agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Category:
  • Mood:

Полтава: от крепостцы до губернского города (часть 1)




У меня новое видео на канале:



Кому не нравится мой голос, может почитать:

Наконец мы добрались до одного из любимейших моих городов.
Из Киева сюда добираться очень удобно – электричка "Интерсити" довезет вас менее чем за 3,5 часа. Одним днем можно сгонять туда и обратно.

Впервые я побывала здесь в 14-летнем возрасте, с папой на экскурсии, мы тогда отдыхали в санатории «Новые Санжары». Помню все смутно, но фоточки остались – у памятника возле вечного огня. С тех пор я люблю Полтаву. На мой вкус, это один из самых уютных и очаровательных городов Украины.



Даже не верится, что когда-то Полтаву ругали. В 1787 году французский посол, граф Луи-Филипп Сегюр писал "Полтава - небольшой городок, худо украшенный и мало населенный, не представляет вниманию ни одного замечательного здания". Похожим образом еще до этого высказался литератор Сумароков: "Полтава - бедный и маленький городишко, в котором нет ни правильных улиц, ни порядочных строений", а потом еще добавил князь Ю.В.Долгоруков: "Но сколько славен город (по историческим воспоминаниям), столько дурен в натуре».

Придется верить им на слово – изображений Полтавы того времени практически не сохранилось, и с тех пор город сильно изменился. Даже обидно, что в 18 веке городишко имел такой грустный вид, ведь история у него древняя, она не начинается с Полтавской битвы. Считается, что именно о Полтаве идет речь в Ипатьевской летописи 12 века: «Игорь Святославичь… поЂха противу Половцемъ и переЂха Въросколъ оу Лтавы…». Слова эти выбиты на памятном камне возле хаты Котляревского, установленном к 800-летию этого первого упоминания города (правда, никто меня не убедил, что в летописи речь идет не о здешней реке Лтаве, которую относительно недавно упрятали в трубы).

Археологические данные свидетельствуют, что поселение на месте Полтавы существовало гораздо раньше, примерно с 9 века, здесь жили представители славянского племени северян. Если вас интересует древняя история и археология, вам непременно нужно наведаться в Полтавский краеведческий музей – один из лучших в Украине и даже когда-то во всем Союзе. Я его впервые посетила еще во время той своей первой экскурсии и была в полнейшем восторге, с тех пор бывала здесь не однажды.



Упомянула Полтаву Ипатьевская летопись – и тишина на несколько столетий. Потом после большого перерыва, в 1430 году, «Олтава» упоминается грамоте князя Витовта, как селение, принадлежавшее Великому Княжеству Литовскому. Сообщается, что Олтава отдана была родоначальнику семьи Глинских князю Александру, и вроде бы он здесь и возвел первые укрепления – деревянно-земляные, скорее всего. Правда, потом все развалял Менгли-Гирей в 1482. Глинским городок принадлежал более 100 лет.

Один из Глинских, Михаил Львович, в 1508 году взбунтовался против власти Литвы и вынужден был бежать в Московию, где со временем приобрел большое влияние при дворе. Но в результате придворных интриг в конечном итоге он был заключен в темницу по приказу своей племянницей Еленой Глинской, где, вероятно, был убит в 1524. Елена в то время была регентшей при своем малолетнем сыне Иване, будущем царе Иване Грозном.

Со временем Полтавские земли отошли Речи Посполитой.

Помимо местных крестьян, примерно с 16 века здесь селились и поляки-переселенцы из Мозовии, мазуры. Сохранилось название – Мазурский яр – тот самый, который лежит ниже Белой Беседки, его частично засыпали в 19 веке. Там же рядом есть еще Панский Яр.



В самом начале 17 века на Ивановой горе (там, где теперь Беседка) польским коронным гетманом Станиславом Конецпольским была возведена деревянная крепостца; понятное дело, она просуществовала недолго, такие штуки в те неспокойные времена разметывали на раз-два. Примерно в тот же период в документах впервые Полтава уже упоминается как город. А вскоре и Магдебургское право дали!

Новый виток истории Полтавы – времена Гетманщины. Во время восстания Хмельницкого осенью 1648 года был сформирован первый казачий полк с семи сотнями в составе: тремя Полтавскими, Багацкой, Балаклейской, Борковской и Кобеляцкой. По реестру 1649 года в полку было уже 19 сотен и 2970 казаков.

Первым полковником был Мартын Пушкарь. Иногда пишут, что Иван Искра, но это не верно, на момент создания полка Искра всего лишь состоял в старшине. И это не тот Искра, которого Петр казнил за заговор против Мазепы, а его отец. Пушкарь знаменит тем, что после смерти Хмельницкого возглавил оппозицию против про-польского гетмана Выговского, это было очень тяжелое для украинских земель время, не зря его потом назвали Руиной. В ходе гражданской войны между право- и левобережными казаками Полтава сильно пострадала. Правда, на историческом облике ее это не особо отразилось – облика как такового не было – обычные хаты; одни сожгли – другие построили.



Сказать по правде, городок Полтава до начала 19 века мало отличался от села, чуть побольше только.

Численность населения города тогда составляла примерно 3 000 человек. Состоянием на 1684 году в Полтаве было 5 церквей, все деревянные; похоже, каменных построек тогда вообще не было.

По инициативе полковника Пушкаря, Ивана Искры и Ивана Крамаря был основан Кресто-Воздвиженский монастырь, он по сути является полковым. Это тот самый, который виден слева на холме, когда вы любуетесь панорамой, стоя на смотровой площадке возле Белой беседки – зрелище, к слову, незабываемое, особенно на закате.

Основан монастырь в 1650 году, сразу после создания Полтавского полка, он стал самым южным из полковых монастырей Гетманщины. Первый комплекс был деревянным, средства на его постройку выделила казацкая старшина, часть денег собрали остальные горожане. Первым настоятелем стал игумен Калистрат, выходец из Мгарского монастыря – того самого, что видно из окна поезда на подъездах к Полтаве.



Я много раз бывала в Полтаве в командировках и смотрела на монастырь на отдаленной возвышенности, как Алиса на запретный сад. Каждый раз давала себе слово обязательно сюда наведаться. И в последнюю поездку я выполнила обещание – спланировала путешествие так, чтобы после командировки остаться в городе еще на субботу и уже погулять по Полтаве всласть. И конечно, первым делом пошла в монастырь. Пешком.

Путь к монастырской горе очень живописный – дорога к белым храмам на возвышении лежит через Задыхальный яр, по мосту через огибающий частный сектор ручей Полтавка. Его еще называют Тарапунька. Сценический псевдоним известного в прошлом украинского комика – не совпадение, Юрий Тимошенко, он же Тарапунька был уроженцем Полтавы. Потом еще нужно пройти под ж/д мостом через арку, если повезет, над вашей головой прогрохочет поезд.
Подъем на гору по ступенькам даже символичный какой-то – непростой и тернистый путь к храму; не зря яр называется Задыхальным. Если вы слабы здоровьем, и вправду будете немножко задыхаться, я, например, сопела, как старый пекинес.



Покрытие и ступени хорошие, но при подъеме на холм дорога петляет, образуя настоящий серпантин. Его в шутку называют «Тещин язык» или «Малая военно-грузинская дорога». Лучше идти по дороге, она приведет вас к воротам монастыря. По красивой лестнице не поднимайтесь, проверено – эта калитка закрыта, мне пришлось обходить вдоль стены, благо, что это можно сделать; я боялась, что наткнусь на какие-то заросли и обрыв и придется возвращаться и обходить.

Со временем монастырь оброс посадом – у подножия холма селились монастырские крестьяне, этот район называется красноречиво – Кривохатки. Видимо, не очень это была богатая публика. Сейчас это вполне опрятный район частного сектора в районе ул. Монастырской. Встречаются довольно симпатичный домики, есть даже занятные образцы старой деревянной архитектуры, как вот этот особнячок с резными наличниками – в наших краях подобное - редкость.

По легенде, перед Полтавской битвой шведский король Карл с колокольни монастыря осматривал окрестности, так вот явно не с этой колокольни, ее еще в помине не было, построили ее почти через 80 лет после сражения. Возможно, Карл лазил на старую деревянную колокольню, наверняка она уже существовала, либо поднимался на недостроенный тогда еще собор. Историки не исключают, что где-то здесь Карл и получил ранение в ногу – известно, что к месту сражения под Полтавой его доставили на носилках.



Каменные постройки в монастыре начали возводить в конце 17 века; первым стал, конечно, главный собор – Кресто-Воздвиженский. Большую сумму на его строительство пожертвовал судья Василий Кочубей, вот его как раз Петр из-за Мазепы потом и казнил, и собор достраивал сын судьи, полковник Василий Васильевич Кочубей. Собор выстроили в стиле украинского (или казацкого) барокко, он довольно большой, почти квадратный в плане. Все фасады одинаково нарядные, и не скажешь, какой из них главный. Большая редкость – это один из немногочисленных из сохранившихся семиглавых храмов в Украине. Здесь был очень красивый резной иконостас, выполненный в 1730-х годах, но придурки его уничтожили в 1931 году. Слава богу, хоть сам собор не тронули.

Вторым каменным храмом монастыря стала Троицкая церковь, построенная в 1750 году, изначально очень красивая. Она была разрушена во время Второй мировой, но потом восстановлена.

Третий совсем небольшой храмчик – Семеона Богоприимца. Его история трагична и возвышена одновременно. В 1886 году через Полтаву проезжал иркутский купец Иннокентий Котельников. Он вез на лечение в Крым больного туберкулезом единственного сына Семена. В Полтаве мальчик совсем разболелся, его свозили в монастырь, но молитвы не помогли – мальчик умер. Перед смертью он пожелал быть погребенным именно в Кресто-Воздвиженском монастыре – уж больно ему здесь понравилось. Отец не только выполнил его волю, но и решил остаться в живописном украинском городе навсегда. Купец Котельников стал постоянным жертвователем обители, именно на его средства была возведена в 1887 году Семеоновская церковь, позднее – новый игуменский корпус. За щедрость со временем его удостоили звания почетного гражданина города. Купца похоронили рядом с сыном, когда он умер в 1902 году.

А вот на могилы их посмотреть нельзя – монастырский некрополь был уничтожен богоборцами после революции. Каменные надгробия растащили, плиты использовали для мощения дорог, кости разбросали по округе. В 1990-х обнаружили несколько старых надгробий, их использовали для создания мемориала при входе в монастырь. Сейчас монастырь женский (изначально он был, естественно, мужской), и служительницы, как это часто встречается, не очень дружелюбные – я слышала, как они без всякого христианского снисхождения отчитывали мирян, прибывших на крестины; не добрые такие дамы. Зато здесь очень вкусная собственная выпечка, можно купить в монастырской лавке.

Когда-то при монастыре было открыто первое полтавское учебное учреждение. Школа певчих на 10 мальчиков постепенно стала духовным классом, а потом Полтавской духовной семинарией, основал ее архиепископ Евгений Булгарис. Последний гетман Кирилл Разумовский подарил семинарии в 1778 году небольшое здание возле Спасской церкви. В 1780-89 годах здесь учился полтавчанин Иван Котляревский, по сути, родоначальник украинской литературы, автор бессмертной и ужасно смешной «Энеиды». Полтавскую семинарию заканчивал отец Николая Васильевича Гоголя, Василий Гоголь-Яновский и поэт Николай Гнедич. 6 лет здесь учился Симон Петлюра (его из семинарии исключили) и даже Николай Щорс 4 года.

Ну, а нам пора спускаться с монастырского холма и возвращаться в центр города.

Для многих городов расцвет начинается после какого-то важного события (ну там, нефть нашли в округе, например). Решающим историческим событием для Полтавы стала Полтавская битва в 1709 году, в которой войска российского царя Петра Первого разбили шведскую армию. Интересно, что в качестве своего бивуака король Карл Второй выбрал упомянутый Кресто-Воздвиженский монастырь. Скорее всего потому, что именно здесь были единственные каменные постройки в городе, да и вообще приличные постройки, пригодные для жилья.

Битва не стала окончательной в Северной Войне, это была только середина войны, но фактически это было последнее сражение на территории земель, принадлежавших Российскому царству, и победа была очень важна для Московского престола.



Надо понимать, что война не была разборками в песочнице между двумя эксцентричными государями. Она продолжалась долгий 21 год, и помимо Швеции и России вовлечено в нее было пол-Европы: Польша, Саксония, Дания с Норвегией, Пруссия, Голландия и Англия, да еще Турция в придачу. Последствия войны драматически отразились на судьбе многих стран; изменился политический строй в могущественной Швеции и фактически была создана Российская Империя. Представляете? И вся эта грохочущая битва гигантов прокатилась рядом с маленькой скромной Полтавой.

Я не буду подробно распространяться о Полтавской битве, это все-таки «девачковый» видео-канал. Скажу только, что при численном перевесе русской армии, большую роль сыграло еще и удачное место, выбранное для битвы. Рядом была полоса леса, что не позволило шведам развернуть фланги, и заранее построенные русскими редуты значительно осадили напор полков Карла. Как выглядели редуты, можно посмотреть и сейчас, их реконструкции можно видеть на поле Полтавской битвы.

 Редуты реконструированные, на месте реальных сейчас установлены 10 памятных гранитных обелисков.
А вообще это печальное место. Так уж сложилась история, что не совсем ясно, как теперь делить боевую славу, какие слова осторожно подбирать. Несомненно одно – здесь погибла уймища людей. Кто-то таким образом окна куда-то рубил, кому-то просто дома не сиделось, искал славы и европейского господства, а в землю, как обычно, легли сотни и тысячи простых солдатиков, чьих-то сыновей и мужей. Вечная им память всем.

На месте Полтавской битвы был насыпан курган, с крестом, который долго называли Шведской могилой. Он есть и сейчас, и Шведской могилой называется проходящая здесь улица.



На этом месте в 1852 году архитектором Иосифом Шарлеманем заложена Сампсониевская церковь - очень красивая и нарядная, похожая на парусник, какая-то совсем не скорбная. Освящена она в честь Сампсония Странноприимца, в день памятования которого состоялась Полтавская битва. Удивительно, но это был не казенный заказ. Храм возвели на средства черниговского помещика Иосифа Степановича Судиенко, пожертвовавшего на постройку 100 тысяч рублей. Освятили церковь в 1856, и изначально она выглядела совсем по-другому.

Первая перестройка была произведена в 1890, храм существенно расширили, а в 1909, к 200-летию Битвы, ее еще раз существенно перестроили. Появилась колокольня, сильно изменился наружный декор. Нарядно украсили мозаиками и заново расписали интерьер. На фасаде появились росписи с фигурами святых и конным изображением Петра Первого.

Вы не поверите, но и этот храм не смогли обойти стороной воинствующие атеисты-революционЭры. В 1930 храм закрыли, колокольню разобрали, картину с фигурой Петра демонтировали и куда-то уперли. В храме аж до 1988 года было складское помещение, кровля подтекала, стенные росписи местами совсем раскисли. В 1988 была наконец-то произведена реставрация, а церкви здание вернули только в 1993 году. А в «нулевых» восстановили колокольню.
Рядом здание музея Полтавской битвы и памятник Петру в натуральный рост. Снизу он выглядит довольно компактным, а на самом деле у самодержца рост был 2 м 4 см. Помню, это рассказывали во время экскурсии, на которой я была 33 года назад. Изначально скульптура работы Генриха Адамсона украшала вестибюль Кадетского корпуса, ведь он носил имя Петра, но после революции ее перенесли во двор Краеведческого музея. Во время войны памятник провалялся на заднем дворе музея, прикрытый грудами мусора, и это спасло его – если бы немцы нашли его, непременно вывезли бы в Германию, как и многие другие предметы искусства. Теперь он стоит здесь.



Музей истории Полтавской Битвы открыт по инициативе преподавателя истории Полтавского кадетского корпуса Ивана Францевича Павловского В 1909 году. В музейный комплекс входит вот этот самый курган, здание музея, памятник Петру, Сампсониевская церковь, памятники павшим шведам, воздвигнутые русскими и шведами, братская могила русских солдат, памятник на месте переправы через Ворсклу, памятный знак на месте командного пункта Петра I. К музею-заповеднику относятся все монументы и памятные знаки в честь Полтавской битвы и в самом городе.
Само поле битвы – своего рода музей под открытым небом. Оно лежит чуть в стороне от города. Перед сражением кое-какие укрепления были возведены и в самой Полтаве. Неподалеку от Солнечного парка, примерно там, где сейчас стоит памятник Погибшим казакам, находился Малый перекот – земляное укрепление. Полтавская крепость существовала еще до Северной войны, укрепления здесь были еще во времена Гетманщины, возможно, подновили то, что настроил еще Конецпольский.

В 1724 году в Полтаву прибыл военный инспектор инженер Деколонга. Он осмотрел основательно осевшие укрепления и описал их. Было принято решение подновить крепость. Работы закончили в 1730 году. Крепость имела высокие земляные валы с частоколом, земляные бастионы, сухой ров и восемь башен. Через несколько десятилетий крепость опять обветшала (не особенно ею пользовались, если честно), и в 1805 году ее частично разобрали, а в 1817 снесли окончательно - валы срыли, рвы засыпали и на их месте проложили бульвары. Сейчас об укреплениях напоминает только деревянная башня-реконструкция. Я на нее залезла, естественно. А что, все лазят, а я не человек что ли? Тем более, вид отсюда открывается чудесный.

Вернемся к достославной битве. После победы русского войска в Полтаве несколько дней продолжалось празднование и чествование особо отличившихся в сражении. В городе была возведена временная триумфальная арка, на большом пустыре провели праздничное шествие-парад и вручение наград героям.
Победное сражение было настолько важно для русских, что Полтава стала восприниматься как некий символ, как город боевой славы. Начиная с Екатерины Второй, все императоры всероссийские обязательно посещали Полтаву, в основном чтобы принять участие в юбилейных торжествах в честь Полтавской битвы. Естественно, для торжеств городочек надо было в порядок привести. А привели не сразу.


Кукольный театр

Кое-какие каменные здания на то время в городе все-таки были. В основном, храмы.
В 1748 году, по инициативе казацкой старшины и горожан на месте старой деревянной церкви (ее, к слову, подарили одному полтавскому селу) решено было возводить большой соборный храм из камня в честь Святого Успения. В 1748 году заключили договор с с архитектором из Новой Сербии Стефаном Стабанским. Большую часть денег на постройку пожертвовал полковник Андрей Горленко.

Провинциальная неспешность и нехватка средств не позволили быстро завершить проект, строительство затянулось аж до 1770 года – на 22 долгих года. Зато собор в стиле украинского барокко получился красивым, крупным и величественным - 32 метра в длину и 17 метров в ширину. Через 10 лет его перестроили – надстроили еще куполов, он стал пятиглавым. Колокольню возводили тоже долго – начали в 1774, закончили аж в 1801. Зато она уцелела, в отличие от самого храма, который в 1934 снесли придурошные большевики. А в нем, судя по описанию, было пять приделов и 4-х яростный иконостас, что совсем уж диковинка – обычно количество ярусов нечетное.




Сейчас Успенский собор реконструирован, точнее, возведен заново (не совсем аутентично, но довольно эффектно, как на мой невзыскательный вкус), но до сих пор не освещен. Даже по старым фотографиям плохого качества видно, что современный храм довольно сильно отличается от первоначального – в том было больше черт классицизма.
Со временем в городе стали строить все больше зданий из кирпича, поэтому в Полтаве появилось сразу несколько кирпичных заводов и лесопилок. Это дало первый толчок развитию будущей промышленности. А вообще регион, в основном, был аграрным.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Tags: Полтава, Полтавская область, Украина, крепости, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment