agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Categories:

Львов древний


Дворик Армянской церкви


На моем канале новая видео-экскурсия, добро пожаловать:



Традиционно, кому лучше читать, читаем:


Совсем недавно один знакомый позвонил мне и спросил: «Еду впервые во Львов, с семьей, что посоветуешь посмотреть?». И я поначалу растерялась даже. А потом ответила: «Едешь, - говорю, - в центр города, оглядываешься по сторонам и идешь, куда ноги несут. И смотришь, смотришь…».

Во Львове так много всего интересного, такая богатая у него история, что вот для меня писать (а уж тем более снимать про него) всегда сложно – не ясно, с чего начать и как охватить вот этот вот всё. Начну как-то, авось что-то и выйдет. Предлагаю изучать периоды истории Львова по его архитектуре.

Начнем с древности, от которой, понятное дело, никакой архитектуры не осталось. Изначально в этих землях селились вроде бы белые хорваты, упоминаются также славянские племена уличи и тиверцы. Сейчас это самый украинский из украинских городов – начиная с языка, заканчивая непоколебимым национальным патриотизмом, но с самой древности этот город был многонациональным – перекресток торговых путей как-никак.

Рисунок 18 века

И если Киев вырос на пути «из варяг в греки», то Львов возник на торговом пути, ведшем с Востока, от Великого шелкового пути через Килию в Польшу и Германию. Здесь всегда шла бойкая торговля, и международная в том числе, селились купцы разных национальностей, поэтому и всевозможные агрессоры испытывали к городу повышенный интерес – у богатых торговцев всегда было чем поживиться. Но об этом чуть позднее.

Серию рассказов о Киеве я начала с геологии, здесь я не стану сильно углубляться в недра земные, скажу только, что Львов лежит в юго-западной части Восточно-Европейского плато, почти на его краю, на так называемой Подольской плите. Подземные слои пород несколько отличаются от киевских. Здесь тоже встречается суглиночный лёс, но особенно много песчаника и известняка, что повлияло на развитие архитектурного облика города – местный известняк издревле использовался в качестве строительного материла для зданий города. Много в окрестностях Львова и мЕргелей, из которых делают цемент, и меловых отложений.


Гравюра Наполеона Орды

Прямо от центра Львова тянется гряда холмов – Росточье, это часть Львовского плато. Также есть Львовская возвышенность и Гологоры. Вообще вы поймете, насколько неровный рельеф Львова, если просто повертите головой по сторонам, а особенно, если решите прогуляться в сторону от центра города – на Северо-Востоке вам придется взбираться на Замковую гору, на Юго-западе прогуляетесь мимо горы Шембека, если захотите получше рассмотреть собор святого Юра – подниметесь на Святоюрскую гору. И так далее – ножки с непривычки у вас устанут.
Несколько Львовских холмов имеют исторические названия - гора Льва, Винник, Замковая гора, гора Шембека. Есть горы с весьма выразительными названиями – Волчья или Змиева гора, Чертовы скалы. Даже имеется зловещая гора Казней (здесь и правда когда-то казнили преступников.


Гора Казней

Самая важная, понятное дело, Замковая гора или Высокий Замок. Правда, от замка сейчас остался только фрагмент южной стены и название парка на террасах холма. Был еще и Низкий замок, от него вообще ничего не осталось – разобрали в начале 19 века. Еще гору когда-то называли Песочной. В 1869 году на относительно плоской ее вершине досыпали 22-метровый холм – «копец Люблинской унии», землю для него свезли с разных концов Польши. Вместе с этим насыпным курганом высота Замковой горы - 410-413 метров над уровнем моря. На ней установлена телевышка, которую видно практически со всех концов города – это самая высокая точка Львова.

Княжьей горой когда-то называли соседнюю западную вершину, где когда-то находились укрепления. В старину она также носила имя Кальвария или Лысая гора. В 1830-х годах ее вершину срыли и сделали террасу парка – это там, где искусственная пещера со львами.



Так вот, к чему это я вам с горами голову морочу: именно отсюда, с Высокого замка, похоже, и начался Львов.
То есть именно как город с этим конкретным именем. Предполагают, что поселение или цепь поселений вдоль русла Полтвы здесь могли существовать еще в 6-8 веках.

Начнем мы изучение архитектурных периодов Львова с княжеской поры, условно назовем ее русинской.
Первое упоминание о городе встречаются в летописях с середины 13 века. Укоренилось представление, что Львов основан Даниилом Галицким и назван именем его сына, однако в летописях нет ни слова о дате основания города – он вполне уже мог существовать и до Даниила Галицкого, может, носил другое имя. Скорее всего, в уже существовавшем поселении по приказу Данила были возведены укрепления, наверняка деревянно-земляные, и, скорее всего, детинец был именно на Замковой горе. Один из самых древних районов города – Пидзамче – как следует из названия, располагался у подножья Замковой горы.


1340-е годы, макет

Замечу, Львовская крепость не была единственной, построенной энергичным правителем, основная его резиденция находилась в Холме, при нем были укреплены Данилов, Стожек, Кременец, Луцк и Львов. Правда, ради мира с татарами, чтобы сберечь свои земли от разорения, Даниил вынужден был срыть («разметать») большую часть возведенных укреплений в 1259 году, этого потребовал ордынский темник Бурундай. Правда, через какое-то время их опять отстроили.

Даниил Галицкий был именно тем правителем, при котором произошло нападение монголо-татар на Киев и разрушение его. По чести сказать, к тому моменту древняя столица уже утеряла свое экономическое и стратегического значение, постепенно приходя в упадок и мельчая – численность населения Киева к моменту прихода татар снизилась почти вдесятеро по сравнению с эпохой расцвета города, Даниил здесь почти не появлялся, предпочитая западные земли.

Не стоит, однако, представлять, что народ из стольного Киева просто взял, и пересыпался, как из банки, из одного места в другое, и столица переметнулась в другой город. Раздробленность она и есть раздробленность – росли и богатели столицы разрозненных княжеств, и практически все они погибли под волнами нашествия воинственных кочевников с востока. А Львов, скорее всего, поначалу был небольшой крепостцой, окруженной парочкой улиц с деревянной застройкой – обычная на то время схема строительства: на горе крепость-детинец, у подножья горы – «окольный град» или «Пидзамче».

Более-менее городом Львов стал уже при князе Льве – сыне Даниила, давшем Львову свое имя. Предполагают, что Лев примерно в 1272 году перенес столицу доставшегося ему в наследство Русинского княжества из Холма во Львов, и тогда уже город начал расти и активно застраиваться. Мы знаем, что при Льве здесь был построен по крайней мере один каменный храм, сохранившийся до наших дней – церковь святого Николая.



Храм Иоанна Крестителя, долгое время считавшийся его ровесником, был возведен лет на 100 позднее, это выяснилось при тщательном исследовании относительно недавно. Так что легенда о том, что его построили для жены Льва венгерской принцессы Констанции – не более чем легенда. Может и был здесь костел для Констанции, но был он деревянным. А красивый барельеф на стене – пусть уж себе будет. И выглядел храмчик изначально не совсем так, как сейчас. В красивых неороманских чертах его перестроили уже в конце 19 века, изначально это была крошечная и довольно скромная церквушка.



У подножья горы Будельницы, на которой стоит храм Николая, возникла рыночная площадь – это там, где сейчас находится площадь Старый Рынок. Именно здесь был центр города в самом начале его существования. Считается что при Льве Первом был построен Низкий (Нижний) замок, поначалу деревянный – там, где справа от Оперы сейчас проходит одноименная улица и стоит театр Заньковецкой, и вокруг него образовались жилые и торговые кварталы. Укрепления Высокого замка существовали, скорее всего, и до него, и если вы бывали на вершине Замковой горы, вы со мной согласитесь – место не особо уютное, не для жилья. Это сейчас там парк, а в княжьи времена его не было, гора была голой, продуваемой всеми ветрами.

Сейчас это самая популярная смотровая площадка Львова. Вторая – на вершине башни Ратуши. Они находятся одна напротив другой, можно стоять на Высоком замке и перемигиваться с теми, кто глазеет на вас с Ратуши, а потом поменяться местами.



По легенде, князь Лев провел в Высоком замке на семи ветрах одну зиму, и ему там не понравилось, вот он и приказал строить новые укрепления пониже, на болотистом пустыре. Замок был деревянным, несколько раз горел, каменный построили аж в 16 веке. Над храмом Николая были ворота на пути к верхним укреплениям, от Низкого до Высокого Замка вела улица, вдоль которой селилась стража и княжьи слуги. Говорят, даже подземный ход был, его, вроде бы, раскопали в 19 веке при перепланировке улиц.

Уже тогда выделялись четыре района города, сформированные по национальному и религиозному принципу: русинский, армянский, еврейский (и караимский) и татарский. Некоторые исследователи полагают, что в те времена уже существовала крупная немецкая колония со своим костелом, и, возможно, мусульманская молельня. «Русины» - так тогда называли себя коренные местные жители и их соседи, уж никак не «русские», и тем более не «украинцы».
Мы уже упомянули древние храмы Львова, так вот, к ним можно отнести и армянский собор, но заложен он был не при Льве, конечно, а лет через сто, в 14 веке. При князе Льве с большой долей вероятности на месте нынешнего армянского собора уже стояла деревянная армянская церковь.



Считается, что в то время уже существовал и древнейший в городе монастырь святого Онуфрия, но все каменные его постройки датируются более поздним периодом, главный храм монастыря тоже был деревянным и предположительно расположен был ближе к Замковой горе, чем построенный в 16 веке каменный, сохранившийся до сих пор.

Довольно большую площадь занимал княжеский двор – вероятно, там, где позднее построили доминиканский монастырь. При Льве насыпали оборонные валы и вырыли рвы. Вроде бы даже углубили русло Полтвы и вывели его в канал – вы же в курсе, да, что прямо через весь город чуть больше ста лет назад еще протекала река? Прямо через современные проспекты Шевченко, Свободы и Черновола? Теперь она спрятана в трубы, но на изображениях до 1870 года ее еще можно видеть. Полностью в черте города ее убрали в канализационную систему только в 1939 году.



Примерно в 1280 году был построен деревянный собор святого Георгия, более известный нам сейчас как собор святого Юра на Святоюрской горе. Ясное дело, нынешний огромный каменный храм в барочных чертах был возведен гораздо позже – в 18 веке. До него на этом месте стоял древний каменный храм поменьше, а при Льве Первом – деревянная церковь. Не исключено, что имя собора было выбрано в честь сына князя, Юрия, но может быть, и наоборот, сына назвали именем святого - ведь культ Георгия Победоносца был очень распространен в те времена.


Собор св.Юра

Примерно в тот же период в Пидземче была построена небольшая каменная церковь, на фундаментах которой в 17 веке возвели церковь-башню Параскевы Пятницы.


Церковь Параскевы

Известно, что тогда уже существовал и доминиканский храм – неподалеку от того места, где стоит нынешний. Он, конечно, был деревянный, в самом начале 15 века построили каменный, и был он, вероятнее всего готическим – его схематическое изображение есть на рисунке 17 века. В 18 веке храм совсем обветшал, его разобрали и построили этот – пышный и величавый, знаменитый не только своим барочным силуэтом, но и пышным интерьером с позолоченными фигурами святых.


Доминиканский собор

Второй период активной застройки Львова – вторая половина 14 века, после того как город был захвачен польским королем Казимиром Третьим, позднее получившим право управления Русинским королевством от Венгерской короны. Казимир дважды брал город штурмом и оба раза его армия приносила сильные разрушения. Потом, конечно, многое начали ремонтировать или строить новое. Хозяева поменялись и принесли другую религию – католичество, нужны были новые храмы.

В то время в городе существенно разрослась немецкая колония. Считается, что именно немцы заложили костел Марии Снежной – религиозное братство «Марии в снегах» было очень популярно в Западной Европе, в Германии и Фландрии, к примеру. Сейчас церковь сильно перестроена, но все-таки здание очень старое – 17 век, а псевдо-романская пристройка сбоку – 19 века. Ее спроектировал архитектор Юлиан Захаревич, он любил такой вот нарядный неороманский стиль, он же перестроил фронтон уже упомянутой церкви Иоанна Крестителя и построил весьма выразительный костел Иоанна Златоуста на современной улице Лысенко.



Тогда, как я уже говорила, был заложен каменный храм Иоанна Крестителя. Кто-то из историков посчитал, что вокруг площади Старый рынок в то время стояло около 12 храмов. А немцы-колонисты еще с тех пор играли важную роль в жизни города. Есть мнение, что большинство патрициев города того периода были немцами. Известно, что представители семейства Штехеров были войтами и бургомистрами Львова, начиная с 15 века. Весьма влиятельными были католические семьи Шольцев, Клёпперов, Убальдини, Вильчиков, Лоренцовичей – немцы, венгры, поляки.
В 14 веке рыночную площадь перенесли на современную Площадь Рынок - туда, где она находится и сейчас (хоть рынка там теперь нет, ну, во всяком случае такого, как в Средневековье, хотя с торговлей здесь и сейчас сложилось). Тогда же была возведена и первая городская ратуша – в 1370-х годах, при наместнике Владиславе Опольском.



Правда, она сгорела буквально через несколько лет, на ее месте сразу возвели новую, с часами, а еще через 80 лет и ее перестроили. Ратуша была каменная, поэтому не сгорела во время катастрофического пожара 1527 года, уничтожившего практически весь Львов. В начале 17 века на ратуше достроили башню, она простояла 200 лет и развалилась в 1826 году – вот прямо рухнула башня прямо среди бела дня. Ту, что мы видим сейчас, построенную в стиле скучноватого Венского классицизма, поначалу страшно ругали горожане, называя ее «уродливой квадратной постройкой», но потом ничего, привыкли. Мы, украинцы, ко многому терпеливо привыкаем, кроме своих президентов.
В 14 веке помимо возведения Низкого замка, город вообще существенно укрепили. В общей сложности Львове за пару столетий возвели несколько линий фортификаций, а точнее 4.



Первая линия – Высокие стены (писать с большой буквы, это имя собственное) высотой до 8 метров с деревянными гурдициями (гульбищами). Протяженность линии - 1700 м. К стенам примыкали два арсенала – большой Городской и Королевский, чуть поменьше, они частично сохранились до наших дней.

Затем в 15 веке построили Низкие стены с бастионами и рвами. Башен насчитывалось 18, за каждой башней-бастионом поручили присматривать разным цехам; каждому цеху – по башне. Цепь Низких стен была не замкнута, с одной стороны естественной защитой служила болотистая местность по берегам реки Полтвы.

В Низких стенах были прорублены Краковские и Галицкие ворота, еще существовало два небольших прохода через укрепления – Босацкая и Иезуитская калитки. Босацкая находилась на улице Подвальной, как раз там, где сохранился фрагмент Низкой стены с бастионом. Интересно, что в стене здания школы №8, построенного в самом начале 19 века, обнаружена часть эскарпирующей стены, укреплявшей когда-то оборонительный ров – здание возвели прямо на его краю.


Высокий замок реконструкция

Третья линия укреплений была возведена в 15 веке, представляла она собой систему земляных валов с башнями, одна из которых – Пороховая – сохранилась до наших дней (1550-е). Четвертую линию обороны возвели в 17 веке. Это был ряд башен, соединенных куртинами. Сейчас от всего этого могущества и великолепия остались лишь немногие разрозненные фрагменты.

Также к укреплениям относились постройки вне стен: Высокий и Низкий замки, а также укрепленные комплексы Кармелитского и Бернардинского монастырей. Отрезок стены Бернардинского монастыря сохранился до наших дней, со стороны Мытной (Таможенной) площади, сохранилась и Глинянская башня.


Пороховая башня

В том же 14 веке, в период между 1344 и 1380-м годом был заложен самый крупный и самый известный Львовский католический храм – Катедра, или Латинский кафедральный собор Успения Пресвятой Девы Марии. Большинство исследователей склоняются к мнению, что грандиозный храм был заложен по инициативе короля Казимира, а достраивался на средства, пожертвованные горожанами-католиками.

Изначально Катедра была возведена в чертах готики, хоть и не особо отчетливых: без башни, просто базилика с зубчатым фронтоном. Башни планировались две, их возводили позднее, но вторую так и не закончили – денег не хватило. И, как старый корабль обрастает ракушками, собор со временем оброс часовнями. Их на свои средства возводили члены семей богатых мещан-католиков, часовни служили родовыми усыпальницами. Нередко для устройства часовни приходилось пробивать стену и переносить контрфорсы. Известно, что существовала часовня Петра и Павла, святого Станислава, Святых Даров, Христа Распятого, Христа Милосердного, Журавновского, Бучацких, Раецкая, Струмило, Скорнячья, братства нищих, часовня епископов Пиравского и Замойского, и еще несколько.


Латинская Катедра

Вход в часовни был организован по-разному: в часть из них вход вел из собора, в другие можно было попасть через двери и калитки с улицы. Ясное дело, пробивание стен крепости постройке не придавало, и в 18 веке во время реконструкции собора и площади вокруг него часть часовен снесли, оставили всего 8. Самая крупная и красивая из них – часовня Бичевания Христа, возведенная семьей Кампианов в 16 веке.

Во время Северной войны войска шведов в 1704 году штурмовали и взяли город. Во время штурма непокорные горожане, чтобы досадить нападающим, замуровали главный вход в Катедру. Потом шведы ушли, а размуровывать парадный вход не стали – до сих пор в храм можно попасть только через боковые.

Вокруг собора выросло городское кладбище, которое просуществовало несколько веков, вплоть до конца 18 века. На кладбище было много склепов и часовен, их тоже все снесли при перепланировке центра города, оставив только часовню венгерской купеческой семьи Боимов – уж больно хороша, прямо резная шкатулка с драгоценностями. Со стороны, обращенной к улице, можно рассмотреть старинные портреты представителей семейства Боимов, фасад, обращенный к собору, весь покрыт каменной резьбой на тему библейских Страстей. Интерьер по пышности декора не уступает фасаду, здесь тоже все покрыто резьбой по алебастру и расписными узорами.

Сейчас в чертах Латинского собора сложно угадать готику – напоминают об этом только ребристая абсида и контрфорсы. Здание явно возводилось не для того, чтобы поразить воображение фигурными аркбутанами, и сложной ажурной конструкцией, как соборы Франции, например – собор больше напоминал крепость, чем храм – местность здесь была неспокойная, город каждые 50-100 лет, а то и чаще, штурмовали алчные захватчики. Но все же это чуть ли не единственное здание в городе, сохранившее хоть намек на готику, а вообще настоящей готики во Львове практически нет, в период готики (с 12 по 15 век) большинство построек города были деревянными, и все они выгорели в 1527 году во время большого городского пожара. Немногочисленные каменные здания тогда тоже сильно пострадали и были перестроены в 16 веке уже в других чертах – ренессансных.


Часовня Боимов

Упоминала уже армянскую общину, еще при Данииле она существовала в Галицко-Волынском княжестве, как одна из самых крупных национальных, причем, наверняка, армяне пришли сюда еще до Романовичей. В 16 веке их насчитывалось около 80 семей, на улице Армянской они держали более 20 лавок. Жили торговлей, а также ювелирным и оружейным делом. Во Львове армяне селились отдельными кварталами, и, естественно, имели свою церковь. Каменный храм был построен в 1356 году архитектором Дорингом на средства армянских купцов Якова из Кафы и Фаноса из Каппадокии.

Первоначальное здание собора было меньше нынешнего, предполагают, что оно напоминало церковь в армянском городе Ани. Сейчас мы видим архитектурный комплекс собора многократно перестроенным, древние стены сокрыты за более поздними достройками, а росписи интерьера вообще модерновые, им всего около 100 лет, однако все-таки основа древней церкви – одно из самых старых зданий Львова. Башню достроили в 16 веке, армянский банк, монастырь и дворец епископа – в 17 веке.



С 17 века собор был униатским, армяно-католическим, сейчас армян-католиков во Львове очень мало, поэтому после 2000 года собор передали верующим Армянской апостольской церкви. Сейчас это одно из популярнейших мест туристического паломничества, особенно любимое выходцами из СНГ – ведь дворик храма «сыграл» женский монастырь в фильме про трех мушкетеров.


Росписи Армянского собора

Еще одна крупная Львовская община, существовавшая здесь чуть ли не с момента создания города – еврейская. Еврейский квартал находился за Городским арсеналом, там, где сейчас проходит улица Староеврейская. С 16 века основным религиозным зданием была синагога «Золотая роза» или «Турей Захав», разрушенная гитлеровцами в 20 веке. Под постройку (а скорее перестройку) городские власти отдали бывший бордель – больше никто не хотел покупать это здание. Евреям выбирать было не из чего, и на месте дома терпимости возвели ренессансное здание. До этого у общины наверняка существовала другая молельня.



Поначалу евреи жили бок о бок с соседями-христианами, затем им было приказано жить только в приделах своего квартала, причем попасть теперь сюда можно было только через одни ворота – Жидовские. На ночь их закрывали на засовы с двух сторон. Еврейским купцам запрещалось селиться и торговать вне еврейского квартала. Однако община быстро росла, поэтому селились очень плотно, и дома надстраивали вверх, громоздя этаж на этаж. Евреи торговали ушло и умело, довольно быстро вытесняя конкурентов, кроме того их вера была чужда и непонятна для соседей-христиан, поэтому их терпели с трудом (обычное дело не только во Львове), и каждые 10-20 лет устраивали погромы. Основными зачинщиками обычно были студенты местных религиозных братств и коллегий.



Однако, община оставалась на месте – зачем куда-то переезжать, все равно везде будут бить? Последний кровавый погром приключился в 1941 году, когда в город вошли фашисты. Перед их приходом в городе проживало 120 000 евреев, почти треть населения, большинство из них при немцах было уничтожено. В 1970-х во Львове насчитывалось 20 000 евреев, сейчас - около 2 000 – все уехали. Во время войны большая часть еврейских построек – синагог и хедеров – была разрушена, включая «Золотую розу» и Синагогу на старом рынке, сохранились лишь некоторые – например, здание ритуальной бани и миквы по Арсенальной, 7.

Но мы отвлеклись.

Известно, что до рокового пожара 16 века в черте города существовала еще одна каменная церковь – русинская, православная – церковь Успения Богородицы, в документах она упоминается именно как каменная уже в 1421 году. Она стояла на улице, которая до наших дней сохранила свое исконное название Руська – здесь жили русины (так тогда называли украинцев). Домов было около пары десятков, по большей части деревянные. В 1527 году все выгорело, потом на месте деревянных домов возвели каменные, очень тесно, буквально впритык. Скорее всего, во время пожара храм тоже пострадал, и его перестроили в середине 16 века, причем даже известен архитектор – Павел Итальянец из швейцарского Лугано.



Большое пожертвование на строительство храма сделала молдавская семья - Александр и Роксана Лопушану, поэтому какое-то время церковь называлась Волошской. В 1570-х рядом с церковью построили высокую дозорную башню, средства на постройку выделил греческий купец Константин Корнякт. Это была уже отчетливо ренессансная постройка. Изначально завершение башни было заостренное, шатровое, это видно на всех старинных рисунках и печатях. В 1672 турки во время осады сильно повредили башню, после чего был достроен еще один ярус и изящное барочное навершие – такой башню Корнякта мы видим и сейчас.

А злоключения Успенской церкви на том не кончились. Буквально через несколько лет после возведения Волошского храма он опять сгорел, и церковь снова отстроили по заказу Львовского Успенского православного братства. Строить начали в 1591 году, проект уже был сделан в чертах ренессанса, руководил строительством Павел Римлянин, Амвросий Прихильный и Войцех Капинос. Строили аж до 1629 года. Чуть позже освятили очаровательную Трехсвятительскую часовню – это еще одна львовская «шкатулка с драгоценностями».

Я уже начала немного рассказывать про постройки Ренессанса во Львове, но это долгий будет рассказ, у нас там дальше еще барокко, и другие архитектурные стили, так что мы с вами пока прервемся, продолжим потом.
Tags: Львов, Львовская область, Украина, видео
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments