agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Черновцы: Театральная площадь и площадь Филармонии, улица Панская.


Итак, история Черновцов и достопримечательности города. Продолжение, начало было ЗДЕСЬ.

Напоминаю, все это можно посмотреть на видео:



Кто не хочет смотреть, продолжает читать:

Мы с Вами уже побывали на Турецкой площади, Площади Рынке и площади Креста, но это еще далеко не все Черновцы.

От Главной площади отходит широкая чистая улица - излюбленное место прогулок и посиделок в кафешках - улица Кобылянской, которая когда-то называлась Панской. Сейчас она пешеходная.

На этом месте когда-то были болотистые заросли, куда горожане ходили охотится на уток. Потом вдруг стало модным разводить шелкопряда, и место, где сейчас стоит Святодуховский собор, засадили шелковицей. По легенде, приступая к застройке площади и улицы Панской строителям пришлось изрядно потрудится, вырубая старые деревья и выкорчевывая пни.



Все дома на улице – памятники архитектуры и/или истории, красивы до онемения просто, большинство построено в стиле эклектики или модерна, причем модерны есть очень живописные, со всей полагающейся атрибутикой. Здесь много кафе и ресторанов, причём некоторые – на тех местах, где были кафе и рестораны еще при австрияках – например, популярное некогда кафе «Европа» в угловом доме под номером 5 . Когда-то здесь находились самые фешенебельные магазины мужской и женской одежды и обуви (даже магазин обуви «Саламандра» был, еще в 1914 году открылся), а также кондитерские, пекарни, магазины мебели и т.п. Часть домов строились как доходные многоквартирники, но встречаются и особняки. Например, одноэтажный особняк Аби Штайнера, родоначальника промышленности на Буковине, пивного короля. Есть здесь и казенные конторы – например, управление железных дорог, построенное в 1912 году.


Немецкий дом

Самая ранняя постройка – вроде бы угловой дом-полуротонда с колоннадою, возведенный аж в 1858 году. Он много раз перестраивался, но фасад сохранился неизменным, черновчане называют его «угловой дом со столбами». Когда-то здание было украшено скульптурами, но их сбили при Хрущове.



Как явствует даже из названия, улица стала самой респектабельной, на ней селились одни богачи. Если вы услышите популярную местную байку о том, что когда-то дворники мыли мостовую мылом и подметали ее букетами роз, а полицейские могли не пустить сюда нерях с грязной обувью, то это будет касаться скорее всего именно Панской улицы. К слову, в городе даже есть небольшой памятничек этим самым веникам из роз – в цоколе Художественного музея: рука с букетом, склоненным на тротуар, и рядом – дворницкий плащ.

Здесь расположен один из крупнейших храмов Черновцов – Кафедральный собор святого Духа. Его заложили в 1844 году, а освятили только через 20 лет в 1864 году. Автор проекта – все тот же архитектор Адольф Марин, участвовавший в планировке новых улиц города и спроектировавших много важных для города зданий и парков (ратушу, гимназию, ботанический сад и т.д.). Храм крупный, красивый, но чуть скучноватый – классицизм, что сделаешь. Читала, что проект собора подарили митрополиту Евгению Гакману во время его паломничества в Троице-Сергиеву лавру, и это был один из проектов конкурса на строительство Исаакиевского собора в Питере. В 1960х годах коммуняки собор закрыли, смыли росписи нижних ярусов и сделали здесь склад, правда, потом тут музей был. Говорят, возродили храм по инициативе Раисы Горбачевой. Оказывается, она часто бывала на Буковине – ездила лечиться к травнице в Вижницу.



До недавнего времени собор был выкрашен в немыслимый цвет парнасской розы, но недавно собор ремонтировали, и стены приобрели в более традиционный цвет.





Самые занятные здания на улице Кобылянской-Панской – это народные дома. Я уже говорила, что в Черновцах проживали самые разные национальные группы. Понятное дело, они старались держаться вместе, собирались периодически, обсуждали общинные проблемы, организовывали фестивали и концерты, ставили национальные спектакли и т.п. И в Черновцах укрепилась традиция создания национальных домов – своего рода клубы землячеств. Украинский (или «руський») народный дом был построен рядом с армянским собором в 1880-х годах, при нем существовала бурса для мальчиков. На Панской улице их было целых два – Польский и Немецкий.



Поляков в начале ХХ века в Черновцах проживало до 50 000 тысяч – огромная толпа! Понятное дело, нужно было приличное помещение для встреч. Поначалу существовала небольшая польская читальня, собирались там, но со временем она стала тесной, поляки взяли ссуду и купили большой дом на Панской, 40. В 1905 году здание было отремонтировано и перестроено под руководством архитектора Франца Скаврона в новых формах (очень странных, к слову, но нарядных – какие-то барочные элементы улавливаются местами). В здание есть большой зал для собраний и концертов. В Советское время землячество ликвидировали, но сейчас здесь возобновлен Центр польской культуры имени Мицкевича, правда часть дома занимают музыкальная школа и отель. Внутренний двор дома весьма занятный, с традиционными рядами балконов. Обшарпанный, правда, только.


Польский дом


Второй дом, еще более интересный – Немецкий дом. Это северный модерн, очень эффектная стилизация под народную немецкую архитектуры – такой себе гигантский фахверк. Здание очень необычное, нигде не видела подобного. К слову, соседний дом №51 в советское время имел один общий зрительный зал с Немецким домом, здесь долго находился кинотеатр «Украина», пока не сгорел.

Не поленитесь зайдите во внутренний дворик Немецкого дома – он тоже презанятный. К слову, не ленитесь позаглядывать в арки и походить по внутренним дворикам – на Кобылянской встречаются очень красивые и уютны, я, к сожалению, прочитала об этом в Интернете, уже вернувшись домой. Ну, ничего, будет повод еще раз вернуться.
На ул. Кобылянской многие дома перестраивались, поэтому вы можете видеть здесь конструктивизм - это постройки 1930-х годов. Но есть те, которые практически не изменились. Например, дом 38 и дом 21.

В красивом доме №14 с нарядной кирпичной кладкой долгое время существовал кинотеатр под разными названиями, он и сейчас есть, «Кинопалац» называется. А у дома №29 сейчас приятная и волнительная функция – это «Дворец торжественных событий», а раньше домом владел господин Розенцвайг. Его фамилия означает «ветвь розы» - это очень символично, ведь и теперь дом связан с розами – видите, молодоженов осыпают их лепестками.

Приятно, что на пешеходной улице можно не только ходить и тратить деньги в кафешках и сувенирных лавках– здесь много скамеечек, можно просто посидеть и понаблюдать за прохожими. Но нам пора отправляться дальше.
Здесь можно долго бродить, ведь ул. Кобылянской – одна из самых длинных пешеходных улиц страны – 737 метров. Побродили? Ну, идем дальше.

Еще одна знаменитая площадь Черновцов – площадь Филармонии. Когда-то она называлась Мучной, так как здесь торговали мукой, и никаким высоким искусством здесь не пахло. Ныне доминирующее здание – филармония, бывший Дом музыкального общества. Это общество было создано горожанами в 1862 году, в 1876 году начали строить это вот здание. В зале дома Музыкального общества выступало много знаменитостей, публики обычно набивалось до потолка. В Черновцах даже когда-то концертировал Фернц Лист, в 1847 году, правда, не в этом здании, а в концертном зале отеля «Молдавия». Его приезд не менее памятен в Черновцах, чем приезд последнего правящего Габсбурга. Сейчас здание отеля перестроено, находится по адресу Главная 14.


Филармония

Музыку в Черновцах любили всегда, это на редкость музыкальный край. В Черновцах даже существует своя «аллея звезд», и многие из них посвящены певцам и музыкантам. Добавлю, что украинская эстрада по большому счету начиналась в Черновцах, достаточно перечислить уроженцев Черновицкой области: Назарий Яремчук, София Ротару, Иво Бобул, Лилия Сандулесу, Дмитрий Гнатюк, Ани Лорак, Ян Табачник. Николай Мозговой родился не здесь, но заканчивал Черновецкое музыкальное училище, также в Черновцах был создан знаменитый на весь Союз ансамбль «Червона Рута».


Отель "Бристоль"

Здесь расположено еще одно здание в стиле модерн, роскошное, богато декорированное, с башней-эркером. Это отель «Бристоль». Отель построили в 1906 году по заказу горожан Макса Мейснера и Йозефа Ландау, в отеле было 57 комнат. Здесь был установлен первый в Черновцах лифт. Вокруг него ходит много легенд и анекдотов. Один из самых забавных, якобы в отеле был специальный черных ход, по которому с другой улицы в отель могли попасть «жрицы любви», чтобы не дай бог не замарать репутацию сановных гостей. По другой легенде в отеле несколько номеров снимали сами путаны, причем самые дорогие в городе – это был полуофициальный бордель. Здесь гетеры принимали клиентов, и якобы именно для этого построили подземный ход.


Мучная площадь

Пыталась разыскать информацию, а был ли вообще этот ход, но ничего не нашла. В цокольном этаже находился ресторан, где гуляли упомянутые дамы и их клиенты. А сейчас все очень прозаично – тут расположилась демократичная «Картопляна хата», а над ней – общежитие медицинского института, хотя вывеска «Хотел Бристоль» сохранилась. На площади в летнее время журчат фонтаны и расставлены столики летних кафе.

А мы перемещаемся на Театральную площадь – место невероятно красивое и в то же время какое-то уютное. Здесь собраны постройки очень разных стилей, но все продумано так, что они не только не мешают друг другу, но и дополняют, подчеркивая красоту один другого.



Название площадь получила из-за оперного театра. Это прекрасное здание в стиле нео-барокко построено в 1905 году. До этого в Черновцах существовал старый театр – деревянный, построенный в 1878 году. Находился он в совсем другом месте, на перекрестке ул. Школьной и Турецкой. За пару десятилетий здание обветшало, а тут еще в 1903 году произошел чудовищный пожар в Чикагском театре «Ирокез», во время которого погибло более 600 человек. Это вызвало большой резонанс не только за океаном, но и по всей Европе, сознательные градоначальники (как в Черновцах) стали закрывать «пожароопасные» театры, а более новые начали перестраивать и снабжать новейшими системами противопожарной безопасности. Черновицкий деревянный театр срочно закрыли и стали проектировать новый.



Довольно долго выбирали место – предлагалась Соборная площадь, сквер перед Кафедральным собором и площадь Филармонии. Вполне подходил и пустырь с военными складами, но он принадлежал военному ведомству. Остановились все-таки на пустыре, правда с военными пришлось долго торговаться.

Проект разработало бюро венских архитекторов Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера. Очень похожие театры они возвели в немецком Фюрте и в Будапеште. Вообще, если вы где-то в Европе видите красивый оперный театр – процентов 90 вероятности, что их построили Фельнер и Гельмер – всего их было возведено 48! К слову, Одесский оперный театр – тоже их работа, там только местные чуток поправили проект. Мне посчастливилось как-то жить пару дней в детище Фельнера и Гельмана – в отеле «Жорж» во Львове, они не только театры строили.

Фирма австрияков имела отменную репутацию не только потому, что создавала очень красивые здания. Они строили в точно оговоренные сроки, относительно недорого и очень честно. Если им удавалось сэкономить деньги на строительстве, они возвращали их заказчикам. Вы такое вообще слышали?! Фельнер и Гельман имели один универсальный проект театра. Приступая к работе над новой постройкой, они приезжали на место, осматривали его и уже под это место разрабатывали проект-адаптацию на основании базового. Известно, что в Черновцы приезжал Фельнер.

Театр выглядит довольно компактным, но он вытянут вдоль. Портал украшает скульптура Мельпомены, над входом горельеф с Аполлоном в окружении муз. Перед фасадом установлен памятник Кобылянской – сейчас театр носит ее имя. Скульптор писательницу «усадил», чтобы памятник не выглядел слишком пафосно, не тянул на себя внимание и не диссонировал с барочным фасадом. Над окнами фасада установлены бюсты Вагнера и Шекспира, на боковых фасадах фигурируют другие персонажи, включая Пушкина.

Посередине площади разбит розарий.

Не верится, что еще в 1800 году здесь был лес, сохранились даже документы, в которых регламентируется облава на местных волков. Потом лес вырубили, но розы пока не садили – были здесь загоны для скота, кирпичные склады, потом военные склады (в то время настроили несколько более-менее стационарных сооружений), конюшни, а потом рынок, сначала зерновой, потом фруктовый, поэтому и площадь называлась Зерновой, а позднее Фруктовой. Существовал здесь и рыбный рынок, и площадь одно время называлась Рыбной - Фишплац. И хотя площадь до 1818 называлась Елизабетплац – в честь императрицы Сиси, а потом, до 1940 – площадь Александри – в честь румынского писателя Василе Александри, многие местные ее по привычке продолжали называть Рыбной, хотя по документам до переименования в Елизаветинскую она значилась, как Зерновая.

Новую планировку произвели в 1893 году, т.е. всего 125 лет назад. А застройку начали и вовсе в 1897. На то время посреди площади был пустырь, на котором крутились торговцы, военный склад и пожарная часть неподалеку (на современной улице Леси Украинки, где сейчас музей пожарной охраны).

Первое каменное здание, которое построили в районе нынешней площади в 1855 году – еврейско-немецкая школа на перекрестке улиц Штейнбарга и Университетской, оно немного смахивает на синагогу.

Потом уже построили театр и одновременно – Дворец Юстиции. Это очень красивое 4-х этажное здание, которое занимает почти целый квартал, в нем сейчас находится Обл.совет. Оно стоит чуть в стороне от площади, за Мед. Университетом на улице Грушевского. Здание облицовано красноватой, желтой и зеленой поливной плиткой, особо красиво смотрятся майоликовые панно с ирисами. Как и в ратуше, тут помимо казенных контор и залов располагались шесть квартир для судебных чиновников высшего ранга. Сооружение имело 4 входа, 144 комнаты и залы и обогревалось 6 огромными котлами. Дворец юстиции освятили в 1906 во время торжественной церемонии, проведенной сначала по православному, затем по католическому обряду. По сей день вход в здание украшают два грозных имперских льва.



Еще одно огромное здание – нынешний корпус мед. Университета, изначально – Торговая палата, слева от театра. Ее построили в 1909 году. Планировалось потратить на постройку 440 000 крон, но при закладке фундамента в 1907 году обнаружилось, что особенности грунтов и залегания грунтовых вод не позволяют воспользоваться первоначальным проектом. Потребовались доработки и дополнительные затраты, в итоге стройка обошлась почти в 608 000 крон. Но 4-хэтажное здание, украшенное скульптурами, рельефами и мозаичными гербами промышленных корпораций, в конечном итоге удалось на славу. На первом этаже со временем открыли ставшее очень популярным кафе «Кайзер». Из-за больших размеров комплекса и густой зелени деревьев на сразу бросается в глаза, что Торгово-промышленная палата по бокам фланкируется двумя одинаковыми зданиями-близнецами.



Изначально на площади планировалось возвести еще одно, даже более крупное здание для Буковинского сейма, даже проект его сохранился, но дискуссия о целесообразности постройки затянулась, потом все-таки решили, что такая циклопическая постройка будет уродовать площадь, и от идеи отказались. Сейм никуда не делся, с 1875 года краевая палата Сейма располагалась по ул. Шептицкого, 10. Кстати, и улица тогда называлась Краевой Палаты.
Еще одна жемчужина архитектуры Театральной площади – нынешний Дворец культуры, который был построен как Еврейский народный дом. Здание привлекает внимание неприлично пышным декором и четырьмя фигурами атлантов над порталом, создал их скульптор Оскар Черни.



На первый взгляд, в оформлении фасада нет ничего еврейского – обычная эклектика, немного пафосная. Но если присмотреться, можно заметить сочетания западных архитектурных элементов с типично восточными, и тогда понятным становится, что могучие атланты несут на плечах Ковчег Завета. Ранее присутствовала и другая иудейская символика – на шпиле здания была шестиконечная звезда Маген-Довид, звезды были в решетках лестниц внутри, на фасаде фигурировали надписи на немецком языке и на идиш, все это убрали во всякие нехорошие времена, сбили также Маген-Довид над входом и на картушах боковых фасадов. К слову, во внутреннем оформлении, говорят, больше восточного – мавританские элементы присутствуют в лепном оформлении стен и потолков.



Дом возвели по заказу еврейской общины города (на тот момент – самой многочисленной) в 1907 году. Проект разработали архитекторы Йозеф Шрайбер и Юлиус Бохнер. Шрайбер, кстати, непосредственно руководит строительством и оперного театра. В Еврейском доме на первом этаже находилось помещение для молитв, школа и что-то вроде ЗАГСа. На втором – залы для заседаний, конференц-зал, приемные и библиотека. Верхний этаж отдали под жилье, а в цоколе расположился кошерный ресторан с кегельбаном. Сейчас здесь областной Дом культуры, тут же базируется и Общество еврейской культуры. О еврейских Черновцах мы с вами поговорим во второй части.
Еще одно здание на площади – одно из моих любимых, хоть вы меня за это наверняка забросаете тапками. Ну простите, очень уж я люблю конструктивизм. А это именно конструктивизм – дом построен в 1938 году, это Народный румынский дом. Видите, уже четвертый народный дом мы изучаем. Хоть если уж совсем «по чесноку», здание смотрится в ансамбле площади, примерно, как нудист в Детском мире.



Румыны заполучили Черновцы в 1918, Буковина находилась в составе Румынии до 1940 года, а потом еще в 1941-44, во время фашистской оккупации.

Естественно, новым хозяевам захотелось тоже иметь свой новый народный дом. Я говорю «новый», потому что старый уже был – еще в 1897 году румынская община выкупила под него гостиницу «Вайс» на Площади Рынке, уже говорила про него. Строительство нового планировали начать еще в 1921, и стиль должен был быть совсем другим, но не хватило денег. Дошли руки (и нашлись деньги) только в 1935, проект заказали румыну Хории Крянге. Он показал заказчикам вот это, они деликатно намекнули, что хорошо бы чуток переделать – не вписывается никуда. Не понятно как Крянге удалось воплотить в жизнь проект, почти его не переделав, чуть только ужаться пришлось из-за дефицита средств, планировалось достроить еще быть два крыла, но на них как обычно, денег не хватило.



Построили, значит, эту вот громадину, посмотрели и ужаснулись – громоздкой конструктивизм совсем «съел» театр; Опера теперь выглядела, как неприметный киоск. Но опытные градостроители того времени нашли остроумный способ, как примирить новаторство и старину. Площадь решено было несколько углубить. Новообразовавшиеся склоны засеяли газоном, по краям их пустили прогулочные дорожи, посередине разбили розарий.



Это рукотворное углубление-партер чуть размыло подавляющее влияние румынской новостройки, и театр «ожил». Теперь, на краю углубленной площади он стоял словно на возвышении, и это придало ему величия и монументальности.

А Румынский дом мне все же нравится. В советское время здесь был Дом офицеров, сейчас – магазины, офисы и помещения апелляционного суда. А еще общество Румынской культуры.

А нам время немного прерваться, сделаем передышку. Продолжение – во второй части. Не теряйтесь, в Черновцах еще много интересного.

Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки! Всем пока!
Tags: Украина, Черновицкая область, Черновцы, видео
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments