agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Categories:

Возрождение Крещатика. Нереализованные проекты



У меня на канале новое видео:



Традиционно, выкладываю сценарий для тех, кому удобнее читать:

Что-то я в последнее время взялась изменять родному Киеву с другими городами. Надо это дело исправлять.

Еще перед Новым 2019 годом я побывала на замечательной выставке в Софии Киевской – «Восстановление Крещатика: конкурс и проектирование». Инициатором и куратором выставки стал киевский программист Семен Широчин. Его хобби – поиск проектов, участвовавших в конкурсе на восстановление Крещатика в 1940-х. Выставка отличная, мало кого из киевлян оставившая безразличным. Кроме того, представленные в экспозиции конкурсные чертежи и планы реконструкций выполнены мастерски и профессионально, некоторые из них сами по себе произведения искусства по качеству исполнения, как бы спорно не было то, что на них изображено. Архитектор Заболотный, к примеру, просто оформлял свои проекты зданий, как отдельные картины.


Семен Широчин с проектами-картинами Заболотного

Ну, давайте все по порядку. Посмотрим, что там и как они планировали восстанавливать.
Всем известно, что большая часть Крещатика и прилежащих улиц была взорвана подпольщиками в сентябре 1942 года во время немецкой оккупации. Первыми взлетели на воздух дома на углах по обе стороны от Прорезной: «Детский мир», бывшая кондитерская и гостиница «Спартак» (здесь размещалась военная комендатура). Начался большой пожар. Старые дома с деревянными перекрытиями стояли вплотную друг к другу, жители тогда пользовались керосином, а в подвалах хранился уголь – гореть было чему. Огонь распространялся с чудовищной скоростью – как назло, этому поспособствовала ветренная погода.



Немцам пришлось взорвать еще несколько домов, чтобы избежать распространения огня. Всего погибло около 940 жилых и административных зданий по нынешним улицам Городецкого, Заньковецкой, Ольгинскаой, части Институтской, Лютеранской, Прорезной, Пушкинской, Богдана Хмельницкого, бульвару Шевченко, Большой Васильковской, Майдану Незалежности. Сгорело 5 гостиниц, 2 крупнейших универмага, почтамт, 5 кинотеатров, ТЮЗ, консерватория и музыкальная школа. Погиб знаменитый небоскреб Гинсбурга, цирк Крутикова, величавое здание городской Думы и многое другое.



Считается, что несколько зданий немцам удалось разминировать до взрыва: Оперный театр, Дом учителя, в котором тогда располагался музей Ленина, правительственные здания – нынешний МИД и Кабмин, но в общем и целом центр города после бедствия представлял собой груды обгоревшего кирпича, более 50 тысяч киевлян лишились жилья.

На этом плане центра Киева черным выделены сохранившиеся дома, штриховкой – поврежденные, белым – разрушенные. Как видите, разрушения катастрофические.
К сожалению, несколько домов, которые вполне можно было восстановить, тоже решили снести. Например, здание Городской думы. Когда-то оно было доминантой площади, которая сейчас называется Майданом Незалежности, ведь тогда площадь и называлась Думской. Дума была огромной, и занимала большую часть площади, так что и площади-то как таковой не было – небольшой скверик позади здания и все.

Частично разрушенных домов, подлежащих снесению, было около 3 десятков. Часть домов, ближе к Бессарабке планировалось сохранить.


Здание Думы

Естественно, сразу после освобождения города стал вопрос о восстановлении его центра. Причем, первый конкурс на лучший проект состоялся уже в 1944 году, когда война еще не окончилась. Конкурс организовали по инициативе Никиты Хрущева, объявлен он был 22 июня 1944 года, к годовщине начала войны – Советы любили символические даты.

Первый тур объявила Академия архитектуры УССР. Всего было подготовлено 22 макета. В закрытой части конкурса участвовали маститые архитекторы (включая Власова, Щусева, Заболотного, ТацИя), им за заказ выплачивали по 100 000 рублей. В открытой части конкурса принимали участие и знаменитые, как Алешин, например, так и мало известные авторы. Первые четыре победителя в открытом конкурсе получали 40 000, 30 000, 20 000 и 10 000 рублей соответственно занятым местам.

Все макеты первого тура конкурса в январе 1945 года были выставлены в Художественном Русском музее им.Репина, всего 252 экспоната. Победителям открытых проектов дали денежные премии, похвалили в специальной прессе и отпустили с богом, основное внимание уделили закрытым, заказным проектам. Из них отобрали проекты Тация, Заболотного и Власова.


Один из проектов "Крещатая долина"

Победителей определили, но по результатам первого тура практически ничего не было воплощено в жизнь. Однако нельзя сказать, что время и усилия были потрачены напрасно – именно первый тур «растащили на цитаты», идеи из этих проектов бурно обсуждались во всей Европе, многие из них были использованы при застройке улиц других городов далеко за приделами Украины. Общее направление и фрагменты планов после многочисленных переработок были хотя бы частично воплощены в жизнь.



Например, один из конкурсантов, Владимир Новиков предложил расширить узковатый Крещатик до 75 метров и по левой стороне пустить широкий пешеходный бульвар. Его проект занял третье место в открытом конкурсе, но не был воплощен, но вот эту идею использовали. Насколько Уже был Крещатик до войны, можно видеть по старым фотографиям. Вот вы сейчас видите часть проекта Новикова и его соавтора Добровольского – это Пантеон Победы на Днепровских склонах.


Узкий Крещатик. Парад в 1930-х годах

Покажу вам еще несколько картинок с выставки.

Но перед этим сразу еще раз акцентирую ваше внимание: еще шла война, но при этом в победе уже никто не сомневался. Естественно, всем гражданам страны, включая архитекторов, в то время был не чужд патриотический подъем и победный пафос, что нашло отражение во всех проектах. Советской архитектуре (особенно на уровне проектирования) и до войны был свойственен имперский апломб и гигантомания, а теперь все это еще и усилилось. Поэтому практически во всех проектах присутствуют огромные монументы Победы, циклопические статуи вождей и прочий «сталинский ампир» - никто и не вспомнил про рациональную, элегантную и практичную довоенную архитектуру.



И, понятное дело, поначалу не всем приходило в голову хоть как-то учитывать сложный и живописный киевский рельеф и местный исторический архитектурный контекст, на соседние золотые купола древних храмов большинству конкурсантов было наплевать. Поэтому да – величие, блеск, пафос и культ личности.



Похоже, всем были предъявлены определенные требования: должны присутствовать Мемориал или Пантеон Победы, башня со шпилем, статуи Вождей и виадук, соединяющий Липки и Старокиевскую часть. На Крещатике должны были построить несколько общественных сооружений, включая Горсовет, но многие так и не построили: Дворец Молодежи, Дворец Труда, Дворец народных собраний и еще всякое-разное. Вот, к примеру, Пантеон Победы, предложенный архитектором Колесниковым. Это один из немногих предложенных проектов мемориала Победы, в котором постройка выглядит легкой и изящной, у других авторов они более громоздкие.

Теперь познакомлю вас с другими проектами.

Вот, например, симпатичное здание театра, предложенное архитектором Львом Синькевичем. Посмотрите, такое что-то узнаваемое, похоже на храмовый комплекс античной Греции. Жалко даже, что его не построили. Интересно, что Лев Васильевич был еще и превосходным графиком, автором множества офортов и линогравюр.


Проект Синькевича (театрально-концертный комплекс)

Первую премию в открытом конкурсе получила группа архитекторов: Граужис, Созанский, Степанов, Иванюк, Свидерский. Я сначала думала, что это Майдан, но это Европейская площадь. Здесь авторы предложили воздвигнуть Пантеон Победы с конными скульптурами и высокой башней. Пантеон у них эффектный тоже получился.



Ленинградский архитектор Владимир Гейльфрейх, создатель здания библиотеки имени Ленина и МИДа в Москве, явно вдохновлялся архитектурой древнего Рима – именно в этом стиле создан его план – тяжеловесный и однородный по стилистике. Многие постройки напоминают бастионы, мавзолеи и зиккураты, все сооружения монументальные, мощные, подавляющие, хоть и величественные.


Площадь Сталина (Гейльдрейх)

Совершенно неожиданный проект площади Сталина (нынешней Европейской) – именно так Гейльфрейх видел площадь, открывающуюся видом на Днепр. Похоже предложил оформить площадь и другой архитектор – Георгий Гольц. Вот эта башня на Майдане – тоже проект Гольца. Так что видели они нашу Европейскую площадь такой вот непростой.

Нам их не понять – даже в наши дни Европейская – наименее пафосная из киевских площадей. Это какое-то заколдованное место: что бы здесь не городили, сколько бы автомобилей не стояло в пробке на кольце, площадь всегда выглядит уютно. Ну, если только шины не горят.


Европейская (бывшая Царская площадь)

Российский архитектор Иван Соболев предложил вот такой проект Горсовета на Майдане – здание красивое, легкое, в античном стиле, но не совсем соответствующее местным градостроительным традициям – его сравнивали с ленинградским Адмиралтейством.



Питерские мотивы сквозят и в работе Дмитрия Чечюлина (главного архитектора Москвы во второй половине 40-х) – он предлагал сделать Майдан (можно я так буду называть площадь Калинина?) так вот он предлагал его сделать похожим на Дворцовую площадь: колонна посередине, колоннады полукругом и все такое. Очень эффектно он предлагал оформить спуск к Днепру, такими террасами, только вот пришлось бы искромсать все склоны, да и монумента Магдебургского права я не наблюдаю – его автор явно посчитал лишним.



Интересный проект был у молодых харьковских архитекторов Орехова, Касьянова и Пушкарева. Они тоже использовали стиль классицизм, и при этом особенно умело использовали особенности рельефа и панорамных видов. А еще у них очень красивые эскизы – мягкие такие акварельки.



В январе 1945 года объявили второй тур конкурса, в котором участвовали уже всего три проектных бюро: Заболотного, Тация и Власова, но по каким-то причинам Заболотный отказался, осталось два претендента. К слову, проект Заболотного, похоже, был самым живописным – ведь Владимир Игнатьевич использовал национальные мотивы, заимствованные из украинского модерна и барокко.



И вот такое интересное сооружение предлагалось возвести на Майдане. Странноватое, да, но однозначно лучше, чем те купола Глобуса, что нагромоздили сейчас. Или вот такой проект Мадана с Триумфальной аркой (первая картинка поста). Тоже довольно нарядно. Сталина, естественно, убрать к чертям, а вот коня можно оставить. И еще пару котиков где-нибудь прилепить.



А на Владимирской горке, где сейчас Украинский дом, Заболотный предлагал возвести эффектный отель. Заметьте, костел на месте, он архитектору не помешал. Говорят, вот за это чрезмерное увлечение национальной архитектурой Заболотный и получил обвинения в национализме и снял свою кандидатуру в самом начале конкурса.

Алексей Александрович ТацИй тоже был сторонником более мягкой, легкой архитектуры, хоть и не лишенной имперского размаха. Его оппонент Александр Власов предпочитал классицизм.

По первоначальной задумке ТацИя на нынешней Европейской площади планировали поставить монумент Солдата-стража, он как бы охранял начало улицы на пути от Днепровских круч – напоминаю, еще шла война, так что Страж был вполне актуален. Монумент предлагалось возвести там, где сейчас Европейский дом.



ТацИй сохранил концепцию Крещатика как улицы-коридора, он даже предлагал продлить его до площади Льва Толстого.

По плану Тация Крещатик должен стать улицей пяти площадей – Сталина (Европейская площадь), Калинина (Майдан Незалежности), Победы (новая предложенная им площадь), Ленина (Бессарабская) и Толстого.


Монумент Победы

Модерновый Пассаж, к тому моменту сохранившийся, хоть и поврежденный, планировалось перестроить полностью, он должен был быть крытым, многоярусным.

На уровне улицы Лютеранской планировалось заложить еще одну площадь, площадь Победы (да, вот здесь она должная была быть, а не там, где теперь цирк).


Крытый Пассаж и Дом собраний вместо Метро и Лютеранской

Со стороны Лютеранской планировалось возвести круглое в плане административное здание – Дворец народных собраний, причем саму Лютеранскую, вернее, часть, прилегающую к Крещатику, попросту предлагалось убрать. Монумент победы был тоже запланирован, напротив – гигантский обелиск высотой 150 метров. Для справки – высота нашей Родины-матери с постаментом до кончика меча – 102 метра.

По форме планируемый памятник Победы напоминал обелиск с американской экспозиции Всемирной выставки 1939 года «Трилон и Перисфера» - там тоже был трехгранный обелиск, правда, еще выше – 210 метров, так что не только Советам в те времена была свойственна гигантомания.


Трилон и Перисфера

Правда, советская экспозиция с той же выставки тоже не подкачала – там был монструозной высоты обелиск со статуей Рабочего со звездой. Над проектом советского павильона работал архитектор-одессит Борис ИофАн, он же проектировал павильон и для предыдущей, парижской выставки – там, где прославились мухинские «Рабочий и Колхозница». Киевский Трилон предполагалось украсить орнаментами и статуями.

Одной из идей было перекрыть улицу Прорезную и поставить на месте перекрестка Консерваторию с концертным залом, но к счастью, и от этой идеи отказались. На площади Калинина (Майдане) на месте гостиницы Украина и монумента Независимости планировалось возвести здание горсовета, слегка напоминающее погибшую Городскую Думу. Перед горсоветом хотели сделать фонтан с искусственным озерцом. По другую сторону от Крещатика, там, где сейчас купола Глобуса, площадь должна быть круглой в плане, с фонтаном посередине и отходящими радиально улицами.

Уже говорила, что планировалось от Липок до улицы Ирининской протянуть виадук в виде приподнятой арки, украшенной скульптурами, и виадук этот должен был одновременно быть и Триумфальной аркой, перекинутой через Крещатик на уровне Почтамта. Арка у Тация была ажурная и нарядная, с явственными элементами украинского барокко.



Круглый Майдан – это кажется площадь Льва Толстого. На площади планировался памятник писателю, а там, где сейчас довольно сдержанное здание, по плану Тация должна была быть воздвигнута ну прямо дворцовая постройка - вогнутое гигантское здание с колоннадой. Планировали «впуклое», а построили выпуклое.

Проект ТацИя включал не только реконструкцию Крещатика, был вовлечен весь центр города. Хотели окультурить набережную, там, где монумент Магдебургскому праву и пешеходный мост. Планировалось частично срезать холмы, и примерно там, где сейчас Кукольный театр, архитектор предлагал поставить циклопический монумент Сталину с Аллеей и Пантеоном героев у его подножия. Вариантов предлагалось много – от монументального мавзолея-ротонды для легкой колоннады без крыши.



Интересно, что Тацием был запланирован и легкий мостик между Владимирской горкой и Купеческим садом, на том месте, где его строят сейчас. Европейская площадь тогда называлась площадью Сталина, ее предлагалось сделать пафосной и величавой – на месте отеля Днепр и напротив него должны были стоять башни со шпилями, фланкирующие въезд на Крещатик. Справа запланирована гостиница на 500 номеров, причем смахивает на то, что ее хотели построить где-то на месте старинного костела.



Примерно на месте стадиона Динамо предлагалось построить музей Победы очень странной формы, тоже круглый в плане – явно Тацию были весьма по душе ротонды. Там, где сейчас парк Михайловской и Владимирской горок, планировалась картинная галерея в форме еще одной ажурной ротонды.

Занятно, что стиль неосуществленного проекта явно навеян украинским барокко. Единственная часть проекта, которую воплотили в жизнь – здание кинотеатра Киев, довольно ординарное.

У Власова проект был более строгим, ближе к классицизму, но не чужда ему была и некоторая смелость. Например, на одном из этапов проектирования он придумал поставить перед городским советом башню-кампанилу, наподобие ренессансных итальянских колоколен. Вот ей богу жалко, что не поставили!



Весьма необычен и предложенный Власовым проект Пантеона Победы – на буддистскую ступу смахивает.

С 1944 Власов менял свой план застройки несколько раз, каждый раз все упрощая и «приземляя» его. Финальный проект, принятый к исполнению, по большей мере принадлежит именно авторству Александра Власова – ведь он в то время был главным архитектором Киева. Говорят, борьба между ним и Тацием была нешуточная, ведь Тацию покровительствовал сам Сталин.


Первый проект Власова

Власов предлагает изменения в планировке на финальном этапе конкурса менее радикальные, чем в первоначальном проекте. Видимо, понятно уже было, что на грандиозные проекты, продиктованные безудержной фантазией авторов, понадобится гора денег высотой с монумент Сталину, ими же предложенный. Но стилю своему Власов остался верен – это явные отсылки к классицизму.

Отдельные фрагменты проекта Власова первое предложенное здание на месте отеля «Украина» и консерватории отчетливо напоминало афинский акрополь. Майдан в месте отхождения Михайловской и других улиц Власов предложил оформить полукругом, как сейчас, но не разрозненными зданиями, а одним мощным зданием подковообразным с арками над пересекающими его улицами. Как и у других авторов, были запланированы и монументы Сталину, и мемориал Победы на месте Купеческого сада, и виадук у почтамта – и ничего из этого не было воплощено.




Планировали и построили. Отделенное сходство присутствует

На Бессарабке было решено поставить памятник Ленину, где он и стоял до недавнего времени, а на противоположном конце Крещатика, на Сталинской площади – монумент Сталину, но второй вождь не спешил объявляться. Потом решили поставить конный памятник Сталину посередине Майдана, и опять не сделали это, в конечном итоге и на Майдане поставили еще одного Ленина. Секретарем компартии Украины тогда был Хрущёв, а он Сталина втайне ненавидел, так что не спешил с воплощением имперских планов.

После принятия финального проекта первым построили жилой дом, арка которого вела в сохраненный Большой пассаж. Интересно, что арка так обильно украшена всяческим «недодекоммунизированным» декором, что его пока не стали сбивать – арку легче снести. А сам Пассаж – это нечто отдельное, изолированное, словно живущее своей жизнью.






В ходе строительства планы менялись, результат законченных работ сильно отличался от уже утвержденного проекта. Так, архитектурной доминантой главной улицы города стал не отель «Москва» (сейчас «Украина»), а жилой дом-небоскреб КВО на Крещатике 25, похожий на московские сталинские высотки – тот, на который открывается перспектива с улицы Хмельницкого.

А ведь были и другие предложения. Например, когда-то Владимир Заболотный предложил возвести на возвышении эффектное здание музея в стиле украинского модерна, а российский архитектор Парусников в своем проекте задумал на этом месте театр. Мы с вами знаем, что театр тут был, но это был кинотеатр – «Дружба». Одно время здесь планировалась по проекту Штейнберга и Добровольского странная круглая в плане постройка с куполом и 12 статуями– апостолы что ли? Когда уже определились, что это будет жилой дом, тоже сначала предлагались другие проекты – дом должен быть более приземистым, с двумя башнями, но почти в два раза ниже нынешнего. Но в конце концов построили этот – большой и красивый, хоть и безнадежно имперский.


Отель "Москва" ("Украина"). Построили...


...и планировали

А отель «Москва» наоборот получился простецким и обрубленным. Его сдали аж в 1961 году, т.е. достраивали уже при Хрущеве, который изо всех сил стал бороться со сталинскими архитектурными излишествами. Так что вместо запланированных 21-этажей и 120—150 м высоты получили всего 66 метров и 16 этажей, и никаких вам башен и шпилей.

Потом построили другие дома – жилые и административные, и мы получили тот Крещатик, который знаем и любим по сей день.

И на том спасибо!
Всем пока!

Tags: Киев, Киевская область, Украина, видео, киевские экскурсии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments