир счел, что раз уж вера теперь новая, то незачем бояться гнева усопших язычников. Мы, конечно с вами верим только в ДНК, но все-таки символично получилось – с безымянных могил началось, безымянными могилами и закончилось – во время штурма войсками Батыя кровля и часть стен храма обрушились, погребая под собой горожан, пытавшихся укрыться в каменной церкви, и останки некоторых из них раскопали только в наши дни.



Обнаружение многочисленных погребений под фундаментами церкви немного противоречит легенде из летописи, пересказанной Нестором Летописцем (то еще сказочник был, кажется) – якобы свою первую церковь Владимир построил на месте убиения первых святых, варяга-христианина Феодора и сына его Иоанна. Напомню легенду, а вернее процитирую Нестора в переводе Лихачова (с небольшими упущениями с вашего позволения):

«И сказали старцы и бояре: "Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам". Был тогда варяг один, а двор его стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола. И посланные к нему, придя, сказали: "На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам". И сказал варяг: "Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет. Бог же один, ему служат греки и поклоняются. Не дам сына своего бесам". Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: "Дай сына своего, да принесем его богам". И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили».





Странно, если верить летописи и соотносить ее сведения с археологией, то дом варягов-христиан стоял практически на кладбище. Правда, большинство захоронений располагались к югу, могильник простирается в сторону Десятинного переулка. В 2009 году под фундаментами церкви в районе ее северной галереи раскопали остатки деревянного сооружения с печью, датируемого 8 веком, однако вряд ли это был дом Федора-Варяга, ведь он все-таки жил позднее.
Печальную историю Десятинной церкви я в этом видео пересказывать не буду, сейчас она нас интересуют как часть города Владимира, хоть и доминантная.

Одновременно, а скорее еще до того, возводись новые укрепления. Сразу скажу – сейчас от них ничего не осталось, но их погребенные под слоями почвы остатки были исследованы в разное время, находили участки рва и остатки деревянного частокола.



Город был окружен земляным валом и рвом снаружи. Местами ров достигал ширины 16 метров. Укреплениями город был окружен не по всему периметру, так как местами в них не было необходимости – некоторые склоны гор были неприступны, а еще и промежутки между Киевскими холмами были изрезаны ярами и оврагами, они служили естественной защитой.
Один из валов, скорее всего, шел по четным номерам нынешней улицы Десятинной, за ним даже рва не было – сразу за валом шли обрывы, спускающиеся к Днепру.

Сейчас пройдя от Детинца по улице Десятинной, вы упретесь в Михайловскую площадь. Здесь можно видеть небольшой перепад высот, но это совсем не то, что было когда-то. В древности мимо места, где сейчас верхний выход Фуникулера, тянулся глубокий яр, переходящий в спуск – предполагаемый Боричев Ток. Где-то здесь, как считают, находились Михайловские ворота, и были они, скорее всего, деревянные. Они стояли на краю оврага, и перед ними, по идее, был перекидной мост.
Реконструкцию Михайловских ворот в натуральную величину можно видеть в упомянутом уже Парке Киевская Русь.



Через эти ворота через Боричев Ток можно было спуститься на Подол к пристани, а также пройти к Козьему болоту, перебраться через Крещатый ручей и дойти до Печерска. Тогда это место было необитаемо, Печерский монастырь был основан только при сыне Владимира Ярославе, так что самого Владимира здесь могли интересовать охотничьи угодья – Печерск был покрыт лесом, полным дичи, его часть со временем и назвали Зверинец. Для князя на Печерске построили небольшой загородный дворец, вскоре обросший небольшим селом Берестовым, здесь он, кстати, и умер, когда пришло его время.



А нам надо поворачивать на запад, а потом опять идти на север, следуя линии древних укреплений. Мы пройдемся по Большой Житомирской и свернем на Владимирскую – здесь стояли еще одни ворота, на этот раз точно каменные – Софийские. Правда, при Владимире они так не назывались (кажется, Градские назывались), и естественно не назывались Батыевыми – свое второе название они получили позднее, уже после захвата Киева монголо-татарами, в честь их и хана назвали.
Фундамент ворот тщательно изучен и законсервирован, на тротуаре и проезжей части по Владимирской место консервации фундамента выделено красной булыжной кладкой. У ворот имелись две параллельные стены длиной 6 метров. Венчала ворота четырехгранная башня, под которой проходил высокий арочный проезд шириной 4 м и, скорее всего, тоже был подъёмный мост.

Еще одни ворота стояли у холма, где сейчас Андреевская церковь, вначале Андреевского спуска. Они тоже были деревянными. Сейчас их условно называют Киевскими, какое имя они носили в древности, не известно.

Что же было построено при Владимире кроме Десятинной церкви?



Как минимум три крупные дворцовые постройки стояли на княжьем дворе вокруг церкви (по другим сведениям, дворцов было не меньше пяти). Северный дворец (точнее, северо-восточный) исследовал еще Хвойка. Знаменитый советский археолог Михаил Каргер, много копавший в Киеве в 1930-е, страшно ругает Хвойку в своих книгах, так как при раскопках не было сделано ни обмеров, ни подробного описания постройки. Я бы Викентия Вячеславовича так уж костерить не стала – все-таки нарыл он за свою жизнь много чего полезного. Да, спешил иногда – видимо, страстная была натура, но ведь он не был профессиональным археологом, в его время профессионалов необходимого уровня было не так уж много.


В..В.Хвойка

Надо сказать, первым остатки Северо-восточного дворца обнаружил тогдашний собственник земли некий чиновник Климович, когда купил этот участок и стал рыть котлован под фундамент нового дома. Произошло это еще в 1857 году. В докладе Отделению русской и славянской археологии сообщалось, что обнаружены были две стены крупной постройки, выложенные смешанной кладкой из булыжников и кирпича (вернее плинфы) шириной 20х28 сам и толщиной ок. 4 см – из такого же материала сложена и Десятинная церковь. Также обнаружили много осколков штукатурки и остатками фресок (в основном, орнаменты) и фрагменты мозаики.



Хвойка изучил дворец в 1907 (и действительно, весьма поверхностно, осталась только его собственная зарисовка, по которой был сделан макет). По описанию можно точно сказать только одно – дворец был большой, как минимум 21 метр длиной. Потом фундаменты исследовались в 1911 году и потом в 1936. К сожалению, до наших дней почти ничего не сохранилось – со временем руины буквально сползли по склону холма. И вообще, есть предположение, что в княжеские времена площадь Старокиевской горы была значительно больше нынешней – со временем склоны оползли из-за осадков и местами были срыты людьми.



В 1868 году священник Гороновский, служивший в новой Десятинной церкви, построенной Стасовым в 1842 году (церковь была чудовищно уродливая, надо сказать), так вот этот священник во дворе перед церковью к югу от нее откопал фундаменты некой древней постройки. Поковырялся немного, сообщил куда надо, да и бросил это дело - археолог он, что ли?!
В 1893 на остатки этой постройки наткнулись во время прокладки труб. И в первый, и во второй раз из руин вынули много камня, исследования как следует никто не проводил. И только в 1911 под руководством профессионального археолога Милеева были произведены нормальные раскопки и сделаны обмеры и описания.



Оказалось, что это еще один дворец, огромный – длиной около 45 метров и 11,5 метров шириной, он тянулся вдоль нынешней улицы Владимирской. Две поперечные стены делили внутренний объем на три части. Обнаруженные при раскопках остатки штукатурки с фресками и мозаикой, позволяют предположить, что здание было богато декорировано.



Третий дворец откопали в 1914 году во время проведения земляных работ в Десятинном переулке. Это западный дворец, единственный, от которого что-то осталось до наших дней и это что-то даже можно увидеть! Пару лет назад во время постройки нового офисного центра часть фундаментов была музеефицирована, над ними положили стеклянный колпак и симпатично оформили. Даже подсвечивают вечером! Вот это отличный пример отношения к старине! О крупных размерах постройки можно судить, рассмотрев очертания его плана – они выложены красным камнем на тротуаре и проезжей части в Десятинном переулке и даже на лестнице офисного здания.



Еще об одном дворцовом здании, поменьше, упоминал Хвойка в своих записях, находилось здание в западной части детинца, но его так и не удалось обнаружить, сколько не рылись в земле.

Одно из самых загадочных сооружений детинца – это круглое в плане здание, другими словами - ротонда, чуть левее здания музея, если к нему стоять лицом. Не путать с другой ротондой, более поздней, о ней дальше расскажу.

Я когда-то видела, как неоязычники молились на месте фундаментов – либо перепутали с фундаментами капища, либо их оттуда гоняют, так как там совсем уж перед самым музеем, да и самостройный православный храм совсем рядом.
Дата постройки – первая половина Х века, предназначение ее не ясно – возможно, это дворцовое здание. Не исключено, что дворец княгини Ольги, летописи сообщают, что у нее было как минимум 2 дворца в Киеве – внутри града и вне града, может быть, это тот, который внутри. А тот, который вне града - возможно сползший со склонов дворец, чьи фундаменты отрыл Хвойка. Был кстати у нее, еще один дворец – в Вышгороде, там Ольга доживала на старости лет.



Перед большим дворцом, там, где сейчас небольшая площадь, откуда берет начало улица Владимирская, заканчивается Десятинная и начинается Андреевский спуск, была небольшая городская площадь – Бабин торжок, т.е. судя по названию, МАФы здесь были и тогда, шучу, конечно. Возможно, упомянутая квадрига стояла именно здесь. Интересно, что экспликация древних улиц была похожа на нынешнюю – там, где идет улица Владимирская, проходила и древняя улица – нашли остатки частоколов, которые проходили вдоль современной улицы. Так что правильное у нее название.

При Несторе Летописце на территории детинца рядом с княжескими дворцами располагались дворы знатных дружинников, чьи имена он сообщает нам в летописи – Гордята, Никифор, Чудин и Воротислав. На Старокиевской горе жили не только богатые и знатные – находят тут много и полуземлянок, обнаружено немало остатков деревянных жилищ 10-13 веков. Неподалеку от десятинной церкви находили остатки печей для плинфы и для обжига извести. В урочищах Гончары и Кожемяки под горой жили ремесленники.


Печь для плинфы

Во дворе усадьбы Трубецких по ул. Владимирская, 3 (симпатичное такое желтое двухэтажное здание-особнячок, перед которым толкутся продавцы живописи) в 1970-х проводили масштабные раскопки. Были обнаружены фундаменты сооружения странной формы – с такими лепестками по краям. Поначалу его трактовали, как очередное капище, но затем при тщательном исследовании материалов фундаментов выяснилось, что выстроено было сооружение из остатков строительных материалов какой-то стройки-ровесницы Десятинной церкви, а то и позднее. Известно, что в 12 веке Десятинку ремонтировали, вот оставшийся лом и строительный мусор могли использовать для этой постройки. Есть версии, что это абсидная часть какого-то небольшого храма с полуколоннами-пилястрами, либо ворота с надвратной церковью. Детальнее изучить не получилось, потому что прямо на фундаментах в 19 веке построили здание усадьбы.



Глубже во дворе усадьбы обнаружили еще одну находку – фундаменты второй ротонды, предположительно 12-13 веков, т.е. уже после владимирских времен. Постройка сложена из плинфы, круглая в плане, диаметром 20 метров, с 16 пилястрами, посередине был несущий каменный столб-колонна диаметром около 3 метров. Может быть, это был небольшой дворец или зал для приемов, или храм (например, упоминающаяся в некоторых документах церковь святой Екатерины, возможно даже католическая, для интуристов), а может башня или колокольня. Сейчас уже сложно определить.





В приделах города Владимира был заложен Федоровский монастырь, или Вотч (или отечессий). Его закладывал уже не Владимир, а Мстислав, сын Владимира Мономаха, в 1129 году, т.е. через 140 лет после строительства Десятинной церкви. В крещении Мстислава назвали Федор, отсюда наименования монастыря. В Ипатьевской летописи он упоминается 15 раз!
Не каждый коренной киевлянин знает о фундаментах храма монастыря, а ведь его видно даже на спутниковой гугл-карте.
Чтобы на них посмотреть, надо как минимум, дождаться весны, чтобы сошел снег – сейчас фундамент полностью укрыт снегом. Но дойти туда очень просто – если вы вошли во двор усадьбы Трубецких (справа от особняка) просто идите вглубь, пока не упретесь в современную деревянную церковь, а как раз перед ней фундаменты.



Фундаменты, кстати, обнаружены были в 1985 году, относительно недавно. Суда можно пройти через проход между зданием гостиницы Интерконтиненталь с рестораном «Княжий град» и домом по Большой Житомирской, 4 или через арку в Доме №9 по улице Владимирской.

Рядом, во дворах домов по Владимирской 7-9, кстати, в 1955 тоже проводились масштабные раскопки, нашли остатки 9 деревянных полуземлянок, наземное сооружение, два производственных горна и погребение, но тогда близость построек монастыря только предположили по обнаруженному строительному мусору, но до самих фундаментов храма тогда не докопались.

Был еще один монастырь – Андреевский или Янчин – женский, построен еще до Федоровского – в 1096 Всеволодом Ярославовичем, внуком Владимира Великого. Это был еще один амбициозный князь, который первым стал использовать титул «князь всея Руси». Его дочь Анна (или Янка) стала первой игуменьей монастыря. Тоже, кстати, весьма деятельная особа. Известно, например, что она при монастыре организовала первую школу для девочек.

Расположение монастыря до сих пор не определено. Возможно, он находился где-то на территории застройки улицы Десятинной – например, на месте дома 12, где сейчас музей «Духовные сокровища», или с нечетной стороны, или вообще ближе к Десятинной церкви. Трудно сказать, раскопки сейчас делать затруднительно – слишком густая застройка.

Архитектурным ядром монастыря была Андреевская церковь, а там, где стоит Андреевка нынешняя, растреллиевская, раньше была Крестовоздвиженская церковь, основанная в 13 веке Мстиславом Удалым, где князь после смерти и был погребен.
Еще одна знаменитая церковь в Городе Владимира – уже упомянутая Церковь Василия (или Трехсвятителская) - стояла неподалеку от Михайловских ворот. Помните, я рассказывала про новое летописное капище, которое Владимир поставил на Перуновом холме? Вот на этом месте церковь и возвели.



Она представляла собой небольшой квадратный в плане храм, четырёхстопный и одноглавый. После татаро-монгольского захвата Киева в 1240 году храм очень долго простоял полуразрушенным, без глав, но стены его сохранялись. В 17 веке его реставрировали и перестроили в стиле украинского барокко, В конце 19 века к храму была достроена колокольня в псевдорусском стиле, ее разобрали в 1929 году. Она находилась на улице Десятинной 2, где сейчас угол МИДа. Сама Васильевская церковь стояла позади МИДа, ближе к обрыву.







Храм и бы по сей день бы сохранился, но в 1930-х большевики его разрушили вместе с Михайловским златоверхим.
Где-то по эту же сторону Десятинной, на уровне домов 4-6 предположительно находился теремной двор, построенный уже князем Ярославом Мудрым. Это была крупная резиденция, около 2-х га площадью. Сын Владимира Ярослав развернул градостроительную деятельность, не уступая отцу, город Ярослава по площади почти в 4 раза больше города Владимира. Ярослав возвел Софийский собор, Золотые ворота, несколько храмов и огромные оборонительные валы, но жил он, по некоторым версиям все здесь же, поближе к старым княжеским резиденциям. Но о нем – в следующем видео.
Tags: Киев, Киевская Русь, видео, киевские экскурсии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments