agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Categories:

Львовская Площадь Рынок. Легенды и анекдоты (часть 2)




Начало было ЗДЕСЬ.

Продолжение рассказа о каменицах Площади Рынка,вернее, публикация сценария к видео:



Следующий, 5-й дом выглядит очень скромно. Первый дом на этом месте построили в 16 веке, но он сгорел в 1571 году. В то время он принадлежал все тем же Ганелям, а точнее упомянутой Зофии Ганель. За 6 лет дом восстановил все тот же Петр Красовский. Для своего времени дом стал уникальным – почти небоскреб: целых 4 этажа. Тогда фасад был очень красив – украшен орнаментами и колоннами, но в 19 веке его сильно перестроили в сиротском вот этом стиле классицизма и все украшения ободрали. Принадлежал он семье Лукашевичей, а потом разным другим хозяевам.



Следующая каменица №6 тоже очень знаменита. Она крупная, уже больше похожа на дворец. Ее так и называют – Дворец Корнякта. Когда-то это было самое крупное жилое здание в городе. Константин Корнякт был купцом родом с острова Крит, уроженец города Ретимно. Построен дом в 1570-80-х годах архитектором Петром Барбоном. Корнякт был очень богат, он занимался арендой таможенных пунктов, а также у него было торговое дело сразу по нескольким направлениям. А еще он был православным, как все греки. Известно его крупнейшее пожертвование городу и Успенскому православному братству – на деньги купца построена прелестная Трехсвятительская часовня Успенской церкви и огромна башня Корнякта, высочайшее в свое время сооружение в городе.

Каменицу Корнякта построили, объединив две более старые постройки. Примечательными в доме были не только его размеры, здесь возвели трехъярусные галереи с аркадами вокруг довольно большого внутреннего двора, соединяющего главное здание с флигелем позади него. Колонны нижних аркады более массивные, самые верхние - совсем тонкие, это создает эффект легкости, устремленности ввысь. Сейчас это место известно, как Итальянский дворик – в нем расположен ресторан (кстати, очень вкусные у них лимонады, попробуйте грушу с имбирем!). Это любимая локация для посещения путешественниками (теми, которые в курсе) и место обязательных фотосессий. Изящные балюстрады постоянно облеплены раскорячившимися в немыслимых позах туристами, фотографирующими друг друга до изнеможения.



Во второй половине 17 века дом приобрёл не кто-нибудь, а сам король Ян Собеский, потом им владела его вдова. Ясно, что это было не место жительства короля – сам-то он жил в Кракове в основном, здесь была его резиденция на случай посещения Львова.

Затем дом несколько раз перепродавали, и в 19 веке было решено открыть здесь музей Яна Собеского – Королевские залы. Поляки очень уважают Собеского, ведь он был последним великим польским королем. Интерьеры, конечно, времени создания музея, а не времен Собеского, но все равно прекрасно.

Не поленитесь посетить этот музей тоже. Здесь вы можете увидеть то, чего практически нет больше нигде в Украине – прекрасно сохранившиеся интерьеры эпохи классицизма. Все сберегли: начиная от ажурной лепки потолков, заканчивая старинными паркетами, это единственный музей Львова, где нужно надевать музейные тапочки. Залов всего четыре, но бродить здесь можно бесконечно, настолько это красиво! И экспозиция тоже интересная – всякие красивые старинные предметы быта и безделушки. Особенно хороша мебель. Во многих львовских музеях заметила темную, почти черную мебель с белой инкрустацией – очень красиво. Похоже на рубеж 17-18 веков. Если кто знает, кто такую мебель делал, пишите в комментариях, интересно было бы узнать.

Следующий дом под номером 7 – каменица Шембека. Очень скромная, построенная в 17 веке. Единственное украшение – досчатый руст первого этажа и маленькая скульптурка Богородицы в нише.


8-й дом некогда принадлежал богатой армянской семье Бернатовичей (все фамилии во Львове переиначивали на польский манер). Первая постройка возведена в конце 16 века, но от нее остался только цоколь. Перестроен был в 18 веке, а в 19 достроили 4-й этаж и перелицевали фасад в стиле венского классицизма. Тогда же появились барельефы работы скульптора Гавриила Красуцкого.

9-й дом – это бывший дворец латинских архиепископов, сейчас в нем расположена детская библиотека. Дворец был перестроен из более старого здания в 1634 году. Изначально был пышно декорирован, сейчас из декора сохранился только портал. Дом знаменит тем, что в нем в 1621 году жил польский король Зигмунд Ваза, а предшественник Яна Собеского молодой король Михаил Корибут Вишневецкий и вовсе помер здесь 10 ноября 1673 от стрессовой язвы пищевода, в возрасте 33 лет.



Вот так вот, в чужом доме, в чужой постели. К слову, внутренности его были захоронены в стене латинской Катедры, а все остальное – в городе Вавеле. Видимо, именно после этого случая Ян Собеский и решил приобрести недвижимость во Львове, чтобы не ютиться в гостях у горожан, если придется побывать во Львове. Интересный факт – Корибут Вишневецкий во Львове умер, а Ян Собеский почти во Львове родился, ну, в 70 км – в Олеском замке.

Завершает восточную сторону еще один дворец – Дворец Любомирских под номером 10.
Дом построен в 1695 на фундаментах и остатках первого этажа готических построек (точнее – объединили целых 7 небольших домов) – сохранились стрельчатые своды и готические подвалы. В 18 веке его приобрел и перестроил в барочном стиле известный польский магнат Станислав Любомирский. Проект создал Ян де Витт – архитектор, работавший на постройке доминиканского собора, скульптурный декор создал Себастьян Фесингер. Здание декорировали с элементами стиля ампир с использованием военной символики. Дом огромный, занимает целый квартал. В нем расположено сразу два известных львовских заведения: стильная кофейня «Копальня» («шахта») и пустынный музей этнографии и народного быта – опять бродила по комнатам одна, только еще одна парочка немцев сюда забрела.



В музее выставлены образцы народной одежды разных регионов Западной Украины, посуда, мебель, изделия народных мастеров, макеты зданий и церквей – я такое очень люблю. Если вы тоже любитель этнографии, не бегите сразу пить кофе, загляните сначала сюда, на второй этаж, а потом уже кофе (но кофе тоже обязательно). К слову, сильнейший аромат «львивськой кавы» с шоколадным оттенком будет преследовать вас во всех комнатах музея. На первом этаже в кофейне есть еще и сувенирная лавка и магазин разных «кофейных» принадлежностей.

Южная сторона начинается с простенькой угловой каменицы №11, принадлежавшей когда-то семье Гайсляровских. Построена она в начале 20 века.

Юстгляцивская каменица №12 уже чуть поинтересней. В 19 веке здесь располагалась небольшая синагога. Дом построен в 17 веке, но сильно переделан в 19. Кое-что ренессансное все же можно уловить. Украшают третий этаж смешные маскароны в виде усатых дядек.

Дом №13 построен в 17 веке на остатках более старого готического здания. Принадлежал он уже известному нам аптекарю-краеведу Яну Альнпеку – то есть еще у нас тут одна аптека была. Мы помним, что изначально Ян жил в доме Виттенберга, в каменице №2, которая потом стала дворцом Бандинелли. А потом, разбогатев, Ян купил вот этот дом. Изначально каменица была трехэтажной, 4 этаж надстроили в 19 веке. Тогда же большое помещение на первом этаже разделили на два поменьше. Сейчас здесь расположена кондитерская «Львовские пляцки», таких уже целая сеть по Украине. Пляцок – это пирог, торт или рулет, обычно продолговатый и прямоугольный в разрезе. Очень вкусные здесь рулеты с семгой и шпинатом.

В доме №14 расположен самый знаменитый конспиративный ресторан Львова -«Крыивка». Стилизован тематический арт-ресторан под настоящий "бандеровскомий схрон" - землянку бойцов УПА, так что вход, будучи не в теме, найти можно не сразу, и на входе нужно сказать пароль.



А когда-то это была Венецианская каменица. Она была построена в 1589 году известным зодчим Павлом Римлянином с участием Павла Счастливого для консула Венеции во Львове Антонио Массари. Поэтому портал дома венчает венецианский крылатый лев. На этом месте уже был старинный дом, поэтому перестройка коснулась только фасада – он оформлен в ренессансных чертах. Здесь, как и на Черной каменице можно видеть бриллиантовый руст.
Камяница 15 построена в 16 веке, принадлежала Шимоновичу, перестроена в 19 веке. Как и каменица 16 – Рорайского. В ней сейчас магазин Свиточ, где можно купить качественные конфеты от разных украинских производителей.

Каменица 17 принадлежала саксонцу Францу Венингу, сейчас она на реставрации. В 17 веке принадлежала каменица Матею Гайдеру, который умер бездетным, завещав свой дом городу. В оформлении фасада сохранились элементы ренессанса и рококо.

Самая большая каменица на Южной стороне - №18, это практически дворец. Только 2 дома на площади имели на фасаде 6 окон в ширину – этот и дворец Корнякта. Каменицу построили в 1553 году для краковского купца Ежи Гуттетера. Таким образом, эта каменица – самая старая на Площади Рынок. Когда-то она была так пышно декорирована, что считалась украшением города, король Зигмунд даже освободил хозяина от обязательства брать на постой военных и гостей города во время торжественных событий. В 1583 году дом купил скорняк Николай Барч и перестроил его. Барчи фактически были родоначальниками скорнячного дела во Львове. Описания начала 18 века свидетельствуют, что дом был 2-х этажным и проходным – вел на улицу Староеврейскую. Проход через внутренний двор существует и сейчас. К концу 18 века дом сильно обветшала, его даже записывали, как «руины», но потом его выкупил и перестроил армянский виноторговец Андрей Андзуловский.

В начале 19 века дом купила семья Зенткевичей, известная тем, что вела аптечный бизнес еще с 16 века. Понятное дело, они открыли здесь – правильно, еще одну аптеку, «Под золотым оленем».
Соседняя 19-я каменица, Пельчинская – сейчас выглядит довольно скромно. Тоже возведена в 16 веке, перестроена в 19 и ХХ веках.

Небольшая каменица под номером 20 построена в 16 веке по заказу львовского старосты Станислава Крайзера. В 18 веке перестроена по заказу ее тогдашнего хозяина Юзефа Бельского. Еще в 1960-х годах здесь был открыт ресторан «Под Львом», очень популярный в советское время.

Каменица №21 построена для Андрея Самбора Домбровского в XVII в. Одно время принадлежала уже знакомому нам Умбальдини. Ренессансные порталы сохранились с 17 века.

22-й угловой дом на южной стороне я уже упоминала – старый дом на этом месте когда-то принадлежал семье бургомистра Павла Ельонека, его сын погиб в драке из-за девушки. К сожалению, тот дом не сохранился. Это, немного скучноватый, был построен в самом конце 19 века в стиле историзма.

Южную сторону мы закончили, как видите, тут не так много в историческом и архитектурном плане домов, но все вместе они смотрятся нарядно и симпатично.

Переходим на западную сторону. Угловой дом 23 – каменица Шольц-Вольфовичей. Дом большой, немного похож на дворец Бандинелли, потому что построена примерно в то же время – в 1570-х, возможно, и зодчий был тот же. Возвели каменицу по заказу патриарха рода Вольфа Шольца – купца из Силезии. Угловую нишу-эдикюль украшает скульптурная группа «Крещение Христа».

«Вольф» по-немецки – «волк», а жена его была из рода Хасе («заяц»), для горожан это была вечная тема для насмешек. Смех смехом, но наплодили Заяц с Волком 12 сыновей и 12 дочерей. А у Вольфа еще 2 брата было со своим приплодом, так что многочисленная семейка получилась.



Дом облицован уже знакомым нам бриллиантовым рустом и укреплен небольшими контрфорсами. Украшен фасад такими ложными выпуклыми колоннами – пилястрами. Имеются несколько надписей на латыни: «где милосердие, там Бог», «где богатство, там и друзья», «имя Господа - непоколебимая крепость».

Знаменателен также и дом 24. Это еще один отличный львовский музей – исторический, отдел средневековья и археологии. Дом изначально принадлежал все тем же Шольцам, а затем перешла во владение консулу Венеции Антонио Массари, мы знаем, он владел еще и 14-м домом, Венецианской каменицей. Поэтому и здесь мы видим символ Венеции – крылатого льва. В этом доме в 1707 году трижды побывал царь Петр Первый. Его портрет, кстати, можно видеть среди галереи Львовских знаменитостей во Дворце Бандинелли.



Здешний музей тоже интересный, можно посмотреть, как дом устроен изнутри – тут тоже есть внутренняя площадка (на дворик она не тянет), вокруг которой по периметру расположены галереи и лестничные пролеты. В музее экспонируются разные занятные штуковины, например, металлический лев со шпиля средневековой ратуши. Также на нескольких этажах размещаются разные интересные экспонаты, посвященные общественной жизни в средневековом Львове – можно узнать, какие здесь были цеха, как была организована городская власть, самооборона и т.д.
Самый, на мой взгляд, впечатляющий экспонат – это огромная, на всю стену панорама Львова 18 века работы художников Яновского и Розвадовского. Производят впечатление и надгробные портреты горожан – можно буквально заглянуть в лица жителей старого Львова.

В начале 20 века дом был значительно перестроен, его снабдили аттиком с модерновым барельефом работы скульптора Курчинского.

Соседний дом, 25 принадлежал родному брату Вольфа Шольца – Якубу. В 18 веке здесь была типография, а в 18 каменицу купил книготорговец Ян Миликовский. При нем же дом перестроили, добавили 4 этаж. Балкон с карнизами и львиными мордами, похоже, оставили с 18 века.

26 дом принадлежал третьему из братьев Шольцев – Яну. Построили каменицу в начале 16 века, перестроили в барочных чертах в 18, в 19 достроили 4-й этаж. Относительно недавно дом отреставрировали, и теперь его барочный декор выглядит свежо и нарядно. На замковом камне сохранился рельеф Богородицы.

Каменица №27 построена в 16 веке все тем же Вольфом Шольцем, затем дом был куплен уроженцем Вроцлава Адамом Фаурбахом. В XVII веке здесь жил Казимир Самуил Кушевич – историк, автор "Писем из Львова", важного источника исторических сведений о городе. Так что теперь понятно: на Площади рынке, в основном, были дома семьи Шольц и аптеки.

Дом №28 построен в 16 веке, и считается, что мало изменил свой облик за все это время. Построил его некий Пауль Ароматариус, но уже через несколько лет дом купил доктор Доминик Гепнер. Потом домом владели другие доктора, так что ее еще называли Докторской. В 18 веке во время ремонта соседней каменицы здание дало трещины, и его подперли контрфорсами.




Дом 29 – широкий, на 5 окон. Построен на месте двух старых зданий в 18 веке в стиле позднего классицизма. По легенде, для бесплатных работ привлекли пленных гайдамаков, приговоренных к казни. В 1802 году дом купил швейцарец Доменико Андреолли. Он знаменит тем, что открыл первую во Львове кондитерскую. Теперь их сотни; Львов – город невероятных кондитерских вкусностей. Кондитерская Андриоли находилась во дворе дома, через который проходил сквозной проход на улицу Театральную. Проход есть и сейчас, он называется «Пассаж Андреолли».
Дом 30 – Регулевская каменица, ее хозяином был Якоб Регула. В 18 веке дом почти полностью разобрали и на его месте построили новый.

А советское время здесь был магазин тканей.

31-я каменица бросается в глаза своим ажурным декором. Пожалуй, она самая красивая на площади. Первая была построена в 17 веке, как обычно на месте более старых зданий, но в начале ХХ фасад переделали в стиле арт-деко – так, по крайней мере, утверждают все путеводители. Я, если честно, была уверена, что это барочная постройка, такие пышные украшения на фасаде. В любом случае, живописный дом прекрасно вписался в ансамбль площади и радует своей красотой. На табличке указано, что это жилой дом, это одна из немногих камениц на площади, которая не имеет имени.



В книге львовского историка Францишека Яворского я нашла интересную историю, связанную с этим домом. Историк упоминает старое имя каменицы - Якубушевская.

В первой половине 17 века дом принадлежал трем совладелицам – вдовам Анне Лушковской и Анне Шварцевой и даме Нете Шимоновичевне. У купеческой вдовы Анны Лушковской была дочь, Ядвижка. Она была совсем юной, когда в 1634 году город посетил немолодой уже польский король Владислав Ваза. Говорят, король увидел Ядвижку, когда она смотрела на торжественную королевскую процессию въезда в город. Смотрела через окно этой самой каменицы. Монарх поймал ее взгляд и с первого взгляда влюбился в незнатную горожанку, и на глазах у всего города закрутился пламенный роман.



Владислав совсем потерял голову от страсти – он не отпускал от себя девушку ни на минуту, уплатил все долги ее матери (они достались семье после внезапной смерти неудачливого отца), и стал настаивать, чтобы юная любовница сопровождала его в Краков. И поехала же! Через 9 месяцев у парочки родился сын, потом еще двое детей. Всем детям король дал свою фамилию – Ваза. И тут Сейм стал бунтовать – ведь как известно, «жениться по любви не может ни один, ни один король». К слову, слова немудрёной песенки принадлежат французскому памфлетисту, и посвятил он их как раз любви Владислава и Ядвижки, так что любовники прославились на всю Европу.
Члены Сейма стали настаивать на браке короля с более подходящей дамой. Ею, в конечном итоге, стала Цицилия Рената Габсбург – умная, набожная, но очень некрасивая. Ядвижку выдали замуж и удалили от двора, но король продолжал тайно навещать свою пассию.

А вновь созданную монаршую семью преследовал рок – двое их детей умерли в детстве, сама Цицилия умерла третьими родами в 32 года. Люди шептались, что это все колдовские козни Ядвижки – она давно уже считалась ведьмой, ведь все помнили, как скромная львовяночка в одночасье свела с ума всесильного короля – не иначе напустила чары. Король, правда, повторно женился, но вскоре сам умер. Говорят, на руках у своей Ядвижки. Жаль, даже портрета прелестницы не сохранилось, зато сохранился вот этот дом, в котором он жила, пока ее не закрутил вихрь королевского романа.

Говорят, красивой и драматичной любви короля и львовянки посвящен барельеф «Амур и Психея» на фронтоне по ул.Краковская, 4.



А в начале ХХ века в этом доме располагался магазин алкоголя Бачевского. Юзеф Бачевский был знаменит в Польше тем, что делал лучшую и самую продаваемую водку – такой себе польский Смирнов. Семейный алкогольный бизнес велся Бачевскими еще с 18 века, завод находился здесь, во Львове. В него попала бомба в 1939 году во время военных действий, и на этом Львовский этап эпохи Бачевских закончился – бизнес переехал в Вену. К слову, похоронен Юзеф Бачевский на Лычаковском кладбище, в одном из самых красивых мавзолеев.

32 дом угловой, на углу с улицей Шевской. Когда-то дом принадлежал архитектору Пищемухе. Сейчас дом называется «каменица Циппера» – по имени одного из владельцев – ювелира и часовщика Абрахама Циппера, который в 1911 году перестроил крупное здание 1801 года (его в свое время поставили на месте 5 старых камениц) и открыл здесь универсальный магазин. Сейчас здесь заведение с громким названием «Правда» - театр пива.



А мы с вами переходим на северную сторону. Северная сторона наименее интересная на площади, она расположена между улицами Краковской и Печатной (№33 - №45) По данным архивных документов, все дома на этой стороне разрушены в 1765, разобраны и впоследствии перестроены.



Первая на углу 33я каменица. Вы не поверите, но в 1637 г. ею владел еще один аптекарь - Ян Кильяниста. В 18 веке дом перестроили, и он приобрел практически вот эти вот черты, как сейчас. Проектом руководил знаменитый немецкий архитектор Бернард Меретин – тот самый, который построил собор Святого Юра. И даже портрет его сохранился, вот. На углу дома можно видеть скульптуру забавного кентавра с кружкой в руке, и кафе, которое было на первом этаже называлось «Кентавр».

34 каменица очень скромная, много раз перестроеная. Первыми владельцами было семейство скорняков Авеншток, сейчас каменица носит их имя Авенштоковская. Как и соседние 35 и 36 каменица, была разобрана в 18 веке и полностью перестроена.

В 36 доме квартировал маршал Юзеф Понятовский, когда он жил во Львове и нес службу в австрийской армии. Юзеф был бравым воякой, он очень знаменит в Польше, ведь ему удалось дослужиться до маршала империи в наполеоновской армии. Правда, маршалом он пробыл всего 3 дня – сразу после присвоения ему звания он был ранен в бою под Лейпцигом и утонул в реке, случилось это в 1813 году. Понятовский был племянником последнего польского короля Станислава Августа Понятовского.

Уже пребывая в ссылке на острове Святой Елены, Наполеон писал о польском герое: «Настоящим королём Польши был Понятовский, он обладал для этого всеми титулами и всеми талантами… Это был благородный и храбрый человек, человек чести. Если бы мне удалась русская кампания, я сделал бы его королём поляков».

В конце 19 века здесь существовал магазин народной торговли – надписи на русском можно прочитать на старых фото. В самом конце 19 века был сделан вот этот портал – в нем угадываются черты модерна, мне он очень нравится.
Следующая, 37 каменица– Гросваеровская - тоже довольно поздняя. Ее построили на месте более старой в 18 веке, в 19 достроили 4-й этаж. Когда-то, в 17 веке участок и дом на нем принадлежали доктору Мартина Гросваеру, а потом на первом этаже была лавка суконной торговли армян Ангелкамов.

Каменица 38 – Вильчиков. Уже знакомая нам фамилия – помните страсти-мордасти, которые кипели вокруг Анны Вильчек, так вот в 17 веке ее семейство построило этот дом. Правда, в 19 веке его сильно перестроили, хоть кое-что сохранилось, например над воротами вмонтирована эмблема цеха портных с изображением ножниц ( XVIII в.).
Каменица 39 была построена в середине 17 века. По мнению некоторых исследователей, именно здесь находился королевский монетный двор, перенесенный сюда из Кракова во время 30-летней войны. В 19 веке здание радикально перестроили, ренессансный фасад превратился в псевдобарочный.

40-й дом – главное украшение этой стороны площади, так как на портале размещены очень выразительные скульптуры атлантов, поддерживающих балюстраду балкона. Они сделаны в стиле Пинзеля, немного смахивают на ребят с каменицы №3 и примерно в одно время с ними создавались. Эти атланты очень интеллигентные и даже сухощавые. В доме сохранились готические подвалы, но в целом здание перестроено в 18 веке.

Каменица 41
Была возведена в XVII в. на месте здания XV в. Известно, что в 17 веке дом принадлежал Львовскому цеху ювелиров. Главное украшение каменицы – забавный барочный маскарон в виде головы шута.

42 и 43 каменицы построены в 18 веке на месте обветшавших более старых. В 43ей еще в 18 веке было кафе Латиновичевои, в которой собирались в основном армяне - это был их своеобразный культурный центр. В доме жили армянские семьи Бернатовичи, Яхимовичи и Яновичей. 44 каменица была построена примерно в 17 веке и в 19 сильно перестроена.



45 угловая каменица довольно большая, так как ее перестроили из двух в самом начале 19 века. В доме сохранились древние подвальные помещения, также в начале ХХ века была обнаружена готическая арка в стене. В подъезде имеются красивые деревянные перила.

Ну вот, каменицы закончились.

Рассказ получился длинным, долгая такая прогулка в желтых ботинках. Но Львов того стоит!

Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Всем пока!
Tags: Львов, Львовская область, Украина, ренессанс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments